Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №3(20) Март, 2018

УДК 37

Дата публикации 31.03.2018

Иностранный язык как инструмент социально-экономической адаптации спортсменов-паралимпийцев на стадии завершения спортивной карьеры

Лисова Екатерина Анатольевна
аспирант, ФГБУ Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры РФ, г. Санкт-Петербург, kind_beetle@mail.ru

Аннотация: Цель данной статьи заключается в обосновании утверждения о том, что иностранный язык на сегодняшний день является одним из важных критериев профессиональной компетентности специалиста по адаптивной физической культуре и спорту, а также может служить фактором реинтеграции спортсменов-паралимпийцев в социально-экономическое пространство по окончании спортивной карьеры.
Ключевые слова: иностранный язык, социально-экономическая адаптация, спортсмены-паралимпийцы, конкурентоспособность, адаптивный спорт, завершение спортивной карьеры

Foreign language as the instrument of social and economic adaptation of Paralympic athletes at a completion stage of sports career

Lisova Ekaterina
postgraduate student, Saint-Petersburg scientific – research institute for physical culture, Russia, Saint-Petersburg

Abstract: The purpose of this article is to justify the statement that a foreign language is one of the important criteria for the professional competence of a specialist in adaptive physical culture and sports and it can also serve as a factor for the reintegration of Paralympic athletes into the social and economic space after the end of a sports career.
Keywords: foreign language, social and economic adaptation, Paralympic athletes, competitiveness, adaptive sport, completion of sports career


По данным федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 ноября 2017 года в Российской Федерации насчитывается 12,12 миллионов инвалидов, в том числе 643,1 тысяч детей-инвалидов. [3] Более 95 тысяч из них занимаются адаптивной физической культурой и спортом. Вовлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья в занятия активной физической деятельностью имеет большое количество положительных сторон: улучшение физического состояния, всесторонняя реабилитация, реализация потребности в коммуникативной деятельности и в социализации и т. д.[2]

Динамичное развитие Паралимпийского движения в нашей стране позволило большому количеству людей с инвалидностью профессионально заниматься спортом, и как следствие, быть финансово независимыми и востребованными, преодолевать психологические барьеры, ощущать  личный вклад в социальное развитие общества. 

Однако в жизни каждого спортсмена наступает момент, когда он вынужден завершить свою спортивную карьеру. Этот этап является одним из самых сложных в жизни и нередко сопровождается психологическими трудностями, долгой депрессией, потерей жизненных ориентиров, некоторые психологи даже вводят в употребление термин «кризис завершения спортивной карьеры». Зачастую, бывший спортсмен осознает, что больше ничего не умеет, что все его интересы вращаются вокруг спорта, который является порой смыслом его существования. Самой незащищенной категорией спортсменов с этой точки зрения являются спортсмены-паралимпийцы, так как приспособление к новому виду профессиональной деятельности, к новому социальному окружению, к новым условиям труда может казаться им чем-то неосуществимым и пугающим. К тому же, не смотря на всестороннюю поддержку государства, лица с инвалидностью являются наименее востребованной категорией граждан на рынке труда. Такое положение обуславливается рядом объективных и субъективных факторов:  сложность профессионального самоопределения у лиц с ограниченными возможностями здоровья; низкий уровень их квалификации; психологические проблемы, связанные с интеграцией в новое социальное и профессиональное пространство, а также дискриминация со стороны потенциального работодателя, вызванная устойчивым влиянием стереотипов: у многих в нашей стране понятие «инвалидность» все еще ассоциируется с понятием «нетрудоспособность».

В контексте высокой конкуренции на рынке труда и возрастающих требований к специалисту, встает вопрос о том, какие средства могут способствовать успешной социально-профессиональной адаптации и профессионального развития спортсменов-паралимпийцев на этапе завершения спортивной карьеры.

Согласно опросам, подавляющее большинство спортсменов-паралимпийцев по окончании профессиональной спортивной карьеры, выбирают специальности, так или иначе связанные со спортом. Список подобных специальностей разнообразен, это может быть профессия тренера, спортивного менеджера, судьи, инструктора, специалиста по антидопинговому обеспечению, спортивного классификатора, преподавателя адаптивной физической культуры, а также различные административные должности в спортивных организациях.

Тот факт, что в 90-х годах ХХ века Россия интегрировала в мировую экономическую, политическую, культурную и спортивную системы, предполагает постоянную межкультурную коммуникацию. Владение иностранным языком стало необходимой компетенцией для разного рода работников, в том числе и для специалистов физической культуры и спорта, так как наша страна является одним из лидеров мирового спортивного движения, как Олимпийского, так и Паралимпийского. Активная позиция нашего государства в спортивном мире подразумевает большое количество межкультурных контактов в данной сфере, а именно: выезд российских атлетов и тренеров на соревнования за рубеж; участие отечественных спортивных специалистов в различных мастер-классах, судейских семинарах, спортивных научных конференциях, переговорах; проведение мероприятий на своей территории; представительство России в международных спортивных организациях, советах и комитетах. Кроме того, современный спортивный специалист должен уметь своевременно получать различную актуальную информацию по профилю своей работы, как например: изменение правил; вопросы, связанные с допингом; новые научные разработки и методики и т. д. Из этого следует, что владение иностранным языком в наши дни является одним из критериев профессиональной компетентности спортивного специалиста.

Не секрет, что наша страна имеет незначительное количество представителей в международных спортивных организациях адаптивного спорта, одной из главных причин тому является незнание иностранных языков отечественными специалистами. Актуальность данного вопроса, подкрепляется концепцией по подготовке Сборной Команды России к Паралимпийским Играм, начиная с 2012 года, разработанной Российским Паралимпийским Комитетом совместно с Министерством Спорта Российской Федерации. В концепции говорится о необходимости внедрения в международные спортивные организации российских авторитетных, со знанием соответствующих иностранных языков специалистов, с целью укрепления позиций и повышения имиджа и престижа Российского Паралимпийского спорта на международной арене, а также о поисках значительно более активного влияния на решения, принимаемые в этих международных спортивных организациях, в том числе в Международном Паралимпийском Комитете. [1]

Все вышеизложенное дает основание утверждать, что иностранный язык может выступать инструментом социально-экономической адаптации спортсменов-парлимпийцев на этапе перехода из одного вида профессиональной деятельности в  другой, способствовать  повышению их конкурентоспособности на рынке труда, поскольку необходимость в специалистах со знанием иностранных языков продиктована современными реалиями жизни. Помимо этого, стоит добавить, что знание иностранного языка является одним из путей саморазвития личности, способствуют формированию общеинтеллектуальных умений и навыков, развивает аналитическое мышление, способствует расширению зоны социального взаимодействия.


Список литературы

1. Концепция подготовки Сборной команды России к XV Паралимпийским Играм в Рио-де-Жанейро. Министерство Спорта Российской Федерации, Паралимпийский Комитет России, Москва, 2012. С. 35, 37.
2. Методические рекомендации Министерства спорта Российской Федерации «Применение новых форм работы по привлечению к массовому спорту лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов», Москва, 2015. С. 8.
3. Федеральный реестр инвалидов. [Электронный ресурс]. URL: https://sfri.ru/stat/ (дата обращения: 22.03.2018).

Расскажите о нас своим друзьям: