Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №1 (4), 2018

УДК 33

Дата публикации 21.03.2018

Совершенствование показателей антикоррупционного мониторинга

Петров Кирилл Андреевич
Магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Волгоградский государственный университет

Аннотация: Актуальность данной статьи в том, что на сегодняшний день коррупция стала серьезной угрозой закону, правам человека и тяжелым социальным последствиям. В статье рассматривается понятие и роль антикоррупционного мониторинга, его цели, задачи, индикаторы, особенности финансирования и основные направления в государственной политике. Автором был произведен анализ государственной политики в сфере противодействия коррупции и антикоррупционного мониторинга, осуществляемого на территории РФ. По мнению автора, изучение основных источников и данных, позволит в дальнейшем создавать и совершенствовать методики и мероприятия, которые будут направлены на борьбу с коррупцией.
Ключевые слова: мониторинг, антикоррупционный, государственная политика, мероприятия, коррупция

The improvement of anti-corruption monitoring

Petrov Kirill Andreevich
Undergraduatet of the chair of state and municipal management, Volgograd state University, Russia, Volgograd

Abstract: The relevance of this article is that today corruption has become a serious threat to the law, human rights and serious social consequences. The article discusses the concept and role of anti-corruption monitoring, its goals, objectives, indicators, features of financing and the main directions in public policy. The author analyzes the state policy in the sphere of anti-corruption and anti-corruption monitoring carried out in the territory of the Russian Federation. According to the author, the study of the main sources and data will further create and improve the methods and activities that will be aimed at combating corruption.
Keywords: monitoring, anti-corruption, state policy, activities, corruption

Актуальность работы: На сегодняшний день, существующая государственная политика, реализуемая в сфере противодействия коррупции, показывает себя не эффективной и нуждается в поиске новых, более свежих идей. Так как сама коррупция стала серьезной угрозой закону, правам человека и тяжелым социальным последствиям. Антикоррупционный мониторинг позволяет выполнять антикоррупционным программам поставленные задачи более качественно, но также требует особого внимания и доработок.

Цели и задачи исследования: Целью работы является анализ самого антикоррупционного мониторинга и его роль в антикоррупционной политике, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Данная цель исследования предполагает собой решение следующих задач:

  • изучить основы антикоррупционного мониторинга;
  • дать оценку инструментам мониторинга, применяемых сегодня;
  • предложить рекомендации по совершенствованию показателей антикоррупционного мониторинга.

Антикоррупционный мониторинг – это совокупность процессов, использующаяся при разработке и реализации антикоррупционных программ. Данные процессы включают в себя:

  1. Наблюдение и учет проявления коррупции, а также причастных к этому лиц;
  2. Изучение документации,
  3. Проведение экспериментов и опросов,
  4. Анализ и огласка данных о состоянии коррупции

Мониторинг финансируется из средств бюджета субъекта, который проводит антикоррупционный мониторинг. Мероприятия по проведению антикоррупционной политики, а также антикоррупционный мониторинг, находятся в компетенции уполномоченных органов РФ, местного самоуправления и федеральных субъектов России[1]. Основная цель антикоррупционного мониторинга - это формирование объективной оценки уровня коррупции на территории Российской Федерации, для своевременного предупреждения, выявления и устранения последствий коррупционных проявлений [1].

Чтобы организовать проведение антикоррупционного мониторинга, нужно поставить перед собой соответствующие направления, а также цели и задачи.

Направления - это работаРФ мониторинга по достижению результатов, регулируемых антикоррупционным правом на всех уровнях [1].

Цели и задачи представляют собой деятельность субъектов мониторинга по достижению результатов на сегодняшний день, при достаточном наличии ресурсов, а также благоприятных условий у исполнителей и организаторов. В некоторых случаях,данныецели антикоррупционного мониторинга, называют промежуточными или просто – задачами [2].

Рассмотрев сравнительно-правовой анализ законодательства о коррупции, нельзя не обратить внимание на то, что антикоррупционный мониторинг и само законодательство ориентировано, в основном на регионы.

Основными целями антикоррупционного мониторинга, которые утверждены антикоррупционным правом являются:

  • Оценка эффективности антикоррупционных мер (55% правовых актов, касающихся деятельности регионов в борьбе с коррупцией)
  • Разработка и внедрение антикоррупционных проектов (44%)

Существуют также другие цели антикоррупционного мониторинга, направленные на пресечение коррупции, такими являются:

  • Поиск и устранение условий для развития коррупции;
  • Внедрение мер антикоррупционной политики, направленных на пресечение коррупции;
  • Оценка и профилактика уровня коррупции;
  • Оперативное принятие решений по противодействию коррупции,
  • Отчеты по борьбе с коррупцией, для органов работающих в данной сфере
  • Анализ и привлечение к ответственности виновных, нарушивших закон;
  • Прогноз и направлениядля антикоррупционной политики и ее совершенствование[3].

Антикоррупционный мониторинг осуществляют уполномоченные органы. В их обязанности входит изучение и анализправа в борьбе с коррупцией, причины ее появления, исследование деятельности организаций, просмотр публикаций, результатов социологических вопросов и обращения физических и юридических лиц по вопросам, связанным с нарушениями антикоррупционного законодательства, а также производит анализ данных по работе правовых органов [2].

Для антикоррупционного мониторинга основной целью является формирование оценки уровня коррупции в стране, для своевременного анализа, нахождения и устранения последствий коррупционных проявлений.

Антикоррупционный мониторинг отслеживается через индикаторы результативных показателей [3]. Система самого мониторинга, а такжеоценка антикоррупционной программы основываются на двух каналах информации:

  • Государственный канал (привлечение неправительственных организаций);
  • Общественный канал (привлечение независимых экспертов).

Для совершенствования всех этих показателейнужно:

  1. Полностью изучить общепринятые коррупционные практики;
  2. Отслеживать механизмы возникновения коррупционных ситуаций;
  3. Измерить уровень и структуру коррупции по уровням и институтам власти, отраслям экономики;
  4. Изучить мнение общества в рамках противодействия коррупции;
  5. Проанализировать и оценить эффективность антикоррупционных мероприятий.

Это даст примерное представление о возникновении коррупции, ее источниках, а также позволит определить эффективность действующих, на сегодняшний день антикоррупционных программ, политики и антикоррупционного мониторинга. Даст толчок к совершенствованию данных мероприятий, позволит разработать новые методики и планы в борьбе с коррупцией. Ведь на данный момент содержание антикоррупционного мониторинга весьма обширно и нет никакой концептуальной модели, имеющей место на практике.


Список литературы

1. Саморуков А. А., Декке Д. А. Мониторинг российского антикоррупционного законодательства // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 379-383.
2. Минюст РФ. Методика мониторинга правоприменения законодательства о противодействии коррупции - 2018 Электронный ресурс]. Дата обновления:1.02.2018 г– URL:http://minjust.ru/ru/metodika-monitoringa-pravoprimeneniya-zakonodatelstva-o-protivodeystvii-korrupcii(дата обращения: 16.03.2018).
3. Сайт международной торговой палаты. - 2016 [Электронный ресурс]. Дата обновления:23.11.2016 – URL: http://www.iccwbo.ru/blog/2016/antikorruptsionnyy-monitoring/ (дата обращения: 16.03.2018).

Расскажите о нас своим друзьям: