Русский язык | Филологический аспект №06 (86) Июнь 2022

УДК 821.161.1.09

Дата публикации 30.06.2022

Характеристика социальной среды как составляющая реконструкции образа человека (литературного персонажа) языковыми средствами (на материале романа И.А. Гончарова «Обломов»)

Игнатов Иван Александрович
кандидат филологических наук, доцент кафедры экономики и управления, Коми республиканская академия государственной службы и управления, г. Сыктывкар, ivan.al.ignatov@gmail.com

Аннотация: В статье рассматривается социальная среда как фактор, который оказывает влияние на формирование личности человека. На основе лингвистического анализа социальной среды даётся описание некоторых черт образа И.И. Обломова (героя одноименного романа И. А. Гончарова) как личности. В качестве языковой модели описания образа человека (персонажа) используется модель, разработанная кировской научной школой системно-функциональной и интерпретационной лингвистики. С опорой на текстовый материал показано, что социальная среда, социальное окружение и положение Обломова в обществе характеризуют героя романа И. А. Гончарова как типичного среднепоместного дворянина того времени. На Обломова, на его характер, безусловно, оказало влияние его ближайшее окружение и среда в целом, однако только этих характеристик недостаточно для выведения свойств его личности.
Ключевые слова: литературный персонаж, личность, социокультурная среда, социальное окружение, образ человека

Characteristics of the social environment as a component of the reconstruction of the image of a person (literary character) by linguistic means (on the material of the novel «Oblomov» by I.A. Goncharov)

Ignatov Ivan Alexandrovich
PhD in Philology, associate professor at the department of Economics and Management, Komi Republican Academy of State Service and Administration, Syktyvkar

Abstract: The article considers the social environment as a factor that influences the formation of a human's personality. Based on the linguistic analysis of the social environment, a description is given of some features of the image of Oblomov (the hero of the Ivan Goncharov’s novel) as a person. As a language model for describing the image of a person (character), a model developed by the Kirov scientific school of system-functional and interpretative linguistics is used. Based on textual material, it is shown that the social environment, social environment and Oblomov's position in society characterize the hero of the Ivan Goncharov’s novel as a typical middle-class nobleman of that time. Oblomov, his character, of course, was influenced by his immediate environment and the environment as a whole, but these characteristics alone are not enough to derive the properties of his personality.
Keywords: literary character, personality, sociocultural environment, social environment, image of a person

Правильная ссылка на статью
Игнатов И.А. Характеристика социальной среды как составляющая реконструкции образа человека (литературного персонажа) языковыми средствами (на материале романа И.А. Гончарова «Обломов») // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 06 (86). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/kharakteristika-sotsialnoj-sredy-kak-sostavlyayushhaya-rekonstruktsii-obraza-cheloveka-literaturnogo-personazha-yazykovymi-sredstvami-na-materiale-romana-ia-goncharova-oblomov.html (Дата обращения: 30.06.2022 г.)

Социальная (или социокультурная) среда в современной гуманитарной науке признаётся важным (если не важнейшим) фактором формирования человека как общественного индивида (см. напр.: [1]).

В «Социологическом энциклопедическом словаре» даётся такое определение социальной среды: «Социальная среда – 1. Совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Различают: макросреду – социально-экономическую систему в целом и микросреду – непосредственное соц. окружение. 2. Часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д.» [2]. Влияние среды обнаруживается через посредство отношения человека к действительности, через его поведение, поступки, систему ценностей, следование традициям и общественным нормами т. д. [3]

Тезис К. Маркса, о том, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», [4, с. 7] к настоящему времени является доказанным. Согласно современным данным жизнь человека в различные исторические периоды различна и находится в зависимости от социальной дифференциации общества [5, с. 34.]. Поэтому важным аспектом характеристики социальной среды является время жизни человека, чей образ подвергается реконструкции. Под реконструкцией образа человека мы понимаем анализ системы качеств, выраженных посредством процессуальных характеристик и соотнесенных с непроцессуальными характеристиками и идиостилем, которые эксплицируются в языке [6, с.61]. Это же правомерно и по отношению к характеристике персонажа, изображённого в реалистическом произведении [7, с. 717].

В данной статье мы дадим характеристику образа И. И. Обломова, героя одноименного романа И. А. Гончарова, как носителя личностных качеств, обусловленных влиянием социокультурной среды. 

Социальной средой, в рамках которой протекает жизнь Обломова, является дворянское сословие. Дворянское сословие в том виде, каким оно предстаёт перед нами в рамках действия романа, начало формироваться при Петре I и вполне сложилось к концу XVIII столетия.

Дворянство по своему составу было неоднородно. По происхождению оно делилось на родовое (столбовое) и служилое (новое). К столбовым дворянам относились потомки древних знатных родов, владевших вотчинами. Служилое дворянство состояло из личных и наследных дворян. Личные дворяне имели ряд привилегий этого сословия, однако звания потомственного дворянина у них не было. Наследное дворянство обладало разветвлённой структурой. Право наследного дворянства давал низший офицерский чин или VIII класс статской службы (коллежский асессор). В XIX веке для достижения этого чина требовалось предоставить университетский диплом или сдать «экзамен на чин». Именно это и имеется в ввиду в главе «Сон Обломова», когда старики Обломовы рассуждают о необходимости образования. Ср.: Между титулярным советником и коллежским асессором разверзалась бездна, мостом через которую служил какой-то диплом [8, с. 167] (далее при ссылке на данное издание в квадратных скобках приводится только номер страницы). Однако наследное дворянство не давало привилегий родового дворянства, в частности, дворяне по рождению, но не имеющие крепостных, получали право покупки «душ» лишь достигнув чина VI класса. Дворяне имели ряд общих черт (светский облик, знание французского языка, умение ездить верхом и фехтовать и т.д.) и сословных представлений (честь, долг, благородство, верность слову и т.д.). См.: [9]. Жизнь дворянина, как частная, так и общественная, была подчинена кодексу чести, общепринятым правилам и диктату норм поведения, которые несколько разнились в различных дворянских группах. Так, например, «если для мелкопоместной части получение чина за службу было принципиально важным, то главной ценностью придворного было благосклонное отношение монарха и т.д.» [9, с. 191].

Рассмотрев в общих чертах дворянское сословие в целом, охарактеризуем то положение, которое занимал Обломов, будучи дворянином. Социальная позиция (положение) – «1. Место, положение, статус индивида или соц. группы в соц. структуре. 2. Взгляды, установки личности по отношению к собственной жизнедеятельности и соц. реальности» [2].

И.И. Обломов – потомственный дворянин («дворянин родом») из столбовых дворян. Ср.: Сосновка и Вавиловка были наследственной отчиной рода Обломовых и оттого были известны под общим именем Обломовки [с. 126]. О знатности рода и о титуле И.И. Обломова в романе его не говорится. Обломов среднепоместный дворянин – у него три с половиной сотни душ крестьян. Ср.: … по смерти отца и матери он стал единственным обладателем трехсот пятидесяти душ… [с. 64]. Помилуй, а Обломовка? Триста душ! [с. 211] И.И. Обломов принадлежит к тем помещикам, которые получали доход от сельского хозяйства, используя подневольный труд, и не предпринимали попыток улучшить систему земледелия и создать рациональное землепользование. Ср.: Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну… Как и чем засевались поля при дедушке, какие были пути сбыта полевых продуктов тогда, такие остались и при нем [с. 75]. И.И. Обломов – коллежский секретарь. Этот чин в Табели о рангах соответствовал X классу. Обломов служил недолго, прослужил два года, он дотянул бы и третий, до получения чина, но особенный случай заставил его ранее покинуть службу [с. 67]. Поскольку Обломов – потомственный дворянин, получение чина за службу не было принципиально важным для него.

Описание социальной среды и социального положения Обломова, которое приводит И. А. Гончаров, характеризуют героя романа как типичного представителя среднего поместного дворянства, образовательный уровень которого в целом был невысок.

Н. К. Пиксанов в статье «Обломов» точно определил среду, в которой жил и воспитывался Обломов: «...дворянская среда, воспитавшая Обломова… Это – деревенское, уездное, степное, среднее или даже мелкое дворянство... Плохо ведя свое хозяйство, Обломовы становились уже не средними, мелкими уездными помещиками, отсталыми, архаическими» [10, с. 130] цит. по: [11, с. 165-166].

И.И. Обломов, переселившись в Петербург, оказался в иной среде, в среде «столичного, образованного» дворянства. Несмотря на то, что И.А. Гончаров, не говорит о тех кругах, в которых вращался И.И. Обломов, некоторые детали указывают, что он контактировал с аристократической петербургской средой. Об этом свидетельствует, например, наличие в гардеробе И.И. Обломова фрака – официальной статской одеждой мужчины. Ср.: Фрак  – «Род парадного сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади» [12]. М.Ю. Лотман пишет о фраке так: «В прежние времена говорили: "Он умеет (или не умеет) носить фрак". Мало сшить себе фрак у лучшего портного – для этого достаточно иметь деньги. Надо еще уметь его носить, а это… – целое искусство, дающееся лишь истинному денди» [13, с. 30]. Обломов умеет носить фрак. Наличие фрака и умение его носить обнаруживают включенность И.И. Обломова в определённую социальную среду.

И.И. Обломов хорошо понимает своё социальное положение и следует правилам, принятым в обществе. Его поступки не нарушают этих правил. Морально-нравственные ценности И.И. Обломова, представления о чести и бесчестии, богатстве и социальной значимости хорошо иллюстрирует эпизод, когда Захар начал распускать слухи, что Обломов-де женится. Ср.: Она [Анисья] в пять минут успокоила Илью Ильича, сказав ему, что никто о свадьбе ничего не говорил… говорили… что барон, слышь, сватался за барышню...

Как барон! – вскочив вдруг, спросил Илья Ильич, и у него поледенело не только сердце, но руки и ноги [с. 393].

И.И. Обломов в приведённом эпизоде не ревнует Ольгу Ильинскую – он уверен в её чувствах – И.И. Обломову неприятно сватовство барона, так как баронский титул в России был низшим дворянским титулом. Титул барона часто не вызывал уважения, ассоциировался с финансистами, а финансовая служба не являлась истинно дворянской [13, с. 39].

И.И. Обломов, хотя и принадлежит к среднепоместному дворянству по рождению, демонстрирует нормы поведения, характерные для просвещенного, столичного, образованного дворянства.

И.А. Гончаров подробно описывает и социальное окружение И.И. Обломова, начиная с родителей и родственников и заканчивая малознакомыми людьми, такими как братец и доктор (отметим, что в данной статье не будут рассматриваться такие персонажи как А.И. Штольц и Ольга Ильинская – это предмет отдельного исследования).

В главе «Сон Обломова» подробно описывается то ближайшее социальное окружение, с которым было связано детство Ильи Ильича.  Ср.: Обломов увидал живущую у них престарелую тетку, восьмидесяти лет, беспрерывно ворчавшую на свою девчонку, которая, тряся от старости головой, прислуживала ей, стоя за ее стулом. Там и три пожилые девушки, дальние родственницы отца его, и немного помешанный деверь его матери, и помещик семи душ, Чекменев, гостивший у них, и еще какие-то старушки и старички [с. 127].

Обломовы жили в замкнутом мире. Ср.: интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими [с. 124]. Они всецело охвачены властью традиции. Ср.: норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти ее целость и неприкосновенность... [с. 146]. Жизнь их, регламентированная патриархальными нормами, протекала в раз и навсегда установленных обрядах и обычаях. Эта инертная и невежественная среда воспитывает И.И. Обломова. Ср.: Ум и сердце ребенка исполнились всех картин, сцен и нравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу. А кто знает, как рано начинается развитие умственного зерна в детском мозгу? Как уследить за рождением в младенческой душе первых понятий и впечатлений? [с. 144]

Л.И. Божович отмечает, что «центральным для формирования личности является формирование реальных отношений человека к действительности, к обществу» [14, с. 56], но И.И. Обломов воспитывается в отрыве от действительности – на сказках, в которых лень и мечтательность подавались как идеал. Ср.: …у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть насчет доброй волшебницы [с. 139-140]. Воспитание И.И. Обломова ближайшим окружением обусловило его характер и поведение: началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить [с. 476].

И.И. Обломов, оказавшись в Петербурге, в иной социальной среде, был так же подвержен влиянию своего прежнего социального окружения.  Захар – камердинер И.И. Обломова – оставался при своём барине всё время. В Захаре сконцентрированы черты обломовщины. Ср.: Ленивый от природы, он был ленив ещё и по своему лакейскому воспитанию [с. 87]. Захар виртуозно играет на слабостях И.И. Обломова, являясь выразителем той социальной среды, которая породила его и И.И. Обломова. Ср.: Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он бы желал, чтоб это сделалось как-нибудь так, незаметно, само собой; а Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов и т.п. Он в таком случае станет доказывать необходимость громадной возни в доме, зная очень хорошо, что одна мысль об этом приводила барина его в ужас [с. 14]. К началу действия романа И.И. Обломов ведёт полузатворнический образ жизни и практически порывает все связи с внешним миром. Он не наносит почти визитов, за исключением Судьбинского, Ивана Герасимовича, Волкова, Алексеева, Тарантьева (сослуживцев) Пенкина (литератора) и доктора, практически ни с кем не контактирует. Гончаров вводит этих персонажей в первой части и, кроме Алексеева, Ивана Герасимовича и Тарантьева, в романе они больше не появляются. Все эти персонажи – люди ограниченные, неразвитые.  Ср., напр.: Он был взяточник в душе, по теории, ухитрялся брать взятки, за неимением дел и просителей, с сослуживцев, с приятелей [с. 45] (о Тарантьеве); Хотя про таких людей говорят, что они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят и добры потому только, что не злы [с. 23] (об Алексееве); И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире [с. 27] (о Судьбинском). Зачем И.А. Гончаров окружает И.И. Обломова такими людьми, хотя на протяжении всего романа показывает И.И. Обломова как человека развитого и внутренне красивого? И.А. Гончаров, будто удивляясь такому несоответствию окружения И.И. Обломова и его личности, задаётся тем же вопросом: Зачем эти два русские пролетария [Алексеев и Тарантьев] ходили к нему? И сам же на него отвечает: А кажется, затем, зачем еще о сю пору в наших отдаленных Обломовках, в каждом зажиточном доме толпился рой подобных лиц обоего пола, без хлеба, без ремесла, без рук для производительности и только с желудком для потребления <…> Есть еще сибариты, которым необходимы такие дополнения в жизни: им скучно без лишнего на свете [с. 46]. Таким образом, для И. А. Гончарова вопрос о том, зачем Обломов окружал себя людьми нравственно и, может быть, социально ниже себя, ставится не в плоскости социальной среды, а в плоскости быта, нравов дворянства (ср. также описывает таких «приживальщиков» в московских патриархальных домах А. И. Герценом, современником И. А. Гончарова [15, с. 276]).

Наличие в жизни И.И. Обломова приживальщиков и приживальщиц как неотъемлемой части дворянского миропорядка говорит о том, что И.И. Обломов оставался носителем патриархального дворянского уклада, типичным среднепоместным дворянином.

Итак, На Обломова, на его характер, безусловно, оказало влияние его ближайшее окружение и среда в целом, однако свойства его личности нельзя вывести только из этих характеристик. Как пишет А.Г. Асмолов, «Социальные условия жизни, ...сами по себе не предопределяют, вырастет ли в этих условиях .... приспособленец или боец ... Если индивид не будет вовлечен в соответствующую его природным задаткам деятельность, то они так и останутся неразвитыми эмбрионами... [16, с. 23].

Принадлежность к определённой социальной среде и социальное положение, таким образом, характеризуют человека косвенно, но социальные характеристики обусловливают все другие непроцессуальные и процессуальные характеристики, позволяют разграничить в поступках и деятельности героя индивидуальное и социальное, регламентированное обществом.


Список литературы

1. Социокультурная среда как средство формирования и развития личности: материалы Российской научно-практической конференции, 24–25 марта 2011 г. / отв. ред. Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2011. 180 с.
2. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. / Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М), 2000. 488 с.
3. Кулюткин Ю. Н., Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. №1. URL: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html (дата обращения: 29.06.2022)
4. Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Изд-во полит. лит., 1959. Т. 13. 771 с.
5. Орлова Э. А. Социокультурное пространство обыденной жизни: методическое пособие по курсу «Культурная антропология». М.: Государственная академия славянской культуры, 2002. 104 с.
6. Игнатов И. А. Реконструкция образа человека как личности на основе его непроцессуальных и процессуальных характеристик и идиостиля // Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 6. С. 57-65.
7. Лотман Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958-1993). / Сост. Н.Г. Николаюк, О.Н. Нечипуренко. СПб: Искусство-СПБ, 1997. 848 с.
8. Гончаров И. А. Обломов. М.: АСТ, 2009. 608 с.
9. Коваленко Т. А. Менталитет русского дворянства в контексте культуры середины XVIII века : дисс. … канд. культурологии. М., 1999. 202 с.
10. Пиксанов Н. К. «Обломов» И. А. Гончарова. «Ученые записки» Московского ун-та,.1948. вып. 127. С. 127-154.
11. Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М., 1950. 492 с.
12. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999.Т. 4. С – Я. 800 с.
13. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII-начала XIX вв СПб.: Искусство-СПб., 1994. 558 с.
14. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
15. Герцен А. И. Былое и думы. Части 1-3. М.: Художественная литература, 1982. 416 с.
16. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Издательство Московского университета, 1984. 104 с.

Расскажите о нас своим друзьям: