Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №6 (23) Июнь, 2018

УДК 377

Дата публикации 30.06.2018

Рабочая программа модуля «Практическая фонетика английского языка» дисциплины «Практический курс второго иностранного языка»

Энгель Елена Игоревна
к.ф.н., доцент факультета иностранных языков и регионоведения, МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

Аннотация: Программа модуля «Практическая фонетика английского языка» является компонентом дисциплины «Практический курс второго иностранного языка» и входит в профессиональный цикл (базовый компонент) подготовки бакалавров. В ней определены цели и задачи модуля (курса), место модуля в структуре ООП бакалавра и в учебном плане. Намечен перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала изученя данной дисциплины, определена общая трудоёмкость курса, форма проведения. Определён перечень компетенций, формируемых в результате освоения модуля. Структура и содержание модуля, а также распределение трудоемкости по разделам, темам, формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации представлены в таблице. Определены оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также учебно-методическое и информационное обеспечение модуля.
Ключевые слова: фонетика, английский язык, фонетика английского языка, программа курса, программа модуля

The program of the course "Practical phonetics of English" discipline "Practical course of a second foreign language"

Elena Engel
Candidate of Sciences, Associate Professor at the Faculty of Foreign Languages and Area Studies, M. Lomonosov, Moscow State University, RF, Moscow

Abstract: The program of the module "Practical phonetics of English" is a component of the discipline "Practical course of a second foreign language". It is also a part of the bachelor's training course. The program defines the goals and objectives of the module (course), the place of the module in the structure of the bachelor curriculum. The list of disciplines that must be done to begin the study of this discipline is outlined, the total complexity of the course and the form of conducting are determined. The structure and content of the module is presented in the table. Evaluation tools for the current monitoring of the progress, educational, methodological and information support of the model are determined.
Keywords: phonetics, English language, phonetics of the English language, course program, module program

1. Цели и задачи модуля

Цель модуля:

-  формирование общих профессиональных компетенций на основе знаний теоретической и практической фонетики современного английского языка;

-  ознакомление будущих преподавателей с основами теории и практики преподавания практической фонетики английского языка в системе непрерывного языкового образования;

-  формирование необходимого уровня профессиональной рефлексии на собственный опыт изучения и преподавания данного модуля;

- установление и реализация междисциплинарных связей с предметами обще-гуманитарного и языкового циклов учебных дисциплин подготовки бакалавров;

- приобретение будущими преподавателями определенных ценностных ориентаций, обеспечивающих мотивационную базу изучения практической фонетики английского языка, развитие их познавательных интересов;

-  осуществление переноса полученных теоретических знаний на практику преподавания иностранного языка: подготовка студентов к самостоятельной работе преподавателя данного модуля в системе непрерывного языкового образования;

-   воспитание осознанного отношения учащихся к исправлению фонетических ошибок и преодолению ненормативного акцента.

Задачи модуля:

выявление и устранение фонетических ошибок, встречающихся в речи учащихся, а также предупреждении ряда типичных ошибок, характерных для русских, говорящих на английском языке.

- описание особенности фонетической системы современного английского языка, сравнение её  с фонетической системой русского языка, ознакомление студентов с современными исследованиями в данной научной области;

-  изучение проблемы современного произносительного стандарта  английского языка; изучение артикуляционной базы современной произносительной нормы британского варианта английского языка; изучение  вариативности и выявление тенденций развития современной британской произносительной нормы;

- развитие у студентов умения объяснять основные понятия, процессы и явления, происходящие в системной организации фонетического строя современного английского языка; изучение особенностей английского произношения в его коммуникативных и территориальных разновидностях;

-   развитие навыков восприятия и понимания речи на слух;

-   развитие навыков говорения;

-   накопление лексического запаса;

2. Место модуля в структуре ООП бакалавра

Модуль «Практическая фонетика английского языка» является компонентом дисциплины «Практический курс второго иностранного языка» и входит в профессиональный цикл (базовый компонент)  подготовки бакалавров.

3. Информация об образовательном стандарте и учебном плане

Тип стандарта: ИБ – интегрированный магистр МГУ, учебный план бакалавриата;

- направление подготовки «Лингвистика»

Место модуля в образовательном стандарте и учебном плане

- базовая часть

- блок дисциплин: профессиональный

- тип: обязательный курс

- курс: 1

- семестр: 1, 2

4. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной дисциплины:

Второй иностранный язык на уровне не ниже А2.

5. Общая трудоемкость – 136 часов

Практические аудиторные занятия – 68 часов: первый семестр - 36 часов, второй семестр – 32 часа.

Самостоятельная работа – 63 часов: первый семестр - 36 часов, второй семестр – 32 часа.

6. Форма промежуточной аттестации – экзамен

7. Форма проведения:        

- форма занятий – практические занятия

- формы текущего контроля – экзамен

8. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения модуля

В результате освоения дисциплины формируется общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК).

К ОК относятся умение:

-  учитывать ценностно-смысловые ориентации различных национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп (ОК-1);

- руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение  своеобразия иноязычной культуры и  ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);

- понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции (ОК-8)

- быть готовым к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).

К ПК относится:

- владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);

- имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);

-   владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (ПК-3);

-    умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства, с целью выделения релевантной информации (ПК-5);

-  владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

В результате освоения модуля обучающийся должен:

Знать:

-  основные положения фонетической теории, составляющие основу теоретической и практической подготовки бакалавра;
- специфику организации и функционирования английской звучащей речи;
- фонетические средства реализации различных типов дискурса для достижения определенных коммуникативных задач.

Уметь:

- применять приобретенные теоретические и практические знания в процессе межкультурной коммуникации и в процессе непосредственно педагогической деятельности;

- работать с орфоэпическими словарями;

- самостоятельно разработать фонетический аспект занятий по английскому языку;

Владеть:

- навыками артикуляции английских фонем и работы с новейшими методами исследования фонетических явлений;

-   фонетическим анализом;

-  современным британским произносительным вариантом английского языка, иметь представление о региональных языковых вариантах.

9.Структура и содержание модуля «Практический курс второго иностранного языка». Распределение трудоемкости по разделам, темам, формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации.

 

№ п/п

 

Разделы и содержание

Модуля

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Раздел: Языковая, литературная, произносительная норма. Понятие вариативности.

Содержание: Языковая норма, литературная норма. Теоретический аспект. Упражнения на аудирование.

Произносительная норма. Теоретический аспект. Упражнения на аудирование.

Вариативность. Проблемы вариативности произносительной нормы. Теоретический аспект. Упражнения на аудирование.

Произносительный стандарт современного английского языка: Приобретённое произношение, Стандартный английский, Общий английский. Исторический аспект. Упражнения на аудирование.

1

1

2

3

4

практические занятия

8

С/р

8

Устный опрос

2

Раздел: Механизм речеобразования.

Содержание: Механизм речеобразования. Устройство речевого аппарата. Понятие артикуляционной базы. Упражнения на аудирование.

Артикуляционная база английского языка и её отличие от артикуляционной базы русского языка. Упражнения на аудирование.

1

5

6

практические занятия

4

С/р

4

Устный опрос

3

Раздел: Звуки и буквы.

Содержание: Звуковая система английского языка, её особенности, сравнение со звуковой системой русского языка. Транскрипция. Упражнения на аудирование.

Алфавит. Особенности английской орфографии. Упражнения на аудирование.

Понятие фонемы. Графические эквиваленты фонем. Упражнения на аудирование.

Основные типы ударных слогов. Правила чтения гласных букв. Упражнения на аудирование.

1

7

8

9

10

11

практические занятия

8

С/р

8

Устный опрос Транскрибирование текстов.

 

4

Раздел: Английские гласные звуки.

Содержание: Классификация английских гласных звуков. Общая характеристика долгих гласных фонем. Общая характеристика кратких гласных фонем. Упражнения на аудирование.

Особенности артикуляции гласных звуков. Фонетические упражнения на коррекцию  артикуляционной техники произнесения гласных звуков. Упражнения на аудирование.

Особенности артикуляции гласных звуков. Долгота гласных как смыслоразличительная категория. Фонетические упражнения на коррекцию  артикуляционной техники произнесения долгих гласных звуков. Упражнения на аудирование.

Дифтонги. Фонетические упражнения на коррекцию артикуляционной техники произнесения дифтонгов. Упражнения на аудирование.

1

12

13

14

15

практические занятия

8

С/р

8

Устный опрос Транскрибирование текстов.

5

Раздел: Английские согласные звуки (часть 1).

Содержание: Классификация английских согласных звуков. Общая характеристика согласных фонем. Упражнения на аудирование.

Особенности артикуляции согласных звуков. Фонетические упражнения на коррекцию артикуляционной техники произнесения согласных звуков. Упражнения на аудирование.

1

16

17

практические занятия

4

С/р

4

Устный опрос Транскрибирование текстов.

 

6

Повторение пройденного в первом семестре теоретического материала.

1

18

практические занятия

2

С/р

2

Устный опрос Транскрибирование текстов.

7

Раздел: Английские согласные звуки (часть 2).

Содержание: Глухие и звонкие согласные. Устранение оглушения «конечных» звонких. Фонетические упражнения на коррекцию артикуляционной техники произнесения согласных звуков. Упражнения на аудирование.

Палатализация. Устранение  палатализации согласных перед гласными i, i:, j. Фонетические упражнения на коррекцию артикуляционной техники произнесения согласных звуков. Упражнения на аудирование.

Аспирация. Степень аспирации p, t, k. Фонетические упражнения на коррекцию артикуляционной техники произнесения согласных звуков. Упражнения на аудирование.

Произношение окончания формы прошедшего времени правильных глаголов -ed, произношение окончания -s во множественном числе существительных и в глаголах в форме третьего лица ед.ч. Фонетические упражнения на коррекцию артикуляционной техники произнесения согласных звуков. Упражнения на аудирование.

2

1

2

3

4

практические занятия

8

С/р

8

Устный опрос Фонетический диктант

8

Раздел: Словесное ударение.

Содержание: Словесное ударение и его особенности в английском языке. Акцентные типы и акцентные структуры. Теоретический материал. Фонетические упражнения на коррекцию артикуляционной техники произнесения гласных, дифтонгов и согласных звуков. Упражнения на аудирование.

Словесное ударение: акцентные типы и акцентные структуры. Тренировочные упражнения на коррекцию техники произнесения различных акцентных типов и акцентных структур. Фонетические упражнения на коррекцию техники артикуляционной техники произнесения гласных, дифтонгов и согласных звуков. Упражнения на аудирование.

Акцентные особенности сложных слов. Акцентные смещения. Фонетические упражнения на коррекцию акцентуации сложных слов и на коррекцию артикуляционной техники произнесения гласных, дифтонгов и согласных звуков. Упражнения на аудирование.

Акцентуация служебных частей речи. Омографические пары. Фонетические упражнения на коррекцию акцентуации сложных слов и на коррекцию артикуляционной техники произнесения гласных, дифтонгов и согласных звуков. Упражнения на аудирование.

2

5

6

7

8

9

практические занятия

8

С/р

8

Устный опрос Фонетический диктант

9

Раздел: Фразовое ударение. Понятие ИК.

Содержание: Понятие ритмическая и смысловая группы. «Скольжение вниз» как основа английской интонации. Интонация и интонационные конструкции. Интонационные конструкции в различных типах предложений. Теоретический аспект. Фонетические упражнения на коррекцию артикуляционной техники произнесения гласных, дифтонгов и согласных звуков. Упражнения на аудирование.

Интонационные конструкции в утвердительных и отрицательных предложениях. Тренировочные упражнения на коррекцию произнесения интонационных конструкций в данных типах предложений. Фонетические упражнения на коррекцию артикуляционной техники произнесения гласных, дифтонгов и согласных звуков. Упражнения на аудирование.

Интонационные конструкции в разных типах вопросительных предложений. Интонационные конструкции в общих и специальных вопросах. Тренировочные упражнения на коррекцию произнесения интонационных конструкций в данных типах предложений. Фонетические упражнения на коррекцию артикуляционной техники произнесения гласных, дифтонгов и согласных звуков. Упражнения на аудирование.

Интонационные конструкции в разных типах вопросительных предложений. Интонационные конструкции в тэг-вопросах. Тренировочные упражнения на коррекцию произнесения интонационных конструкций в данных типах предложений. Фонетические упражнения на коррекцию артикуляционной техники произнесения гласных, дифтонгов и согласных звуков. Упражнения на аудирование.

2

10

11

12

13

 

 

8

С/р

8

Устный опрос Фонетический диктант.

10

Раздел: Пунктуация. ИК в различных типах предложений.

Содержание: Особенности английской пунктуации. Тренировочные упражнения на коррекцию произнесения интонационных конструкций в разных типах предложений. Фонетические упражнения на коррекцию артикуляционной техники произнесения гласных, дифтонгов и согласных звуков. Упражнения на аудирование.

2

14

 

 

С/р

 

Устный опрос Фонетический диктант

11

Тренировочные упражнения на коррекцию произнесения интонационных конструкций в разных типах предложений. Фонетические упражнения на коррекцию артикуляционной техники произнесения гласных, дифтонгов и согласных звуков. Упражнения на аудирование.

2

15

 

 

С/р

 

Устный опрос Фонетический диктант

12

Повторение пройденного в первом и втором семестре теоретического материала.

2

16

 

2

С/р

2

Устный опрос Фонетический диктант

10. Используемые образовательные технологии: интерактивные лекции; компьютерные презентации, индивидуальные консультации.

11.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Проверка формирований лингвистических знаний осуществляется в форме:

- устного опроса, транскрибирования микротекстов, фонетических диктантов, тестовых заданий;

- итоговый опрос в конце семестра по пройденному материалу;

- семестровый экзамен

Текущий: устный опрос теоретического материала, воспроизведение выученного наизусть текста, транскрибирование текста, фонетический диктант;

Промежуточный: устный опрос теоретического материала, воспроизведение выученного наизусть текста, транскрибирование текста, фонетический диктант;

Итоговый: устный опрос теоретического материала, воспроизведение выученного наизусть текста, транскрибирование текста, итоговый фонетический диктант;

Образец задания устного опроса

Distinguish between /e/ and  /æ/

Head-had, beg-bag, lend-land, ken-can, pen-pan, met-mat, peck-pack, merry-marry, kettle-cattle, pet-pat                

Образец микротекста на транскрибирование

There was a Young Lady of Troy,

Whom several large flies did annoy;

Some she killed with a thump,

Some she drowned at the pump,

And some she took with her to Troy

Образец фонетического диктанта

Alderman Sir Edward Anderson is a prosperous government official at the Treasury.

The comfortable apartment of Sir Edward Anderson at Aldeburgh.

A professional burglar has entered the apartment by a ladder that was at the back of the house.

But an observant amateur photographer has focused a camera on the burglar and summoned a police-constable.

As the burglar leaves there is a policeman at the bottom of the ladder.

Образец экзаменационного задания

№ экз. билета 5

  1. Служебные слова, интонация
  2. Текст «What is English Culture» наизусть
  3. 4 лимерика или скороговорки на выбор наизусть

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

1. основная литература:

 

Автор

Название книги/статьи

Место издания

Издательство

Год издания

1

Яковлева Е.Б.

Better English. A Remedial Couse of English Phonetics.

Москва

MAAL

1997

2

Энгель Е.И.

Сборник фонетических упражнений

Москва

Копицентр «Учебная полиграфия» МГУ

2004

2. дополнительная литература:

 

Автор

Название книги/статьи

Место издания

Издательство

Год издания

1

Яковлева Е.Б.

Theoretical Phonetics

Москва

MAAL

2010

2

Ann Baker

Ship or Sheep. An intermediate pronunciation course

UK

CUP

1998

3

Ann Baker

Pronunciation Pairs

UK

CUP

1999

4

Crystal D.

The Cambridge Encyclopedia of the English Language. The Sound System.

UK

Cambridge University Press

2000

5

Edward Lear

The Book of Nonsense and Nonsense Songs

London

Penguin Books

1996

6

Martin Hewings

Pronunciation Tasks

UK

CUP

2004

7

O’Connor J. D.

Sounds English.

A pronunciation practice book.

UK

Longman

1997

9

Roach P.

Introducing Phonetics.

UK

Longman

1992

10

 

17 Accents. Personal stories.

Москва

ГЛОССА

1998

3.  интернет-ресурсы:

http://www.fonetiks.org/

http://www.maru-english.ru/index/fonetika/0-58

http://www.stuff.co.uk/calcul_nd.htm

http://www.aplicaciones.info/ingles/phonetic_chart.swf

http://www.oupchina.com.hk/dict/phonetic/home.html

http://www.teachingenglish.org.uk/activities/phonemic-chart

http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/multimedia/pron/chart/chart.shtml

http://www.telefonica.net/web2/eseducativa/phonetics/indexa.html

http://cambridgeenglishonline.com/Phonetics_Focus/

http://international.ouc.bc.ca/pronunciation/

http://www.fonetiks.org/shiporsheep/

http://davidbrett.uniss.it/phonology/vowel%20sounds/vowel%20sounds.html

http://www.spokenenglish.org/

http://www.pronuncian.com/Sounds/Default.aspx?

13. Материально-техническое обеспечение модуля

- помещение: аудитория факультета.

- оборудование: компьютер, проектор, доска, экран, Интернет.


Список литературы

1. Энгель Е.И. Сборник фонетических упражнений Москва М.: Копицентр «Учебная полиграфия» МГУ, 2004 - С. 92
2. Яковлева Е.Б. Better English. A Remedial Couse of English Phonetics. - М.: Изд-во MAAL,1997 - С. 60
3. Яковлева Е.Б. Theoretical Phonetics - М.: Изд-во MAAL, 2010 - С. 75
4. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language. The Sound System - UK, Cambridge University Press, 2000
5. O’Connor J. D. Sounds English. A pronunciation practice book. - UK, Longman, 1997
6. Roach P. Introducing Phonetics. - UK, Longman, 1992

Расскажите о нас своим друзьям: