Русский язык | Филологический аспект №05 (73) Май 2021

УДК 81'42

Дата публикации 31.05.2021

Выражение диалогичности в Инстаграм-блогах

Церюльник Анна Юрьевна
старший преподаватель кафедры Русской филологии Тихоокеанский государственный университет РФ, г. Хабаровск, anna-jur@mail.ru

Аннотация: В статье представлен анализ отдельных форм проявления категории диалогичности в Инстаграм-блогах. Рассматривается использование авторами в Инстаграм-блогах вопросительных и восклицательных предложений, вопросно-ответной формы, императивных конструкций, глагольной и местоименной формы 2-го лица. Отмечается, что синтаксис записей Инстаграм-блога характеризуется наличием вопросительных и императивных конструкций, основной функцией которых является активизация читателей, побуждение их высказать свою точку зрения по поводу прочитанного, поделиться опытом. На основании изученного материала делается вывод, что вопросно-ответная форма помогает сконцентрировать внимание читателей на конкретной проблеме.
Ключевые слова: Блог, блогосфера, Интернет, Интернет-коммуникация, Инстаграм, диалогичность.

The expressing dialogicality in Instagram blogs

Tceryulnik Anna Jurevna
the senior teacher of Department of Russian philology Pacific State University Russian Federation, Khabarovsk

Abstract: The article presents an analysis of the individual forms of the dialogic category in Instagram blogs. The authors use of interrogative and exclamation sentences, question-and-answer forms, imperative constructions, and the verb and pronominal forms of the 2nd person in Instagram blogs is considered. It is noted that the syntax of Instagram blog entries is characterized by the presence of interrogative and imperative constructions, the main function of which is to activate readers, encourage them to express their point of view about what they read, share their experience. Based on the material studied, it is concluded that the question-and-answer form helps to focus readers ' attention on a specific problem.
Keywords: Blog, blogosphere, Internet, Internet communication, Instagram, dialogicality.

Правильная ссылка на статью
Церюльник А.Ю. Выражение диалогичности в Инстаграм-блогах // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 05 (73). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/vyrazhenie-dialogichnosti-v-instagram-blogakh.html (Дата обращения: 31.05.2021)

Глобализация процессов коммуникативного взаимодействия, которая наблюдается в результате распространения компьютерных сетей, предполагает активное использование языка в электронной среде общения. Это обуславливает необходимость изучения категории диалогичности, которая проявляется в сети Интернет. Несмотря на существование ряда научных работ исследователей, направленных на осмысление данной категории, вопрос, связанный с определением диалогичности, остаётся дискуссионным, т.к. имеющиеся трактовки отличаются неоднозначностью.

М. Н. Кожина определяет диалогичность как «выраженное в тексте средствами языка взаимодействие общающихся, понимаемое как соотношение двух или более смысловых позиций, как учет адресата (в широком смысле, в том числе и второго Я), отраженный в речи, а также эксплицированные в тексте признаки собственно диалога» [4, с. 36]. Т. Н. Колокольцева под диалогичностью понимает «учет адресантом (автором) речи фактора адресата (реального или воображаемого), его смысловой позиции, а также обозначение данной ориентации при помощи определенных языковых средств» [5, с. 129]. Как отмечает А. А. Волков, основными фигурами диалогизма являются предупреждение, ответствование, сообщение, заимословие, цитата, аллюзия, риторический вопрос, риторическое восклицание, вопросно-ответную структура [2]. Также к категории диалогизма следует отнести вопросно-ответные единства, обращения, императивные конструкции, глагольные и местоименные формы 1-2-го лица и др. При этом, как считает О. В. Агафонова, категория диалогичности может встречаться не только в диалогических текстах, но и в монологических, если они учитывают фактор адресата, и возникать между сообщением и реакцией на него. Данная категория может встречаться в традиционных СМИ и в виртуальном пространстве. Интернет изначально   антропоцентричен и, следовательно, общение пользователей по большей части диалогизировано [1].

В настоящее время значительно растёт популярность Инстаграм-блогов. Одной из отличительных их черт является диалогичность. Рассмотрим отдельные её проявления на примере блогов гидов, предоставляющих свои услуги в популярных среди туристов европейских городах. Было выделено 12 блогов и проанализировано около 80 конструкций. Тема путешествий всегда вызывает интерес у подписчиков блогов. Историю достопримечательностей, рекомендации в области гастрономии и многое другое можно прочитать в постах блогеров-гидов. Записи подобных блогов характеризуются наличием местоимений второго лица и вопросительных конструкций, основной функцией которых является активизация читателей. Вопросы автора блога позволяют высказать подписчикам своё мнение по обозначенной теме. При этом следует отметить, что активность в комментариях помогает вывести блог в топ Инстаграма.

А вам кажется привлекательной идея сидеть и пить вино на проезжей части, когда мимо проходят сотни ног? Или это не важно, главное, что в Париже? (@paris_kz)

  • Мне нравится! Люблю террасы
  • Неважно что, как, зачем, почему и когда... Важен только Париж! ♥♥♥

Хотели бы прокатиться по каналам Брюгге? Или может уже катались?(@ gidbrugge)

  • Эх, хочу прокатиться. С воды, полагаю, совсем другие виды
  • Да, другой ракурс. А вы не катались? Повод вернуться в Брюгге 

Напишите, пожалуйста, в комментариях, чем вы побалуете себя сегодня? (@paris_kz)

  • Сегодня побалую себя клубникой, черникой и черным шоколадом
  • Сегодня хочу сходить в мой любимый магазин c’est chocolat

Любите шопинг в универмагах? Где вы покупаете одежду? В поездках? В интернете? Ваш вариант? (@paris_kz)

  •  Не люблю покупать онлайн. Мне бы посмотреть, пощупать, примерить.  Поэтому ждала открытия магазинов!

В приведенных примерах диалогизм проявляется и в комментариях к постам, где вопросы могут быть направлены и к автору блога, и к конкретному читателю.   

Все вопросительные конструкции в конце постов способствуют усилению эффекта интерактивности во взаимодействии автора и адресата. Ответы на подобные вопросы позволяют организовать дополнительный контент в комментариях, а также помочь внести какие-либо интересные идеи для развития блога.

А вы узнали в себе парижан? Что вы бы добавили к этому списку? Всем прекрасного дня! (@paris_kz)

А вы любите кварталы хипстеров? Покупаете био продукты? Пьёте кофе на овсяном/кокосовом молоке? Какие ещё кварталы можно добавить в список? Интересны такие заметки? (@paris_kz)

Использование императива наряду с вопросительными предложениями также позволяет побудить подписчиков к действиям.

Хотелось бы мне также узнать, какие у вас ассоциации с голландцами, а?! Что думаете о них? Делитесь смело в комментариях (@madameamsterdam)

Читайте много интересного по тегу #жанараопариже Традиционные вопросы: что знали? Что удивило больше всего? (@paris_kz)

Воздействующая и побудительная интенции адресанта в постах Инстаграм-блогов гидов реализуются посредством использования восклицательных предложений, что усиливается при помощи императивов.

Рыночные города сумели сохранить провинциальный шарм и изобилие исторических и архитектурных деталей! Это настоящие жемчужины сельской Англии, которые я показываю на своих экскурсиях. Приезжайте! (@british_rambling)

В связи с тем, что посты в блогах гидов создаются часто с рекомендательной целью  (например, перечень сувениров, которые можно купить в городе; список мест, которые обязательно нужно посетить при первом знакомстве с городом и т.д.), авторы активно используют глагол «сохранить» в императиве, предлагая читателям отложить на будущее полезную информацию.

Сохраняйте пост на будущее, надеюсь, что он вам пригодится! (@paris_kz)

Конструкции с обращениями привлекают внимание читателей.

Привет, френды! Я снова могу писать посты с телефона (british_rambling)

Диалогичный характер записям Инстаграм-блогов придаёт и использование вопросно-ответной формы, которая позволяет затрагивать интересные аспекты в рамках обозначенной темы, концентрировать внимание подписчиков на конкретном вопросе.

Знали, что первые почтовые ящики были зеленого цвета? Нет? Тогда рассказываю (@v.robins).

Как же так?⠀Дело в том, что столь любимый нами писатель, доктор медицины, выдающийся военный аналитик, убежденный дарвинист и судя по всему умнейший человек своего времени был….спиритуалистом (@british_rambling)

Известно ли тебе, какой цветок считается символом Шотландии, Англии, Уэльса и Северной Великобритании? Нет, тогда запоминай:⠀
Scotland чертополох, England красная роза, Wales жeлтый нapциcc,  Northern Ireland трилистник
(@v.robins).

Риторические вопросы также обладают в данном случае воздействующим на читателя эффектом.

Кто из нас не зачитывался в детстве рассказами о Кролике Питере и Утке Джемайме? (@british_rambling)

Таким образом, такие проявления категории диалогичности, как императивные и вопросительные конструкции, вопросно-ответная форма, восклицательные предложения, а также глагольные и местоименные формы 2-го лица в Инстаграм-блогах, способствуют установлению контакта между автором блога и читателями, усиливают эффект интерактивности, дают возможность сосредоточить внимание подписчиков  на наиболее важной информации.


Список литературы

1. Агафонова О. В. Категория диалогичности в материалах сети микроблогов Twitter // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2016 − № 2(45). – С. 141 – 146.
2. Волков А. А. Слог и стиль. Режим доступа: http://genhis.philol.msu.ru/article_35.shtml (дата обращения: 23.05.2021).
3. Гермашева Т. М. Исследование лингвистических и паралингвистических характеристик блог-дискурса // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. − 2010. − №126. − С. 150 − 155.
4. Кожина М. Н. Диалогичность письменной научной речи / М. Н. Кожина. − Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 1986. − 91 с.
5. Колокольцева Т. Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи / Т. Н. Колокольцева. − Волгоград : ВГУ, 2011. − 261 с.
6. Колокольцева Т. Н. Диалогичность в жанрах Интернет-коммуникации (чат, форум, блог) // Жанры речи. – 2016. – № 2. – С. 96 – 104.
7. Крашенинникова А.А. Языковые средства в туристическом блоге как коммуникативный способ воздействия // Гуманитарный научный вестник. – 2020. – №12. – С. 96 –102.
8. Крижановская Е. М. Особенности реализации диалогичности в текстах аккаунтов российских политических журналистов в социальной сети «Фейсбук» // Филология в XXI веке. – 2018. – № 1 (1). – С. 82 – 87.
9. Крошина В. А. Язык веб-блогов как новое культурное и коммуникативное явление // матер. науч.-практич. конф. Дыльновские чтения «Социологическая диагностика современного общества». – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2016. – С. 158 – 162.
10. Нинилина К. В. Диалогичность современного медиатекста // Медиаисследования 2016 / Под ред. Т.А. Семилет, И.В. Фотиевой. – Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2016. – С. 165 – 175.

Расскажите о нас своим друзьям: