Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №4(21) Апрель, 2018

УДК 378.1

Дата публикации 06.04.2018

Интерактивные методики как инструмент формирования коммуникативных способностей у студентов при обучении иностранному языку в вузе

Рольгайзер Анастасия Александровна
к.филол.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Аннотация: В эпоху глобализации формирование навыков межкультурной коммуникации становится неотъемлемой частью высшего образования. Овладение коммуникативной компетенцией – одна из важнейших задач современного выпускника вуза. В связи с этим остро встает вопрос о более эффективной организации образовательного процесса и необходимости создания таких условий обучения, при которых студент мог бы чувствовать себя увереннее, преодолеть психологические трудности и снять языковой барьер, препятствующий формированию иноязычной компетенции. В данном контексте возникает необходимость в разработке инновационных методик преподавания и более активном использовании в учебном процессе интерактивных методов обучения. В рамках данной статьи обосновывается эффективность использования интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку в вузе. Анализируются методики, направленные на развитие коммуникативных навыков.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, иностранный язык, интерактивное обучение, взаимодействие, мотивация

Interactive training methods as a tool for developing students' communication skills in teaching foreign languages

Rolgayzer Anastasia Aleksandrovna
Ph.D. in Philology, Senior lecturer of Department of Humanities, Plekhanov Russian University of Economics, Kemerovo Institute (branch), Kemerovo, Russia

Abstract: In the era of globalization, the development of cross-cultural communication skills becomes an integral part of higher education. Mastering communicative competence is one of the most important tasks of the modern graduate. Thereby, the issue of more effective organization of the educational process arises. It is necessary to create such learning conditions under which any student could feel more confident, overcome psychological problems and break through the language barrier preventing the formation of foreign language communicative competence. In this context, there is a need to develop innovative teaching methods and use them in the learning process. This article considers the effectiveness of using interactive training methods in the process of foreign language teaching at university. Methods aimed at developing communicative skills are analyzed.
Keywords: cross-cultural communication, foreign language, interactive learning, interaction, motivation

Межкультурная коммуникация представляет собой сложное явление, привлекающее внимание специалистов различных областей научного знания: социологов, культурологов, психологов, антропологов и филологов. Культура любой страны находится в постоянном взаимодействии с культурными достижениями других народов. В последнее время интерес к исследованию межкультурной коммуникации значительно возрос в связи с расширением возможностей культурного взаимодействия и развитием процессов международной интеграции и мировой глобализации.

В настоящее время разработано несколько концепций и теорий, рассматривающих проблемы межкультурного взаимодействия. По мнению ряда ученых, глобализация влечет за собой культурную гомогенизацию. В этом случае более сильные культуры способствует формированию однородного мира или глобальной культуры. Следовательно, развитие навыков межкультурной коммуникации и формирование толерантного отношения к чужим языкам и культурам становится неотъемлемой частью университетского образования в эпоху глобализации.

Принимая во внимание современную реформу высшего образования, связанную с интеграцией России в Болонский образовательный процесс, изменяются требования к подготовке высококвалифицированного специалиста. Владение коммуникативной компетенцией, позволяющей грамотно и эффективно общаться, становится одним из профессиональных качеств современного выпускника вуза, позволяющим достичь успеха в профессиональной деятельности.

В современных условиях выпускник высшего учебного заведения нуждается не только в профессиональных навыках. Он должен быть готов работать в команде, иметь навыки ведения переговоров, владеть иностранными языками, легко приспосабливаться к изменяющимся условиям [4]. Соответственно, университеты, помимо предоставления качественного профессионального образования, должны содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности, формированию гуманистических ценностей и толерантности. Кроме того, современное коммуникативно-ориентированное обучение должно способствовать формированию умения использовать иностранный язык в реальной жизни, как в профессиональном так и личном общении с представителями иных традиций и культур. В связи с этим, у преподавателя возникает необходимость создавать такие условия обучения, при которых обучающиеся будут стремиться развивать свои умения и навыки, активизировать творческие способности с целью получения новых результатов своей работы. Использование интерактивного подхода в обучении позволяет оптимизировать процесс овладения навыками иноязычного общения и сделать его более эффективным.

По мнению ряда исследователей, создание инновационной образовательной среды, основанной на передовых технологиях, является неотъемлемой частью развития системы высшего образования. В связи с этим в рамках реализации профессиональных образовательных программ в образовательном процессе все чаще используются интерактивные методы обучения [3, с. 287].

В последние годы вопрос использования в образовательном процессе интерактивных методов обучения все чаще привлекает внимание ученых, предлагаются различные пути более эффективного их использования, пересматриваются цели образования, разрабатываются новые образовательные технологии [1, 8].

Основная цель интерактивного обучения состоит в вовлечении обучающихся в познавательный процесс и предоставлении им возможности рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. В ходе совместной деятельности студенты обмениваются своими знаниями и идеями [5, с. 57]. Для того чтобы процесс обучения был более эффективным, преподавателю важно создать такие условия, при которых обучающийся сможет почувствовать свою успешность, уверенность в себе, что будет способствовать снятию языкового барьера при изучении иностранного языка. По мнению американского лингвиста Стивена Крашена, у человека, испытывающего негативные эмоции (страх, раздражение, злость), ухудшаются языковые способности. Человеку, находящемуся в состоянии нервного возбуждения, намного сложнее сформулировать свои мысли на иностранном языке. Ученый акцентирует внимание на том, что для наиболее эффективного и успешного обучения необходима спокойная, непринужденная обстановка.

В настоящее время вопрос применения разнообразных технологий в образовательном процессе осложняется необходимостью выбора того или иного метода обучения. В контексте данной работы под интерактивными методами обучения мы понимаем такие формы деятельности, при которых происходит  широкое взаимодействие обучающихся как с преподавателем, так и друг с другом  в комфортных условиях, что приводит к повышению эффективности процесса обучения.

Обозначим следующие основные задачи применения интерактивных методов обучения: самостоятельный поиск обучающимися способов решения поставленной учебной задачи; стимулирование у обучающихся интереса к работе; развитие жизненных и профессиональных навыков; эффективное усвоение учебного материала; формирование навыка работы в команде; формирование у обучающихся собственной точки зрения.

В этих условиях роль педагога перестаёт быть центральной. Теперь он только  организует процесс посредством подготовки необходимых заданий, консультирует, а также контролирует порядок выполнения задания.

Таким образом, можно обозначить следующие особенности интерактивного обучения: самостоятельный поиск решения поставленной проблемы; активизация творческой и познавательной деятельности обучающегося; диалоговый характер интерактивных методов; стимулирование интереса к обучению; наиболее эффективное усвоение учебного материала; формирование жизненных и профессиональных навыков; формирование у обучающихся собственного мнения к проблеме.

Использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения способствует развитию творческой активности обучающихся, повышению мотивации к изучению предмета, развитию коммуникативных навыков и формированию активной жизненной позиции [6].

Среди интерактивных методов, применяемых при обучении иностранному языку, можно выделить: дискуссионные, игровые, рефлексивные и методы организации коллективной мыследеятельности.

Дискуссионные методики дают обучающимся возможность сформулировать свою точку зрения относительно поставленной проблемы, способствуют формированию уважительного отношения к мнению оппонентов. Благодаря использованию в учебном процессе различных дискуссионных методик (дебаты, круглый стол, дискуссии) у студентов развивается умение формулировать вопросы, аргументировать свои высказывания, повышается мотивация к изучению иностранного языка [2, 7].

Игровые методики (ролевые и деловые игры, симуляции, интеллектуальные игры) помогают создать умственное напряжение у обучающегося, преодолеть стеснительность и снизить тревожность. Использование деловых игр на занятиях дает возможность максимально приблизить учебный процесс к практической деятельности, учит принимать решения в условиях конфликтных ситуаций, развивать у участников игры командные чувства.

Рефлексивные методы связаны с преобразование собственной мыслительной и практической деятельности через психологические механизмы рефлексии. Применение рефлексивных методик обеспечивает стабилизацию и гармонизацию эмоционального мира обучающегося.

Методы организации коллективной мыследеятельности направлены на развитие навыка самостоятельного поиска решений, формирование умения работать в группе и выступать публично, а также на подготовку учащихся к последующей научной деятельности («Шесть шляп мышления», метод «Ажурная пила», мозговой штурм).

Применение интерактивных методов при обучении иностранному языку способствует формированию у студентов способностей выражать и отстаивать свое мнение, вступать в спор, получать необходимую информацию, работать в команде, развивать лидерские качества, а также  помогает сформировать коммуникативные навыки и умения.


Список литературы

1. Абзалова С.А., Нелюбина Е.А. Интерактивные методы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17. – № 10. – С. 257-260.
2. Азизова С.М. Метод круглого стола в процессе обучения иностранному языку в вузе // Гуманитарные науки и образование. – 2017. – № 4 (32). – С. 7-11.
3. Ефимов П.П., Ефимова И.О. Интерактивные методы обучения – основа инновационных педагогических технологий // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 286-290.
4. Жиронкина О.В. Инновационные методы обучения как основа формирования компетенций в условиях глобализации // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – № 3 (15). – С. 77-83.
5. Рольгайзер А.А. Применение интерактивных методов обучения в преподавании английского языка // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2016. – Т. 5. – № 4. – С. 56-61.
6. Рольгайзер А.А. Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Социогуманитарный вестник. – 2011. – № 1. – С. 13-17.
7. Рольгайзер А.А., Демиденко К.А. Использование дискуссионных методик в преподавании иностранного языка в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 5. – С. 123-126.
8. Chistyakova G., Bondareva E., Demidenko K., Podgornaya E., Kadnikova O. Using innovative interactive technologies for forming linguistic competence in global mining education // E3S Web of Conferences: 1st Scientific Practical Conference "International Innovative Mining Symposium (In Memory of Prof. Vladimir Pronoza)". – 2017. – Vol. 15. – 04010.

Расскажите о нас своим друзьям: