Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №9(14) Сентябрь, 2017

УДК 371.315

Дата публикации 30.09.2017

Перспективы развития просветительных институтов в условиях внедрения электронных форм учебников в образовательный процесс

Гайда Маргарита Геннадьевна
Студентка кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Н. Новгород
Мельникова Галина Тимофеевна
Магистрант Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, РФ, г.Нижний Новгород

Аннотация: В статье рассмотрены особенности и перспективы развития образовательной организации в условиях внедрения электронной формы учебников в информационно-образовательную среду образовательного учреждения.
Ключевые слова: перспективы развития образовательной организации, информационно-образовательная среда образовательной организации, электронная форма учебника

Prospects for the development of educational institutions in the conditions of introduction of electronic forms of textbooks in the educational process

Gaida Margarita Gennadievna
Student of the Department of Applied Informatics and Information Technologies in Education, Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, Russia, N. Novgorod
Melnikova Galina Timofeevna
Undergraduate Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: In the article the peculiarities and prospects of development of educational organizations in conditions of implementation of electronic forms of textbooks in the information educational environment of educational institution are regarded.
Keywords: prospects of development of educational organizations, informational-educational environment of educational institution, the electronic form of the textbook

Во времена информационного общества образовательные технологии и подходы к обучению претерпевают постоянные изменения. Данный процесс тесно связан с непрерывно увеличивающимся количеством образовательных продуктов. В соответствии с федеральным образовательным стандартом среднего общего образования под информационно-образовательной средой школы понимают  «комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, система современных педагогических технологий» [1].

Особое значение для образовательной организации имеет построение стратегии перспективного развития, где обязательным условием эффективности интеграции новаторских образовательных технологий в информационной образовательной среде считается концепция повышения квалификации и профессиональных компетенций преподавательского состава [2, 3].

Опыт инновационной работы средней школы учитывает особенности формирования и развития концепции образования в условиях стремительно развивающихся информационных технологий. Особое внимание уделяется процессу интеграции электронной формы учебника, рекомендованная к использованию в учебном процессе с 1 сентября 2015 года Министерством образования и науки Российской Федерации. «Электронная форма учебника представляет собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника» [4].  К преимуществам электронной формы учебника можно отнести удобную навигацию, наличие интерактивных объектов и системы оценивания заданий для самоконтроля.

В ходе апробации в средней школе электронных форм учебников преподавательским составом были обнаружены возможности, способствующие организации учебного процесса для каждого обучающегося, не зависимо от его местонахождения и состояния здоровья. Однако процесс внедрения электронных учебников претерпевает некоторые трудности, которые обусловлены недостаточным уровнем готовности и профессиональных компетенций педагогов для работы с новой формой образовательного продукта и слабой осведомленностью  родителей о возможностях и специфике взаимодействия  с электронными изданиями школьных учебников.

С целью решения вышеуказанных проблем, был разработан проект по интеграции электронной конфигурации учебников в информационно-образовательную среду  образовательного учреждения. Целью данного проекта было повышение производительности сотрудничества субъектов информационно-образовательной среды посредством интенсивного применения электронных учебников. Администрацией и преподавательским составом в ходе реализации данного проекта было разрешено несколько вопросов, направленных на увеличение мотивации учащихся, повышение квалификации и профессиональных компетенций педагогов, увеличение списка конфигураций и способов организации образовательного процесса, внедрение новых методик преподавание, направленных на модернизацию образования.

Ключевая роль в процессе внедрения электронных учебников в образовательную среду отводится администрации школы, которая возлагает на себя ответственность за принятие решений и своевременное предоставление требуемых ресурсов, определяет этапы внедрения и использования нового образовательного продукта.

Не менее  важная роль отводится педагогическому составу школы. К функциям преподавателей относится решение профессиональных задач на основе полученных высокотехнологичных знаний и практического навыков.

Трансформация к концепции работы с электронными учебниками увеличивает возможности учащихся и преподавателей в организации углубленного изучения предмета с учетом индивидуальных особенностей в освоении школьной программы обучающимся.


Список литературы

1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 20.09.2017).
2. Канянина Т.И. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном школьном образовании //Нижегородское образование. 2009. № 4. С. 11-20.
3. Гайда М.Г., Мельникова Г.Т. Электронное и дистанционное обучение. // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2017. — № 7. — С. 16-20
4. Шевцова Л.А., Лескина И.Н., Степанова С.Ю. Электронная форма учебника – новый компонент информационно-образовательной среды современной школы // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. - № 51(5). с.456-464.
5. Лескина И.Н. Особенности интеграции электронной формы учебников в информационно-образовательную среду образовательной организации Нижегородской области //Нижегородское образование. – Н. Новгород, 2017. - № 1.

Расскажите о нас своим друзьям: