Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №6 (23) Июнь, 2018

УДК 372.8

Дата публикации 30.06.2018

Интерактивные методы обучения на уроках осетинской литературы в средних классах

Кокаева Лариса Хаджумаровна
канд. пед. наук, доцент кафедры осетинской филологии, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, РСО-А, г. Владикавказ, l.kokaeva@mail.ru

Аннотация: Данная статья посвящена изучению путей повышения качества обучения осетинской литературе. Важным средством в решении данной задачи автор считает интерактивные методы обучения, так как они создают хорошие возможности для повышения учебной мотивации и развития публичной речи школьников, формирования их познавательных способностей и творческого мышления, навыков самостоятельной работы и анализа собственной деятельности. Они направлены и на развитие таких личностных качеств, как умение общаться, высказывать и доказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника. На конкретных примерах представлены возможности применения интерактивных методов обучения в образовательном процессе. При этом необходимым условием автор считает знание основных правил организации интерактивного обучения.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, проблемные вопросы, творческие задания, дискуссия, дебаты

Interactive methods of teaching at the lessons of Ossetian literature in the middle classes

Kokaeva Larisa Khadzhumarovna
kand. PED. D., associate Professor of the Department of Ossetian Philology, North Ossetian state pedagogical University Institute, RSO-A, Vladikavkaz

Abstract: This article is devoted to the study of ways to improve the quality of teaching Ossetian literature. The author considers interactive teaching methods to be an important tool in solving this problem, as they create good opportunities to increase the educational motivation and development of public speech of schoolchildren, the formation of their cognitive abilities and creative thinking, skills of independent work and analysis of their own activities. They are also aimed at developing such personal qualities as the ability to communicate, Express and prove your point of view, respect the opinion of the interlocutor. The possibilities of using interactive teaching methods in the educational process are presented on specific examples. At the same time, the author considers knowledge of the basic rules of interactive learning to be a necessary condition.
Keywords: interactive teaching methods, problem questions, creative tasks, discussion, debate

В рамках новых Федеральных государственных образовательных стандартов использование разнообразных форм и методов обучения приобретает еще большую значимость. Среди популярных сегодня инновационных технологий обучения можно назвать такие направления обучения, как проблемное, развивающее, дифференцированное, активное, интерактивное.

Интерактивное обучение представляет собой специальную форму организации учебной деятельности, повышает познавательный интерес и активизирует мыслительную деятельность школьников.

«Применение интерактивных методов обучения позволяет: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путём переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; учащимся проявлять свою индивидуальность в учебном процессе» [2, с. 4].

Использование интерактивных методов обучения на уроках осетинской литературы позволит решать такие задачи:

– активно включать каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;

– обучать навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, участвовать в дискуссии и диспуте);

– развивать навыки самостоятельной учебной деятельности (умения определять задачи, формировать навыки анализа художественного текста, давать объективную оценку героям произведений и т.д.).

Интерактивное обучение создает хорошие условия для интерпретации литературного произведения. На уроках осетинской литературы оно может быть представлено в виде процесса, построенного на взаимодействии ученика и учителя, в коллективном и групповом сотрудничестве, через освоение отношений «читатель  – автор – художественное произведение».

В обучении осетинской литературе эффективными могут быть проблемные вопросы.

Проблемные вопросы на уроке осетинской литературы в 6 классе по теме «Адæймаг рæсугъд æмæ хъæздыг у йæ удыхъæдæй, йæ зонд æмæ лæгдзинадæй» (Барахъты Гинойы новеллæ «Бæстырæсугъд»-мæ гæсгæ) могут быть сформулированы следующим образом:

– Адæймаджы цавæр миниуджытæн кодта аргъ Бæстырæсугъд?

– Раст уыди æви нæ?

– Чи басаста Бæстырæсугъды зæрдæ? Цæй руаджы?

– Цавæр уавæры уыд Афæхъо? Йæхи куыдæй равдыста?

– Цавæр бæрæггæнæнтæ ис адæймаджы хорз удыхъæдæн?

Проблемные вопросы позволяют обучающимся активно высказывать и отстаивать собственную точку зрения, создают условия для выполнения творческих заданий. 

Например, к творческим заданиям на уроках осетинской литературы можно отнести:

– при помощи устного словесного рисования проиллюстрировать лирическое стихотворение или художественный текст;

– найти в произведениях авторов 30-х годов ХХ века (Барон Боциев, Цыппу Хутинаев, Татари Епхиев, Коста Фарниев, Яков Хозиев, Нигер, Чермен Бегизов, Созрико Кулаев) проблемы, которые волнуют современных молодых людей, и подготовить вопросы для дискуссии;

– написать письмо писателю 20-х годов ХХ века (Арсен Коцоев, Цомак Гадиев, Александр Кубалов, Георгий Малиев, Гино Бараков и др.) с отзывом о его произведении;

– дописать текст художественного произведения (продолжить диалог Фатимы и Дзамболата из поэмы К. Л. Хетагурова «Фатима») и т.д.

Действенной формой интерактивного обучения является обучение в малых группах, где каждый имеет возможность проявить свои способности. Кроме того, «использование групповой и парной форм работы экономично во времени и создает атмосферу творческого сотрудничества, условия для межличностного общения в учебном процессе» [5, с. 28].

При изучении в 9 классе комедии Давида Короева «Æз нæ уыдтæн, гæды уыди» учащиеся по группам составляют портреты героев в сравнении с другими действующими лицами. Первая группа рассматривает Химана и Николая Петрича, вторая группа сравнивает Сахълауа, Калмана и Темырболата, третья анализирует взаимоотношения героя  Гуыцыра с окружающим обществом. В результате такой работы представители групп находят ответ на поставленные вопросы.

Работа в группах будет эффективной и на обобщающих уроках. В 9 классе, на обобщающем уроке по изучению драмы Елбыздыко Бритаева «Дыууæ хойы», группам учащихся предлагается задание – составить план к сочинению по теме «Асиат æмæ Хансиат – ирон сылгоймаджы ног типтæ». После отведенного для работы времени проходит конкурс составленных планов.

«Успех в проведении занятий достигается не отдельными методами и приемами, а их комплексом, методикой применения. Каждый из них эффективен лишь в правильно составленном комплексе» [4, с. 326]. Исходя из этого, задача учителя состоит в определении педагогической задачи применения того или иного метода,  выборе средств и приемов, а также оценке результатов обучения.

К интерактивным методам обучения относится дискуссия. В ходе участия в дискуссии у школьников формируются логическое мышление, навыки устной публичной речи, способности выделять проблему, а также повышается уверенность в себе. «Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других» [3, с. 202].

На уроке осетинской литературы в 7 классе, при изучении темы «Ничи бафидид мады лæггад» (Плиты Грисы æмдзæвгæ «Мад»-мæ гæсгæ) учитель организует дискуссию и ставит вопрос: «Алчи æххæст кæны йæ хæс ныййарæджы раз?»

В 9 классе при изучении темы: «Нæ фыдбылызты фыддæр» (Коцойты Арсены радзырд «Афтæ дæр вæййы»-мæ гæсгæ) для дискуссии учитель использует цитату: «Царды тыхджын тымыгъты алчи нæ фæразы. Æрмæстдæр æрдзæй фидар удыхъæд чи рахæссы, уый дзы рацæуы уæлахизæй». (Г. Бестауты)

Формированию навыков доказывать и аргументировать свою точку зрения будут способствовать и дебаты. Для их организации класс  следует поделить на 2 группы. Ученики одной группы обсуждают и записывают аргументы в пользу («за») положительного ответа на проблемный вопрос, записанный на доске, ученики второй группы – в пользу отрицательного ответа («против»). Так, в 8 классе, при анализе портрета героини рассказа Сека Гадиева «Азау» дебаты проводятся по проблеме: «Абоны царды Таймураз æмæ Азауы хуызæн уарзондзинад ис æви нæ?»

Следует заметить, что интерактивные методы обучения направлены на повышение качества знаний школьников. При этом интерактивные методы могут включать сочетание различных приемов обучения, «что создает условия для выбора соответствующих приемов, их сочетания и конструирования новых. Это обусловлено особенностью содержания обучения, способом и планируемым уровнем усвоения, степенью его эффективности» [1, с. 235-236].  

Например, при изучении басен для формирования умений осознавать аллегорию и мораль произведения школьники выполняют задания:

а) узнавание персонажей басен:

1. Бирӕгъы дзыхӕй уæны стӕг сдавта. (Хърихъупп, «Бирӕгъ ӕмӕ хърихъупп»)

2. Бӕласы цонгыл  цӕргӕсау сбадти. (Халон, «Халон ӕмӕ рувас»)

3. Тар хъӕды йӕ егар сырдта. (Саг, «Саг ӕмӕ уызын»)

4. Урссаджы хъӕстӕ рагӕй нал фӕци. (Гӕды, «Марходарӕг»)

5. Лӕгӕн цы нӕ хӕринаг авӕрдзӕн йӕ разы. (Хорз ӕфсин, «Булкъ ӕмӕ мыд»)

б) подбор пословиц из текстов, которые по смыслу соответствуют морали басен:

1. Гӕды фиумӕ куы не ʼххӕсса, уӕд ӕй мархо хоны. («Марходарӕг»)

2. Коммӕгӕсы ма цӕв, –

Мастӕн ӕй хӕсдзӕн. («Уайдзӕф»)

3. Дӕ фыдӕлтӕ рухсаг,

Дӕхӕдӕг мын бӕзз! («Хъазтӕ»)

4. Алчи зыдгӕнӕджы бирӕгъ фӕхоны. («Бирӕгъ ӕмӕ хърихъупп»)

5. Цӕстмӕхъус ныхас фыдбылыз хӕссы. («Халон ӕмӕ рувас»)

6. Ма худ аууонмӕ ӕвзӕрыл,

Хорзы-иу йӕ цуры бафау! («Булкъ ӕмӕ мыд»)

7. Лӕг кӕрдзынӕй дӕр ӕфсӕды

Гутоны фӕстӕ. («Марходарӕг»)

В заключение скажем, что интерактивные методы обучения являются одним из эффективных современных направлений в повышении качества обучения осетинской литературе. Они предполагают активную совместную работу учителя и ученика, ориентированы на повышение познавательного интереса и активной деятельности обучающихся.

Учителю важно помнить, что каждый метод должен иметь четкую структуру его применения с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов. Следует учитывать ряд факторов, главными из которых, на наш взгляд, являются: цель применения, педагогические задачи и уровень подготовки школьников. 

 


Список литературы

1. Калюжный А.С. Психология и педагогика: учебное пособие. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 322 c.
2. Коновалова М. В. Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературы // Русский язык и литература. № 2 (62) февраль 2016. – С. 2-12.
3. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 432 с
4. Столяренко А.М. Общая педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. – Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 479 c. – 5-238-00972-0. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71029.html
5. Языкова Н.В. Иностранные языки. Теория и методика обучения: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Московский городской педагогический университет, 2011. – 268 c.

Расскажите о нас своим друзьям: