Русский язык | Филологический аспект №06 (86) Июнь 2022

УДК 821.161.1.09

Дата публикации 30.06.2022

Языковая модель поведения человека (на материале романа И.А. Гончарова «Обломов»)

Игнатов Иван Александрович
кандидат филологических наук, доцент кафедры экономики и управления, Коми республиканская академия государственной службы и управления, г. Сыктывкар, ivan.al.ignatov@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена языковому анализу цели и мотивов деятельности персонажа художественного произведения И.А. Гончарова «Обломов» как составляющих модель поведения. В работе используется языковая модель поведения, разработанная кировской лингвистической школой. С учётом особенностей текста романа предлагается корректировка данной модели: 1. Жизненная цель персонажа. 2. Мотивы его действий и поступков. 3. Принятие решений. Осуществление мечтаний и желаний. 4. Поведение персонажа в ключевых ситуациях. 5. Верификация. С опорой на текстовый материал показано, что деятельная жизнь, труд, познание, развитие – существуют для И.И. Обломова лишь в мечтах в качестве недосягаемых идеалов.
Ключевые слова: литературный персонаж, модель поведения, мотивы поведения, образ человека, И.И. Обломов, И.А. Гончаров

Language model of human behavior (based on the novel by I.A. Goncharov «Oblomov»)

Ignatov Ivan Alexandrovich
PhD in Philology, associate professor at the department of Economics and Management, Komi Republican Academy of State Service and Administration, Syktyvkar

Abstract: The article is devoted to the linguistic analysis of the purpose and motives of the character of the work of art by Ivan Goncharov’s «Oblomov» as constituting a model of behavior. The work uses a language behavior model developed by the Kirov linguistic school. Taking into account the peculiarities of the text of the novel, it is proposed to correct this model: 1. The life goal of the character. 2. The motives of his actions and deeds. 3. Decision making. Fulfillment of dreams and desires. 4. The behavior of the character in key situations. 5. Verification. Based on textual material, it is shown that active life, work, knowledge, development exist for Oblomov only in dreams as unattainable ideals.
Keywords: literary character, behavior model, behavior motives, human image, Oblomov, Ivan Goncharov

Правильная ссылка на статью
Игнатов И.А. Языковая модель поведения человека (на материале романа И.А. Гончарова «Обломов») // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 06 (86). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/yazykovaya-model-povedeniya-cheloveka-na-materiale-romana-ia-goncharova-oblomov.html (Дата обращения: 30.06.2022 г.)

Лингвистическая реконструкция образа человека осуществляется посредством анализа трёх его структурообразующих элементов: речевого поведения, непроцессуальных и процессуальных характеристик (см., напр.: [1, 2, 3]). Анализ каждого из этих элементов порождает ряд проблем, в особенности, если проводится реконструкция образа не живой личности, а литературного персонажа. Например, изучение всякого художественного текста требует использования определённого набора инструментов. Зачастую описание одних лишь языковых единиц оказывается недостаточным, и требуется рассматривать языковые средства разных уровней, вплоть до фрагментов текста, а в некоторых случаях конкретная характеристика языковых средств может и вовсе сместиться на периферию. Художественный текст требует и выбора определённой модели для характеристики образа.

Так, исследуя роман И. А. Гончарова «Обломов», мы были вынуждены скорректировать языковую модель поведения С.В. Черновой (которая в самом общем виде выглядит так: I. Основания деятельности (постановка целей и задач). II. Подготовительный этап (мотивация и т.д.). III. Непосредственное осуществление деятельности, то есть динамический её блок. IV. Верификация. См. в: [1]) и выдвинули в центр анализа понятие «жизненный путь» персонажа, что было обусловлено особенностями текста произведения: роман охватывает всю жизнь персонажа от рождения до смерти.

В художественном произведении жизненный путь персонажа воплощается в его биографии или биографических сведениях, детальный анализ которых позволит реконструировать целостный образ персонажа или наиболее значимые черты образа [4].

Художественная биография не имеет жестких композиционных рамок. Биографические факты, как правило, разбиты по всему тексту произведения. Извлечение этих фактов из текста, их систематизация и анализ языковых средств, отображающих эти факты, как раз и составляют сущность процессуальных характеристик персонажа (модели поведения) [4].

Как отмечает С.В. Чернова, схема поведения персонажа должна составляться на основе ключевых ситуаций, в которых оказывается субъект деятельности [1, с. 119]. Это те ситуации, которые определяют направление жизненного пути персонажа и в которых наиболее ярко обнаруживает себя типичная для конкретного человека модель поведения. Ср.: «Умелый художник, чтобы выявить и очертить облик действующих лиц художественного произведения и их характер, обычно специально подбирает те ситуации, в которые он их последовательно вводит так, чтобы в многообразии различных проявлений, свойственных реальной, живой личности, выявить эту стержневую её линию. Искусство композиции собственно в том главным образом и заключается, чтобы подобрать ситуации, адекватные для выявления основного стержня личности действующего лица» [5, с. 465-466].

Анализ основных этапов жизненного пути, событий жизни И.И. Обломова, героя одноименного романа И.А. Гончарова, и модели его поведения в ключевых ситуациях позволит представить его процессуальные характеристики.

Итак, выстроенная нами модель поведения Обломова включает следующие параметры характеристики персонажа.

1. Жизненная цель Обломова.

2. Мотивы его действий и поступков (желания и мечты).

3. Принятие решений. Осуществление мечтаний и желаний.

4. Поведение Обломова в ключевых ситуациях.

5. Верификация.

В рамках данной статьи коснёмся лишь первых двух пунктов модели поведения Обломова, опираясь на текстовый материал (303 контекста).

1. Жизненная цель Обломова. А.Г. Асмолов определяет цель как «достижение осознаваемого предвидимого результата» [6, с. 45]. Цель жизни Обломова – отдых и покой. Ср.: «Разве не все добиваются того же, о чем я мечтаю? ... Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая? [7, с. 216-217] (далее после цитат из текста романа будут приводиться только номера страниц); Все это к лицу молодости, которая легко переносит и приятные и неприятные волнения; а мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне [с. 305]. …а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твердости, а слез, страсти, охмеляющего счастья, хоть на одну минуту, а потом уже пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя! [с. 346] Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья [с. 64].

Слово покой и производные от него лексические единицы («покойный», «спокойный», «покойно») достаточно часто встречается в романе (83 контекста). Ср., напр.: Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! [с. 4]… сказал он, улегшись опять покойно на диване… [с. 316]. В первые годы пребывания в Петербурге, в его ранние, молодые годы, покойные черты лица его оживлялись чаще, глаза подолгу сияли огнем жизни, из них лились лучи света, надежды, силы [с. 68]. Он переходил от волнения к нормальному своему состоянию, спокойствию и апатии [с. 117]. …отвечал он очень покойно[с. 280].

Обломов хочет жизни ровной, безмятежной, потому так важен в его жизни покой. В этой связи интересно отметить частое использование в романе антонима слову покойный беспокойный, и соответствующего наречия беспокойно: движение нарушает покой Обломова, лишает его спокойствия и равновесия. Беспокойство для Обломова – всё, что заставляет его совершать активные действия (даже гипотетически). Ср.: Обломов, комкая письмо в руках, подпер голову руками, а локти упер в коленки и так сидел несколько времени, мучимый приливом беспокойных мыслей [с. 42]. Но в самом-то деле эти два несчастья, то есть зловещее письмо старосты и переезд на новую квартиру, переставали тревожить Обломова и поступали уже только в ряд беспокойных воспоминаний [с. 113]. ...говорил Обломов, беспокойно следя за каждым словом Штольца… [с. 217] …думал он, косясь в беспокойстве на них [c. 229].с беспокойством думал он… [с. 306] …машинально повторил он, беспокойно глядя на нее и не догадываясь, какая мысль формируется у ней в голове, как оправдает она свое что же, когда, очевидно, нельзя оправдать результатов этой любви, если она ошибка [с. 312] Илья Ильич в один час, от волнения, изменился, будто осунулся в лице; глаза бегали беспокойно [с. 389].

Таким образом, жизненная цель Обломова – это пребывание в покое, отсутствие всего того, что вносит беспокойство в жизнь, пассивность, нежелание активного участия в каком-либо виде деятельности. Покой и пассивность – можно считать ключевыми словами, дающими представление о жизненной цели Обломова.

Такого рода жизненная цель не избавляет Обломова от необходимости так или иначе участвовать в разного рода событиях и выражать свое отношение к ним. Обломов оказывается участником целого ряда ситуаций, в которых он должен осуществлять какие-то действия и поступки, мотивировать их, принимать решения. Рассмотрим далее мотивы действий и поступков Обломова.

2. Мотивы действий и поступков Обломова (желания и мечты). В.Н. Куницына пишет: «Мотивация – это побуждение к деятельности определённым мотивом, процесс выбора оснований для определённой направленности действий» [8, с. 31]. Мотивы – это «такие психологические образования, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и др., в которых отражено наличие в человеческой психике готовности, направляющей к определённой цели» [8, с. 31].

Постановка цели неразрывно связана с мотивацией. С.Л. Рубинштейн писал: «Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определённую цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определённое отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания» [5, с. 21].

А.Г. Асмолов отмечает, что мотив является фактором, который определяет поведение, даёт поведению смысл и значение, «мотив определяет отношение субъекта к миру, которое в контексте деятельности проявляется как отношение субъекта к стоящей перед ним цели действия» [6, с. 74].

В рамках мотивационного блока рассмотрим желания и мечты Обломова, которые наиболее ярко обнаруживают интересы и намерения персонажа.

Желания Обломова. После того, как цель сформулирована, осознана, появляется желание её осуществить. Желание «выражает стремление – то внутренне противоречивое состояние недостатка, нужды, страдания, беспокойства и вместе с тем напряжения, которое образует исходное побуждение к действию» [4, с. 595].

Если цель жизни Обломова – «мирное счастье, покой», то его желание – достижение своего жизненного идеала. Однако желание Обломова слишком «созерцательно», слишком теоретично – он не ищет ни средств, ни способов для удовлетворения желания. Обломов, «закупоренный» от всего мира в своём кабинете на Гороховой, не испытывает сильной потребности для скорейшего достижения цели своей жизни, потому желания его ориентированы не на будущее (на идеал тихой покойной жизни), а на настоящее (покойное существование здесь и сейчас) – его желания непритязательны, обыденны и мелки.  Ср.: А коли хорошо тут, так зачем и хотеть в другое место? [с. 37] …он хотел жить по-своему, то есть лежать молча, дремать или ходить по комнате [с. 47].

Желания Обломова иногда переходят в намерения, но никогда не достигают стадии фактического осуществления. Для обозначения такого рода ситуаций И.А. Гончаров мастерски использует синтаксические конструкции с модальными предикатами, включающими глаголы хотеть, хотеться (85 контекстов).

С.В. Чернова, описывая данные глаголы как отражающие ситуацию заинтересованности субъекта в осуществлении задуманного, даёт им следующие толкования.

Хотеть – «прийти к выводу о том, что осуществление действия отвечает интересам субъекта, и проявить (проявлять) волевую активность, направленную на его осуществление» [1, с. 51].

Хотеться – «ощутить, почувствовать заинтересованность в осуществлении действия как пассивное состояние, не проявить (не проявлять) волевой активности, направленной на его осуществление» [1, с. 51].

«Активность и пассивность, воля и отсутствие воли – вот признаки, различающие личные и безличные конструкции» [1, с. 51].

И.А. Гончаров, описывая желания Обломова, использует синтаксические конструкции, построенные по модели «хотел (было)… но» (15 контекстов). Как пишет В. И. Чернов, «основные лексико-грамматические показатели словосочетаний типа хотел было суть следующие: 1. это предикативное сочетание стоит в начале высказывания, последующая синтаксическая единица (однородное сказуемое или самостоятельное предложение) связывается с ним предикативными отношениями. В большинстве случаев за хотел было следует глагол прошедшего времени; 2. общее значение этого сочетания выражает задуманное, иногда начатое, но неосуществлённое действие» [9, с. 9].

Ср.: Он хотел было спросить: “Почему вы это думали?”, но взглянул на нее и не спросил [с. 278]. Он уже хотел уйти, но тетка Ольги подозвала его к столу и посадила подле себя, под перекрестный огонь взглядов всех собеседников [с. 229]. А как ты запирался с учителем математики, хотел непременно добиться, зачем тебе знать круги и квадраты, но на половине бросил и не добился? [с. 218]

Здесь налицо попытки Обломова проявить волевое усилие для осуществления желания, но они оказываются безуспешными. Приведём пример с глаголом хотеться. Ср.: Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он бы желал, чтоб это сделалось как-нибудь так, незаметно, само собой [с. 14].

Данный пример примечателен тем, что в нём безличный глагол хотеться, указывающий на пассивный характер желания, употреблён в форме сослагательного наклонения, что тем более усиливает момент ирреальности желания Обломова, практически безразличное отношение его к чистоте в доме. В авторском высказывании об Обломове акцентируется возможность проявления Обломовым сильного волевого импульса, чтобы всё сделалось само собой, то есть без его участия.

Таким образом, желания Обломова – это область нереализованных возможностей.

Мечты Обломова. Е.П. Ильин рассматривает мечту «как положительно эмоционально окрашенную долговременную мотивационную установку, направленную… в будущее, но лишенную непосредственного побуждения» [10, с. 149]. Мечта, являясь продуктом воображения, «стимулирует к деятельности, к активности, к тому, чтобы, представив себе воплощение своей мечты, тем с большей энергией идти к её воплощению в жизни, бороться за её осуществление» [5, с. 382]. Однако следует разделять бездеятельную пустую мечтательность, которая служит лишь для того, чтобы заменить действительное дело фантазией, и действенное воображение, когда мечты служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности.

Мечты Обломова носят явный характер мечтательности. Ср.:  Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире [с. 77]. Услужливая мечта носила его легко и вольно, далеко в будущем [с. 91].

Разработка плана имения находится у Обломова на уровне фантазии и не превращается в проект, не требует от него никакой активности. Ср.: Илья Ильич занялся разработкою плана имения… Его занимала постройка деревенского дома; он с удовольствием остановился несколько минут на расположении комнат, определил длину и ширину столовой, бильярдной… Наконец обратился к саду… Тут мелькнула у него соблазнительная мысль о будущих фруктах до того живо, что он вдруг перенесся на несколько лет вперед в деревню, когда уж имение устроено по его плану и когда он живет там безвыездно... Теперь его поглотила любимая мысль: он думал о маленькой колонии друзей, которые поселятся в деревеньках и фермах, в пятнадцати или двадцати верстах вокруг его деревни… [с. 89-91].

Постройка нового дома и обустройство имения – лишь частная, промежуточная цель главной цели его жизни. Потому воображение не останавливается надолго на разработке проекта и переносит Обломова в будущее, где уже есть новый дом, где Обломов женат и живет покойно со своей семьёй и друзьями. Обломову не очень важна материализация проекта – проект готов в воображении Обломова и это его вполне устраивает.

Отказавшись от «ленивого лежания» и переменив образ жизни, Обломов, однако, не отказывается от мечтаний. Ср.: …Приезжая домой, ложился, без ведома Ольги, на диван, но ложился не спать, не лежать мертвой колодой, а мечтать о ней, играть мысленно в счастье и волноваться, заглядывая в будущую перспективу своей домашней, мирной жизни, где будет сиять Ольга, – и все засияет около нее [с. 385]. И вдруг облако исчезло, перед ним распахнулась светлая, как праздник, Обломовка, вся в блеске, в солнечных лучах, с зелеными холмами, с серебряной речкой; он идет с Ольгой задумчиво по длинной аллее, держа ее за талию, сидит в беседке, на террасе... [с. 333-334]; «Нет, побегу к Ольге, не могу думать и чувствовать один, – мечтал он. – Расскажу всем, целому свету... нет, сначала тетке, потом барону, напишу к Штольцу – вот изумится-то!» [с. 355]. Обломов сообщает Ольге о своих намерениях, однако его мечты и ожидания рушатся, столкнувшись с бытом, с действительностью: Ольга выдвигает требование решить вопросы с недоимками в деревне и устройством усадьбы.  Ср.: Что же это такое?.. ни продолжительного шепота, ни таинственного уговора слить обе жизни в одну! Все как-то иначе, по-другому [с. 356].

Реальность пугает Обломова, и он скрывается от неё за завесой фантазии. Ср.: Он хотел испугать Захара и испугался сам больше его, когда вникнул в практическую сторону вопроса о свадьбе и увидел, что это, конечно, поэтический, но вместе и практический, официальный шаг к существенной и серьезной действительности и к ряду строгих обязанностей [с. 395].

Таким образом, мечта как стимул к деятельности и активности, «мысль, дума о чём-либо сильно желаемом, манящем; стремление, желание» уступает у Обломова место мечтательности – пассивному качеству.

Итак, в проанализированных пунктах модели поведения, которые не затрагивают ещё собственно динамический аспект деятельности, уже ясно обозначаются контуры образа Обломова. Обломов – натура пассивная, поэтическая и мечтательная. Он характеризуется как человек, который сознательно уклоняется от какой бы то ни было деятельности и старается минимизировать любые проявления активности.

 


Список литературы

1. Чернова С. В. Деятельность: лингвистический анализ. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. 213 с.
2. Игнатов И. А. Реконструкция образа человека как личности на основе его непроцессуальных и процессуальных характеристик и идиостиля // Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 6. С. 57–65.
3. Игнатов И.А. Языковые модели описания образа человека (литературного персонажа) // Гуманитарный научный вестник. 2022. № 7. URL: http://naukavestnik.ru/doc/2022/07/Ignatov.pdf (Дата обращения: 30.06.2022).
4. Чернова С. В. Художественная биография и ее роль в создании образа человека: лингвистический анализ (на материале романа А. И. Герцена «Кто виноват?») // Семантика. Функционирование. Текст: межвуз. сб. науч. тр. / науч. ред. С. В. Чернова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. С. 5–15.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие. СПб.: Питер, 1999. 720 с.
6. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. 480 с.
7. Гончаров И. А. Обломов. М.: АСТ, 2009. 608 с.
8. Межличностное общение: Учеб. для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб. [и др.]: Питер, 2001. 544 с.
9. Чернов В. И. К вопросу о возникновении словосочетаний типа хотел было // Семантика. Функционирование. Текст: межвузовский сборник научных трудов. Памяти В. И. Чернова (к 75-летию со дня рождения) / науч. ред. С. В. Чернова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 9–17.
10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. 512 с.

Расскажите о нас своим друзьям: