Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №02 (70) Февраль 2021

УДК 8.82

Дата публикации 07.02.2021

Военная тематика в рассказах Амброза Бирса

Свистунов Александр Сергеевич
ст. преподаватель кафедры «Теория и практика перевода», Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь, wanted_007_@mail.ru
Черная Татьяна Николаевна
ст. преподаватель кафедры «Теория и практика перевода», Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь, tblackua@gmail.com

Аннотация: Исследование посвящено анализу мотивов войны в малой прозе Амброза Бирса. Дается краткий обзор композиционно-стилистических особенностей жанра «страшного» рассказа как отдельной малой формы в рамках готической литературы. В частности, внимание акцентировано на новаторском подходе Бирса к оформлению структуры и сюжетной линии рассказов. Проводя аналогию с творчеством Эдгара По, авторы исследования пришли к выводу об эволюции «страшного» рассказа в прозе Бирса – отличительно новой литературной форме, для которой характерен прием псевдоразвязки и лейтмотив «война».
Ключевые слова: готическая литература, малая форма, гражданская война, саспенс, мотивы войны

Themes of War in Ambrose Bierce`s Short Fiction

Svistunov Alexander Sergeyevich
senior lecturer at the Department of Theory and Practice of Translation, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Chernaya Tatyana Nikolayevna
senior lecturer at the Department of Theory and Practice of Translation, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol

Abstract: The research paper aims to analyze the theme of war in Ambrose Bierce`s short fiction. There is a concise review of compositional and stylistic features of the “horror story” as a short fiction form of its own kind within Gothic literature. The focus is upon Bierce`s pioneering approach toward the composition and storyline of his short fiction, among other things. Drawing a parallel between Edgar Allan Poe`s short stories and those of Ambrose Bierce, one comes to an obvious conclusion that Bierce`s horror fiction had evolved into a distinctively new literary subgenre with its very own false ending and recurring subject of war.
Keywords: Gothic literature, short fiction form, civil war, suspense, war themes

Правильная ссылка на статью
Свистунов А.С., Черная Т.Н. Военная тематика в рассказах Амброза Бирса // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 02 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/voennaya-tematika-v-rasskazakh-ambroza-birsa.html (Дата обращения: 07.02.2021)

Одна из интереснейших тем в готической литературе – тема войны, которая получила развитие в творчестве американского новеллиста второй половины XIX века – Амброза Гвинетта Бирса, одного из самых ярких и примечательных людей своего времени. При жизни Бирс как писатель был почти неизвестен. К его творчеству критики и читатели начали обращаться лишь в двадцатых годах XX века. Бирс является последователем Э. По и продолжателем традиции «страшного» рассказа. Будучи по профессии военным корреспондентом, писатель дополнил жанр новыми художественными приемами, привнеся в «страшный» рассказ реалистичность в подаче образов, пристрастие к достоверности и жесткости суждений. Рассказам Бирса присуща эмоциональная насыщенность. Стилистически в малой прозе Бирса четко прослеживаются характерные черты «страшного» рассказа, унаследованные от По, в творчестве которого и сформировался этот поджанр готической литературы:

  1. краткость, непосредственно определяющая интенсивность задуманного эффекта в произведении;
  2. эмоциональность произведения;
  3. единство и целостность;
  4. требование композиции – энергичность и живописное сочетание событий;
  5. кульминационная роль развязки, «способной придать сюжету необходимую последовательность и заставить события способствовать развитию замысла» [1, с. 248].

В то же время Бирс выстраивал свои рассказы по несколько иной схеме: завязка – обширная экспозиция – кульминация – псевдоразвязка – развязка – тем самым усиливая драматизм повествования.

Псевдоразвязка являла собой предварительное разрешение конфликта, положенного в основу сюжета, в то время как истинная развязка развенчивала мнимый счастливый конец и окрашивала повествование в трагические тона.

Для рассказов Бирса характерна четкая организация и структурно-композиционная целостность. Цель рассказа – вызвать у читателя сильнейшее эмоциональное потрясение. Герои рассказов Бирса – люди несчастливые, люди тяжелой судьбы. Многие произведения пронизаны ощущением обреченности человека, безнадежности его существования. В рассказах писателя постоянно встречаются трупы, призраки, таинственные шорохи. Часто люди погибают не от какой-нибудь конкретной причины, а от самого страха. Бирс оставляет человека один на один с напряженным ожиданием приближающегося неизбежного ужаса. Необычайно важную роль писатель отводит концовкам своих произведений. У Бирса концовка всегда усугубляет драматизм, исключает возможность примирения, доводит гротескное до наивысшего предела.

В «страшных» рассказах Бирса прослеживается индивидуальный стиль писателя, а также особая, оригинальная тема для произведений литературы ужасов – тема войны. Причина развития военной и антивоенной тематики в произведениях Бирса – собственная жизнь писателя. В семнадцатилетнем возрасте Бирс поступил в Военную Академию штата Кентукки. Участвовал в Гражданской войне на стороне конфедератов, был ранен, демобилизовался в звании лейтенанта [2, с. 93]. Таким образом, именно война предоставила Амброзу Бирсу бесценный материал для исследования и отображения главной темы своих военных рассказов – темы человеческого страха. Война у Бирса – это кровавое, бессмысленное побоище. Война важна для писателя не только потому, что это часть его биографии и личный опыт, но и потому, что она позволила Бирсу раскрыть сущность человека. Писатель стремился заглянуть вглубь, исследовать поведение человека в исключительных обстоятельствах, испытать его. Война предоставила огромное количество особых ситуаций – невероятных и необычайных на первый взгляд, но тем не менее реалистически правдоподобных.

Тема страха позволила Бирсу создать точный и емкий психологический портрет героев своих произведений. С одной стороны, герои рассказов Бирса – храбрые и самоотверженные люди. С другой стороны, это трусы, испытывающие ужас перед смертью. Невозможность преодоления страха в конце концов и приводит к неминуемой гибели главного героя.

Так, в рассказе «Без вести пропавший» Бирс изображает человека в исключительных обстоятельствах и очень чётко показывает сущность человеческого страха. Кроме того, использование традиционного для писателя элемента псевдоразвязки помогает читателю понять идею рассказа. Главный герой произведения – Джером Сиринг, рядовой армии северян. «Рядовой Сиринг, несравненный стрелок, молодой, находчивый, стойкий, не ведающий страха, был разведчиком» [3, с. 21]. Сиринга отправляют на задание – близко подобраться к вражеским позициям и добыть информацию о противнике. Рядовой обнаруживает арьергард отступающего неприятеля. Убивать – ремесло солдата, и Сиринг решает открыть огонь по отступающим южанам. И тут, по чистой случайности, капитан армии конфедератов наводит полевое орудие на гребень холма, где, как ему казалось, стояли офицеры-северяне, и где на самом деле находился рядовой Сиринг. В результате разрыва снаряда Сиринг получает тяжелое ранение и не может двигаться. Под завалами лежит его оружие. К несчастью, рядовой обнаруживает, что дуло его заряженной винтовки нацелено в самую середину его лба. Герой не может отвести взгляд от оружейного дула, он уже ощущает в себе роковую пулю. Каждый толчок пульсирующей боли в голове – предчувствие и боязнь смерти. «Джером Сиринг, неустрашимый человек, грозный противник, стойкий и полный решимости боец, побледнел как призрак. Это не было безумие – это был страх» [3, с. 30]. Однако Сирингу удаётся сместить винтовку в сторону и нажать на курок. Но выстрела не последовало: винтовка разрядилась уже тогда, когда обрушилось строение, а Джером Сиринг был мёртв. Разведка северян обнаружила тело рядового, погрёбённого под досками и балками, а начальником дозора был не кто иной, как родной брат Джерома Сиринга – Адриан Сиринг. «– Лежит не меньше недели, – отрывисто произнёс офицер и прошёл мимо» [3, с. 32].

Таким образом, Бирсу удалось показать абсурдность и жестокость войны, когда человек может лишиться жизни по чистой случайности, пасть жертвой шальной пули противника. Писатель обращает наше внимание на страх человека перед смертью, смертью из-за оружия, с помощью которого этот человек лишает жизни другого и которое может самым непредсказуемым образом обратиться против него самого.

Рассказ «Жестокая схватка» – одно из самых ярких и интересных произведений Амброза Бирса о Гражданской войне. В этом рассказе писатель доводит тему природы человеческого страха до совершенства. Бирс даёт глубокий психологический анализ эмоционального состояния главного героя, изображая его в исключительной ситуации, что помогает раскрыть и понять причины смерти героя произведения, на первый взгляд смерти абсурдной и невозможной, но на самом деле – вполне логичной и реальной, особенно в условиях войны. Главный герой рассказа – лейтенант Брейнерд Байринг, «храбрый и знающий офицер, несмотря на свою молодость и сравнительно небольшой опыт в искусстве уничтожения ближних» [3, с. 133]. Однако лейтенант не выносил вида мёртвых. «Он чувствовал к ним какую-то необъяснимую антипатию – нечто большее, чем обычное физическое и духовное отвращение, свойственное нам всем» [3, с. 133]. Байринг командовал дозорным подразделением и с наступлением ночи расставил своих солдат по постам, так как неподалёку располагались вражеские войска южан. Во время дежурства, находившись на своём посту, лейтенант заметил какой-то предмет у дороги, напоминавший по форме человеческое тело. Это было мёртвое тело солдата армии конфедератов. Байринг не мог оторвать взгляда от того места, где лежало тело. Оно обладало какой-то притягательной силой. Лейтенат тяжело дышал и его тело ослабло. «Он больше не мог скрывать от себя вопиющего факта своей трусости. Он был вконец напуган. Байринг бежал бы отсюда со всех ног, однако ноги не слушались его; они подкосились, и лейтенант снова сел на ствол дерева, дрожа как в лихорадке» [3, с. 138]. Вскоре Байрингу начало казаться, что труп шевелится. Лейтенантом овладел панический страх. В это мгновение началась стрельба – дозорный отряд северян был атакован армией южан. « С криком гиганской птицы, бросающейся на свою жертву, Байринг устремился вперёд, охваченный жаждой битвы» [3, с. 138]. На следующее утро отряд северян под командованием капитана и в сопровождении доктора осматривал местность в поисках убитых и раненых. В стороне от дороги были обнаружены два тела. Это были трупы офицера федеральных войск и рядового армии конфедератов.

«Офицер умер от удара шпаги в сердце, но до этого он, по-видимому, успел нанести своему врагу не менее пяти смертельных ран» [3, с. 139]. Это было тело Брейнерда Байринга. Хирург подошёл к другому телу. «Оно было страшно исколото и изрезано, но крови нигде не было видно … под трупом обнаружились черви, с бессмысленной хлопотливостью ползавшие взад и вперёд» [3, с. 139].

Как мы видим, описание событий для Бирса – не главное в его произведении. Писатель делает упор на психологию, стремясь прежде всего показать эмоциональное состояние героя, его страхи и переживания. Атмосфера ночной тишины и безмолвия, описание даже самых незначительных деталей помогают создать угнетающую и мрачную обстановку в рассказе. Когда человеком овладевает страх и паника, его действия непредсказуемы, и мы видим последствия этого страха, а именно – неизбежную гибель главного героя.

Таким образом, основываясь на теории жанра психологической новеллы, основоположником которой считается Э.А. По, Амброз Бирс создавал свои «страшные» рассказы, придавая им особые, свойственные только его творчеству черты. Финал произведений Бирса всегда усугубляет драматизм, а использование псевдоразвязки усиливает эффект впечатления от прочитанного. Всё это позволяет нам говорить о Амброзе Бирсе в первую очередь как об оригинальном писателе-гуманисте, чей вклад для развития жанра «страшного» рассказа поистине неоценим.


Список литературы

1. Гаврилюк А.М. Послесловие // Э.А. По. Рассказы. – Львов: Вища школа, 1985. – С. 245-253.
2. Орлова Р. Несколько слов об авторе / Р.Орлова // Бирс А.Г. Десять смертей Амброза Бирса. – Тверь: Издательство Тверского ОК КПСС, 1991. – С. 88-96.
3. Бирс А.Г. Страж мертвеца / А.Г.Бирс. – М.: МП Скорина, 1991. – 192 с.

Расскажите о нас своим друзьям: