Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №12 (29) Декабрь, 2018

УДК 378

Дата публикации 10.12.2018

Эволюция прогрессивного развития отношения преподавателей высшей школы к разработке и использованию инновационных педагогических технологий

Юсупова Ольга Викторовна
доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой высшей математики, Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара, us63@rambler.ru
Дири Марта Игоревна
аспирант кафедры Психологии и педагогики, Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара, martha_2002@mail.ru
Михелькевич Валентин Николаевич
доктор технических наук, профессор кафедры Психологии и педагогики, Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара

Аннотация: В статье рассматриваются результаты сравнительно-сопоставительных исследований по выявлению отношения преподавателей вузов к разработке и использованию инновационных педагогических технологий за последние два десятилетия. Показаны произошедшие кардинальные позитивные изменения отношения преподавателей к инновациям. Установлено, что на сегодняшний день абсолютное большинство вузовских преподавателей разрабатывает и использует в своей профессиональной деятельности инновационные педагогические технологии, обеспечивая при этом существенный результат по различным критериям. Наиболее существенными результатами использования инновационных технологий названы: повышение интенсивности обучения; повышение креативности обучаемых; повышение уровня освоения знаний, а также уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций; повышение активности, мотивации и заинтересованности обучающихся. Важно отметить, что многие преподаватели в своей инновационной деятельности опираются лишь на свою интуицию и собственный педагогический опыт и недостаточно используют: научно-методические разработки по закономерностям эволюционного прогрессивного развития педагогических технологий и критериям их развития; метод оценки выявления эффективности используемых традиционных и инновационных педагогических технологий; а также не проводят констатирующие и формирующие эксперименты по выявлению эффективности разработанных инновационных технологий. Выявлено желание и потребность большинства преподавателей в повышении уровня своей квалификации в сфере профессиональной подготовки либо в системе дополнительного образования, либо на научно-методических кафедральных семинарах, либо в формате самообучения.
Ключевые слова: инновационные педагогические технологии, сравнительно-сопоставительный анализ, преподаватели вузов, эволюция отношения к инновациям, анкетирование

Progressive development evolution of higher schoolteachers` attitude to innovative pedagogical technologies working-out and using

Yusupova Olga Viktorovna
Doctor of pedagogy, Head of Department of mathematics, Samara State Technical University, Russia, Samara
Diri Marta Igorevna
postgraduate student of Psychology and Pedagogy Department, Samara State Technical University, Russia, Samara
Mikhelkevich Valentin Nicolaevich
Doctor of engineering, professor of Psychology and Pedagogy Department, Samara State Technical University, Russia, Samara

Abstract: The article describes the results of comparative studies of identifying higher schoolteachers` attitude to innovative pedagogical technologies working-out and using over the past two decades. The cardinal positive changes in the attitude of teachers to innovations are shown. It has been established that nowadays the absolute majority of university teachers work out and use innovative educational technologies in their professional activities, while providing a significant result according to various criteria. The most important results are: increasing of training`s intensity; increasing of students` creativity; increasing of knowledge mastering level as well as formation of general cultural and professional competences level; increasing of students` activity, motivation and interest. It is important to mention that in the process of their innovative activities a lot of teachers rely only on intuition and their own teaching experience and do not use enough: scientific and methodological research on the laws of pedagogical technologies` evolutionary progressive development and the criteria of their development; the method of evaluating the detection of effectiveness of traditional and worked out innovative pedagogical technologies, and also does not make ascertaining and educational experiments to identify the effectiveness of the worked out innovative technologies. The desire and need of the majority of teachers in raising the level of their qualifications in the field of professional training either in the system of additional education, or scientific and methodical seminars, or in the format of self-education, is revealed.
Keywords: innovative pedagogical technologies, comparative analysis, university teachers, evolution of attitude towards innovations, questioning

В связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий, повышаются требования к педагогическим кадрам, в частности усиливается потребность в кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования. Во избежание увеличения в ближайшей перспективе дисбаланса между потребностью сферы образования в указанных педагогических работниках и реальностью, становится актуальной их профессиональная подготовка и привлечение к инновационной педагогической деятельности. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» ставятся приоритетные задачи развития образования, решение которых невозможно обеспечить в полной мере без реализации инновационных проектов по разработке и созданию, развитию и совершенствованию новых технологий в области образования. Целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. Для достижения этой цели предлагается решение задач путём создания и распространения технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики, а также путём развития современных механизмов, содержания и технологий. В рамках этих задач предусматривается разработка, внедрение и распространение в системе высшего профессионального образования новых образовательных технологий и форм организации учебного процесса путём создания нормативно-методической базы, повышения квалификации педагогических работников, аналитического сопровождения и поддержки данных процессов [5].

За последние 15-20 лет среди преподавателей вузов произошли серьёзные позитивные изменения в отношении к разработке и использованию инновационных педагогических технологий. Совершенно очевидно, что этому процессу способствовали введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов, рекомендации отраслевого Министерства образования и науки, выпуск ряда энциклопедий и справочников [6; 3], базовых учебных пособий по использованию инновационных педагогических технологий [1; 4; 7], а также множество журнальных публикаций по инновационным педагогическим технологиям.

В данной статье представлены результаты сравнительно-сопоставительного исследования по изменению отношения преподавателей вузов к использованию инновационных педагогических технологий за рассматриваемый период времени. За исходное состояние отношения преподавателей вузов к инновациям мы приняли данные исследований Педагогического института Белгородского государственного национально-исследовательского университета, проведённых в 2002 г. [2]. Эти репрезентативные данные учитывали мнение 275 преподавателей различных вузов разной научной квалификации, педагогического стажа, возраста и направленности научно-педагогической деятельности.  Исследование показало, что на тот период времени в профессорско-преподавательской среде существовало полярное отношение к созданию, освоению и использованию педагогических инноваций: 46% преподавателей использовали педагогические нововведения и поддерживали их, а именно:

– 14% из них объективно оценивали степень актуальности и перспективности вводимых педагогических новшеств, заботились о результатах их внедрения, принимая на себя функции экспериментаторов, исполнителей, пропагандистов и защитников новых педагогических идей;

– 23% респондентов имели исследовательское отношение к новизне, искали собственные пути оптимального внедрения нововведений, хотя на первых порах не выступали их очевидными сторонниками. Только убедившись в эффективности, реальности новых предложений, они включались в дальнейшую работу и оценивали новшества с точки зрения как своих личных трудозатрат, так и трудозатрат студентов;

– 9% преподавателей выражали одобрение, поддерживали авторов новшеств, подчеркивая современность и своевременность новых предложений, однако они не проявляли желания и настойчивости, чтобы применить инновации в своей практике. В самом факте создания, освоения и применения инноваций их привлекали престижность такой работы, внешние эффекты, связанные с возможностью общаться, наставлять.

В то же время 54% преподавателей выражали отрицательное отношение к педагогическим инновациям, хотя и предпринимали попытки реализовать нововведения на практике в силу сложившегося общественного мнения или наличия нормативных документов. В этой группе:

– 18% преподавателей не торопились давать оценки новым педагогическим идеям и технологиям, т. к. не желали менять сложившиеся стереотипы своей деятельности. В своих действиях и мнениях они скорее консервативны, чем прогрессивны, хотя не отрицали возможности использовать педагогические инновации;

– 26% анкетируемых не проявляли явного нежелания включаться в инновационную деятельность. Чтобы не применять новшеств, они стремились найти причины в основном организационного характера. Свою педагогическую деятельность такие преподаватели оценивали высоко, и, по их мнению, она не требовала внесения каких-либо методических, технологических корректив;

– 10% из них относились к инновациям с явным недоверием, либо считая результаты научных исследований неподдающимися внедрению [2, с. 159-160].

Типология преподавателей по их отношению к использованию педагогических инноваций представлена в виде диаграммы на Рис.1.

Рисунок 1. Типология преподавателей по их отношению к использованию педагогических инноваций

Проведённое в 2018 году кафедрой «Психологии и педагогики» Самарского государственного технического университета исследование свидетельствует о кардинальной эволюции отношения преподавателей к разработке и использованию инновационных педагогических технологий за рассматриваемый период времени. В исследованиях, проведённых методом анкетирования, участвовали 115 преподавателей разной научной квалификации, учёной степени и звания, возраста от 25 до 62 лет, педагогический стаж которых варьировался от 2 до 45 лет.

Проведённый анализ результатов исследования показывает, что всего лишь 19% преподавателей не используют инновационные педагогические технологии. Из них лишь 5% считают нецелесообразным использовать инновации, они считают, что лучше сосредоточиться на совершенствовании традиционных, а 14% респондентов планируют их использовать в ближайшие годы.

Весьма ценно, что подавляющее большинство, а именно 81% преподавателей считают целесообразным и необходимым использовать в своей педагогической деятельности инновационные педагогические технологии. В этой доминирующей группе респондентов следует выделить следующие подгруппы: преподаватели, разрабатывающие и успешно использующие инновационные технологии более пяти лет (18%) удовлетворены результатами нововведений: повышением интенсивности обучения (8%), повышением креативности обучаемых (9%), уровнем освоения знаний (10%), уровнем сформированности общекультурных и профессиональных компетенций (7%), повышением активности, мотивации и заинтересованности обучающихся (12%).

Типология преподавателей по опыту и длительности времени использования инновационных педагогических технологий представлена в виде диаграммы на Рис.2.

Рисунок 2. Типология преподавателей по опыту и длительности времени использования инновационных педагогических технологий

Получены интересные результаты по использованию фундаментальной литературы и периодических изданий по педагогическим технологиям. Так, 53% преподавателей не используют в своей педагогической деятельности такую литературу. 40% преподавателей не применяют знания закономерностей эволюционного прогрессивного развития педагогических технологий.

Согласно данным исследования многие преподаватели не опираются на научные методы:

- метод оценки выявления эффективности используемых традиционных и инновационных педагогических технологий;

- типологию инновационных педагогических технологий;

- методы принятия решений по выбору инновационных педагогических технологий из мировых фондов.

Ряд преподавателей не используют методики проведения констатирующего и формирующего экспериментов по разработанным и используемым преподавателями инновационным педагогическим технологиям, а основываются на своей интуиции и собственном педагогическом опыте.

Исследования выявили потребность и желание многих преподавателей (64%) получить дополнительные знания по разработке и использованию инновационных педагогических технологий.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) Проведённые сравнительно-сопоставительные исследования свидетельствуют, что за последние два десятилетия произошли кардинальные позитивные изменения отношения преподавателей к инновациям.

2) На сегодняшний день абсолютное большинство вузовских преподавателей разрабатывает и использует в своей профессиональной деятельности инновационные педагогические технологии (83% от выборки), обеспечивая при этом существенный результат либо по повышению интенсивности обучения, либо по повышению креативности обучаемых, либо по повышению уровня освоения знаний или уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, либо по повышению активности и мотивации учебной деятельности студентов.

3) Лишь незначительная часть респондентов пока не использует инновационные педагогические технологии (17%). К этой группе относятся молодые, начинающие преподаватели со стажем работы 1-2 года (14%). И только 3% преподавателей не используют инновационные педагогические технологии, ссылаясь на то, что они сосредоточили свою деятельность на совершенствовании освоенной ими традиционной технологии. Эту подгруппу составили высококвалифицированные специалисты-преподаватели пенсионного и предпенсионного возраста, пришедшие на педагогическую работу с промышленных предприятий.

4) Выявлено желание и потребность многих преподавателей (64% от выборки) в повышении уровня своей квалификации в сфере профессиональной подготовки и психологии и, в частности, в сфере разработки и использования инновационных педагогических технологий, причём они хотели бы приобрести такие дополнительные знания в системе дополнительного образования, на факультете повышения квалификации преподавателей (41%), либо на научно-методических кафедральных семинарах (25%), либо формате самообучения (17%).

5) Для обеспечения благоприятных условий для преподавателей в разработке инновационных педагогических технологий и их эффективного использования в учебном процессе необходимо создание комплекса специализированных учебно-методических пособий и более полного оснащения библиотеки педагогической литературой.

Важно подчеркнуть необходимость подготовки преподавателей высшей школы к инновационной педагогической деятельности с применением инновационных педагогических технологий. Это долгий, но важный и единственно приемлемый путь для того, чтобы решить приоритетные задачи развития образования, что невозможно обеспечить в полной мере без реализации инновационных проектов по разработке и созданию, развитию и совершенствованию новых технологий в области образования.


Список литературы

1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 3-е изд. стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 432 с.
2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
3. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. Учебное пособие. Самар. гос. техн. ун-т. Самара, 2004. – 91 с.
4. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы». Москва, 2015. URL: http://минобрнауки.рф/документы/4952
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т.: учебно-метод. пособие нового поколения. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
7. Циулина М.В. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2016. – 227 с.

Расскажите о нас своим друзьям: