Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №1 (4), 2018

УДК 352/354-1

Дата публикации 20.03.2018

Персонал в системе органов местного самоуправления республики Татарстан

Ефремов Руслан Радикович
Студент, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева – КАИ, РФ, г. Казань

Аннотация: В данной статье показана значимость децентрализации власти путем делегирования властных полномочий органам местного самоуправления муниципальных образований. Показаны принципиальные достоинства органов местного самоуправления и их отличительные особенности с позиции возможности более эффективного удовлетворения потребностей местного населения и улучшения социально-экономических условий муниципального образования. На примере республики Татарстан рассматривается структура системы муниципальных образований Татарстана, представлены состав управляющих органов и их основные функции. Приводятся социальный портрет муниципальных служащих Татарстана, а также изменения возрастных и половых характеристик за 2011-2016 года. Помимо этого, приводится анализ причин динамики общей численности работников местного самоуправления республики.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, муниципальный служащий, стаж работы, ответственность

Personnel in the system of local self-government of the Republic of Tatarstan

Efremov Ruslan Radikovich
Student, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev -KAI, Russia, Kazan

Abstract: This article shows the importance of decentralizing power by delegating authority to local government bodies of municipalities. The principal advantages of local self-government bodies and their distinctive features are shown from the position of the possibility of more effectively meeting the needs of the local population and improving the social and economic conditions of the municipality. On the example of the Republic of Tatarstan, the structure of the system of municipal formations of Tatarstan is considered, the composition of the autonomous bodies and their main functions are presented. The social portrait of municipal employees of Tatarstan, as well as changes in age and gender characteristics for 2011-2016 are given. In addition, the reasons for the dynamics of the total number of local self-government employees of the republic are analyzed.
Keywords: local self-government, municipal, municipal employees, work experience, responsibility

Формирование местного самоуправления в России является одним из главных условий повышения эффективности государственного управления. Структура органов местного самоуправления схожа с линейно-функциональной структурой управления в организации и вбирает в себя ее основные преимущества. Во главе каждого крупного муниципального образования стоит один человек, которому подчинены главы более мелких внутри муниципальных образований, которым в свою очередь подчинены руководители различных муниципальных направлений (экономика, культура, здравоохранение, образование и т.д.). Таким образом, вследствие оптимального распределения полномочий у руководителей отсутствует перегрузка, также специализация по направлениям деятельности и учет социально-экономических особенностей отдельной территории позволяет принимать компетентные решения и способствует более качественному управлению.

Местное самоуправление представляет собой форму народовластия, которая осуществляется посредством органов местного самоуправления по вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Народовластие осуществляется посредством формирования органов местного самоуправления в результате муниципальных выборов, а также проявляется в участии граждан в референдумах местного значения [2].

Выборные и назначенные органы местного самоуправления непосредственно выполняют управленческую деятельность, направленную на поддержание стабильности и развития местного населения. Основные функции органов местного самоуправления заключаются в следующем:

1. Составление и контроль расходов бюджета.

2. Установление и изменение структуры местных налогов и сборов.

3. Организация процессов снабжения местного населения коммунальными услугами.

4. Содействие в развитии производства, создание условий для развития среднего и малого предпринимательства.

5. Благоустройство территории.

6. Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

7. Создание условий для развития и использования объектов культуры, образования, спорта, отдыха [2].

С учетом территориальной специфики местное самоуправление способно эффективно проводить местную политику, в полной мере удовлетворять потребности населения.

Республика Татарстан обладает самой разветвленной системой муниципальных образований в России, несмотря на не самую большую площадь территории. На конец 2016 года в Татарстане насчитывалось 956 муниципальных образований, среди которых 43 муниципальных района, 2 городских округа (Казань и Набережные Челны), 39 городских и 872 сельских поселений. Второе и третье место по числу муниципальных образований занимают Башкортостан (895 единиц) и Дагестан (760 единиц) [5]. Такая разветвленность обуславливает необходимость полноценного и качественного обеспечения муниципальных образований профессиональными работниками, как муниципальными служащими, так и обслуживающим персоналом.

Согласно республиканскому закону органы местного самоуправления Татарстана включают в себя представительный орган муниципального образования, главу муниципального образования, администрацию муниципального образования, контрольно-счетный орган муниципального образования. Также при необходимости возможно образование и наличие иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления[2].

В Татарстане в последние 12 лет наблюдается повышение интереса к работе в органах местного самоуправления со стороны населения. В 2016 году число работников органов местного самоуправления в РТ выросло по сравнению с прошлым годом на 34,2%.

Таблица 1. Численность работников, занятых в органах местного самоуправления в Татарстане

Год

2012

2013

2014

2015

2016

В органах местного самоуправления – всего

8557

8004

7903

8124

10900

в том числе в органах:

         

представительных

1187

1097

1042

1113

1175

местных администрациях (исполнительно-распорядительных)

7279

6814

6021

6154

8781

контрольных

84

85

88

85

88

иных

-

-

745

764

849

избирательных комиссий

7

8

7

8

7

Как видно из таблицы 1. среди всех работников местного самоуправления больше всего насчитывалось, занятых в местных администрациях (почти в 8 раз больше чем в представительных органах).

В 2005 году в Татарстане количество работников местного самоуправления насчитывало 3232 человека, в 2010 – 8708. В республике наблюдается самый прогрессивный рост среди регионов России за последние 12 лет (более чем на 7 тысяч человек). Существенно ниже оказался прирост в, идущих следующими по динамике, Ростовской и Кировской областях, в них наблюдался рост за 12 лет на 4122 и 2681человека соответственно. Наибольшее снижение наблюдалось в Алтайском крае – 4711, а также во Владимирской области – 3484 [5].

По приросту, сравнительно с 2015 годом, РТ уступает только Нижегородской области, в которой наблюдался рост на 3341, в РТ - 2876. Стоит сказать, что, несмотря на самый крупный рост, в Татарстане не самое большое количество работников местного самоуправления. Наибольшее число в Ростовской области – 17600 [5].

Таким образом, можно сделать выводы, что в Татарстане в течение 12 лет происходит активный рост числа работников местного самоуправления, однако численность кадров местного самоуправления не самая большая в РФ. Рост численности персонала может быть связан с открытием новых ведомств, нуждающихся в кадрах, сужением специализации, расширением полномочий ведомств.

Работники местного самоуправления подразделяются на муниципальных служащих и обслуживающий персонал. В силу высокой ответственности и сложности работы отдельного внимания заслуживает выявление количественных и качественных характеристик муниципальных служащих Татарстана, а также их динамика за последние годы.

Муниципальный служащий – это гражданин, выбранный населением или назначенный на должность, который исполняет обязанности муниципальной службы на постоянной основе за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств местного бюджета [1].

Таблица 2. Численность муниципальных служащих в Татарстане

Год

2012

2013

2014

2015

2016

Численность работников на выборных муниципальных должностях и должностях муниципальной службы

7021

6787

6507

6658

7164

 

Таблица 2. показывает, что с 2012 по 2014 наблюдалось сокращение штата муниципальных служащих. Это было связано с указами президента России и президента Татарстана о сокращении численности государственных и муниципальных служащих, однако, затем происходило обратное расширение и превышение показателя 2012 года, что вероятно было связано с инициативой муниципальных образований вследствие увеличения нагрузки и понижения качества работы [6].

Одной из главных характеристик муниципальных служащих является возраст. Поскольку труд мунициальных служащих носит в большей степени интеллектуальный характер, в процессе выполнения должностных обязанностей необходимо гибкое мышление, способность генерировать новые идеи. Такие качества свойственны в большей мере молодым работникам. Помимо этого у молодых работников, как правило, выше мотивация и желание самоутвердится, что перетекает в упорный и активный труд. Поэтому большую роль для повышения эффективности деятельности имеет омоложение персонала.

 

Рисунок 1. Состав муниципальных служащих в Татарстане на 2016 год по возрасту

Аналих возраста муниципальных служащих республики Татарстан показывает омоложение состава по сравнению с 2011 годом. Так, в 2016 году наблюдалась наибольшая доля муниципальных служащих в возрасте 30-39 лет (30%), в 2011 году служащих данной возрастной категории насчитывалось 26,8%. В 2016 году молодые  муниципальные служащие в возрасте до 30 лет составляли 18,3% от общей численности. Средний возраст муниципальных служащих составил 40 лет (один из самых низких в России). Моложе только в Чеченской республике (38лет) и  Ямало-Hенецком авт.округе (39 лет) [3].

Рисунок 2. Состав муниципальных служащих в Татарстане на 2016 год по стажу муниципальной службы

Одним из главных показателей профессионализма работника является стаж работы. Наибольшая доля муниципальных служащих в Татарстане – это служащие с опытом работы от 1 до 5 лет (25,6%), с опытом до 1 года насчитывалось 12,9%, со стажем свыше 25 лет – 5,2%. Эти данные говорят о постоянной сменности кадров, реальной доступности муниципальной службы, невысокой конкуренции. Если рассматривать в целом по России доли служащих по стажу работу, то можно заметить, что наибольшее количество муниципальных служащих имеет стаж работы по данному направлению 5-10 лет (22,7%), в Татарстане по такой категории – 20,6% муниципальных служащих [3].

Эффективное выполнение обязанностей затруднительно без наличия глубоких познаний в профессиональной сфере, наличия профильного высшего образования. Среди муниципальных служащих Татарстана в 2016 году 89,2% обладали высшим образованием, 10,2% средним профессиональным, 0,7% (46 человек) не обладали ни высшим, ни средним профессиональным [3].

Таблица 3. Состав муниципальных служащих по специальностям высшего образования

 

гуманитарные и социальные науки

экономика и управление

физико-математические и естественные науки

образование и педагогика

здравоохранение

культура и искусство

информатика и вычислительная техника

сельское и рыбное хозяйство

другие

человек

1249

2246

344

977

14

105

36

269

1100

в %

19.7

35.4

5.4

15.4

0.2

1.7

0.6

4.2

17.4

Распределение муниципальных служащих по специальностям имеет следующий вид (табл.3). Наибольшая доля муниципальных служащих освоила направление «экономика и управление» (35,4%), из которых 6,6% обучались по специальности государственное и муниципальное управление. 19,7% служащих имели высшее образование по направлению «гуманитарные и социальные науки», среди которых 13,9% по направлению подготовки «юриспруденция» [3].

Половой состав показывает, что кадровый состав муниципальной службы сильно феминизирован. В Татарстане женщин в два раза больше мужчин среди муниципальных служащих, стоит отметить, что в 2011 году число женщин превосходило мужчин в 2,5 раза. В целом по России женщин на муниципальной службе намного больше мужчин (чуть более чем в 3 раза). Исключение составляют Дагестан, Ингушетия и Чеченская республика [3].

Второй блок работников местного самоуправления составляют обслуживающий персонал муниципального образования, насчитывавший в 2016 году – 3736 человека. По сравнению с 2011 годом наблюдается увеличение численности данной категории в 2,43 раза. Наблюдался резкий рост за 2016 год на 2270 работников.

Анализ кадрового обеспечения органов местного самоуправления показал, что в целом в Татарстане происходит постепенное омоложение кадрового состава муниципальных служащих, увеличение доли мужчин в составе, наблюдается прогрессивный рост общего числа работников местного самоуправления, что способно повысить скорость выполнения задач и качество итоговых результатов.

Увеличение количества работников местного самоуправления является следствием расширения деятельности муниципальных образований, их качественного усложнения и развития.

Кадры являются центральным звеном, определяющим успешность деятельности муниципального образования. Муниципальные служащие определяют судьбу поселения, поэтому очень важно, чтобы на муниципальной службе находились высокопрофессиональные работники с высоким интеллектуальным потенциалом и набором гуманистических личностных качеств.


Список литературы

1. Кодекс республики Татарстан о муниципальной службе: от 25.06.2013 N 50-ЗРТ: принят Государственным Советом Республики Татарстан 30 мая 2013 г. Режим доступа: http://minjust.tatarstan.ru/zakonMSU.htm, свободный (дата обращения: 5.03. 2018).
2. О местном самоуправлении в республике Татарстан: закон РТ. от 07.12.2005 N 116-ЗРТ: принят Государственным Советом Республики Татарстан 03 ноября 2005 г. Режим доступа: http://minjust.tatarstan.ru/zakonMSU.htm , свободный (дата обращения: 03.03. 2018).
3. Бюллетень «Состав работников, замещавших государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы по полу, возрасту, стажу работы, образованию»: Росстат. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1237818141625, свободный (дата обращения 07.03. 2018).
4. Колесова Е.Л. Кадровый потенциал органов местного самоуправления: состояние и тенденции // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2014. №2. С. 16-20.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2017. 1402 с.
6. Численность работников государственной гражданской и муниципальной службы в Республике Татарстан: Татстат. Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/statistics/government/ (дата обращения 10.03.2018)

Расскажите о нас своим друзьям: