Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №12 (29) Декабрь, 2018

УДК 378.147

Дата публикации 11.12.2018

К вопросу об обучении студентов вуза самопроектированию учебно-профессиональной деятельности

Ерина Татьяна Анатольевна
к.п.н., доцент кафедры общей математики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, erina@bsu.edu.ru

Аннотация: Статья содержит теоретические сведения и практические указания по организации этапа технологии обучения студентов самопроектированию учебно-профессиональной деятельности. Предложена примерная программа практикума по управлению учебно-профессиональной деятельностью и временем, а также представлен выбор тренингов, способствующих развивать рефлексивные способности, самоанализ, умения планировать и контролировать учебно-профессиональную деятельность.
Ключевые слова: самопроектирование, учебно-профессиональная деятельность, технология, управление, тренинг

To a question of Education Students to Self-Design of the Learning and Professional Activities

Erina T.A.
Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of General Mathematics, Belgorod State National Research University, Belgorod

Abstract: The article contains theoretical information and practical instructions on the organization of the stage of technology of teaching students to self-design of the learning and professional activities. The approximate program of the workshop on management of the learning and professional activity and time is offered, and also the choice of the trainings promoting to develop reflexive abilities, self-analysis, abilities to plan and control the learning and professional activity is presented.
Keywords: self-design, learning and professional activities, technology, management, training

Юношеский возраст является наиболее благоприятным периодом для самоактуализации личности. В широком смысле самоактуализация понимается как специально организованная субъектом деятельность, целью которой является выявление потенциальных возможностей личности [1, с. 30] и осознание тех потенций, которые предстоит актуализировать. Однако деятельность личности по самоактуализации предполагает не только выявление своих потенциальных возможностей, но и умение планировать и самопроектировать достижение жизненных целей и смыслов.

В рамках технологии обучения студентов вуза самопроектированию учебно-профессиональной деятельности, разделенной на три этапа (проблемно-рефлексивного анализа; логико-смыслового проектирования; контрольно-коррекционной регуляции)[2,с 48-49.],нами были предложены различные методики, алгоритмы и методы, позволяющие студентам развивать  рефлексивные способности, самоанализ, интерес к будущей профессии, мотивацию. На этапе логико-смыслового проектирования осуществлялась работа по планированию учебно-профессиональной деятельности в виде системы конкретных мероприятий по индивидуальной программе студента. На этом этапе в целях приобретения новых знаний по планированию, самоорганизации были изучены методы и алгоритмы, позволяющие оптимизировать деятельность по самопроектированию.

Продолжая работу в данном направлении, мы пришли к выводу, что не только студенты, но и молодые специалисты пока еще не умеют четко организовывать свою деятельность и управлять временем для ее осуществления. В связи с этим нами предлагается на этапе контрольно-коррекционной регуляции выше названной технологии организовать практикум по управлению учебно-профессиональной деятельностью и временем. Тем самым мы ставим задачу: привить студентам, которые совсем скоро станут молодыми специалистами, навыки самоменеджмента.

В основе «технологичности» индивидуального самоменеджмента лежат следующие установки:

Индивидуальный  самоменеджмент (другими словами: управление собственным временем и собственной деятельностью), осуществляется на основе личностного саморазвития. В нашем случае студент выступает в роли «сам себе менеджер». Методы управления, которые будет использовать студент в своей работе, сугубо индивидуализированы. Эти методы будут изучаться в рамках предложенного практикума как тренинги, в результате чего каждый возьмет для себя только ему удобные методы. Такой практикум нацелен на достижение внутриличностных целей, на совершенствование студентом своих способностей с целью дальнейшей самореализации[5, с.32].

Содержание программы практикума может быть представлено параллельными блоками:  теоретическим и тренингами. Представим примерную программу практикума по управлению учебно-профессиональной деятельностью и временем.

1. Методы инвентаризации личной деятельности и времени, необходимого для ее осуществления.

- Поточные карты и диаграммы.

- Карты совместных операций.

- Сетевой анализ деятельности.

- Органайзер.

Тренинги: создание кодификатора трат времени на определенную деятельность; анализ  «полезной» деятельности и дневных затрат времени (например, вчерашний полный день); составление аналитической карты, связанной с изучением эффективности личной деятельности; заполнение дневника помех.

2. Методы целеполагания и планирования.

- Выявление и формулировка целей.

- Технологии постановки целей.

- Проектная система постановки целей.

- Правила планирования.

- Система планов.

Тренинги: заполнение «ценностной рамки» - выбор жизненных ценностей; постановка долгосрочных целей; анализ взаимообусловленности и взаимозависимости целей; планирование рабочего дня (месяца).

3. Исполнение и контроль.

- Стратегические и оперативные решения.

- Принятие решений в незапланированных ситуациях.

- Виды контроля.

- Методы контроля.

Тренинги: осуществление ежедневного итогового контроля «метод пяти пальцев»; заполнение карты контроля; ведение дневника (карты) контроля.

4. Личная эффективность при самопроектировании учебно-профессиональной деятельности.

- Направления повышения личной эффективности.

- Деловое общение.

- Система коммуникаций.

- Формализация информации.

Тренинги: оценка индивидуальной работоспособности в течение суток; анализ и построение индивидуальной системы коммуникаций; организация персональной системы работы с информацией; выявление приоритетов в работе с техническими средствами.

Организация и проведение предложенного практикума позволяет студенту выстроить систему и разработать собственные алгоритмы управления своей учебно-профессиональной деятельностью. Вместе с этим следует заметить, что данный практикум не является каким-либо «необыкновенным средством», которое сразу же сделает жизнь и деятельность студента упорядоченной, целесообразной, эффективной и тому подобное. Существует огромное количество методов, методик, рецептов по управлению деятельностью и временем, однако каждый молодой человек эту задачу может решить только самостоятельно. При этом задача педагогов и наставников состоит в том, чтобы помочь молодым людям разобраться в этом своеобразном «калейдоскопе», и может быть, помочь разобраться в себе.


Список литературы

1. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии: научно-методический журнал. 2005. №3(43). С. 30-31.
2. Ерина Т.А. Методы исследования самопроектировочной деятельности студентов. Коллективная монография. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2016. С.40-55.
3. Ерина Т.А. Способы повышения эффективности самопроектирования учебно-профессиональной деятельности. Саморазвитие в педагогике и психологии. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. 2018. С. 94-97.
4. Калинин С.И. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем. /С.И. Калинин/ - СПб.: Речь. 2006. 371 с.
5. Ондар Л.М., Тюлюш А.А.Структура и проведение семинара – практикума для педагогов «самосознание личности». (Часть 2) // Педагогика. Вопросы теории и практики: научный журнал открытого доступа. 2017. № 1(5). С. 30-33.

Расскажите о нас своим друзьям: