Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №4(21) Апрель, 2018

УДК 378.1

Дата публикации 13.04.2018

Аксиосфера как этико-педагогическое явление: истоки и этапы развития

Лаврикова Наталия Игоревна
кандидат экономических наук,сотрудник Академии ФСО России, магистрант по специальности 44.04.01 «Педагогическое образование в области социально-гуманитарных наук», ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имена И.С.Тургенева», РФ, г.Орел, nalavrikova@yandex.ru

Аннотация: В статье подробно рассматривается родовой феномен и научные категории для выявления онтологической природы аксиосферы как этико-педагогического явления. Дан анализ места и роли аксиосферы педагогической этики в высшей школе сквозь призму философской теории ценностей и философии образования. Сущностные вопросы теории аксиологического исследования рассмотрены как в имплицитной, так и в эксплицитной форме. Получен вывод о состоянии огромного корпуса аксиологических исследований второй половины ХХ века, где вне исследовательского интереса остается оценка роли образования в генезисе и развитии аксиосферы культуры, а также сопряженность процессов аксиогенеза культуры и личности в образовательном процессе.
Ключевые слова: Педагогика, аксиосфера, высшая школа, аксиологическое исследование, этика, образование

Axiosphere as an ethical-pedagogical phenomenon: the origins and stages of development

Lavrikova Natalia Igorevna
Cand. Sci. (Econ.), member of the Federal security service academy, graduate student of Pedagogical education in the field of social sciences and humanities, Orel state university named after I.S. Turgenev, Russian Federation, Orel

Abstract: The article focuses on the ancestral phenomenon and the scientific categories to identify the ontological nature of the axiosphere as an ethical-pedagogical phenomenon.The essential questions the theory of axiological research considered both in implicit and in explicit form. It reveals the place and role of the axiosphere of pedagogical ethics in the graduate school through the prism of the philosophical theory of values and philosophy of education.
Keywords: Education, axiosphere, graduate school, axiological research, ethics, education

Сегодня общество испытывает глубокие и стремительные перемены. На смену прежнему стилю жизни приходит новый стандарт. В связи с этим, на современном этапе интенсивного развития и совершенствования педагогики, аксиосфера этики современного педагога приобретает особую актуальность в социокультурном, теоретическом и практическом аспектах.

Социокультурная актуальность исследования взаимосвязи аксиосферы культуры и ценностной сферы личности педагога, формируемой в процедурах образования, обусловлена насущными задачами становления гражданского общества в России, необходимостью сохранения и развития духовных традиций отечественной культуры и связана с разработкой концепции модернизации высшей школы, ориентированной на идею формирования ценностных оснований личностного и общественного сознания. Системный кризис глобализирующегося и техногенного мира обнаружил не только антропогенную природу происходящего, но и своеобразный духовно-гуманитарный «тупик», именуемый конфликтом национальных, конфессиональных, этнических духовных констант в ситуации агрессии потребительских ценностей.

Теоретическая актуальность темы исследования определяется значимостью проблем философии образования как особого направления современной мировой и отечественной философской мысли. Активность этого направления стимулируется процессами глобализации, становлением планетарного информационного пространства, необходимостью определения системы принципов современной парадигмы, сменой целевых установок педагогической этики.

Практическая актуальность исследования определена необходимостью анализа состояния отечественного образования в начале ХХI века, которое подвержено процессам глобализации. К сожалению, глобализация понята и представлена в отечественной образовательной политике и практике как технологизация, стандартизация и коммерциализация системы, которая работает в алгоритмах «оптимизации», то есть механического сокращения учреждений образования, кадров высшей школы, учебных предметов и времени на их освоение. За многочисленными рейтингами и отчетами все меньше пространства остается мировоззренческой подготовке, гуманитарной составляющей содержания образования.

В такой ситуации значимость данного исследования обусловлена необходимостью популяризации и внедрения модели гуманитарно-аксиологической педагогической этики в высшей школе, которая направлена на обоснование образовательного и воспитательного процесса как единой системы.

Исследование места и роли аксиосферы педагогической этики в высшей школе предполагает междисциплинарный характер источниковедческой базы, включающей работы, посвященные философской теории ценностей и философии образования.

Сущностные вопросы теории ценностей аксиологического пространства на заре развития педагогики были осуществлены как в имплицитной, так и в эксплицитной формах (таблица).

Таблица - Сущностные вопросы теории ценностей аксиосферы

Форма

Направление исследования

Представители

Имплицитная

представления о сущности ценностей разного характера:

  • нравственных (добро, благо, честь),
  • эстетических (прекрасное, возвышен-ное, трагическое, комическое),
  • политических (свобода, патриотизм),
  • религиозных (вера, идея Бога),

Однако, в указанных представлениях не прослеживалось объединения в группы классификаций и общую теорию ценностей [1, c.15]

  • в Античности - Платон,  Аристотель,
  • в Средневековье - Августин Аврель, Фома Аквинский,
  • в эпоху Ренессанса - Э.Роттердамский, Т. Мор,
  • в Новое время - Ф.Бэкон, П. Верджерио, М.-Ф.Вольтер, Д.Дидро, Д.Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо

Эксплицитная

  1. сущностные вопросы теории ценностей;
  2. природа ценностей;
  3. проблема классификации ценностей;
  4. вопрос о приоритете ценностных ориентаций
  1. Э. фон Гартман и П. Лапи;
  2.  Г. Коген, О. Краус, Р. Г. Лотце;
  3. Г. Мюнстерберг, Ф.Ницше, М.Моритц;
  4. Ф. Брентано, С. Бугле, В.Виндельбанд, Г.Риккерт, М. Шелер, А. Шопенгауэр

 

Исследовательский интерес к аксиологической проблематике прослеживается в таких философских школах ХХ века, как натуралистический психологизм и субъективизм (Дж. Дьюи, Т. Манро, А. Мейнонг, Дж. Мур, Р.Б. Перри, Дж. Сантаяна, X. Эренфельс); в объективистских концепциях (Д. фон Гильдебранд, М. Дюфрен, Р. Ингарден, Э. Гуссерль); в философии жизни, экзистенциализме и символической философии (Э. Кассирер, Ж.П. Сартр, Э. Фромм, В. Франкл, М. Хайдеггер), что обеспечило в теории ценностей многообразие подходов.

Развитие философско-аксиологической проблематики во второй половине прошлого столетия показало, что динамика аксиосферы, ее структура и роль в становлении общества и личности не описывается в рамках одной специальной науки, а является предметом междисциплинарного исследования. Так, в контексте теории личности, с психологической точки зрения, разработкой природы нравственно-эстетических ценностей занимались в отечественной и зарубежной гуманитаристике А.А. Бодалев, В. Грулих, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, А.С. Прангишвили, М. Рокич, C.Л.Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Э. Фромм, Э. Шпрангер. Психологи акцентировали внимание на практических задачах аксиологических исследований.

Культурологический подход к проблемам аксиологии и методологических принципов исследования содержатся в работах В.П. Бранского, Е.Н.Князевой, Л.Ф.Кузнецовой, Л.В.Лескова, Н.Б.Маньковской, Л.В.Морозовой, С.Д. Пожарского, И.Пригожина, В.А. Рабоша, И.Стенгарс, И.Ш.Сафарова, В.С.Степина, Г. Хакена и др.

Анализ классических теоретико-педагогических источников показывает, что аксиологическая проблематика занимает значимое место и в истории зарубежной педагогики и отражена в трудах таких авторов, как И.Ф.Гербарт, Ф.А.В.Дистервег, Д. Дьюи, М. Монтессори, А. Нейлл, И.Г.Песталоцци, П. Петерсен, Ф.В.Фребель, Р. Штейнер.[3, c.205]

Особое место в исследовании нравственно-эстетического потенциала образования принадлежит отечественным ученым, которые анализировали ценностные доминанты российской культуры в полилоге с общемировой культурой. И хотя, по мысли М.С.Кагана, «русская философия не знала теории ценностей», следует напомнить, что о проблемах эстетического и нравственного воспитания говорили и деятели эпохи Просвещения (Ф.Прокопович, В. Н.Татищев, А. Д. Кантемир, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев), и декабристы, и революционные демократы, и философы Серебряного века, и, конечно же, советская педагогика предлагала идеи гармоничного ценностноориентированного воспитания.

Многоаспектной разработке проблемы нравственно-эстетического воспитания и образования посвятили свои работы русские философы и педагоги XIX - начала XX века: А. И. Герцен, В.Г. Белинский, К.Д.Ушинский, В.В.Розанов, Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой, С.А.Рачинский, Т.Н.Грановский, К. Н. Вентцель, С.И.Гессен. [2, c.258] Гуманистическая направленность их философских и педагогических взглядов концентрировалась вокруг уважения к человеческой личности, демократизма образовательной системы, ее народности, неотделимости личного счастья от общественного блага, признания. Непосредственно к проблеме формирования эстетических ценностей в процессе воспитания и образования в отечественной науке советского периода обращались А.С.Макаренко, Д. Б.

Кабалевский, Н. И. Киященко, Б. М. Неменский, Л.М. Предтеченская, В.А.Сухомлинский, осуществив методологический «поворот» от теории к практике.

Однако следует отметить, что все многочисленные и разноплановые аксиологические исследования, как правило, акцентировали внимание на отдельных ценностях или группе ценностей, а об аксиосфере как целостной системе речи не шло. [4, c.126] Таким образом, если теория ценностей имеет давнюю историю, то понятие аксиосферы, которая ставит вопрос о взаимосвязи ценностей, их динамике, о существовании особого мира - «сферы» ценностей (как геосферы, биосферы, ноосферы) поставлен и активно дебатируется сравнительно недавно. В условиях глобализации это связано с необходимостью философского осмысления современной социокультурной ситуации, самой возможности межкультурного, межконфессионального диалога, который разворачивается в структуре аксиосферы.

В конце XX в. в трудах отечественных философов и культурологов (Г.П. Выжлецов, Н.В. Голик, В.В. Гречаный, Н.А. Данилов, А.Е. Зимбули, М.С.Каган, Л.А. Микешина, А.В. Павленко, Н.С. Розов, В.Н. Сагатовский, Б.А. Старостин, Л.Н.Столович, М.С. Уваров, В.К. Шохин, В.А. Ядов) стало использоваться понятие «аксиосфера», была обоснована необходимость теоретического осмысления содержания и инструментального статуса этого термина.

Сегодня понятие аксиосфера используется весьма широко и не всегда обоснованно: применительно к ценностям личности, интернета, средств массовой информации, молодежной и гендерной проблематики, постмодернистской культуры, сетевого сообщества и т.д. [5, c.10] Это явление свидетельствует, с одной стороны, об актуальности термина, а с другой, - о предельной размытости его смысла.

Философский анализ аксиологического пространства педагогики с исторической, структурной и функциональной точек зрения предполагает определение места и роли образования в системе культуры. В широком смысле под образованием понимается не только институциональная система учреждений, которые его осуществляют, но и всё информационное пространство культуры: средства массовой информации, образовательные ресурсы Интернет, театр и кино, общественные и профессиональные организации для детей, влияние семейных традиций и поведенческих образцов.

Аксиологическое пространство педагогической деятельности также создается преподавателем в целесообразной педагогической деятельности, «единицей» которой является не просто цель, а ценность цели. Ценность цели придает новое «звучание» педагогике, поскольку начинает фиксироваться уже ценностное отношение учителя и к своей деятельности, и к деятельности обучающегося. Ценность цели выполняет ценностно-ориентационную функцию. «Функцией ценности цели, - пишет В.П.Бездухов, - является ценностно-ориентационная, которая не только ориентирует, регулирует действия, но и дает конкретное представление о критерии оценки цели, какой является результат, берущийся в отношении к продвижению ученика, достижению им успеха».

Отношение педагога к ценности цели есть ценностное отношение, содержание которого смысловое, а форма - психологическая (ценность цели «схватывается» ценностным сознанием).

В аксиологическом пространстве педагогической деятельности осуществляется ведущая роль учителя в совместной с учащимися деятельности на пути их восхождения к ценностям как аксиологической форме культуры. Условием вхождения учащихся в аксиологическое пространство является система педагогических влияний, педагогическое руководство деятельностью учащихся, точнее, ценностно-ориентационной деятельностью. Это, в свою очередь, является первой ступенью познавательного процесса и определяет развитие ценностных ориентиров личности.

Таким образом, анализ состояния огромного корпуса аксиологических исследований показал, что со второй половины ХХ века тема ценностей очерчена следующим кругом проблем: сущность ценности, классификация ценностей, формирование нравственно-эстетических ценностей в конкретные исторические эпохи, ценностные ориентиры личности. Однако вне исследовательского интереса остается оценка роли образования в генезисе и развитии аксиосферы культуры, а также сопряженность процессов аксиогенеза культуры и личности в образовательном процессе.


Список литературы

1. Бабурова И.В. Аксиосфера группы как педагогическое явление // Аксиологические проблемы педагогики. -2016. -№ 7. -С. 10-16.
2. Болотова Ж.А., Кострикова Ю.В.,Радченко Е.А., Рахманова М.Н. Ценности педагогической деятельности // Международный журнал прикладных и фундаменnальных исследований.-2016.-№1-2.-С. 257-259.
3. Пономарев А.В. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография/ А. В. Пономарев [и др.]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 408 с.
4. Уткина Ю.В. Подходы к уточнению понятия "профессиональная коммуникация педагога"// Человек и образование.-2012.-№1.-С.123 -129.
5. Фельдштейн Д.И. Задачи психолого-педагогической науки как ресурса развития современного социума // История и педагогика естествознания.-2012.-№2.-С.3-12.

Расскажите о нас своим друзьям: