Теория языка | Филологический аспект №09 (77) Сентябрь 2021

УДК 81’42

Дата публикации 19.09.2021

Цитатная речь в современном интернет-дискурсе на примере политического блога

Куликова Татьяна Александровна
Магистрант, Языковое образование (английский язык), ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», РФ, Челябинск

Аннотация: Статья посвящена изучению цитатной речи в рамках политической блогосферы, феноменам Twitter, livejournal, блог, твит, пост как способам построения речи с использованием цитаты в сфере политической коммуникации. Автор приходит к выводу, что использование цитатной речи в политических блогах не ограничивается только информационной или иллюстрирующей функцией, функция воздействия на читателя имеет превалирующее значение. Широкое распространение цитатной речи в политических блогах в сочетании с авторским отношением к сообщаемой информации указывают на возможные риски намеренного и недобросовестного использования.
Ключевые слова: политическая блогосфера, цитата, цитатная речь, Интернет-коммуникация, ретвит, репост

Quote speech in modern internet discourse on the example of a political blog

Kulikova Tatiana Alexandrovna
Master's student applicant, Language education (English), South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Russian Federation, Chelyabinsk

Abstract: The article is devoted to the study of quote speech within the political blogosphere, the phenomena of Twitter, livejournal, blog, twitt, post as ways of constructing speech using quotes in the field of political communication. The author comes to the conclusion that the use of quoted speech in political blogs is not limited only to an informational or illustrative function, the function of influencing the reader is of prevailing importance. The wide distribution of quoted speech in political blogs, combined with the author's attitude to the information reported, indicate the possible risks of intentional and unfair use.
Keywords: political blogosphere, quote, quote speech, Internet communication, retwitt, repost.

Правильная ссылка на статью
Куликова Т. А. Цитатная речь в современном интернет-дискурсе на примере политического блога // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 09 (77). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/tsitatnaya-rech-v-sovremennom-internet-diskurse-na-primere-politicheskogo-bloga.html (Дата обращения: 19.09.2021)

Цитатная речь находит широкое применение в текстах современных политических блогах. Влиятельные политические деятели путем использования цитатной речи в блогах успешно занимаются формированием общественного сознания.

«Под цитатой (цитацией, цитированием, цитатной речью) понимается выдержка из устного или письменного текста, требующая если не абсолютной точности, то минимальных изменений содержания, характеризующаяся смысловой завершенностью, и, как правило, графическим обозначением (кавычки, курсив, другой типографский способ) и ссылкой на используемый источник/автора» [1, c. 16]. То есть основным требованием к цитатной речи является максимально точное воспроизводство содержания источника.

«Изучение цитатной речи проводится с середины 1980-х годов со сферы функционирования цитат в разных типах дискурса» (Андросенко, 1988; Полубиченко, Андросенко, 1989; Корнеева, 2008; Зотова, 2015; Полубиченко, 2017 и др.) [4, с. 37]

 Использование цитатной речи в политических блогах выражается в наличии связей между политическими текстами влиятельных людей; с помощью этих связей тексты или их части могут разнообразными и многоуровневыми способами явно или неявно ссылаться друг на друга. Предмет речи в политическом блоге становится предметом речи в данном высказывании, и данный говорящий не впервые говорит о нем. В нарушение всех определений, согласно которым цитата есть «дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова», «популярные, часто используемые цитаты, как правило, не воспроизводятся дословно, а цитируются по памяти, приблизительно, применительно к условиям нового контекста». [4, с. 37]

Пост в Интернет-коммуникации согласно словарю современных терминов, можно определить как «информационный блок, размещённый пользователем в социальной сети, блоге, микроблоге, форуме» [8]. Л. Ф. Компанцева выдвинула ряд причин, по которым современные лингвисты активно заинтересовались проблемой речевого жанра. «Бурное развитие Интернет-коммуникации привело к модификации ряда речевого жанра, что само по себе свидетельствует об изменении прагматических установок и целей участников этого вида коммуникации, актуализации феномена языковой личности, которая через систему речевого жанра самопрезентирует себя в виртуальном дискурсе» [2, с. 78].

Интертекстуальность в политической блогосфере в частности и в политическом дискурсе в целом - одна из основополагающих характеристик. Блог (англ. blog, от web-log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайндневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Исходя из этого определения, политический блог представляет собой регулярно-обновляемую ленту публикаций в форме текста, фото, видео, мультимедиа, автор которых специализируется на освещении политических вопросов, связанных как с внутренней политикой, так и с внешней. Политические блоги публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в дискуссию с автором в комментариях, отзывов посетителей или своих собственных блогах, что делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. В настоящее время видными политическими деятелями многих стран активно используется «livejournal» и «Twitter».

По данным журнала «Mention», в 2021 ежедневно отправляется полмиллиарда твитов. Это составляет около 6000 твитов в секунду, из них около 1000 посвящены политическим темам. Политические блоги играют все более заметную роль в общественно-политической жизни. Цитатная речь проявляется в блогосфере политического блоггинга  через репост и ретвит. Репост может производиться в рамках одного блогосервиса или через другие сервисы, приложения и сайты. Репост может происходить в разных временных рамках, как в течение суток после публикации оригинального поста, так и через несколько лет.

Цитирование в блогах обладает рядом преимуществ перед использованием цитат и цитатной речи традиционными СМИ благодаря скорости движения информации, независимости, отсутствию жестких правил на публикуемый материал, возможности высказывать свои точки зрения на то или иное происшествие в любых формах, отсутствие платы за использование блога - всё это способствует привлечению большого количества читателей к событию.

Цитирование в политических блогах, с одной стороны, является эффективным способом взаимодействия политических деятелей и граждан, с другой стороны, это политическое оружие манипулирования сознанием людей.

Для систематизации материала об использовании цитировании в блогах в политической борьбе полезно определить наиболее характерные тенденции. По мнению Е.С. Крестининой, «можно выделить три из них: 1) использование блогов для информирования, консолидации сторонников и координации их действий; 2) пропаганда и «обкатка» своих идей; 3) контрпропаганда, борьба против политических оппонентов». [3, с. 292].

Со временем пополнился список российских политиков, ведущих дневники в «livejournal» и «Twitter». Отечественные СМИ изменили свое отношение к политическим блогам за последнее десятилетие. Каждая газета и журнал теперь имеет сетевые продукты. Наиболее популярными и читаемыми блогерами среди политических лидеров России являются Дмитрий Медведев, Рамзан Кадыров, Владимир Жириновский.

Многие британские и американские политики применяют цитирование в блогах как средство коммуникации и повышения своей популярности. Возрастает также информационная роль цитирования в политических блогах. «Опрос, проведенный в США агентством Washington Profile, дал подтверждение этих данных: половина сотрудников Конгресса США считают, что политические блоги более полезны для ориентации в современной американской политике, чем традиционные средства массовой информации». [5]

В США цитирование в политических блогах приобрело невероятную влиятельность. Цитатная речь в таких блогах, как «Drudge Report», «Huffington Post», «Daily Kos» используется повсеместно и благодаря этому можно сделать вывод о том, что популярность блогов сравнима с самыми авторитетными печатными и электронными СМИ страны.

В политических блогах часто используется цитатную речь не только для пропаганды идей, но и для проверки на прочность тех или иных программных положений для социума. «Corruption is a cancer: a cancer that eats away at a citizen’s faith in democracy, diminishes the instinct for innovation and creativity; already-tight national budgets, crowding out important national investments. It wastes the talent of entire generations. It scares away investments and jobs» [6] – американский президент Джо Байден использовал цитату «Corruption is a cancer»  - эту фразу приписывают Ли Куан Ю, премьер-министру Сингапура.

Ситуация в Великобритании несколько отличается от ситуации в США. Также повсеместно используется цитатная речь, но немногие авторы британских сетевых ресурсов могут претендовать на популярность, сравнимую со СМИ. Британские блоггеры активно цитирую Терезу Мэй в своих сетевых ресурсах. Политический блоггер Feng Xian на ресурсе www.quora.com использует цитату Терезы Мэй «The public want honesty from their politicians. Not showy gimmicks» [7] в качестве аргумента, что, на самом деле, общественность думает о политиках.

Таким образом, использование цитатной речи в политических блогах как аргумента в поддержку своего тезиса автор может сопровождать авторским текстом, подчеркивающим смысловую идентичность авторского и цитируемого текста. При этом цитирование является способом замены авторского текста, что приводит к повышению важности сообщения в политическом блоге и усиливает его воздействие на читателей.


Список литературы

1. Даирова К.Н. Структурно-семантические особенности цитаты и ее функционирование в тексте (на материале английской научной лингвистической литературы): Автореф. дис. канд. филол. наук. – М., 1983. – 156 с.
2. Компанцева, Л. Ф. Интернет-комммуникация: когнитивно-прагматический и лингвокультурологичкий аспекты / Л. Ф. Компанцева. - Луганск: Знание, 2007. – 444 с.
3. Крестинина Е.С., Чернышов Ю.Г. Использование интернет-блогов и «социальных сетей» в российской публичной политике //Известия АлтГУ. – 2008. – № 4/3. – C. 288-296.
4. Полубиченко Л.В. Топология цитатной речи: от сферы функционирования к сфере фиксации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2018. – № 4. – С.37-45.
5. [Электронный ресурс] // URL: https://www.newsru.com/ world/13jul2007/blogs.html (дата обращения: 16.08.2021).
6. [Электронный ресурс] // URL: https://www.bartleby.com/ essay/Argumentative-Essay-On-Corruption-PKF88CUMS6 (дата обращения: 19.08.2021).
7. [Электронный ресурс] // URL: https://www.quora.com/Why-do-some-people-hate-politicians (дата обращения: 19.08.2021).
8. [Электронный ресурс] // URL: https://www.glossary-internet.ru/terms/П/post/ (дата обращения: 19.08.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: