Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №09 (77) Сентябрь 2021

УДК 82.09

Дата публикации 22.09.2021

Виды героев-читателей на страницах современной зарубежной детско-юношеской прозы

Быков Антон Валерьевич
канд.филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Елабужский институт), РФ, г. Елабуга anton-77-@mail.ru

Аннотация: В данной статье сделана попытка рассмотреть проблему чтения через призму взглядов современных зарубежных писателей: изучили литературные предпочтения героев-читателей, выделили виды героев-читателей, выявили влияние, которое оказывает книга на внутренний мир, взгляды и поведенческие мотивы подростков в произведениях С. Чбоски «Хорошо быть тихоней», М. Зузак «Книжный вор», Д.С. Митчелл «Лужок черного лебедя». В результате были сделаны следующие наблюдения: чтение спасает героев-подростков от временных трудностей, пубертатного бунта, помогает найти своё место в жизни, формирует культуру общения, помогает определиться с выбором будущей профессии. Были выявлены следующие виды читателей: эволюционирующий, грамотный, несформированный, читатель-профессионал.
Ключевые слова: проблема чтения, грамотный читатель, персонаж-читатель, эволюционирующий читатель, несформированный читатель, читатель-профессионал.

Types of heroes-readers on the pages of modern foreign children's and youth prose

Bykov Anton Valerjevich
Cand. Sci (Philology), Associate Professor of the Department of Russian Language and Literature, Kazan (Volga Region) Federal University (Yelabuga Institute), Russian Federation, Yelabuga

Abstract: In this article, we made an attempt to consider the problem of reading through the prism of the views of modern foreign writers: we studied the literary preferences of heroes-readers, identified the types of heroes-readers, identified the influence that the book has on the inner world, views and behavioral motives of adolescents in the works of S. Chboski "It's good to be quiet", M. Zuzak "Book Thief", D. S. Mitchell "The Meadow of the Black Swan". As a result, we made interesting observations: reading saves teenage heroes from temporary difficulties, puberty rebellion, helps to find their place in life, forms a culture of communication, helps to decide on the choice of a future profession. We have identified the following types of readers: evolving, literate, unformed, professional reader.
Keywords: reading problem, literate reader, character-reader, evolving reader, unformed reader, professional reader.

Правильная ссылка на статью
Быков А.В. Виды героев-читателей на страницах современной зарубежной детско-юношеской прозы // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 09 (77). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/vidy-geroev-chitatelej-na-stranitsakh-sovremennoj-zarubezhnoj-detsko-yunosheskoj-prozy.html (Дата обращения: 22.09.2021)

Чтение в современном мире – это один из наиболее важных элементов культуры, являющийся инструментом повышения интеллектуального и творческого потенциала личности. В последние 20 лет проблема чтения находится в поле пристального внимания исследователей, что во многом объяснимо наметившейся тенденцией в смене читательских практик, связанной с процессом освоения художественной литературы в глобальной сети Интернет. Диапазон мнений о проблеме колеблется от констатации глубокого кризиса читательской культуры: дети мало читают или не читают совсем, предпочитая книге другие виды досуговой деятельности, читают некачественную литературу, широко растиражированную в Интернете, что влечет за собой ухудшение качества чтения и, как следствие, снижение уровня грамотности подрастающего поколения в целом - до стремления утвердить новые модели чтения в ситуации цифровой действительности («Методика динамического чтения», «Технология акмеологического чтения» Е.И. Вишняковой). Исследователи сходятся во мнении, что роль художественной литературы сегодня значительно снижена, поэтому психологи, классифицируя читательскую грамотность, выделяют подростков «с неопределившимся вкусом», «негармонически развитых», «отвлечённых». Очень редки случаи формирования «эмоциональных» и «разносторонних» читателей, что связано, во-первых, с появлением гаджетов, во-вторых, с возросшим влиянием авторитета сверстников на выбор той или иной книги. Мнение ровесников, как правило, некомпетентно, так как основывается лишь на личном опыте, поэтому вводит неискушённого читателя в заблуждение и вследствие этого приводит к отказу от чтения вообще. В-третьих, практически абсолютно утрачены традиции семейного чтения, так как родители зачастую не ориентируются в литературных новинках и не проявляют активного интереса к чтению сами. Как отмечает А.П. Кошкаров, «читают взрослые – читают и дети, а не наоборот, поэтому в организации досуга семьи важную роль играет воспитание книгой; в не читающих семьях в первую очередь проигрывают дети, они заложники поведения и стиля жизни своих родителей» [1, с. 10].

Неуклонно растёт количество статей, посвящённых проблеме чтения, где предлагаются разнообразные пути решения. Наиболее «болевыми» аспектами в решении данной проблемы становятся развитие эффективных методик чтения в процессе литературного образования (Н.М. Свирина, С.И.Тимина), изучение роли педагога в приобщении школьников к чтению (Т.Г. Браже, В.Г. Маранцман), воспитания грамотного читателя (Н.Н. Сметанникова, И.И.Тихомирова, А.П. Кошкаров). Однако в данных исследованиях при анализе проблемы ключевой является социально-психологическая и педагогическая трактовка феномена чтения, и лишь единицы исследователей обращают внимание на процесс воздействия книги на мир героя-подростка и на его читательскую культуру (Г.Н. Божкова, Д.Р. Салахова, Я.А. Солунова). Цель данной статьи – рассмотреть проблему чтения через призму взглядов современных писателей, изучить литературные предпочтения героев-читателей, выявить виды героев-читателей в современной детско-юношеской прозе, влияние, которое оказывает книга на внутренний мир, взгляды и поведенческие мотивы подростков.

Художественные произведения имеют мощный воспитательный и образовательный потенциал, объективная значимость книг и чтения в формировании самостоятельной и творчески мыслящей личности, успешной или неуспешной в различных сферах жизнедеятельности, обладающей высокой духовной культурой, неоспорима (Д. Козол, С.Н. Плотников, В.П. Чудинова).  

В подростковом возрасте начинает формироваться определенная система взглядов, развиваются интересы, оформляются вкусы и пристрастия, появляются потребности в самоутверждении и самореализации. В это время человек начинает ощущать себя как самостоятельную личность, а также активно самоопределяется как читатель, поэтому предметом исследования стал корпус произведений, где главный герой – подросток: М. Зузак «Книжный вор», Д.С. Митчелла «Лужок черного лебедя», С. Чбоски «Хорошо быть тихоней» (Таблица № 1.).

Таблица №1

Автор

Название произведения

Главный герой (имя)

Герой-читатель

1

С. Чбоски

«Хорошо быть тихоней»

Чарли

Пятнадцатилетний Чарли любит читать книги, мечтает стать писателем

2

М. Зузак

«Книжный вор»

Лизель

Лизель (10 лет) мечтает научиться читать, в финале романа становится писательницей

3

Д.С. Митчелл

«Лужок черного лебедя»

Джейсон Тейлор

Джейсон (13 лет) увлечен поэзией, пишет стихи, любит творчество Д. Оруэлла

Первая типология читателя появляется в 1896 году в книге Н.А. Рубакина «Этюд о русской читающей публике», автор классифицирует читателей по определенным типам: «отвлеченного типа (…), конкретного (…), эмоционального» [2, с. 34]. Первый тип осознает в тексте понятия, второй – образы, а третий – эмоции. Особый вклад в разработку типологии читателей художественной литературы внесла классификация И.Е. Рыскина, в которой автор исходил из уровня культуры чтения, в соответствии с данным положением исследователь выделяет: эмоциональный тип читателя («ищут в книге изображения сильных чувств»), думающего читателя, способного к познанию текста, читателья-эстета (умение понимать художественные достоинства произведения) [3, с 101]. Современные авторы анализируют читательскую деятельность в более широком диапазоне многообразных проявлений. Л.И. Беляева выделяет пять типов, схожих с тремя предыдущими: читатель смотрит на произведение эстетически, на основе фактов, с рациональным, эмоциональным и поверхностным восприятием [4, с. 144]. Иная типология у С.И. Трубникова, который рассматривает интересы читателя «с неопределенным вкусом (для него нет разницы в выборе книги: главное – она должна быть увлекательной); с односторонней направленностью (ему важна только одна тематика в тексте); разносторонний (интересуется каким-либо автором, темой или жанром); негармонически развитый (широкий круг интересов литературными трудами, но хаотичность в их выборе); читатели с гармоническим вкусом (отличается от предыдущего целенаправленным выбором книги)» [5, с. 26]. Н.Д. Голев, С.А. Максимова предлагают гендерную типологию читателей: внешне-ориентировочный тип, внутренне-ориентировочный тип, мнемонический, креативный, прагматический и семантический типы [6]. Итак, вполне очевиден тот факт, что «читательская аудитория весьма сложна, как сложен и отдельный человек со своими индивидуальными читательскими интересами, потребностями и мотивами чтения» [7]. Поэтому на данный момент времени не существует единой универсальной классификации видов читателей. Безусловно, можно утверждать, что все существующие виды читателей схожи друг с другом, однако полностью идентичными назвать их нельзя. Не похожие друг на друга видения читателя объясняются субъективным восприятием картины мира каждым исследователем в рассматриваемом нами аспекте, а также тем, что читатели – люди с разными мировоззрениями. А мировоззрения формируются в зависимости от уровня образования, места жительства, среды, индивидуального опыта и многих других факторов. Для достоверности и полноты исследования мы будем использовать несколько схожих, дополняющих друг друга классификаций. Исходить мы будем из классификации С.И. Трубникова, в основу которой положен принцип мотивации к чтению, и классификации Е.И. Рыскина, дополняющей положения и характеристики видов читателей, предложенных Трубниковым.

Особым свойством культуры ХХ столетия был литературоцентризм – стойкое тяготение культуры в выражении через литературно-словесные формы. Соответственно, важную роль в жизни человека играла книга, которая воспринималась героем-читателем как важная часть детства. Именно с книги начиналось знакомство с неизведанными явлениями окружающей действительности. Данную традицию мы можем увидеть в романе современного австралийского писателя М Зузака «Книжный вор» (2006). Заглавие романа метафорично, с одной стороны, оно несет в себе негативную окраску, осуждение совершаемого поступка, с другой – в романе Зузака действительность напоминает абсурд Кафки: мир вверх тормашками, поэтому перевернуты все нормы морали. Перед читателем вступившая в войну Германия, в которой ведется борьба не только с евреями, коммунистами, но и с книгами: «Немцы любили что-нибудь жечь. Лавки, синагоги, Рейхстаги, дома, личные вещи, умерщвленных людей и, само собой, книги. Хороший костер из книг всегда был им по душе – а тому, кто неравнодушен к книгам, это давало возможность наложить руки на какие-то издания, которых иначе никак было не заиметь» [8, с. 68]. Это борьба за стерильное общество, без памяти и культуры. Книга в романе становится своеобразным универсальным кодом для понимания жизни и своего места в ней: «Решив записать свою историю, она задалась вопросом, в какой момент книги и слова стали не просто что-то значить, а значить все. Не в тот ли миг, когда она впервые увидела комнату, где книг были полки за полками? Или когда на Химмель-штрассе появился Макс Ванденбург и принес в горстях многие беды и “Майн кампф” Гитлера? Или виновато чтение в бомбоубежищах? Последняя прогулка в Дахау? Или “Отрясательница слов”?», «Бессмысленным человек остается без слов» [8, с. 18]. В этих обстоятельствах воровство книг можно рассматривать как самоидентификацию: включение себя в поток событий, причастности к немецкой нации, в стремлении не потерять самого себя как личность. Воровство у Зузака равноценно обретению. Главная героиня Лизель Мемингер воспринимает книгу как незримую связь с прошлым: «В первую ночь у Хуберманов Лизель спрятала свою последнюю память о брате – “Наставление могильщику” – под матрасом и теперь доставала книгу иногда, просто подержать в руках. Разглядывая буквы на обложке и трогая текст на страницах, она и знать не знала, что все это значит. На самом деле ей было все равно, о чем эта книга. Важно было то, что она значит» [8, с. 30]. Лизель необходимо постоянно ощущать связь с родными, но она не умеет читать «…Лизель только и могла, что бормотать азбуку про себя, пока в недвусмысленных выражениях ей не прикажут умолкнуть», поэтому в мир Лизель входит навязчивая идея-мечта: до тех пор, пока она не умеет читать, просто присваивать (воровать) книги [8, с. 12]. В десять лет приемный отец героини – Ганс Хуберман учит Лизель читать: «…но читать меня научили не совсем в школе. Меня научил Папа. Люди думают, что он не так уж умен, и он по правде не очень быстро читает, но я скоро узнала, что слова и писание их однажды просто спасли ему жизнь» [8, с. 71]. Слова у Зузака несут в себе культурный код: чтение становится для Лизель способом познания действительности. В романе упоминаются лишь вымышленные произведения, за исключением книги А. Гитлера «Моя борьба», которую Лизель так и не прочла (осталось чистой от идеологии нацизма). Уроки с отцом формируют в героине вдумчивого читателя. Первоначально героиню увлекает процесс составления слов, поэтому ей безразлично, что она читает («Наставление могильщику» – первая книга Лизель). Постепенно у Лизель начинают возникать вопросы и суждения о книгах. Важную роль в становлении героини как грамотного читателя сыграла Ильзе Герман, жена бургомистра, которая приводит ее в домашнюю библиотеку: «Книги повсюду! Каждую стену укреплял стеллаж, забитый плотными, но безупречными рядами книг» [8, с. 96]. С этого момента отношение к книгам меняется: «сколько книг она потрогала, сколько ощутила. На сей раз медленнее, полной ладонью, осязая, как волшебство, как красоту, словно яркие линии света» [8, с. 98]. Книги становятся смыслом жизни для Лизель, когда жена бургомистра отказывает от дома, ей кажется, что она умирает. Книга жизненно необходима героине: она читает во время бомбежек и налетов, она читает умирающему Максу, она читает в бомбоубежище напуганным людям. Пока жива книга, пока звучат слова – жива память. Книга приобретает определенную сакральность, поэтому в финале романа «Книжный вор» Лизель Мемингер стала писателем: «Невероятно… – Хотя буквы выцвели, она смогла прочесть свои слова. Пальцы ее души трогали рассказ, написанный так давно в подвале на Химмель-штрассе» [8, с. 8]. Творчество героини – это попытка сохранить немецкую историю и культуру для будущего. Таким образом, ценность и авторитет книги сохраняется и в современных литературных произведениях. В рассказе о книжном воришке как в капле отражается непростая история Германии 1939-1945-х годов. Зузак показывает нам, как под воздействием непреодолимых обстоятельств рождается талант, как из неграмотного эмоционального читателя Лизель становится самостоятельно мыслящим и анализирующим законы жизни человеком.

К прошлому обращается в своем романе Д.С. Митчелл «Лужок черного лебедя». Время действия – 80-е годы ХХ века, напряженные отношения между Англией и Аргентиной, военный конфликт. Причиной обращения современных писателей к прошлому, на наш взгляд, стала попытка объяснить истоки смены литературоцентристской культурной модели на медиацентристскую, понять причины отказа от книги современными подростками. Если в романе Зузака «Книжный вор» чтение приравнивалось к инакомыслию, которое жестоко каралось (Лизель читает книги в подвале), то в произведении Митчелла главный герой – Джейсон Тейлор стыдится своего поэтического дара, так как это выделяет его из серой массы, делает не таким как все, что вызывает травлю. Отказ от книги во многом связан с традицией и историческими предпосылками. В начале ХХ века чтение было необходимым пунктом эволюции, как деятельность отражало сопричастность к эпохе, в конце ХХ века чтение в среде подростков стало атавизмом, причиной для насмешек, так как происходит смещение ориентиров на аудиовизуализацию. Важно отметить и тот факт, что это во многом характерно для среды подростков, которые еще не усвоили общепринятые ценностные правила. Герой романа «Лужок черного лебедя» Джейсон любит читать, увлечен творчеством Оруэлла, а одиночество подталкивает его к созданию стихов. Герой стыдится своего творчества, поэтому берет себе псевдоним – Элиот Боливар. Джейсон – грамотный читатель: обширный кругозор, сформированный литературный вкус, чувство стиля, понимание литературных законов. Однако герой не способен принять в себе именно то, что он не просто умеет читать, но и создавать оценочные суждения. Принять себя таким, как есть, Джейсону помогает Ева ван Утрив де Кромеллинк, женщина с которой он знакомится в доме священника. С ней впервые он открыто говорит о своих стихах: «Ваши стихи достаточно крепки, чтобы их можно было критиковать», «ваши образы свежи» [6, с. 346]. Она видит в герое умение писать на злобу дня («метафора домовитости» – Англия, демоны, сражающиеся в саду – Маргарет Тэтчер и генерал Голтьери). Первый критический разбор поэзии Джейсона делает его состоявшимся не столько в контексте общества, сколько для самого себя. Герой понимает смысл своего призвания: изобличать действительность с помощью слов. Д.С. Митчелл затрагивает чрезвычайно важную  проблему – подросткового взросления, становления личности. Герой романа «Лужок черного лебедя» приходит к себе через книгу: Джейсон Тейлор перестает убегать от проблем в вымышленный мир: «Мир – он как директор школы, он раз за разом заставляет нас делать работу над ошибками. Я имею в виду не в мистическом смысле, не как Иисус, или типа того. Скорее, как грабли!» [9, с. 148]. Принять действительность такой, какая она есть подростку помогает поэзия, которая, по его мнению, способна сорвать маску со всего неприглядного: «Стихи – они как линзы телескопов, зеркала и рентгеновские аппараты» [9, с. 316].

С помощью постмодернистского приема интертекста воссоздает портрет американского подростка конца 1990-х годов и С. Чбоски в романе «Хорошо быть тихоней». Включение в структуру романа упоминаний о произведениях Х. Ли «Убить пересмешника», Ф.С. Фицджеральда «По ту сторону рая», «Великий Гэтсби», Д. Ноулза «Сепаратный мир», Дж. М. Барри «Питер Пэн» воссоздает основную повествовательную канву и обрисовывает ключевую тему романа – взросления, а также оттеняет проблемы общества начала нулевых: употребление наркотиков, алкоголизм, суициды, ранняя беременность, гомосексуализм. Важно отметить, что альтернативой в преодолении заявленных проблем у Чбоски становится чтение.

В романе С. Чбоски «Хорошо быть тихоней» рассказывается  история необыкновенного пятнадцатилетнего подростка, который борется с депрессией (причина – смерть тети Хеллен) и одиночеством (причина – суицид единственного друга Майкла). Образ Майкла ключевой в произведении. Он возникает в контексте воспоминаний Чарли и чаще всего через призму сочиненного им стихотворения: «вот почему на задней стороне коричневого бумажного пакета он начал писать другой стих и назвал его “Абсолютное Ничто”, потому что это действительно все, что было и он поставил себе А и разрез на каждом чертовом запястье…» [10, с. 168]. Данное лирическое стихотворение становится своеобразным кредо героя и вскрывает одну из причин важности для него чтения: бегство от тривиальности мира, от мыслей о собственной никчёмности и ненужности, от одиночества. Испытывая потребность в живом общении, герой начинает писать письма незнакомому человеку: «Я пишу тебе, потому что одна девушка сказала, что ты слушаешь и понимаешь, и не пытался переспать с ней на той вечеринке, хотя у тебя и была такая возможность… Мне просто нужно знать, что кто-то там слушает и понимает, и не пытается переспать с человеком, даже если у него есть такая возможность. Мне нужно знать, что такие люди существуют» [10, с. 5]. Произведение «Хорошо быть тихоней» – эпистолярный роман: повествование от первого лица, с одной стороны, субъективно, с другой – в полной мере передает нам правдивые чувства и мысли подростка. Сюжетное ядро романа – становление героя как личности (можно найти определенные отголоски романа Д.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»). Важным фактором, играющим не последнюю роль  в эволюции героя, становится чтение. В экспозиции произведения перед нами возникает тип эмоционального «негармонически» развитого читателя [5, с. 26]. На протяжении всего повествования автор показывает нам, как меняются привычки и литературный вкус Чарли. В превращении героя из вдумчивого читателя в грамотного можно выделить несколько этапов. Первый – знакомство с учителем Биллом, который считает Чарли особенным и способным: «он говорит, у меня есть чувство языка и большие способности к восприятию текста» [10, с. 15]. Данное мнение полностью переворачивает сложившееся восприятие самого себя, как социально неактивного – «тихоня». Билл - чуткий психолог: в общении с Чарли он стремится стать не столько наставником, сколько другом. Он пытается установить эмоционально-теплые взаимоотношения: вместо чопорного «мистер» – «ты», - подмечает любые детали в поведении героя: «Билл заметил, что я наблюдаю за другими», вызывает Чарли на разговор по душам, моральный урок которого учитель предлагает извлекать из книг «похлопал меня по плечу и дал еще одну книгу» [10, с. 34]. В романе представлена весьма неформальная модель отношений в системе учитель-ученик, которая во многом способствует формированию литературного вкуса у героя. На первом этапе свое отношение к чтению Чарли выражает категорией: люблю-не люблю: «А какая твоя любимая книга? “По ту сторону рая”. Почему? Потому что я ее только что прочел» [10, с. 23] Герой-читатель воспринимает книгу как чувственное переживание, поэтому Билл направляет его: «говорит, что у меня рыхлая структура предложений», «он сказал, что нужно использовать литературные слова». Основным видом работы становятся сочинения. На втором этапе Чарли начинает высказывать о книгах оценочные суждения «иногда я читаю книги и представляю себя на месте героев», «когда держишь в руках книгу возникает необыкновенное ощущение» [10, с. 113]. Постепенно у Чарли развивается «чувство языка», «структура предложений», умение анализировать поступки героев из книг «Здесь главное – этот мальчик не хочет взрослеть, а когда повзрослела Вэнди, он расценил это, как предательство» [10, с. 98].Третий этап – реализация в самостоятельной деятельности: чтение, литература и книги становятся смыслом жизни Чарли. Показателен эпизод новогодней вечеринки, на которой «тайный Санта» (один из участников вечеринки) дарит подарок случайному человеку. Чбоски показывает мир обывателей с шаблонным мышлением: они дарят друг другу носки, слаксы, пиджаки, рубашки и лишь Чарли дарит Элис книгу Энн Райс. В это время происходит самоопределение героя: «я решил, что, наверное, стану писателем» [10, с. 242]. Символическую нагрузку несет подарок Сэм (девушка, в которую влюблен Чарли) – подержанная пишущая машинка: «когда-нибудь напиши обо мне» [10, с. 243]. Итак, в произведении С. Чбоски «Хорошо быть тихоней» показан процесс становления личности героя, эволюции героя-читателя из эмоционального в грамотного, переосмысления своего предназначения и самоопределение.

Таким образом, современные писатели незримо вступают в дискуссию о кризисе чтения, пытаются определить истоки данной ситуации, а также говорят о самоценности книги и чтения для становления личности. Нами была предпринята попытка проанализировать виды героев-читателей на материале малоизученной современной детско-юношеской прозы. В результате исследования мы пришли к выводу, что в тройку наиболее авторитетных агентов влияния на чтение подростков входят друзья, родители и учителя (Майкл, Ганс Хуберман, учитель Билл, Ева ван Утрив де Кромеллинк). Доминантным видом героя-читателя у современных писателей стал эволюционирующий вид – читатель, с которым происходит внутренняя трансформация, однако в этом велика роль внешних факторов. В произведениях С. Чбоски «Хорошо быть тихоней», Д.С. Митчелла «Лужок черного дерева» любовь к книге прививает учитель или наставник, у М. Зузака в романе «Книжный вор» сильна роль семейного чтения. Главные герои из ленивых, несформированных читателей под воздействием наставников постепенно становятся грамотными читателями, у которых формируется иной мотив к чтению (от принуждения – к желанию), литературный вкус (привлекает классика, а не книжные «новинки»), расширяется кругозор, развивается креативное мышление, навык к анализу литературного произведения.

В отличие от многих исследователей, современные авторы уверены, что интерес к чтению у подростка можно пробудить: семейным чтением, авторитетом родителей или учителей, использованием интерактивных методов и новаторских техник чтения, которые в процессе познания литературы не всегда оказывают негативное влияние. Таким образом, интерес к книге и чтению позволяет вырастить не только конкурентоспособную личность, но и достойного гражданина. Приведенные данные могут быть полезны в дальнейшем изучении как современной детской литературы, так и при решении проблем подросткового чтения. Круг произведений, обозначенный в статье, позволит сформировать у подростков осознанность ценности чтения, как интеллектуального досуга, расширит жанрово-тематический репертуар читаемых книг, сформирует литературный вкус и позволит скорректировать свое поведение при выборе той или иной книги.


Список литературы

1. Кошкаров А.П. Как приохотить ребенка к чтению. - М.: Феникс, 2014. - 77 с.
2. Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике. - С.-Пб: О.Н. Попов, 1895. - 246 с.
3. Рыскин Вопросы чтения художественной литературы и рекомендательная библиография // Очерки теории и методики литературной библиографии. - М.: Книга, 1965. - С. 96-114.
4. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения : сб. науч. тр. - М., 1975. - С. 143-162.
5. Трубников С.А. Типология читателей художественной литературы: Лекция для студентов библ. фак. ин-тов культуры. - Москва: МГИК, 1978. - 58 с.
6. Голев Н.Д., Максимова С.А. К основаниям гендерной типологии читателей (на материале рефлексий о художественном тексте младших подростков) [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Филология. 2008. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-osnovaniyam-gendernoy-tipologii-chitateley-na-materiale-refleksiy-o-hudozhestvennom-tekste-mladshih-podrostkov (дата обращения 28.08.2021).
7. Ковалевская Н.И., Петрова Л.И. Методология изучения детского чтения [Электронный ресурс] // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. - 2017. - № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-izucheniya-detskogo-chteniya/viewer (дата обращения 28.08.2021).
Список источников
8. Зузак М. Книжный вор. - М.:Эксмо-Пресс, 2017. - 608 с.
9. Митчелл Д. Лужок черного лебедя. - М.: Эксмо, 2014. - 480 с.
10. Чбоски С. Хорошо быть тихоней. - М.: Азбука, 2014. - 288 с.

Расскажите о нас своим друзьям: