Теория языка | Филологический аспект №05 (73) Май 2021

УДК 81ʼ42: 81ʼ371

Дата публикации 31.05.2021

Нелинейный (креолизованный) текст как способ объективации информации: структурные особенности и функциональная нагрузка

Верина Крестина Александровна
студентка отделения филологии и истории, Казанский (Приволжский) федеральный университет Елабужский институт, РФ, Республика Татарстан, г. Елабуга, verina1502@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности нелинейного текста как продукта языкового клипового сознания. В ходе попытки комплексного анализа публикаций в социальной сети «Вконтакте» были выявлены виды нелинейных (креолизованных) текстов, описаны их структурные особенности и определена функциональная нагрузка. В исследовании речь идет об использовании креолизованных текстов как основного способа подачи информации в современной клип-культуре, выполняющих ряд специфических функций: побудительную, воздействующую и аттрактивную. Материал статьи может быть использован при дальнейшем изучении особенностей функционирования креолизованных текстов на курсах общего языкознания в средне-профессиональных и высших учебных заведениях.
Ключевые слова: клиповое мышление/сознание, нелинейный (креолизованный) текст, структура креолизованного текста, функции креолизованного текста

Nonlinear (creolized) text as a method of objectification of information: structural features and functional load

Verina Chrestina Alexandrovna
Student of the Department of Philology and History Kazan (Volga Region) Federal University, Yelabuga Institute, Russia, Republic of Tatarstan, Elabuga

Abstract: The article deals with the features of non-linear text as a product of language clip consciousness. In the course of a comprehensive analyze publications in the social network "Vkontakte", the types of non-linear (creolized) texts were identified, their structural features were described, and the functional load was determined. The study deals with the use of creolized texts as the main way of presenting information in modern clip culture, which perform a number of specific functions: motivational, influencing and attractive. The material of the article can be used in the further study of the features of the functioning of creolized texts in general linguistics courses in secondary professional and higher educational institutions.
Keywords: clip thinking / consciousness, nonlinear (creolized) text, structure of creolized text, functions of creolized text

Правильная ссылка на статью
Верина К.А. Нелинейный (креолизованный) текст как способ объективации информации: структурные особенности и функциональная нагрузка // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 05 (73). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/nelinejnyj-kreolizovannyj-tekst-kak-sposob-obektivatsii-informatsii-strukturnye-osobennosti-i-funktsionalnaya-nagruzka.html (Дата обращения: 31.05.2021)

XXI век ознаменован веком информационных технологий: цифровая революция, произошедшая на рубеже веков, подарила миру новые блага цивилизации. Современное общество перешло на новый развития, где информация стала одним из главных ресурсов. Человек, вовлеченный в глобальную систему информатизации, вынужден адаптироваться к изменениям окружающей среды, что является неоднозначным в точки зрения перестройки психики человека, его сознания и мышления в частности. Под воздействием телевидения, Всемирной паутины (англ. World Wide Web), социальных сетей, компьютерных игр формируется особый тип мышления, который получил название «клипового». Данный тип мировосприятия становится одной из основных черт современного человека вынужденного успевать обрабатывать огромное количество сообщений за небольшое количество времени.

Под воздействием «клиповой культуры» ряд изменений претерпевает и языковая знаковая система. Вербальные знаки и линейный текст утрачивают свою значимость, основным способом подачи информации становится креолизованный текст, изучение которого в рамках данного исследования представляет для нас особый интерес. Целью работы стала попытка комплексного лингвоанализа нелинейного текста как результата (продукта) клипового языкового сознания современного человека.

Процесс разделения информации на «клипы» начался в средствах массовой информации в XVIII в., когда появились первые газеты: газетные статьи представляли собой набор коротких, не связанных между собой сообщений. «Ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока», «потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления», «увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно» [1] обусловило дальнейшее развитие «клипового мышления». Несмотря на трехсотлетнее существование отмеченного нами феномена, общепринятое определение понятий «клиповое сознание» и «клиповое мышление» в научной литературе до сих пор не сформулировано. Более точную формулировку понятия «клипового мышления» даёт исследователь Т.В. Семеновских, определяя его как «процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира» [2, с. 5]. В рамках данной работы под клиповым мышлением мы будем понимать процесс восприятия действительности посредством коротких «клипов», характеризуемое фрагментарностью и поверхностностью, предназначенное для обработки огромного потока информации, поступающего извне. Клиповое (языковое) сознание – особенность психики человека, характеризуемая клиповым восприятием окружающего мира, сниженным умением выстраивания логических связей между процессами и объектами действительности, её анализом и рефлексией, возникшая в связи с потребностью изменения способов и средств её репрезентации.

Под воздействием клипового сознания происходит упрощение языковой культуры, возрастает диалогичность устного и письменного общения; линейный текст большого объема перестает играть роль в жизни человека, на замену ему приходят небольшие фрагменты, фразы, отрывки, возрастает потребность в использовании знаковой системы языка. Так, основным способом репрезентации клипового языкового сознания становится нелинейный текст –  текст, лишенный четкой последовательности изложения мысли, нечитаемый от начала до конца, служащий для наиболее эффективного и быстрого нахождения и обработки информации. Разновидностью нелинейного текста является креолизованный текст (далее – КТ) как текст, состоящий из двух негомогенных частей, вербального и визуального. КТ выступает как «важный компонент коммуникации», он «привлекает и удерживает внимание» [3, с.593].

КТ становятся способом представления информации в интернет пространстве. Для анализа нами были выбраны посты в сообществе «КВ», позиционирующем себя литературным: в сущности – это интернет-магазин книг, оформленных в бумагу с интригующими намеками на её содержание, и различных предметов (сумок, футболок, худи и т.п.) с изображением известных писателей и поэтов. Об основной деятельности данного сообщества говорит и его название, аббревиатура которого расшифровывается как «книга вслепую». Стоит отметить, что, анализируя тексты интернет пространства, мы опирались на их основную функцию, выделенную исследователем М.В. Поварицыной: «основная цель прагматического воздействия постов – побудить читателей к одному из следующих действий: поставить «лайк», поделиться постом в своей ленте или ленте друзей, прокомментировать его или перейти по указанной ссылке. Соответственно, в этом случае одна из основных функций поста – побудительная» [4, с. 4]. В ходе сбора материала и его последующего анализа нами были выделены следующие виды КТ: мемы, интернет-цитаты, инфографика. Рассмотрим особенности каждого из них более подробно.

1. Мемы отражают стереотипы и явления современной действительности.  Мемы – «самовоспроизводящиеся элементы культурной лингвистической интернет-эволюции, они “рождаются”, “живут” и “умирают”» [5, с.212], то есть со временем теряют свою актуальность. Иногда вербальный компонент мема как КТ переходит в живую речь, т.е. утрачивает свою иконическую составляющую. Героями мемов группы «КВ» становятся персонажи литературных произведений, а также сами авторы. Например, мем об известном герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгении Базарове (рис.1), «говорящий» о неоднозначности его мировоззренческих взглядов. Или мем, отражающий основную черту характера И.А. Бунина и его отношения к другим писателям (рис.2).

Для понимания мема необходимо наличие пресуппозиции, т.е. читатель осмысляет и проецирует смысл на основе своего жизненного опыта. Визуальный компонент данного типа КТ выполняет функцию дополнения, без которого невозможно осмысление представленной информации. Такому тексту свойственна полная креолизация: вербальный и иконический компоненты дополняют друг друга, создавая целостный текст.

2. Интернет-цитаты – тип КТ, представляющего собой афоризм известного человека, цитату из книги, стихотворную строку. Как правило, визуальным компонентом в данном случае выступает портрет самого известного человека, хотя возможен любой другой рисунок, т.к. невербальное средство выполняет лишь роль привлечения внимания аудитории. Интерес к данному виду КТ можно объяснить его фрагментарностью и возможностью понять без наличия знаний о целом (без пресуппозиции); часто цитата не требует глубокого осмысления, а имеет эмоциональное воздействие или несет эстетическое удовольствие. Также стоит отметить, что для восприятия интернет-цитаты важен выбор фона и его цветовой гаммы. Например, группа «КВ» часто использует в своих постах коричневый цвет. Известно, что воздействуя на психику человека, определенные цвета способствуют восприятию текста: в нашем случае коричневый и бежевый, являясь нейтральными цветами, не отвлекают от содержания публикации (рис.3).

Особенность интернет-цитат сообщества «КВ» – манипулятивный характер визуального компонента. Клиповый характер восприятия информации породил в сознании человека так называемую «баннерную слепоту» – явление, которое в отличие от восприятия информации «клипами» предполагает полное ее игнорирование»[6, с.19], что вызвало необходимость искать новые пути продвижения продукции (см. рис. 4, 5). Вербальный компонент данных КТ не является необходимым для восприятия и понимания, а выполняет лишь воздействующую функцию, которая побуждает потребителя приобрести представленный товар.

3. Инфографика, представляющая собой графический способ подачи информации. Как правило, это подборка изображений, диаграмм и графиков с использованием минимального количества используемого текста. Данный тип КТ позволяет быстро и кратко ознакомиться с большим объемом информации (см. рис.6-7).

Основным воздействующим элементом данного КТ является цвет (мажорные оттенки: красный, синий, голубой), который способствует повышению оценки КТ, а также реалистичного изображения (портрета писателя), которое воспринимается реципиентами как положительное, ненавязчивое, логичное, правильное и содержательное.

Нелинейный текст, несомненно, имеет ряд своих положительных сторон: наглядность сообщений позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за сравнительно короткий промежуток времени. Однако преобладание невербальных средств несёт за собой деградацию самого вербального знака, происходит минимизация языка, сокращается количество возможных символов в текстовых сообщениях на различных интернет-платформах. Так, работая на привлечение большего числа читающих, модераторы группы «КВ» используют в своих публикациях твитты, где количество используемых символов не превышает 140 знаков (см. рис. 8-9).

Тенденция упрощения текстовых сообщений приводит к возникновению определенного рода клише, которые, как правило, актуализируют лишь функцию привлечения внимания. Так, в изучаемом нами сообществе были выделены следующие клише: «Ну, вы поняли!» (рис.10); «Никто:… / Абсолютно никто:… / Я:…» в разных вариациях (рис.11), которые читатели воспринимают как нечто относящееся к ним напрямую.

Высказывания типа «Пранк вышел из-под контроля» (рис.12); «Если ваша вечеринка не похожа на эту, даже не смейте меня приглашать» (рис.13) говорят о казусных моментах, интересных историях, которые характеризуют такую черту клип-культуры, как эмоциональное воздействие.

Таким образом, в современном информационном пространстве под воздействием клиповой культуры преобладающим способом подачи информации становится КТ как гармоничное единство вербального и визуального компонентов. Основными типами КТ в социальной сети «Вконтакте» стали: мемы, где визуальный и вербальный компонент дополняют друг друга; интернет-цитаты, где происходит частичная креолизация текста; инфографика, где вербальный текст минимален. Основными функциями КТ становятся побуждение (ставить лайки, делать репосты), эмоциональное воздействие и привлечение внимания, проявляющееся в использовании устойчивых для интернет-дискурса выражений, определенной цветовой гаммы. Нелинейные тексты, КТ, в частности, дают возможность обрабатывать большое количество информации, быстро переключаться между сообщениями, не требующими глубокого анализа и осознания.  


Список литературы

1. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос: литературно-философский журнал. 2010. URL: https://www.topos.ru/article/7371 (дата обращения: 06.05.2021).
2. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 06.05.2021).
3. Мерзляков Д. Е., Игнатова Е.С. Смысловое восприятие креолизованного текста как психологическая проблема // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoe-vospriyatie-kreolizovannogo-teksta-kak-psihologicheskaya-problema (31.05.2021).
4. Поварицына М. В. Специфика креолизованных текстов в массовой интернет-коммуникации // Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-kreolizovannyh-tekstov-v-massovoy-internet-kommunikatsii/viewer (дата обращения: 06.05.2021).
5. Левченко М. Н., Изгаршева А. В. Креолизованный текст в системе «Интернет» // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreolizovannyy-tekst-v-sisteme-internet/viewer (дата обращения 31.05.2021).
6. Кондратенко В. О. Клиповое мышление: определение понятия и подходы к диагностике // Издательский центр ЮУрГУ. 2017. URL: https://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/17134/2017_465_kondratenkovo.PDF?sequence=1 (дата обращения 31.05.2021).

Список источников
1. Базаров: принимает нигилизм // КВ. Запись во Вконтакте: 2 января 2021 в 16:05. URL: https://vk.com/wall-149432866_221296 (дата обращения: 06.05.2021).
2. Я: люблю русскую литературу // КВ. Запись во Вконтакте: 19 декабря 2020 в 14:05. URL: https://vk.com/wall-149432866_218155 (дата обращения: 06.05.2021).
3. С днём рождения, Николай Алексеевич! // КВ. Запись во Вконтакте: 10 декабря 2020 в 20:05. URL: https://vk.com/wall-149432866_217291 (дата обращения: 06.05.2021).
4. Достоевский // КВ. Запись во Вконтакте: 1 декабря 2020 в 18:05. URL: https://vk.com/wall-149432866_216726 (дата обращения: 06.05.2021).
5. Мне грустно и легко // КВ. Запись во Вконтакте: 19 января 2021 в 18:05. URL: https://vk.com/wall-149432866_224480 (дата обращения: 06.05.2021).
6. Классики мировой литературы в инфографике // КВ. Запись во Вконтакте: 26 декабря 2020 в 20:05. URL: https://vk.com/wall-149432866_219934 (дата обращения: 06.05.2021).
7. Бунин о других писателях и поэтах // КВ. Запись во Вконтакте: 19 апреля 2020 в 14:00. URL: https://vk.com/wall-149432866_191759 (дата обращения: 06.05.2021).
8. Есть преступления хуже // КВ. Запись во Вконтакте: 17 декабря 2020 в 18:05. URL: https://vk.com/wall-149432866_218100 (дата обращения: 06.05.2021).
9. Пушкин: спокойно пишет // КВ. Запись во Вконтакте: 14 декабря 2020 в 14:05. URL: https://vk.com/wall-149432866_217816 (дата обращения: 06.05.2021).
10. Ну вы понимаете о чем я // КВ. Запись во Вконтакте: 16 марта 2019 в 22:05. URL: https://vk.com/wall-149432866_133533 (дата обращения: 06.05.2021).
11. Я: отношусь к людям // КВ. Запись во Вконтакте: 13 ноября 2020 в 11:05. URL: https://vk.com/wall-149432866_212534 (дата обращения: 06.05.2021).
12. Пранки, вышедшие из-под контроля // КВ. Запись во Вконтакте: 6 декабря 2020 в 20:05. URL: https://vk.com/wall-149432866_217111 (дата обращения: 06.05.2021).
13. Если ваша тусовка // КВ. Запись во Вконтакте: 10 декабря 2020 в 11:05. URL: https://vk.com/wall-149432866_217261 (дата обращения: 06.05.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: