Экономическая теория | Экономика и общество №1 (4), 2018

УДК 330.1

Дата публикации 23.03.2018

История возникновения и этапы развития электронной коммерции

Симбирева Ксения Алексеевна
студент (ка) 3 курса, направление 38.03.02 Менеджмент, профиль «Управление человеческими ресурсами», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», РФ, г. Новосибирск, kseniyasimbireva@yandex.ru

Аннотация: В современный век технологий все довольно стремительно развивается. Во многих сферах жизни общества наблюдается процесс информатизации. В данной статье были рассмотрены исторические предпосылки возникновения электронной коммерции, ее поступательное формирование в различные периоды развития технологий. Дана характеристика основным моделям обмена информации, а также проанализировано их развитие на рубеже XX-XXI в. Рассмотрены международные стандарты, регламентирующие обмен сведениями между электронными системами. Теоретической базой статьи послужили учебные пособия Л.А.Брагина и О.А Кобелева. Выявлено, что процесс информатизации активно внедрятся в сферу торговли, в результате постепенно формируется такая категория экономики как электронная коммерция.
Ключевые слова: информационные технологи, международные стандарты, Интернет, электронная коммерция, электронный документооборот

History of emergence and stages of development of electronic commerce

Simbireva Kseniya Alekseevna
student 3 courses, Management direction 38.03.02 Management of Human Resources profile, FGBOOU WAUGH "Novosibirsk State University of Economics and Management of «NINH», Russian Federation, Novosibirsk

Abstract: Everything quite promptly develops in a modern century of technologies. In many spheres of life of society informatization process is observed. In this article historical prerequisites of emergence of electronic commerce, her forward formation during various periods of development of technologies have been considered. The characteristic is given to the main models of exchange of information and also their development at a boundary of the 20-21st century is analysed. The international standards regulating exchange of data between electronic systems are considered. Manuals of L.A. Bragin and O.A Kobelev have formed theoretical base of article. It is revealed that process of informatization will actively take root into the sphere of trade, such category of economy as electronic commerce as a result is gradually formed.
Keywords: information technologists, international standards, Internet, electronic commerce, electronic document flow

В современном мире информационные технологии не стоят на месте, они бурно развиваются: создаются новые информационные продукты, совершенствуется техника. За последние десятилетия существенно модернизировался устоявшийся веками способ обмена данными и информацией: традиционный бумажный способ документооборота сменил электронный способ. Это приводит к стиранию границ между временем и пространством при проведении коммерческих операций, к появлению такой категории бизнеса как электронная коммерция.
Попытки использования системы электронной коммерции в качестве инструмента оказания услуг и продажи товаров предпринимались давно. Начало их осуществления относят ко времени появления электронных вычислительных машин в 1950-1960 гг. Одним из первых электронных приложений по оказанию услуг были программы транспорта для заказа билетов-SABRE(Semi-Automatic-Business-Research-Environment-полуавтоматическое оборудование для коммерческих исследований). Данная система позволяла гражданам резервировать места для воздушных полетов, что снижало стоимость услуг [1].
В 1968 г. американским комитетом была создана модель для электронного обмена информацией между компаниями – EDI (Electronic Data Interchange),которая получила название ANSI X.12. Она предполагала объединение трех уже сложившихся транспортных систем - авиации, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Данный способ (EDI) интеграции бизнеса с информационными процессами позволил передавать коммерческие данные из одной компьютерной системы в другую, что способствовало результативному взаимодействию деловых партнеров.
Механизм действия EDI – прямой обмен деловыми и коммерческими сведениями между электронными системами в том виде, который пригоден для обработки.
Система EDI обладает следующими преимуществами:
- экономичность - сокращение расходов на бумагу для документооборота, на содержание персонала и т. п.
- оперативность – практически мгновенная передача большого количества данных из одной части земного шара в другой.
- точность-минимизация текстовых ошибок, возникающих 
непосредственно при рукописном представлении документации [2].
 В сравнении с EDI другие способы электронной передачи документации существенно отличаются. В EDI компании обмениваются между собой документами, составленными по строгим правилам. В других же системах электронного документооборота данный процесс происходит в произвольной форме.
Помимо США вопросы электронного обмена информацией во второй половине XX в. волновали и другие страны, в частности Англию и Швецию. В результате образованная Европейская экономическая комиссия принимает ещё один стандарт –GTDI. Вследствие этих разработок появилось две системы европейская (GTDI) и американская (EDI), это в свою очередь привело к необходимости в их объединении для создания единой системы.
По этой причине Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли ООН в 1980-х гг. была вынуждена добавить к своей программе об обмене внешнеторговыми данными такой элемент как «Разработка стандартных сообщений ЭДИФАКТ». В 1996г. была принята Рекомендация №25 «Использование стандарта ООН для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ ООН)» [2].
Так на основе GTDI появился международный стандарт EDIFACT.Однако в 1997 г. возникла другая более перспективная возможность электронного обмена данными – сеть Интернет.
Из-за дешевизны Интернета как способа передачи данных по сравнению с электронной почтой, возникла необходимость создать стандарт на базе электронной почты Интернет - EDINT, в настоящий момент он не реализуется.
В 1997г. на базе EDINT был создан стандарт OBI.Однако он отличается от него. OBI ориентирован на открытые системы электронной коммерции и затрагивает более широкий спектр вопросов сотрудничества между компаниями и организациями, осуществляющими торговую деятельность.
Несмотря на то, что внедрение EDI происходило медленными темпами из-за трудностей объедения с приложениями компаний и относительно небольшим количеством партнеров для взаимодействия, число пользующихся EDI за последние годы значительно увеличилось.
На сегодняшний момент почти все компании представляют коммерческую информацию в электронной форме - в виде электронных файлов. Однако при использовании одних и тех же данных они применяют разные прикладные программы.
В связи с чем, в 2003г. был создан AS-2- формат, который объединяет EDI и Интернет. С его помощью можно было обмениваться сведениями через протокол http, который применяется для просмотра веб - страниц. 
Таким образом, по мере развития информационных технологий - появление различных стандартов передачи данных(EDI, GTDI, EDINT, OBI),формировалась основа функционирования электронной коммерции.


Список литературы

1. Брагин Л. А. Электронная коммерция: [учебник по направлению 100700.52 "Торговое дело" (бакалавриат)] / Л. А. Брагин [и др.]. М.: - Москва : Форум : ИНФРА-М, 2012. - 191 с.
2. Кобелев О. А.Электронная коммерция учеб. пособие / О. А. Кобелев ; под ред. С. В. Пирогова. М.: Рос. гос. торгово-экон. ун-т ; Моск. междунар. высш. шк. бизнеса "МИРБИС" (Ин-т) М. Дашков и К .-2012. 3-е изд., перераб. и доп. - 682 с.

Расскажите о нас своим друзьям: