Русская литература | Филологический аспект №03 (95) Март 2023
УДК 82.282
Дата публикации 31.03.2023
Образ-символ птицы в пьесе «Чайка» Антона Павловича Чехова
Таразова Зулия Халиловна
студентка факультета филологии и межкультурных коммуникаций, Уфимский университет науки и технологий, Бирский филиал, РФ, Республика Башкортостан, г. Бирск, zuliatarazova@yandex.ru
Аннотация: Статья представляет собой рассмотрение и аналитический разбор символа птицы в пьесе Антона Павловича Чехова «Чайка». Одной из знаменательных заслуг Чехова считается создание нового для драматургии явления, такого, как образы-символы. Предмет исследования – обоснование использования автором символа птицы в пьесе «Чайка» и их интерпретация. Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена необходимостью анализа природы чеховского символа. Цель работы заключается в изучении образа-символа птицы в драматургии А.П. Чехова (на примере пьесы «Чайка»), его места и роли в художественной системе произведений. Практический характер материала заключается в том, что его можно использовать при изучении творчества Антона Павловича Чехова, русской литературы второй половины XIX века. В ходе проведенного исследования был сделан вывод, что образ-символ птицы – сложный, имеющий множество интерпретаций.
Ключевые слова: Антон Павлович Чехов, образ-символ, «Чайка», текст, автор.
Student the Faculty of philology and intercultural communications, Ufa University of Science and Technology, Branch in Birsk, Russian Federation, Bashkortostan, Birsk
Abstract: The article is a review and analytical analysis of the bird symbol in Anton Pavlovich Chekhov's play "The Seagull". One of the significant achievements of Chekhov is considered to be the creation of a new phenomenon for dramaturgy, such as images-symbols. The subject of the study is the justification of the author's use of the bird symbol in the play "The Seagull" and their interpretation. The relevance of the consideration of this topic is due to the need to analyze the nature of the Chekhov symbol. The purpose of the work is to study the image-symbol of a bird in the dramaturgy of A.P. Chekhov (on the example of the play "The Seagull"), his place and role in the artistic system of works. In the course of the study, cases of the author using the image-symbol of a bird in the play were identified and analyzed. The practical nature of the material is that it can be used in the study of the work of Anton Pavlovich Chekhov, Russian literature of the second half of the XIX century.
Keywords: Anton Pavlovich Chekhov, image-symbol, "Seagull", text, author.
Таразова З.Х. Образ-символ птицы в пьесе «Чайка» Антона Павловича Чехова // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/obraz-simvol-ptitsy-v-pese-chajka-antona-pavlovicha-chekhova.html (Дата обращения: 31.03.2023)
Символ (от греч. symbolon – знак) – это некий условный знак, изображение, которое не имеет видимого сходства с обозначаемым предметом. В литературной энциклопедии терминов и понятий дается понятие символу: «символ – универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление, с одной стороны, со смежными категориями художественного образа, с другой — знака и аллегории» [6, с. 49].
Так же, как и аллегория или метафора, символ образует переносное значение слов на основе связи между предметами и явлениями. В то же время между этими понятиями есть большие различия. Символ подразумевает огромное множество значений. Поэтому он отличается от аллегории и метафоры. Символ – это попытка автора показать что-то нематериальное, вечное, постоянно ускользающее из поля зрения человека. Метафора глубоко отражает восприятие реальности. Символ же помогает постичь «высшую реальность». Следовательно, по смысловой нагрузке символ значительно глубже метафоры.
Литературные символы подразделяются на два основных типа:
- символы, тесно связанные с культурными традициями. Для того чтобы их показать, автор используют язык более доступный читателям. А также эти образы-символы приобретают и близкие автору индивидуальные смысловые оттенки. Ведь они играют важную роль в конкретном произведении художественной литературы. Примерами данного типа символов являются образы-символы дороги, моря, метели, щита и меча и т.д. В русской литературе источником новых идей для писателей часто служили библейские сюжеты, фрагменты античных мифов;
- символы, которые создаются без опоры на культурные традиции. Они возникают на основе смысловых ассоциаций, существующих в рамках одного литературного произведения. К этим символам можно отнести образ вишнёвого сада в одноименной пьесе А.П. Чехова.
А.Ф. Лосев в своей работе «Проблема символа и реалистическое искусство» предложил одну из самых известных классификаций символов, в основе которой лежат различные области использования символов. Лосев обращает внимание на соотношение между собой разных типов символов, выделяя среди них такие ключевые, как научные, философские, художественные, мифологические, религиозные, человечески выразительные, идеологические и побудительные, внешне-технические, природные и общественные символы [7, с. 155-165].
Уже с давних времен символы привлекают к себе внимание как писателей, так и исследователей. Интерес вызван неоднозначностью и множественностью классификаций символов. Символ позволяет увидеть индивидуальное, собственное представление автора о мире. Также интерес писателей к символам вызван тем, что применение символов в произведении делает текст более загадочным и интересным для читателя. Антон Павлович Чехов создал новое для драматургии явление – образ-символ.
А.П. Чехов – один из знаменитейших писателей не только в России, но и во всем мире. Он написал великое множество произведений как прозаических, так и драматических. Его пьесы были поставлены практически во всех театрах мира. И одна из самых известных пьес Чехова – «Чайка».
Чехов закончил «Чайку» в 1896 году. Сюжет пьесы незамысловатый. Автор поднимает вечные проблемы, такие, как проблема отцов и детей, любовный треугольник и др. Казалось бы, ничего примечательного. Но практически каждой репликой героев можно понять не только характер, но и душу того или иного героя. Перед нами возникает жизнь человека со всеми ее красками. В каждом действии пьесы раскрываются многогранность, сложность человеческих судеб. Хоть «Чайка» и обозначается автором как комедия, но смешного в ней мало. Там практически нет ни одной смешной сцены или комического момента. Через всю пьесу проходит линия столкновения поколений между уверенными, именитыми взрослыми и еще не опытной молодежью, которая стремится осуществить свои мечты.
Антон Павлович Чехов в своих пьесах использовал символы разного вида. По классификации А.Ф. Лосева конкретно в «Чайке» представлены природные символы, в частности, птица, которая становится самостоятельным образом в данной пьесе.
Образ-символ птицы тесно связан с культурными традициями русской литературы. Символ птицы мы можем наблюдать не только в пьесе «Чайка». Многие писатели и поэты, как русской, так и западной литературы, применяли данный символ в своих произведениях.
Уже с заглавия пьесы чайка несет в себе некое образное начало. Оно художественно многозначно и незаменимо. Когда мы читаем пьесу, мы понимаем, как само это слово «чайка» наполняется все новым и новым смыслом. Заглавный символ объединяет всех героев пьесы.
В. Гульченко пишет, что «птица как символ высокого человеческого духа известна во все времена эпохи мирового искусства, но для запредельных состояний, помещаемых художественным воображением Треплева за финалом всемирной истории, эта роль должна быть отведена именно чайке. Это единственная птица, название которой произошло от глагола душевного движения чаять» [3, с. 175]. Глагол «чаять» обозначает надеяться, думать. Все герои пьесы чего-то хотят и на что-то надеются. Гульченко приходит к выводу: «В произведении не одна, а семь чаек, по числу основных действующих лиц в произведении» [3, с. 177].
В начале пьесы чайкой обозначают одну из главных героинь Нину Заречную. Появляясь впервые, она говорит: «… меня тянет сюда к озеру, как чайку … мое сердце полно воли…» [12, с. 19]. И свои письма Нина подписывает «Чайка». Но во втором действии Треплев к ее ногам кладет случайно убитую им чайку.
Нина Заречная – героиня, которая пережила неудачный роман, потеряла ребенка, потерпела неудачи на сцене, тоже чувствует себя убитой чайкой. Женщина всё твердила всем, что она чайка. Так она выражала свои переживания и страдания. Кроме того, Нина свободна, как птица, т.к. у нее нет дома и семьи. Чайка – это воплощения стремления и надежды Нины, которые разрушили Тригорин и обстоятельства.
З.С. Паперный писал: «На смену концепции подстреленной чайки выдвигалась другая: Нина – героиня торжествующая. Только она и есть подлинная чайка – не подстреленная, не погибшая, но продолжающая свой смелый, победный полет» [8, с. 160]. Нина напрямую обозначает символическую природу этого образа чайки в произведении.
Образ-символ чайки становится значительным и для героя Константина Треплева. Во втором действии он кладет у ног Нины чайку, которую случайно убил. Треплев тоже ассоциирует себя с чайкой: «Скоро таким же образом я убью самого себя» [12, с. 29]. Свои слова герой подтверждает в конце пьесы.
В. Гульченко пишет: «Убитая Чайка – это остановленный полет, это отказ движению вправе существовать» [3, с. 184]. Самоубийство Треплева – это и есть «остановленный полет». И в этом смысле он воплощает символический подтекст образа, т.к. сценическая жизнь других героев не обрывается, у них есть будущее, а у Треплева уже будущего нет, как и у чайки, которую он убил. Анализируя данный сюжет, можно говорить о ещё одном символическом значении чайки – стремлении к свободе. Смерть для Треплева – это освобождение от тягостных чувств и от того, что навязывает общество.
З.С. Паперный отмечает, что «образ-символ чайки, переливающийся разными значениями, по-разному проявляется в душе Треплева и Нины, то соединяя, то разъединяя их» [8, с. 160].
Совершенно по-иному воспринимается образ чайки в Тригорине. Увидев убитую чайку, он заносит в свою книжку сюжет для рассказа: «На берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку» [12, с. 30]. Данным сюжетом Тригорин предсказывает дальнейшие события.
Образ-символ чайки содержит ряд всеобъемлющего лиризма – трагически-напряженного и философски-глубокого. Под его воздействием, по замечанию Л.А. Иезуитовой, «одни персонажи становятся «крылатым», «музыкальными», другие – «бескрылыми», «прозаическими» [5, с. 340]. З.С. Паперный особо подчеркивает, что «символический образ чайки, давший пьесе название, вбирает – в особом преломлении – темы искусства и любви, пересекающиеся в отношениях героев, – важнейшие мотивы пьесы» [9, c. 304].
Символ чайки также можно интерпретировать как мотив вечного тревожного полета, страдальной жизни. Именно через страдания Нина приходит к мысли о том, что главное – «не слава, не блеск», а «умение терпеть». Нина Заречная: «Умей нести свой крест и веруй» [12, c. 57]. Данная фраза – это выстраданный призыв к мужественному терпению, она открывает трагическому образу чайки воздушную перспективу, полет в будущее, не замыкает ее исторически очерченным временем и пространством, ставит не точку, а многоточие в ее судьбе.
Таким образом, в драматургии Чехова птицы неизменно связаны с течением жизни героев. В его произведениях образ птицы – сложный и многогранный, требующий тщательного анализа. Прежде всего, символ связан с мечтами и надеждами героев, которые чаще всего не сбываются. В пьесе «Чайка» эволюция образа-символа приводит к поиску новых путей, новых жизненных вариантов (и смерть как один из них). Ни один из писателей не обладал такой уникальной способностью заглядывать в самую глубь души человека, как Антон Павлович Чехов. Благодаря этому, его пьесы вызывают такой сильный эмоциональный всплеск у читателей и остаются актуальными до сих пор.
Список литературы
1. Безруков, А.Н. Дифференциация текста и дискурса с позиций современной лингвистической теории // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе, Орел, 01 апреля – 01 2015 года / ответственный редактор: А.Г. Пастухов. Том 13. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2015. – С. 8-19.
2. Вахтел, Э. Пародийность «Чайки»: символы и ожидания [Текст] / Э.Вахтел // Вестник Московского государственного университета; Серия 9: Филология. – 2002. – №1. – С. 72-90.
3. Гульченко, В. Сколько чаек в Чеховской «Чайке» [Текст] / В.Гульченко // Нева. – 2009. – №12. – С. 175-185.
4. Зингерман, Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М.: Русанов, 2001. – 429 с.
5. Иезуитова, Л.А. Комедия Чехова «Чайка» как тип новой драмы // Анализ драматического произведения. Л., 1988. – 340 с.
6. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвак», 2003. – С. 49-50.
7. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство [Текст]/ А.Ф.Лосев.– 2-е изд., испр.– М.: Искусство, 1995.– С. 155-165.
8. Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры [Текст] / Ю.М. Лотман. – Таллинн: Александра, 1992. – 480 с.
9. Минкин, А. Нежная душа [Текст] / А. Минкин // Русское искусство. – 2006. – №2. – С. 147-153.
10. Паперный, З.С. «Чайка» А.П. Чехова [Текст] / З.С. Паперный. – М.: Художественная литература, 1980. – 160 с.
11. Паперный, З.С. А.П. Чехов: очерк творчества [Текст] / З.С.Паперный. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. – 304 с.
12. Чехов, А.П. Пьесы. – 2.е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – С. 5-60.