Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №2 (5), 2018

УДК 331.5.024.54

Дата публикации 09.04.2018

Организация мониторинга регионального и муниципального развития в сфере миграционной политики на примере ЮФО

Амирхасова Лолита Мурадовна
Волгоградский государственный университет

Аннотация: Статья посвящена комплексному исследованию миграционной политики как инструменту регионального развития, позволяющему управлять изменениями, происходящими в социальной и демографической структурах населения страны и регионов. Дана характеристика миграционных процессов, характерных для Южного федерального округа, который, согласно статистическим данным, по динамике миграционных потоков, играет важную роль в миграционном поле страны. Установлены тенденции и последствия миграции в ЮФО. Рассмотрены концептуальные положения миграционной политики макрорегиона, в большинстве своем направленные на ограничение потоков нелегальных мигрантов. Автором обусловлена необходимость разработки программ по социокультурной адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество.
Ключевые слова: миграция, развитие региона, миграционная политика, миграционные процессы

Organization of monitoring of regional and municipal development in the field of migration policy on the example of the southern Federal district.

Amirhasova L.M.
Volgograd state university

Abstract: Тhe Article is devoted to a comprehensive study of migration policy as a tool of regional development, which allows to manage the changes taking place in the social and demographic structures of the population of the country and regions. The characteristic of migration processes characteristic of the southern Federal district, which, according to statistics, according to the dynamics of migration flows, plays an important role in the migration field of the country. Trends and consequences of migration to southern Federal district are established. The conceptual provisions of the migration policy of the macroregion, mostly aimed at limiting the flow of illegal migrants, are considered. The author determines the necessity of developing programs on socio-cultural adaptation and integration of migrants into the host society.
Keywords: migration, regional development, migration policy,migratory process

Миграция населения обрела статус социального процесса, оказывающего значительное влияние на экономическую сферу, социальную среду, а также культурную сферу во многих мировых регионах. Сходная ситуация прослеживается и в российских регионах, где происходящие миграционные процессы обусловливают наличие изменений, происходящих в социальной и демографической структурах российского общества. Их динамика и тенденции находят отражение на общественном разделении и величине оплаты труда, а также на уровне социальной напряженности в регионах, испытывающих, как длительный интенсивный приток, так и, напротив, отток людей.

В плане происходящих глобальных миграционных течений, как государства, так и регионы взаимодействуют друг с другом, делать акцентна взаимосвязях, имеющих различный уровень и порядок, уделяя при этом значительное внимание процессу разработки и реализации основ миграционной политики.

Под миграционной политикой будем понимать комплекс идей и концептуально объединенных средств на уровне властных структур, позволяющих принимать урегулированные правовыми актами решения, направленные на упорядочение миграционных процессов [3].

Разные миграционные проблемы, присущие разным регионам, придают миграционной политике территориально-дифференцированный характер, что, в свою очередь, отражается на ее направлениях реализации и достигаемых целях [5].

Основным документом, который определяет миграционную политику на уровне Российской Федерации, является Концепция государственной миграционной политики РФ, разработанная до 2025 года, ставящая одной из главных своих целей – формирование необходимых условий по обеспечению национальной безопасности страны, максимальной защищенности граждан, достижение необходимого уровня комфортности и благополучия населения [4].

Как отмечают исследователи, представляя собой одновременно и центр притяжения мигрантов вследствие переделов страны, и одним из основных регионов их оттока, Южный федеральный округ играет важную роль в миграционном поле страны. Данные выводы находят свое подтверждение в статистических данных, согласно которым отличительная особенность Южного федерального округа заключается в наличии долговременной устойчивой положительной динамики чистой миграции. При этом, значительная доля прироста населения округа достигается за счет международной миграции(за период 1989 – 2002гг. данная цифра составляла более 80%). Другими словами численность населения увеличивается в основном за счет пришлого населения, которое от принимающего сообщества отличается этническими, религиозными ми и культурными признаками. В настоящее время не смотря на снижение интенсивного международной миграции, не стоит не дооценивать ее роль в трансформации социокультурного пространства макрорегиона [10, 6].

В данном случае актуальным является вектор усилий со стороны органов власти всех уровней – от муниципального до регионального, сосредоточенный на формировании условий по повышению уровня благосостояния населения макрорегиона, что нашло свое отражение в утвержденной распоряжением Правительства России «Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года». Документ ориентирован на обеспечении приоритета на рынке труда местного населения, сохранения самобытности, присущей южнороссийскому региону, воспитанию молодежи как носителя региональной самобытности [9].

Важным в данном аспекте проблем является и принятие «Стратегии государственной национальной политики до 2025 года» одним из пунктов которой является установление ответственности для должностных лиц за состоянием межнациональных отношений на соответствующих территориях.

Традиционно на протяжении ряда лет в качестве лидера прироста мигрантов выступает Краснодарский край, на который в среднем приходится более 57% всех внутренних мигрантов, которые пребывают в ЮФО, что в отдельные годы позволяло региону превышать показатели естественных потерь населения. Значительные миграционные потоки характерны и для Ростовской области, что объясняется не только уровнем социально-экономического развития региона, но и рядом иных факторов, в качестве основных из которых выделяют: приграничное положение, а также многонациональность региона. В свою очередь, отрицательные тенденции миграции характерны для таких регионов ЮФО, как Республика Калмыкия и Волгоградская область. Данные оперативного миграционного учета свидетельствуют о кратной разнице в интенсивности миграционных потоков среди регионов округа [8].

Южный федеральный округ отчетливо делится на трудоизбыточные и трудодефицитные регионы, что определяет пространственный вектор внутренней миграции, которая на уровне региона, представляет собой фактор, обеспечивающий сохранение тенденций увеличения городского населения, при одновременном сокращении численности сельского. Данная тенденция ведет к сокращению трудовых ресурсов исходного региона, что в итоге, замедляет темпы его экономического развития [7, 1].

В субъектах ЮФО отраслевая структура их экономик находит свое отражение в профессионально-квалификационном составе иностранной рабочей силы. Так, если в Краснодарском крае значительная часть мигрантов приходится на рабочих, которые заняты на горных, горно-капитальных, ремонтно-строительных работах, то Астраханская, Волгоградская область и Республика Калмыкия, привлекают иностранных работников в основном в аграрную сферу, лесное и охотничье хозяйство, рыболовство. Занимая преимущественно неквалифицированные, низкооплачиваемые и малопривлекательные рабочие места, на которые не претендуют россияне, международные мигранты не составляют им конкуренции и не обостряют сложившуюся ситуацию на рынках труда субъектов ЮФО.

Обозначенный тренд перемещения потоков трудовых мигрантов подтверждает вывод о неравномерности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития субъектов ЮФО. Постоянно протекающие трудовые миграции, имеющие межрегиональный характер, вовлекают сотни тысяч человек, являясь причиной появления различных социальных, медицинских, транспортных, медицинских и инфраструктурных проблем и неудобств. Выходом из сложившейся ситуации видится продолжение работы по сглаживанию уровня социально-экономического неравенства регионов, заключающейся в создании новых рабочих мест, разработке региональных программ, ориентированных на привлечение населения региона к осуществлению трудовой деятельности на его территории. Примером выполнения данной работы может служить разработанная и реализуемая в Ростовской области областная программа, направленная на оказание содействия добровольному переселению в регион, соотечественников, которые проживают за рубежом.

Достаточно остро для округа стоит задача борьбы с нелегальными мигрантами. В целях ее выполнения осуществляется постоянный контроль и надзор со стороны органов управления за соблюдением основных положений миграционного законодательства страны и регионов ЮФО, государственные органы исполнительной власти которых за последнее время издали ряд нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу. Так, например, некоторым вопросам, которые касаются деятельности незаконных мигрантов, уделено особое внимание в долгосрочной целевой программе, направленной на профилактику правонарушений и усилению борьбы с преступностью, утвержденной правительством Астраханской области в мае 2012 года. В Краснодарском крае был издан приказ, обязующий проходить обязательное медицинское освидетельствование иностранных граждан, которые оформляют разрешение на временное проживание или работу на территории края. Аналогичный приказ вышел и в Республике Адыгея [2].

Анализ отчетов о деятельности, выполняемой Управлением ФМС по Краснодарскому краю, о проведении достаточно активной политике, направленной на ограничение миграционных потоков, что свидетельствует о достаточно эффективно выстроенной системе контроля. Более тщательно осуществлять контроль за потоками мигрантов, а также увеличивать государственный бюджет позволяет комплекс мер, которые были приняты как в целом по России, так и в субъектах ЮФО: ужесточение миграционного законодательства, которое было связано с прохождением мигрантами экзамена по русскому языку; выдача патентов на осуществление трудовой деятельности в регионе проживания, наложение штрафов за привлечение работодателями к труду нелегалов.

Тем не менее, актуальным остается вопрос принятия Миграционного кодекса РФ, на основе которого возможно обновление законодательства субъектов Южного федерального округа. Актуальным остается необходимость разработки программ по социокультурной адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество.

Таким образом, мониторинг регионального и муниципального развития в сфере миграционной политики на примере ЮФО позволяет отметить наличие значительных изменений, происходящих в экономической, социальной, демографической культурной сферах регионов. Комплекс мер, которые в последнее время разрабатываются и принимаются на уровне как региональной, так и муниципальной власти направлены на контроль и регулирование миграционных процессов, совершенствование нормативно-правовой базы осуществляемой в Южном федеральном округе миграционной политики.


Список литературы

1. Беляев, С.А. Основные тенденции миграционных процессов в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. - №2(часть 2). – С. 226 – 230.
2. Долгова, Н.С. Незаконная миграция: актуальные проблемы борьбы в современных условиях [Электронный ресурс]. URL: www.scienceforum.ru (дата обращения 21.03.2018)
3. Кашаева, И.А., Миронова, Т.Н., Личнаровская, Л.П., Панина, А.В., Суханова И.Н. Особенности миграционной политики: проблемы, поиски решений // Аллея науки. – 2017. - №8. – С. 584 – 588.
4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: www.garant.ru (дата обращения 21.03.2018)
5. Макарова, М.В. Миграционная политика Российской Федерации: проблемы, тенденции и перспективы развития. Научное издание. Монография – М.: МГГЭИ, 2013. – 80с.
6. Межэтнические и конфессиональные отношения в Южном федеральном округе. Экспертный доклад / Под ред. В.А. Тишкова, Л.Л. Хоперской, В.В. Степанова. – М. – Ростов-на-Дону, 2013. – 114с.
7. Морозова, И.А., Сетямин, И.В. Миграционные процессы на Юге России: компаративный анализ // Аудит и финансовый анализ. – 2014. - №3. – С. 397 – 400.
8. Рубинская, Э.Д. Социально-экономическое положение Южного федерального округа и структура международной трудовой миграции // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2016. - №2(54). – С. 53 – 61.
9. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов [Электронный ресурс]. URL: www.есоnomy.gov.ru (дата обращения 21.03.2018)
10. Тарасова, Т.Т. Современные миграционные процессы в Южном федеральном округе // PRIMO ASPECTU. – 2016. - №4(28). – С. 40 – 44.

Расскажите о нас своим друзьям: