Теория языка | Филологический аспект №04 (96) Апрель 2023

УДК 81

Дата публикации 13.04.2023

Языковые маркеры гуманизма (на основе произведений «Бегущего по лезвию»)

Васильев Михаил Павлович
студент кафедры лингвистического образования Южного Федерального Университета, РФ, г. Ростов-на-Дону, mvasilyev15@gmail.com
Хохлов Кирилл Михайлович
студент кафедры менеджмента и инновационных технологий Южного Федерального Университета, РФ, г. Ростов-на-Дону, khokhlov@sfedu.ru

Аннотация: Данная научная работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке лингвистики и философии. Статья представляет собой исследование проявления гуманизма в речи говорящего. Цель работы — рассмотреть языковые маркеры, которые указывают на выражение гуманизма, и выявить их проявления в речи. Статья акцентирует внимание на связь культуры и языка. Статья посвящена детальному анализу фэнтезийной вселенной «Бегущий по лезвию» и андроидов в этом мире. В результате исследования были выявлены характерные языковые конструкции, отражающие гуманистические ценности, проанализированы их особенности. Авторы попытались выявить “человечность” репликантов в «Бегущем по лезвию» с помощью анализа их речи. Дискуссионными остаются вопросы о социальном статусе репликантов и их месте в этом мире. Данная проблема не до конца проработана и требует дальнейших исследований. Работа рассчитана на специалистов в области лингвистики и философии.
Ключевые слова: гуманизм, языковой маркер, язык, речь, культура, сознание, мышление.

Language markers of humanism (based on “Blade runner”)

Vasiliev Mikhail Pavlovich
student of the Department of Linguistic Education Southern Federal University, Russian Federation, Rostov-on-Don
Khokhlov Kirill Mikhailovich
student of the Department of Management and Innovative Technologies, Southern Federal University, Russian Federation, Rostov-on-Don

Abstract: This scientific work has an interdisciplinary character, written at the intersection of linguistics and philosophy. The article is a study of the manifestation of humanism in the speaker's speech. The purpose of the work is to consider the language markers that indicate the expression of humanism, and to identify their manifestations in speech. The article focuses on the connection between culture and language. The article is devoted to a detailed analysis of the fantasy universe "Blade Runner" and androids in this world. As a result of the study, characteristic linguistic constructions reflecting humanistic values were identified, their features were analyzed. The authors tried to identify the "humanity" of replicants in "Blade Runner" by analyzing their speech. Questions about the social status of replicants and their place in this world remain debatable. This problem has not been fully worked out and requires further research. The work is intended for specialists in the field of linguistics and philosophy.
Keywords: humanism, language marker, language, speech, culture, consciousness, intellection.

Правильная ссылка на статью
Васильев М.П., Хохлов К.М. Языковые маркеры гуманизма (на основе произведений «Бегущего по лезвию») // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (96). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/yazykovye-markery-gumanizma-na-osnove-proizvedenij-begushhego-po-lezviyu.html (Дата обращения: 13.04.2023)

Вопросы морали, человечности и гуманности волновали людей с давних времён. В современном мире гуманизм проник в сферы человеческой деятельности, вплоть до бытовых проблем. Гуманность проявляется в повседневности, при взаимодействии с культурой и обществом. Человек старается думать не только о своём благополучии, но и о благополучии других людей. Совокупность идей или идеологии, которые ставят высшей ценностью человека – так, вкратце, можно сформулировать понимание гуманизма в современной философской мысли. [1, c. 8]. Согласно толковому словарю Ожегова, гуманизм – человечность в общественной деятельности, в отношении к людям [10]. Гуманизм – принцип или движение, утверждающее, что все люди равны, независимо от их расы, пола, религии или экономического статуса. Гуманность имеет несколько духовно-культурных форм и значений. К таковым можно отнести естественные права человека, взаимоуважение, свободу воли, культурные и духовные ценности, справедливость, социальные и этические нормы [2, с. 73].

Итак, выше мы попытались разъяснить, что означает «гуманизм». Перед нами стоит задача: определить, кто и как может проявлять гуманность? Отвечая на вопрос “кто?”, мы с уверенностью можем сказать, что это человек. Именно люди способны проявлять гуманизм, потому что они обладают сложными мыслительными процессами, такими как: эмоции, социальные навыки, интеллект, речь, язык, которые позволяют им понимать и проявлять чувства. Вышеперечисленные процессы тесно связаны друг с другом.

Рассмотрим данную связь поближе. Каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой достигаются цели общения. Стоит уточнить, что язык — это сис­те­ма об­ле­чён­ных в зву­ко­вую фор­му зна­ко­вых еди­ниц, спо­соб­ная вы­ра­зить всю со­во­куп­ность по­ня­тий и мыс­лей че­ло­ве­ка и пред­на­зна­чен­ная пре­ж­де все­го для це­лей ком­му­ни­ка­ции, а речь – это процесс комбинации знаков; процесс говорения и результат этого процесса [11, 12]. Язык не может существовать вне культуры. Язык – часть культуры, основной инструмент её усвоения, форма мышления, которая образует миропонимание [3, с. 539]. Также стоит отметить, что без мышления не существует языка, они едины. При этой связи мы говорим о языковом мышлении, которое коррелируется с коммуникативной и когнитивной функций [4, с. 107].

Культура даёт представление о мироустройстве, закладывает базовые этические установки, которые позже проявляются через язык, мышление и речь. Тем самым, культура предоставляет основание для понимания и реализации гуманности.

Мы рассмотрели то, как гуманизм связан с культурой и раскрыли формы гуманности. Теперь, отвечая на вопрос “как?”, наш взгляд должен перейти на методы выражения гуманности.

  • Социальная и общественная активность – участие в социальных движениях, волонтёрство, борьба за права людей.
  • Коммуникативная интенция — выражение гуманизма через речь.

Так, мы можем понять, что принцип гуманизма выражается через мысли, слова и поступки, и как ранее мы указывали, основан на фундаменте моральных и этических норм.

Что же нам поможет понять, что гуманизм выражается через речь? Для ответа на наш вопрос перейдём к рассмотрению серий произведений «Бегущего по лезвию». Наш выбор остановился на книге Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», которая и послужила основой для создания двух фильмов «Бегущий по лезвию», также рассматриваемые в данной работе.

Филип К. Дик – американский писатель-фантаст, чьи работы стали известными своей оригинальностью и глубокой философской направленностью. Филип Дик является одним из самых влиятельных авторов в жанре научной фантастики, а также в смежных областях, таких как фантастика-детектив и фантастический хоррор. Его творчество повлияло на жанр фэнтези в кино. Ранее упомянутые части «Бегущего по лезвию», «Матрица», «Вспомнить всё» — это только малая часть фильмов, которая была вдохновлена идеями Филипа Дика. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» – один из известнейших фантастических романов Дика. Мы можем увидеть влияние данного произведения на кинематограф, культурные аспекты и литературу. «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта и «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва – это примеры воздействия творчества Филипа Дика на культуру. Именно эти произведения мы выбрали для рассмотрения в нашей работе, потому что роман и фильмы затрагивают широкий спектр философских, социальных, этических и культурных вопросов.

Действие книги и фильмов происходит в будущем в период 2019 и 2049 годов. В этом мире Земля находится на грани экологического краха, и большая часть населения переехала на другие планеты в поисках лучшей жизни. В этом мире люди занимаются созданием репликантов – синтетических людей. Андроиды не отличимы от людей, однако они созданы с более высокой силой и выносливостью для выполнения опасных и трудных задач. Люди верят, что репликанты не обладают человеческой душой, поэтому человечество не ставит андроидов на свой уровень, так как они видят в них только бездушных роботов-рабов. Существует несколько моделей репликантов, все они отличаются физическими и когнитивными характеристиками. Nexus-6 обладает высоким уровнем интеллекта и сильными эмоциональными реакциями. Они имеют ограниченный срок эксплуатации в 4 года и не обладают возможностью самоусовершенствования. В дальнейшем создаётся модель Nexus-8 – более усовершенствованная версия репликантов, которая обладает возможностью самоусовершенствования и улучшения своих физических и умственных способностей. Искусственные существа в данном фэнтезийном мире сталкиваются с проблемой собственной идентичности и статуса в обществе. Репликанты созданы, чтобы служить людям, и им не присваивается статус полноценного члена общества. Мы заинтересовались поиском языковых маркеров гуманизма именно в речи андроидов, потому что нахождение таких маркеров может указывать на то, что репликанты способны чувствовать и переживать как люди, они заслуживают уважения и равных прав. Проявление гуманизма в речи репликанта могут быть важными сигналами того, что граница между человеком и машиной не является абсолютной.

Мир «Бегущего по лезвию» задаёт вопрос о реализации сильного и слабого искусственного интеллекта. Слабый ИИ – машина, которая способна решать только узкий набор задач, своего рода имитация отдельных функций естественного интеллекта, в то время, как сильный ИИ – теоретический уровень искусственного интеллекта, который имеет возможность решить любые задачи наравне с человеком, который принимает решения в сложных и неопределённых задачах [5, c. 34]. Андроиды в этой вселенной явно являются сильным ИИ – превосходят человека в физических возможностях, могут обучаться и адаптироваться к любым условиям, а также решать любые задачи по образу и подобию человека. Они «рождаются» уже с определёнными знаниями о мире, так как они имеют представление о языке, у них сформирована речь, присутствуют эмоции, и роботы понимают мироустройство. Культура придаёт ценность, структуру знаний и социальные роли [6, c. 45]. Получается, что репликанты наделены культурой, которая помогает им во взаимодействии с другими членами общества. Тут и происходит столкновение идей гуманизма с концепцией трансгуманизма. Первая теория признаёт ценность и уникальность каждой личности, верит, что научно-технический прогресс должен помочь улучшить жизнь человека, в то же время, трансгуманизм видит в научно-техническом прогрессе путь невероятного совершенствования умственного и физиологического потенциала человека, то есть создание нового типа людей, который преодолеет человеческие ограничения. [7, c. 173]. Конфликт между двумя принципами в «Бегущем по лезвию» проявляется через противостояние людей и андроидов. Человечество видят в репликантах низших существ без души, перед нами встают вопросы, могут ли “бесчувственные” роботы проявлять гуманизм через речь? Какие маркеры нам позволяют понять, что определённая реплика – это проявление гуманизма?

Так как наша задача состоит в рассмотрении языковых маркерах, то язык играет в изучении данного вопроса огромную роль, так как язык – больше, чем просто коммуникация. Язык – это форма выражения культуры [6, с. 195]. А как мы ранее утверждали, гуманизм тесно связан с культурой и речью, которые уже вложены в репликантов. Так как мы рассматриваем гуманизм в речи, то разговоры – это основная цель нашего исследования. В разговорах люди выстраивают культурные связи и знания, конструируют грамматику для самого разговора [6, с. 118]. Поэтому для построения диалога людям надо обладать теми же знаниями и теми же представлениями о мире.

Для дальнейшего рассмотрения языковых маркеров в речи, мы должны раскрыть понятие «языковый маркер»? К сожалению, данный вопрос мало освещен в научной сфере. Д. Эверетт утверждал, что маркер – это лингвистическая единица, которая помогает слушающему использовать информацию или отреагировать на неё, как задумывал говорящий [6, c. 157]. Способ реализации фактической функции, как речевой приём когнитивных высказываний – так описываются «языковые маркеры» Т. Т. Черкашиной [8, c. 112]. Попробуем дать определение данному понятию. Языковой маркер — это слова, выражения или конструкции языка, которые используются для выражения конкретных значений, и могут служить индикаторами определённых социальных, культурных и личностных характеристик говорящего. Изучение языковых маркеров может помочь понять, как язык связан с общественными и культурными нормами и ценностями, как они влияют на коммуникацию между членами общества.

Рассмотрим использование языковых маркеров гуманизма в речи в сериях произведений «Бегущий по лезвию». Одним из таких способов является извинение, которое служит гуманистической установкой. При извинении мы признаём ошибку, выражаем заботу о другом человеке, стремимся восстановить и поддержать межличностные отношения, а также проявить уважение к личности. «И простите меня, Изидор», говорит репликант Рой, когда андроид нагрубил Изидору [13, c. 218]. В фильмах также присутствуют примеры выражения гуманизма через извинения. Так, репликант Прис извиняется перед Себастьяном, что смотрела на игрушки без разрешения: «Прости, посмотрела» [14]. Репликант Лав приносит извинения перед офицером полиции за принесённые неудобства «Прошу прощения» [15]. Видно, что такие выражения и слова как «прости», «извини», «прошу прощения» служат как лексическим средством извинения, так и выражению гуманизма.

Ещё одним показателем гуманизма может являться выражение позитивных эмоции. «Вы – первый друг», так высказывается репликант Ирмград по отношению к Изидору, который спас группу сбежавших андроидов [13, c. 209]. «Вы – прекрасный человек, Джон Изидор» говорит андроид Прис, выражая признательность за его честь [13, с. 215]. В фильмах также присутствуют примеры таких фраз. «Умница» – так высказывается репликант Рой Бати, когда видит Себастьяна, который приютил Прис. «Это мой спаситель» поддерживает разговор Прис и указывает на Себастьяна. «Ты – молодец» признаётся Рой при встрече с Риком Декардом [14]. «Выглядит прекрасно» – так высказывается репликант Джо об одежде своей возлюбленной. «...в два раза прекраснее» – делает комплимент офицер полиции своей девушке [15]. Поддержка, ободрение, воодушевление – это то, что могут выражать вышеперечисленные фразы.

В разговоре проявление гуманизма может происходить через просьбы и предложения. Когда мы обращаемся за просьбой или предлагаем услугу, мы надеемся на человека, показываем готовность помочь, поддержать или сделать для него полезное. Так, в диалоге двух репликантов Ирмград просит Прис перестать обзывать Изидора: «Не надо его так называть» [13, с. 208]. В фильме Дени Вильнёва имеется множество таких маркеров. Например, андроид Саппер предлагает Джо попробовать чеснок: «Хотите?» спрашивает бывший врач. Уже дома андроид просит свою возлюбленную не торопиться: «Не торопись» Репликант Джо заходит к дизайнеру воспоминаний и говорит: «Вы не против?», когда прерывает работу девушки [15]. В таком случае чужие приоритеты стоят выше личных.

Выражение благодарности также является признаком гуманизма. Репликант Прис, когда Изидор внёс редкую бутылку, говорит: «...с вашей стороны это было очень любезно” [13, c. 192]. «Я вам очень благодарна», – говорит репликант Люба, разговаривая с Риком Декардом [13, c. 176]. В фильме Дени Вильнёва также можно обнаружить проявления гуманизма в виде благодарностей. «Спасибо, сэр», «Спасибо, мадам» — так высказывается репликант Джо, обращаясь со своими сослуживцами. Отвечая на вопрос репликанта Лав, Джо говорит, что доволен продукцией: «её реалистичностью, благодарю». Впоследствии Джо уходит из корпорации, благодаря за время, уделённое ему «Спасибо мистеру Уолессу за Ваше время» [15]. При благодарности мы подчеркиваем важность признания и оценки других людей, их вклад в нашу жизнь.

Демонстрация чувств через речь – это один из аспектов выражения гуманизма. Рик Декард верит, что эмпатия существует только в человеческом обществе [13, c. 43] Однако позже репликант Рэйчел признаётся в любви к Декарду через слова «Я тебя люблю» [13, c. 254]. В фильме Ридли Скотта репликант Рэйчел говорит, что любит Декарда и верит ему: «Ты любишь меня? Люблю. Ты веришь мне? Верю» [14]. В кинокартине Дени Вильнёва показывается переживание репликанта Джо к возлюбленной Джой: «Нет, я не могу, только представь, малейшее повреждение и тебя не станет. Навсегда» [15]. Проявление переживания, любви и других эмоций в сторону другого – это явная черта проявления гуманизма.

Вышеперечисленные языковые маркеры подталкивают на осознание того, что перед нами находятся различные выражения гуманизма посредством эмоций, выраженных через речь. Мы интерпретируем это так потому, что используем контекст и культуру в данном вопросе. Без культуры и эмоций невозможны проявления человеколюбия и заботы к другим. Приведённые нами примеры помогли понять, что интерпретация высказываний или всего разговора возможна только на основе обширных знаний о культуре, местных обстоятельств, взаимоотношений между собеседниками и их личностями [6, c. 178]. Получается, что репликанты в этом мире являются носителями огромной культуры, которая помогает им выражать с помощью речи эмоции, желания, мнения. Можем ли мы сказать, что андроиды не безэмоциональный сильный искусственный интеллект? Они мыслят? Чувствуют? Это новый вид организмов? Или это заложенный в машину код, который всего лишь имитирует такое поведение?

Пытаясь ответить на данные вопросы, сделаем утверждение, что репликанты имеют сознание. Почему же мы так заявляем? В языковых формах наши представления, чувства, мысли, порождаемые в сознании, приобретают материальное бытие, которое позже становится достоянием слышащего [3, c. 83]. По мнению Гумбольдта, сущность мышления состоит в рефлексии, мыслящего и предмета мысли. Язык возникает с первым актом рефлексии, объект поглощён субъектом, пробуждается к самосознанию [9, c. 301-302]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что репликанты обладают не только сознанием, но и самосознанием, так как имеют представление о мире и о своём месте в нём. «Я мыслю, Себастьян, значит существую» – цитирует репликант Прис слова знаменитого философа Рене Декарта [14].

Подводя итоги, мы определили аспекты идей гуманизма, методы и формы гуманности, проявление гуманизма в речи. Дали понятие «языковому маркеру». Определили какие языковые маркеры помогают передать данное явление. Было выявлено, что языковые маркеры гуманизма отражают культурный фон говорящего, поэтому только понимая контекст и культуру можно утверждать, что высказывания относятся к проявлению гуманизма. Были рассмотрены вселенная «Бегущем по лезвию» и репликанты, живущие в этом фэнтезийном мире. Попытались увидеть проявление гуманизма у репликантов. Рассмотрели теории гуманизма и трансгуманизма в «Бегущем по лезвию». Сделали попытку дать ответ на вопросы о репликантах через теорию Гумбольдта о связи сознания и языка, которая определяет способ мышления и формирования самосознания.

В целом, данная работа показала, что гуманизм проявляется не только в поступках, но и в речи. Проявление принципов гуманизма происходит различными способами и имеет значительное влияние на межличностные отношения и отражает наше культурное восприятие мира. В данном контексте, сознание, язык, культура и речь – это неразрывные друг с другом понятия. Культура задаёт ориентиры и влияет на то, как мы используем язык и речь. Язык и сознание тесно сосуществуют вместе: язык используется для выражения мыслей, а сознание влияет на способность мыслить. Речь – результат взаимодействия языка, сознания и культуры.


Список литературы

1. Чебунин А. В. Смысл и функции гуманизма // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2021. Вып. 2. С. 3‒16.
2. Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю. Новый гуманизм или общество потребления: альтернативы современной цивилизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 4 (апрель). С. 1-10.
3. Зиямухамедова Ш., Адилбекова Ж. Влияние языка на сознание, культуру и мировоззрение // Academic research in educational sciences. 2022. №1. с. 537-546.
4. Шафиков С.Г. Язык, мышление и язык мышления // Вестник Башкирского университета. 2019. Том 24. №4. С. 947-952.
5. Болдачев А. В. Эссе: мифы и тупики искусственного интеллекта // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2020. №2 (18). С. 27-41
6. Эверетт Д. Л. Как начинался язык. История величайшего изобретения / Издание на русском языке, перевод, оформление «Альпина нон-фикшн», 2019. 424 с.
7. Пилецкий С. Г. О гуманизме и трансгуманизме // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13, № 1, ч. 1. С. 166–180.
8. Черкашина Т. Т. Языковые маркеры в практике коммуникативного лидерства как элемент эффективного управления // Вестник Московского университета Сер. 21. Управление (Государство и общество). №3. 2015 июль-сентябрь. c. 112.
9. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 400 с.

Список источников
10. Толковый словарь Ожегова [электронный ресурс] URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=5909
11. Арутюнова Н. Д. ЯЗЫК // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://old.bigenc.ru/linguistics/text/4924604
12. Арутюнова Н. Д. РЕЧЬ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://old.bigenc.ru/linguistics/text/3508251
13. Дик, Филип К. Мечтают ли андроиды об электроовцах? / Филип К. Дик; [перевод с английского М.А. Пчелинцева]. - Москва: Эксмо, 2022. 320 с.
14. Бегущий по лезвию («Blade Runner», реж. Ридли Скотт, 1982).
15. Бегущий по лезвию 2049 («Blade Runner 2049», реж. Дени Вильнёв, 2017).

Расскажите о нас своим друзьям: