Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №2 (5), 2018

УДК 33

Дата публикации 19.04.2018

Мониторинг и оценка деятельности органов управления в системе здравоохранения

Чуприн Владислав Александрович
Магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Волгоградский государственный университет

Аннотация: В работе отражено значение эффективной и рациональной оценки контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения. В реформе государственного управления особое внимание уделяется контролю и надзору. В настоящее время Минэкономразвития России создало методику сравнения деятельности контрольно-надзорных органов власти и способ их оценки. Также особое значение уделяется учёту специфических особенностей деятельности контрольно-надзорных органов. Тем не менее появляется необходимость не только в осуществлении унифицированного подхода в оценке, но и учёта специфичных свойств деятельности контрольно-надзорных органов. В статье показана система общественно значимых признаков для оценки деятельности Росздравнадзора и его территориальных подразделений в субъектах РФ. Предлагается отойти от принципа «проверка ради проверки» и переключиться на систему общественно важных показателей для деятельности органов государственного управления.
Ключевые слова: мониторинг, здравоохранение, контроль, надзор, Росздравнадзор

Monitoring and evaluation of the activities of government in the health care system

Chuprin Vladislav Alexandrovich
Undergraduate of the chair of state and municipal management, Volgograd State University, Russian, Volgograd

Abstract: The work reflects the importance of an effective and rational assessment of control and surveillance activities in the health sector. In the reform of public administration, special attention is paid to control and supervision. At present, the Ministry of Economic Development of Russia has created a methodology for comparing the activities of the supervisory and supervisory authorities and the way they are evaluated. Also, special attention is paid to the account of specific features of the activities of control and supervisory bodies. Nevertheless, there is a need not only to implement a unified approach to evaluation, but also to take into account the specific properties of the activities of the regulatory and supervisory bodies. The article shows a system of socially significant signs for assessing the activities of Roszdravnadzor and its territorial divisions in the subjects of the Russian Federation. It is proposed to move away from the principle of "verification for the sake of verification" and switch to a system of socially important indicators for the activities of government.
Keywords: monitoring, healthcare, control, supervision, Roszdravnadzor

Для того что бы обеспечить население безопасной, бесплатной и эффективной медицинской помощью, нужен контроль в сфере здравоохранения. Выполняя качественно данные функции, государство обеспечивает себя здоровым населением.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения играет значительную роль в выполнении этой задачи.

В последнее время в России произошли значительные изменения в сферах общественной и государственной жизни, в том числе и в сфере здравоохранении. Для повышения качество жизни граждан в данной сфере необходимо эффективное государственное управление (различные государственные программы по развитию здравоохранения в Российской Федерации).

Важной частью органов государственной власти в управлении сферами социальной инфраструктуры является оценка их показателей, так как это во многом определяет качество и уровень жизни населения, формирует удовлетворённость граждан как в социальных услугах, так и в услугах госуправления. В последнее время на федеральном и региональном уровнях власти большое внимание уделяется контрольно-надзорной деятельности [2].

Происходит процесс трансформации этой системы, главной целью которой является повышение результативности и эффективности деятельности. Особенно много внимания уделяется вопросам согласования интересов общества, отдельных его членов и государства. Поэтому во главу угла ставится ориентация деятельности органов государственной власти на достижение общественно значимых результатов [3].

Здравоохранение – является важной частью социального комплекса России, одна из отраслей, по результатам развития которой оценивается и уровень, и качество жизни населения, а также уровень развития самого государства. Средняя предстоящая продолжительность жизни – комплексный показатель здоровья населения страны. Он присутствует в системе оценки индекса развития человеческого потенциала Организации объединенных наций [1].

Показатель средней предстоящей продолжительности жизни располагается в плотной взаимосвязи с развитием региональной и национальных систем здравоохранения. Росздравнадзор – это Федеральная служба по контролю и надзору в сфере здравоохранения, выполняющая контрольно-надзорные функции. По данным результатам деятельности этого федерального органа исполнительной власти, который имеет 83 территориальных подразделения в регионах России, можно сделать вывод что он оказывает значительное влияние на развитие здравоохранения при охвате всей территории страны[4].

Министерство экономического развития Российской Федерации разработала систему координат для всех контрольно-надзорных органов федерального уровня, деятельность Росздравнадзора в этой системе координат в настоящие время оценивается удовлетворительно. Задача данной системы – универсализация и систематизация надзора и контроля в стране, формирование единых подходов в оценке их работы. Данная деятельность министерства, безусловно, оценивается как положительная, но наряду с этой концепцией следует изучать, и принимать во внимание особенности каждого контрольно-надзорного органа. Так как объекты управления у них весьма различные и очень специфичные, по этой причине ограниваться единообразием в оценках невозможно. В особенности необходимо сосредоточить внимание на систему оценки деятельности Росздравнадзора, потому что именно его работа напрямую влияет на качество жизни людей через надзор и контроль за качеством медицинской помощи, лекарственных препаратов, медицинского оборудования, а также процедурой лицензирования в здравоохранении и др.

По качеству и количеству проводимых проверок можно оценить его основную деятельность. Росздравнадзор проводит в течении года примерно 10 тыс. проверок и контролирует свыше 200 тысяч организаций, предприятий, и разные другие организации, но тотальные проверки неэффективны в той системе контроля и надзора которая сейчас действует, она не отвечает интересам граждан. Это подтверждает тот факт, что в данный момент в России низкий уровень здоровья граждан, снижение степени их удовлетворённости в услугах здравоохранения, крупные недочёты в проводимых реформах системы здравоохранения особенно на региональном уровне[5].

На основе основных полномочий федеральной службы, анализа целей социально-экономического развития Российской Федерации, анализа реализуемых им функций и определении целей и задач государственных программ, реализуемых в сфере здравоохранении и строится система показателей. Общественно значимые показатели (ОЗП) показывают какие есть особенности деятельности Росздравнадзора и какую роль он оказывает в достижении целей социально-экономического развития страны.

Для Росздравнадзора были определены специфические общественно значимые показатели, отражающие особенности выполняемых им функций. К ним, в частности, относятся:

1) обеспечение государственного контроля обращения медицинских изделий и лекарственных средств;

2) обеспечение государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению;

3) обеспечение государственного контроля применения цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП);

4) обеспечение контроля реализации государственных программ с участием Росздравнадзора;

5) обеспечение соблюдения обязательных требований лицензирования в сфере здравоохранения.

Эти показатели направленны на увеличение общественно значимого показателя такого как средней предстоящей продолжительности жизни населения Российской Федерации.

Применяемая в данный момент на практике система показателей оценки результативности контрольно-надзорной деятельности реализуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации с 5 апреля 2010 г. № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)». Эта система состоит из 20 показателей, 17 из которых считаются относительными. Существующая система показателей оценки результативности деятельности контрольно-надзорных органов содержит ряд достоинств и недостатков. К числу достоинств возможно отнести стандартизованность по отношению к органам, осуществляющим контрольно-надзорную деятельность, к сферам, подлежащим контролю и надзору. Система показателей нацелена, в первую очередь, на усовершенствование работы самого органа власти, в то время как общество и его граждане заинтересованы в совершенствовании работы не столько органа, сколько сферы, которую он контролирует.

Однако в целом вся система показателей нацелена на сам процесс контроля и надзора, а не на его результат для общества.


Список литературы

1) Алексеев В.А. Борисов К.Н. Шурандина И.С. Всемирная Организация Здравоохранения о действующих системах национального здравоохранения // Международное здравоохранение. 2011. Т. 2 (1).
2) Биткина И.В. Региональная инвестиционная политика: международный опыт // Наука. Инновации. Образование. 2014. № 15. С. 174–182.
3) Галкин А.И. Основные направления повышения эффективности и результативности деятельности органов государственной власти в Российской Федерации / Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. статей по материалам ежегодной межд. науч.-практ. конф. от 23 ноября 2013 г. / под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. М.: Юстицинформ, 2014.
4) Еремин С.Г. О современной оценке эффективности и результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1–1 (6–1) С. 406–410.
5) Шубцова Л.В. Современные подходы к оценке деятельности государственной службы в Российской Федерации // Социально-экономическое развитие региона: теория и практика: вестник Тульского филиала Финуниверситета. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 50–52.

Расскажите о нас своим друзьям: