Литература народов Российской Федерации | Филологический аспект №6 (14) Июнь, 2016

Дата публикации 30.06.2016

ВЗГЛЯДЫ ЖУСЫПБЕКА АЙМАУЫТОВА НА ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО МАГЖАНА

Жакупова Алия Омиржановна
Казахская головная архитектурно-строительная академия

Аннотация: В статье анализируется статья Жусыпбека Аймауытова, посвященная творчеству Магжана Жумабаева, отмечаются достижения критика в оценке поэта, приводятся раздумья Жусыпбека о предназначении поэта и поэзии. Автор статьи определяет особенности литературного наследия Аймауытова, место поэта в казахской литературной критике.
Ключевые слова: казахская литература, критик, литературное наследие, публикация, драматургия

ZHUSYPBEK AYMAUYTOV'S VIEWS ON POETIC CREATIVITY OF MAGZHAN

Zhakupova Aliya Omerzhanovna
Kazakh Leading Academy of Architecture and Civil Engineering

Abstract: The article analyzes the article of Zhusipbek Aimauytov which is devoted to Magzhan Zhumabaev’s work, the achievements, criticism in evaluating the poet are noted, Zhusypbek’s thoughts about the purpose of the poet and poetry are shown. The author defines the features of the Aimauytov’s literary heritage, the place of the poet in the Kazakh literary criticism.
Keywords: Kazakh literature, critic, literary heritage, publication, dramaturgy

Жусыпбек Аймауытов жил в самое сложное для казахского общества время, в эпоху социальных революций. Несмотря на это он внес неоценимый вклад в прогрессивное развитие национальной словесности, казахской литературы.
Весь творческий труд тех, кто жил в самые сложные годы общественно-политического развития, связан с национальными чаяниями казахского народа. Во время мировой разрухи, когда и жизнь, и исскуство находились на грани, казахская интеллигенция сочла нужным создать литературное сообщество «Алқа» с целью сохранения национального духа и чистоты помыслов.
В нем писатели, мечтавшие о национальном саморазвитии, все более отдаляясь от общественной жизни, в то время, как каждый их шаг контролировался и провоцировался, делились самым сокровенным. Обмениваясь пожеланиями, эти личности создали первоначальные условия для появления в будущем литературного объединения «Алқа». Среди подобных литературных фактов можно упомянуть письмо Жусыпбека Аймауытова Магжану Жумабаеву. Жусыпбек серьезно подготовился к написанию глубоко содержательной статьи «Мағжанның ақындығы туралы» («О поэзии Магжана»). В своем письме Магжану он пишет: «Ты – поэт. На тебя мы возлагаем каждый день наши надежды, ты – тот, кто способен, поднявшись в небо казахской литературы, стать ее солнцем. Мы ждем от поэта, подарившего нам «Жарлы жан», «Қорқыт», «Баян», еще большего. Только с твоим пером связаны надежды на создание самобытной эпохи казахской литературы. Твоя поэзия безупречна» [1, с.10].
Один из тех, кто часто упоминался в связи с делами об «Алаш» и «Алқа», и тот, кто оправдывал надежды нации, – Абдолла Байтасов. Он пишет в своем письме Жусыпбеку: «Был у Магжана. Были вместе около пятнадцати дней. Он очень доволен тобой. Не столько критикой, но больше последним, что написано самим тобой…» [1, с.17.]. Ясно то, что подобные письма и обмен мнениями в них стали основой появления на свет «Алқа»
Отдельную главу творчества Ж.Аймауытова составляют литературно-критические статьи. Окинув взглядом литературное наследие, мы можем сказать, что одной из статей, содержательных с точки зрения требований, предъявляемых к литературному наследию, к национальному словесному искусству, является статья “Мағжанның ақындығы туралы” («О поэзии Магжана»).
Академик С.Қирабаев, давший содержательную оценку статье “Мағжанның ақындығы” («О поэзии Магжана») и изложивший свою позицию по ней, пишет: «Эта статья дала неизведанное направление образцу новой критики на этапе формирования советской литературной критики и соврешенствования ее профессиональной специализации. В ней Жусыпбек обращает внимание на насущные проблемы литературоведения, высказывая мнение о Магжане как поэте, обосновывая свою позицию через анализ произведений и определяя требования к критическому разбору литературного произведения. В частности, содержательными кажутся принципы и подходы к оценке изобразительности писателя». [2, с.182]. Профессор Т.Какишев, широко рассматривавший историю казахской литературы и являющийся автором исследования «Мағжан-Сәкен», высказывается следующим образом о статье Аймауытова, посвященной наследию Магжана: «На самом деле рассматриваемый критико-эстетический труд можно оценить с двух сторон: во-первых, в нем мы находим постижение тайны поэзии Магжана, осмысление пути, который ведет в художественный мир, проникновение в глубину души поэта, что до сих пор остается неприступной вершиной не только для магжановедения, но и для всего казахского литературоведения; с другой стороны, эта статья является показателем той высоты, на которую поднялась литературная критика, иначе говоря, эта статья ценна тем, что ею обозначен определенный отрезок времени в истории литературной критики. Умение передать теоретические высказывания прозрачным красивым языком, преподнести их в привлекательной оболочке – большой талант. В этом труде мы наблюдаем образцовый пример достижения поставленной цели через эстетическое доказательство и достоинств, и недостатков. Эти особенности позволяют ему по сей день оставаться эталоном мастерства жанра литературной критики… Статья Ж.Аймауытова раскрыла множество истин, показала место, где необходимо искать художественное постижение, определила пути разъяснения его широкому большинству» [3, с.223].
В статье «Мағжанның ақындығы туралы» («О поэзии Магжана»), являющейся лекцией, прочитанной перед студентами-казахами в Ташкенте (“Лениншіл жас”, 1923, № 5) прочтем: «Нельзя сказать, что мы обладаем достаточными знаниями и мощью для того, чтобы критиковать поэзию Магжана: для полноценной литературной критики необходимо обдуманное, основательное потенциальное знание, способное рассмотреть все окружающее литературное поле».
Неосновательное, наспех сделанное, дело не может не быть безликим и поверхностным. Для скурупулезного рассмотрения стихотворений Магжана необходимо много времени, большое количество материала; отбросив поверхностный подход к его поэзии, необходимо изучать его глубоко изнутри. И в этом мы не смогли стать совершенно свободными.
Среди магжановедов есть истинные ценители поэзии, есть и те, кто сочел его творчество бесполезным и пригодным только для сожжения, у Магжана есть и друзья, и недруги. За что хвалят и за что порицают? Мы не ставим себе цель уточнять это. Мы всего лишь хотим взглянуть на Магжана с критической точки зрения. А это значит, что мы обязаны придерживаться научного подхода. Мы будем следовать примеру культурных народов, критикующих своих писателей и поэтов» [4, с.144]. Критик точно определяет богатство языка поэта, глубину его мысли, мастерство владения словом, природу искусства, особенности наследия Магжана. Обращает внимание на достоинства и недостатки, определяет художественные ценности и скрытые черты творчества. Можно сказать, что Аймауытов, поднимая поэта на соответствующую высоту, при этом дает справедливую оценку его творчеству.
Статья Жусыпбека Аймауытова «О поэзии Магжана» содержательна с точки зрения требований к национальному искусству слова, к поэтическому наследию. В статье уточняются цели литературной критики, раскрываются истинные секреты взвешенной оценки творческого продукта, своеобразие геометрии поэтического искусства. Говоря о поэзии Магжана, критик резюмирует: «Магжан способствовал процессу завершения эпохи романтизма казахской литературы», «В его стихах ощущается влияние сентиментализма, в частности, обращение к теме женского равноправия», «Магжан внедрил в казахскую литературу приемы изобразительной поэзии». Наряду с этим: «…как поэт он придал литературе, которая родилась после Абая, новые формы и вместе с последователями своего творчества сумел создать свою литературу», «Магжан – поэт тайны, поэт нежных чувств, поэт-художник, поэт-виртуоз слова. Его поэзия сравнима с ровными рядами жемчуга, она тонка, как птица, тонкоголоса, лирична, сильна своей тоской». Так критик глубоко раскрывает природу поэтического таланта.
«Еще одна сложность критики поэзии Магжана в следующем. Каким бы искусным, поэтичным, гениальным бы ни был художник слова, он редко бывает по достоинству оценен современниками. Критик-современник всегда рискует свернуть с истинного пути. Сколькие таланты были оценены после смерти! «Золото не ценится, когда оно в руках». Современнику трудно быть справедливым, так как он зависит от времени, оценивает поэта мерками этого времени; большинство критиков – либо защитники поэта, либо его порицатели, либо завистники, могут быть и такие, кто, в поисках известности, пользуется именем поэта, чтобы прославиться. Мы тоже одни из большинства. Это выступление о слове Магжана нужно строить беспристрастно и рассматривать как обмен мнениями. Так он пишет в своей статье «О поэзии Магжана».
Здесь всесторонне раскрыты позиция поэта как патриота, как тюркиста, взгляды в отношении надежд и чаяний страны, социально-культурные харатеристики, определено место каждого поэтического творения, отмечены индивидуальные особенности. Раскрыв все значимое, сокровенное в творчестве поэта, критик приходит к выводу о том, что «Магжан – великий поэт». Прежде всего его раздумья обращены к поэтическому искусству, поэтическому идеалу Магжана: «… каждый человек, каждый поэт должен быть привязан, во-первых, – ко времени, во-вторых – к родной среде, в третьих – к своему роду. И волей-неволей должен носить одежду своего времени, чтобы ответить велению общества, передать его тоску.
Акын должен больше, чем все остальные, уметь утешить народ. Поскольку поэт – не бездарный представитель общества, а тот, кто отличается тонким слухом, чувствительным сердцем, трезвым умом, тонкой фантазией. Поэт чувствует то, что не чувствуют другие, видит то, что скрыто, пророчит невероятное, высказывает невысказанное. Сердце поэта сильнее волнуется, больше размышляет. То, что безразлично болшинству, заставляет трептать поэта.
…Предназначение поэта, с одной стороны, в том, чтобы служить интересам общества, с другой стороны его преимущество в том, чтобы быть опытнее остальных, больше других разбираться в тонкостях жизни. Не может считаться поэтом тот, кто не разбирается в жизни, не в состоянии дать правильное направление другим, осветить темное, прояснить туманное. То есть поэт не только должен блюсти интересы своего окружения и клеймить недостатки, но и, обладая даром чувствовать жизнь, видя все пороки, поэт зачастую отдаляется от своего окружения, устремляется к поиску истины как таковой, к заботам о человечестве. Часто бывает и так, что не сумев выразить мысль, он позволяет отступления» [4, с.146].
Далее литературный критик подробно останавливается на поэтических особеностях Магжана: «Какими должны быть взгляды поэта, который, во-первых, воспитывался отцом, своим родом, рос среди казахов, в бесклассовом обществе; во-вторых, обучаясь в татарском медресе, воспитывался в духе тюркского ислама, в-третьих, является сыном своего времени, времени, в котором политика царизма и влияние колониализма разбудило национальный дух казахского народа, в- четвертых, являясь тем, в ком русская интеллигенция признала народного заступника и интернационалиста, в-пятых, являясь последователем школы западного, в частности, русского поэтического идеализма и авторского индивидуализма. Несомненно то, что Магжан должен был стать поэтом национального духа, поэтом-мыслителем, поэтом-индивидуалистом [4, с.150].
«Великий поэт поневоле влечет к себе, ведет за собой, создавая литературную школу. Магжан тоже великий поэт, его сила проявляется в магнетизме. По сей день большинство поэтов не могут писать, не обратившись к внешнему или внутреннему миру поэзии Магжана. Каждый берет хоть что-то его из поэтического слова… Присмотревшись к поэзии соперников Магжана, мы увидим, что они используют готовые поэтические формы, созданные гением. При этом не только легкомысленные стихотворцы, но даже те поэты, которые считаются учителями Магжана, при создании стихов обращаются к помощи слова Магжана » [4, 170б.]. «Магжан – это не поэт глубоких мыслей. Это поэт тонких чувств, сладкой мечты, он не поэт бедняков, он поэт национальный. Он не видит того зла, которое вершится между бедными и богатыми. Он мыслит в национальных масштабах. Он тюркист, мыслитель, индивидуалист, я-поэт, и, с этой стороны, – он поэт изшивших рассуждений.
Но с позитивной точки зрения он лирик, он художник, мыслитель, мастер слова, орнаменталист, романтик, проводник культуры, поэт, выступающий против колониализма, против насилия – поэт Востока» [4, с. 171.].
Аймауытов придает большо значение призванию критики и критиков. При этом он системно излагает свои взгляды на поэтическую истину и на назначение критика. Через аналитические характеристики особое значение здесь приобретают правдивые положения об изучении природы таланта, автографов гения. Таким образом, можно сказать, что с точки зрения богатства темы и содержания художественная ценность и мощь статьи «О поэзии Магжана» чрезвычайно высоки, мастерство поэтического искусства выражено, критический анализ точен и верен.
Жусыпбек Аймауытов выявляет индивидуальные особенности наследия Магжана, определяет направления творческого поиска, художественные цели, отбирает и анализирует языковые и стилевые черты поэзии, в широком объеме раскрывает природу поэтического таланта. Такое редкое явление поэтического искусства, как появление гения, внимательно исследуется здесь в тесной взаимосвязи наследия Магжана с народными надеждами-чаяниями, традициями.
Вклад Жусыпбека Аймауытова в литературную критику, его место в критике и истории литературы, критическое наследие в целом является частью нашего духовного богатства.


Список литературы

1. Алаш ақиықтары: Мақалалар, деректі құжаттар, аудармалар. – Алматы, “Алаш”, 2006. – 288 с.
2. Қирабаев С. Жүсіпбек Аймауытов. - Алматы: Ана тілі, 1993. – с. 184-185-беттер
3. Кәкішев Т. Қазақ әдебиеті сынының тарихы. - Алматы: Санат, 1994.-с. 223-224 беттер
4.Аймауытов Ж. Собрание сочинений в пяти томах.- Том 5. - Алматы: Ғылым,1999. – с.110-290.
5. Тұрысбек Р. Жүсіпбек //Зерттеу//.- Алматы: Санат, 1997.

Расскажите о нас своим друзьям: