Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №1 (4), 2018

УДК 332.02

Дата публикации 22.03.2018

Основные аспекты организации мониторинга показателей эффективности региональной политики при подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018

Матюшечкина Мария Сергеевна
магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Волгоградский Государственный Университет, РФ, г. Волгоград, miroslava-simono@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются цели, задачи, основные этапы организации мониторинга в процессе реализации региональной политики при подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года. На основе анализа целевых показателей готовности региона к мундиалю, выявленных органами власти Волгоградской области, был сделан вывод об эффективности внедрения и осуществления мониторинга. Более того, было выявлено, что эффективность региональной политики измеряется не только выявленными и обозначенными показателями готовности тех или иных объектов инфраструктуры, но и возможностью использования и коммерциализации данных объектов в будущем. Таким образом, был проведен обзор на дальнейшее развитие Волгоградской области после проведения Чемпионата.
Ключевые слова: мониторинг, целевые показатели, показатели эффективности, Чемпионат мира по футболу 2018, экономические эффекты

Main aspects of monitoring organization of regional policy effectiveness indicators in preparation for the 2018 FIFA World Cup

Matushechkina Maria Sergeevna
master of Government and municipal management department, Volgograd State University, Russian Federation, Volgograd

Abstract: This article examines the goals, objectives, main stages of monitoring in the process of implementation of regional policy in preparation for the 2018 FIFA World Cup. Based on the analysis of the target readiness indicators of the region for mundiali, identified by the authorities of the Volgograd region, a conclusion was made on the effectiveness of implementation and monitoring. Moreover, it was revealed that the effectiveness of regional policy is measured not only by the identified and indicated indicators of readiness of certain infrastructure objects, but also by the possibility of using and commercializing these facilities in the future. Thus, a review was conducted for the further development of the Volgograd Region after the Championship.
Keywords: monitoring, targets, performance indicators, World Cup 2018, economic effects

Мониторинг  показателей эффективности проводимой региональной политики является важнейшим инструментом для выявления и актуального реагирования на проблемы [10, с. 185], которые возникли в процессе проведения региональными органами власти своей политики и, как следствие, на отклонения от целевых показателей полученного результата проводимой политики.

Основная цель проведения мониторинга показателей эффективности политики регионов в отношении подготовки к Чемпионату мира – успешная подготовка центральных объектов, развитие транспортной, логистической и гостиничной инфраструктуры к мундиалю 2018, а также своевременное обеспечение федеральных органов власти и Организационного комитета «Россия – 2018 FIFA» полной и достоверной информацией о ходе проведения подготовительных работ. Именно мониторинг позволяет выявить формирующиеся тенденции и «узкие места» регионального  социально-экономического развития субъекта Федерации, и, более того, нивелировать возникающие в данной сфере негативные явления, отрицательную реакцию хозяйствующих субъектов, населения и общественных структурна проводимую политику региональных органов власти.

Основные цели и задачи мониторинга в данной области заключаются в:

- организации наблюдения, оценки и системного анализа полученной информации, определении факторов, которые вызывают тот или иной характер протекания социально-экономических процессов в регионе;

- улучшении системы мониторинга, совершенствовании методов и процедур оценки, своевременном принятии корректирующих мер;

- выявлении положительных и отрицательных эффектов для региона от проводимой политики, анализа вызвавших их причин;

- обеспечении информацией о соотношении плана-графика работ и текущих проводимых мероприятий при подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года вышестоящих органов власти, контролирующих органов и населения;

- подготовке и обосновании рекомендаций, направленных на уменьшение, а в лучшем случае – преодоление, отрицательных и поддержку положительных тенденций, которые протекают в экономической, строительной и социальной сферах региона, а также его имиджевой составляющей.

В качестве основных этапов мониторинга показателей эффективности проводимой региональной политики при подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года следует выделить:

  1. Выявление и отбор показателей и процессов для исследования;
  2. Определение целевой аудитории для предоставления отчетов проведения мониторинга;
  3. Планирование процесса мониторинга (данный этап включает в себя подготовку методических материалов для проведения мониторинга, выявление субъектов и установление определенных форм отчетности мониторинга, а также выработка определенных методов и способов управления данным процессом);
  4. Проведение мониторинга, т.е. организация сбора и обработки полученной информации, составление отчетной документации, оценка изучаемых процессов и формирование системы корректирующих решений;
  5. Оценка эффективности проведенного мониторинга и, в случае выявления неэффективности или недостаточной эффективности, совершенствование данного процесса.

Итогом проведенного мониторинга в рассматриваемой сфере являются отчеты, доклады о ходе проведения мероприятий ответственных за выполнение мониторинга органов власти и отдельных должностных лиц и предоставление их контролирующим органам власти, а также на официальный сайт  органа власти для свободного доступа к нему заинтересованного населения.

Проведем оценку показателей эффективности региональной политики волгоградских органов власти при подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

Согласно Постановлению Правительства Волгоградской области от 28 ноября 2013 года №679-п «Об утверждении программы подготовки к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу» подготовку к Чемпионату мира 2018 года осуществляют органы исполнительной власти – Комитет по подготовке и проведению матчей чемпионата мира по футболу 2018 года Волгоградской области [6], Комитет архитектуры и строительства Волгоградской области, комитет транспорта и хозяйства Волгоградской области и некоторые другие, а контроль за исполнением программы подготовки к проведению ЧМ 2018 осуществляет Губернатор Волгоградской области [7]. Соответственно мониторинг осуществляют: Оргкомитет «Россия-2018», Комитет по подготовке и проведению матчей чемпионата мира по футболу 2018 года Волгоградской области, аппарат Губернатора Волгоградской области [2].

В программе подготовки к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу представлены подпрограммы разной направленности, которые в конченом итоге направлены на подготовку региона к проведению мундиаля,  отдельные запланированные мероприятия, выделенный на их выполнение бюджет и сроки выполнения. Но для оценки проводимой региональной политики необходимо выделить показатели, которые также можно найти в рассматриваемой программе. К целевым показателям оценки эффективности проведения региональной политики относятся: количество введенных в эксплуатацию стадионов, соответствующим требованиям FIFA; выполнение плана-графика работ по строительству стадиона; выполнение плана-графика работ по строительству временных сооружений с инженерным обеспечением на территории стадиона; доля введенных в эксплуатацию спортивных объектов, соответствующих требованиям FIFA;  количество введенных в эксплуатацию объектов гостиничной инфраструктуры, сертифицированных в установленном порядке, и их доля; степень выполнения мероприятий в сфере здравоохранения, предусмотренных программой [7];  и некоторые другие.

Следует отметить, что согласно Приложению 2 к Программе подготовки к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу и отчету о деятельности комитета по подготовке и проведению матчей чемпионата мира по футболу 2018 года Волгоградской области в 2016 г и планах работы на 2017 год все вышеперечисленные показатели выполнены в 100% объеме к запланированному, что свидетельствует об эффективной проводимой политике волгоградских органов власти и эффективной организации мониторинга.

Однако следует обратить внимание, что эффективность региональной политики необходимо оценивать не только по выявленным целевым показателям, но и по предложениям использования проведения Чемпионата мира в интересах региона: его жителей и органов власти, предложениям относительно дальнейшего использования возведенных к ЧМ-2018 объектов.

Безусловно, Чемпионат мира [8, с. 154] может принести Российской Федерации в целом, и каждому  городу, в которых состоятся матчи, в частности, как прибыль, так и убытки [1]. Волгоградская область, как центр деловой, научной, финансовой и культурной жизни Юга России, обладая уникальным географически положением, природой, историческим наследием, имеет уникальный потенциал для развития наиболее перспективных видов туризма [5], обеспечивая разнообразие туристических продуктов региона. Чемпионат мира 2018 года – это уникальная возможность привлечь внимание иностранных гостей к новым предлагаемым туристическим маршрутам и продуктам.

Также при подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года было произведено усовершенствование дорожного покрытия, коммунального хозяйства и других объектов региональной инфраструктуры, что, в свою очередь, приводит к «оживлению» бизнес-процессов и увеличения инвестиционной привлекательности Волгоградской области. Не менее важным последствием региональной политики станет улучшение гостиничного сервиса и обновление парка и системы городского коммунального транспорта [4, с.10].

Таким образом, мониторинг – важнейший компонент, необходимый для эффективности проводимой региональной политики при подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Для достижения дальнейших положительных результатов необходимо продолжать проведение мониторинга и контроля на том же уровне, и тогда предположительные положительные эффекты от проводимой политики и самого Чемпионата 2018 непременно будут реализованы.


Список литературы

1. Байрамгулов А.И., проведение Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году: доходы и расходы / А. И. Байрамгулов, Р. К. Садыков, Д.Х. Яндавлетова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5. [Электронный ресурс] URL: http://sibac.info/archive/economy/5.docx (дата обращения: 15.03.2018)
2. Доклад за 2016 год об исполнении постановления Правительства Волгоградской области от 28.11.2013 № 679-п, абзаца 3 пункта 9 постановления Губернатора Волгоградской области от 10.06.2015 № 511.
3. Кондратьев В. В. Роль мониторинга в обеспечении устойчивого развития социально-экономических процессов в регионе // Экономика и управление. - №2 (87). – 2012. – с. 168-171.
4. Магарамова К. Ш. Проведение Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России: экономический эффект, доходы и расходы // Экономика и социум. - №2 (33). – 2017. – с. 1-11.
5. Марченко Я. М. На пути к Чемпионату мира по футболу в 2018 году / Я. М. Марченко, Р. В. Лурда // Россия – Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Вып. 1. - Самара, 2016. [Электронный ресурс] URL: https://regrazvitie.ru/wpcontent/uploads/2016/02/Marchenko-Lurda.pdf
6. Отчет о деятельности комитета по подготовке и проведению матчей чемпионата мира по футболу 2018 года Волгоградской области в 2016 г и планах работы на 2017 год.
7. Постановление Правительства Волгоградской области от 28 ноября 2013 года №679-п «Об утверждении программы подготовки к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу».
8. Семенова Е. И. Перспективы развития регионов после проведения Чемпионата мира по футболу 2018 / // OlymPlus. - №2 (5). – 2017. – с. 54-57.
9. Старокожева Г. И. Регулирование региональной занятости и трудовой миграции: тенденции, приоритеты, проекты / Г. И. Старокожева, И. В. Митрофанова, Р. С. Гайрбекова // Условия, ресурсы, факторы и механизмы развития Юга России. - №4 (18). – 2017. – с. 137-150.
10. Халтаева С. Р. Основные аспекты организации мониторинга регионального социально-экономического развития // Экономика, Статистика и Информатика. - №6. – 2013. – с. 185-188.

Расскажите о нас своим друзьям: