Теория литературы. Текстология | Филологический аспект №07 (63) Июль 2020

УДК 821.111(73) + 75.056

Дата публикации 21.07.2020

В поисках визуального образа фэнтези: иллюстрации Чарлза Весса к циклу о Земноморье Урсулы Ле Гуин

Суркова Ксения Вячеславовна
аспирант кафедры зарубежной литературы, Институт филологии и журналистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, РФ, г.Нижний Новгород, Gnomik_29@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается цикл иллюстраций Чарлза Весса к произведениям о Земноморье Урсулы Ле Гуин. Иллюстрации подразделяются на несколько типов, анализируется каждый из них, выделяются его характерные черты и особенности. Исследуется, насколько стилистика изображений соответствует специфике литературного произведения. Отмечается использование художником принципов и приёмов таких стилей и направлений, как японская живопись, постимпрессионизм и модерн. Указывается, что ведущую роль при создании визуального облика Земноморья играют образы деревьев и драконов. Выделяются такие черты рассматриваемого цикла иллюстраций, как высокая доля условности, символичность, декоративность и орнаментальность, сочетание условности при изображении людей с реалистичной проработкой пейзажа. Делается вывод, что Чарлз Весс в рассматриваемых работах создаёт уникальный визуальный образ Земноморья, опираясь на философско-эстетическую концепцию литературного первоисточника.
Ключевые слова: Книги Земноморья», Чарлз Весс, фэнтези, иллюстрация, Урсула Ле Гуин

In search of a visual image of fantasy: Charles Vess`s illustrations for Ursula Le Guin's Earthsea cycle

Surkova Ksenia Vjacheslavovna
PhD student, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, N. Novgorod, Russia

Abstract: The article deals with a series of illustrations by Charles Vess for Ursula Le Guin's Earthsea. Illustrations are divided into several types and each of these types is analyzed. It is investigated how the style of images corresponds to the specifics of a literary work. It is noted that the artist uses the principles and techniques of such styles and trends as Japanese painting, post-impressionism and modern. It is indicated that images of trees and dragons play a leading role in creating the visual appearance of the Earthsea. There are such features of the considered cycle of illustrations as a high proportion of conventionality, symbolism, decorativeness and ornamentation, a combination of conventionality in portraying people with a realistic study of the landscape. It is concluded that Charles Vess creates a unique visual image of the Earthsea, which based on the philosophical and aesthetic conception of the literary source.
Keywords: The books of Earthsea, Charles Vess, Ursula Le Guin, fantasy, book illustration

Правильная ссылка на статью
Суркова К.В. В поисках визуального образа фэнтези: иллюстрации Чарлза Весса к циклу о Земноморье Урсулы Ле Гуин // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/v-poiskakh-vizualnogo-obraza-fentezi-illyustratsii-charlza-vessa-k-tsiklu-o-zemnomore-ursuly-le-guin.html (Дата обращения: 21.07.2020)

Объектом рассмотрения в данной статье является цикл иллюстраций  Чарльза Весса к произведениям о Земноморье Урсулы Ле Гуин, выполненный художником для  издания  "The Books of Earthsea: The Complete Illustrated Edition" (Saga Press, 2018). Чарльз Весс — признанный мастер, создавший иллюстрации к произведениям Нила Геймана, Чарльза де Линта и др.[1]

Данное издание представляет интерес прежде всего потому, что это полное собрание в одном томе всех историй о Земноморье, которые «наконец впервые на английском ... расположились в правильном порядке» [2, с.974],  снабжённое также предисловием и послесловием писательницы. После заключительного романа о Земноморье в книге следует «Краткое описание Земноморья», рассказы «Освобождающее заклятие», «Правило имён», «Дочь Одрена», «Свет домашнего очага», а также статья «Земноморье, пересмотренное и исправленное». Таким образом книги, писавшиеся и издававшиеся в течении более чем тридцати лет,  представлены не просто в виде единого цикла, но представляют собой одну книгу (отсылка к сакральным текстам, требующим толкования) — единый законченный текст. Написанные специально для этого издания комментарии Урсулы Ле Гуин, также как и «Краткое описание Земноморья», предполагает «рассматривание» деталей, погружение в мир, созданный писательницей. Высказывание Урсулы Ле Гуин о том, что  она  воспринимает «эти книги не как трилогию или даже секстет, не как некий сериал или цикл, а просто как истории о Земноморье» [2. с.974],  несёт в себе идею о существовании бесконечно развивающегося вторичного мира. Опора на традиционную книжную культуру, в том числе на сакральные тексты, требующие вдумчивого чтения и толкования, находит отражение во взаимодействии текста и иллюстраций: для заголовков каждого из романов подбираются особые шрифты, гармонирующие с рисунком и создающие вместе с ним единый образ — символ, вызывающий в памяти изображения декоративных буквиц из средневековых манускриптов.

Книги, писавшиеся Урсулой Ле Гуин в течении более чем трёх десятилетий, отражают творческую эволюцию писательницы и изменение её подходов к созданию образов персонажей. Иллюстрации же делаются художником уже сразу к целостному законченному циклу.

Синтез визуального и словесного образа заложен в самом феномене фэнтези. Дж.Р. Толкин рисует карту Средиземья и детализирует её во время работы над «Властелином колец», а также создаёт рисунки к своим произведениям. Урсула Ле Гуин, рассказывая о том, как она начала создавать мир Земноморья, вспоминает, что «усевшись за стол, первым делом принялась рисовать карту «увиденной» мной страны, которую назвала Земноморьем. … Первоначально карта была нарисована на огромном листе бумаги.» [2. с.7]  Таким образом происходит движение от визуального масштабного образа (карта) к детальному вербальному его изучению и воплощению, а затем уже к визуализации в иллюстрациях.   

Несмотря на кажущуюся простоту иллюстрирования фантастических произведений, художник сталкивается в них с целым рядом трудностей. Работая с реалистическим произведением, иллюстратор имеет внетекстовую опору в виде собственного культурного опыта: представление о визуальном образе эпохи, об этническом облике описываемой нации, архитектуре и культуре изображённого в произведении топоса. В случае с фантастическими произведениями такой опоры, лежащей за пределами литературы, не существует, здесь художник должен полностью опираться на текст, вчитываясь и вживаясь в него, чтобы создать рисунок, наиболее соответствующий духу произведения, его основной идее, но в то же время отражающий и индивидуальный стиль художника. При отсутствии подобного проникновения в текст и замысел писателя, иллюстраторы создают некие усреднённые фантастические образы, ориентированные на массовое представление о каноне фэнтези. О подобных трудностях Урсула Ле Гуин говорит в предисловии к рассматриваемому изданию, отмечая, что «некоторые обложки сами по себе были довольно симпатичными, хотя изящные средневековые персонажи и острова, где высились замки с островерхими башнями, не имели ничего общего с моим земным, грубоватым, насквозь просоленным Земноморьем».[2. с.8]   В то же время она высоко оценивает работу Чарлза Весса, говоря, что теперь может «позволить его искусству говорить самому за себя». [2. с.9]

Иллюстрации Чарлза Весса к циклу о Земноморье могут быть разделены на несколько типов. Это рисунки, предваряющие романы и расположенные на страницах с названиями, цветные вкладки-иллюстрации в начале каждого произведения, рисунки на страницах с содержанием произведений, иллюстрации по ходу повествования. Рассмотрим особенности и характерные черты каждого из этих  типов иллюстаций.

1. Иллюстрации, расположенные на страницах с заглавиями произведений изображают как правило главного героя, предстающего в то же время и как символический образ. В качестве примера рассмотрим две из них: к романам «Волшебник Земноморья» и «Техану». Иллюстрации к первому произведению цикла открывает фигура Геда, смотрящего  на склонившегося к нему дракона. И герой, и дракон изображены в профиль и представляют собой целостную композицию (волшебник стоит на изогнутом кольцом хвосте дракона, склонившего к нему свою голову с разинутой пастью). Фигура Геда статична и дышит спокойствием, тогда как в застывшем в витиеватом изгибе (напоминающем замысловатую буквицу древней рукописи) чудовища чувствуется внутреннее движение и динамика. Декоративность, на которую работают чёткие яркие контуры рисунка, и сложный изгиб линий отсылает к образам стиля модерн. Персонажи контрастны: маленькая фигурка Геда статична, спокойна и  состоит целиком из округлых плавных линий, в то время как противопоставленная ей огромная (в три раза больше по размеру) фигура дракона полна внутреннего напряжения, о котором свидетельствуют чётко обозначенные мышцы шеи и передних лап, огромный оскал и скрученная поза. Мощные раскинутые крылья напоминают трепещущие на ветру драпировки. Потенциальное движение чудовища останавливается незамысловатой фигуркой Геда, уравновешивающей композицию, придающей ей статичность и превращающей извивающегося дракона, напоминающего знаменитых горгулий собора Нотр-Дам, в изысканный декоративный элемент. Обе фигуры образуют собой знак восьмёрки — символ бесконечности.

Роман «Техану» открывается изображением героини, по имени которой названа эта книга, стоящей на коленях лицом к зрителям. Правая сторона тела девочки объята пламенем, языки которого взвиваются вверх, а за спиной Техану причудливыми узорами поднимаются клубы дыма. В сомкнутых ладонях, одна из которых так изуродована огнём, что напоминает скорее лапу дракона,   героиня держит зерно с ростком. Извивающийся плавной линией стебель с небольшими листочками на фоне языков пламени вызывает ассоциацию с  мировым древом, символом жизни и мироздания. Несмотря на коленопреклонённую позу девочки, устремлённый на зрителя взгляд её единственного глаза полон необычайной ясности и решимости.

2. Цветные вкладки-иллюстрации в начале каждого романа создают в первую очередь визуальный образ созданного Урсулой Ле Гуин  мира Земноморья, изображая его основные топосы: портовый город на внутреннем острове и морскую стихию, горы Гонта и Тронный храм на острове Атуан, Имманентную рощу острова Рок и царство смерти, отграниченное от мира живых серой кирпичной стеной.

«Волшебник Земноморья» открывается изображением порта в небольшом городке центрального архипалага Земноморья. Линия причала, проходящая в нижней половине рисунка по диагонали слева направо делит его на две части, воплощающие в себе саму суть созданного писательницей мира: соединения, единения земли и моря. Все составляющие морской стихии (вода, каменный причал и пирс, пришвартованные лодки), решены в монохромных тонах — оттенках синего и серого. Мир земли воплощён в первую очередь посредством различных оттенков охристых тонов, однако несмотря на композиционное противопоставление, колористически мир воды и земли не противопоставлены, а соединены, сплавлены между собой. Это происходит за счёт использования цвета: крыши половины домов серо-голубого цвета моря, а коричневые бочки и столбы береговых укреплений словно вкраплены в морскую стихию. Высокая линия горизонта очерчена озарёнными солнечным светом зелёными холмами, за которыми открывается розовато-голубое небо. Крыши и фасады самых дальних от зрителя домов также имеют зеленоватый оттенок. Таким образом в нижней трети рисунка перед зрителем открывается море, в верхней трети — земля, а посередине — мир Земноморья, основанный на взаимодействии и взаимопроникновении этих стихий. Город на рисунке  плавно вытекает из моря и соединён с ним  голубовато-серой, уходящей вглубь города мостовой с струящимися по ней ручьями, а дальними зелёными крышами своих домов повторяет контуры холмов на горизонте.

В «Гробницах Атуана», втором романе о Земноморье, Урсула Ле Гуин   создаёт образ земель, противопоставленных по своей социальной и культурной организации внутренним островам. Выходцы с Каргадских островов, в отличии от жителей центрального архипелага, обладают светлой  кожей и воинственным нравом, отрицают магическое искусство, но имеют развитую религиозную систему.  Иллюстрация ко второму роману также вступает в контраст, прежде всего колористический, с рисунком к «Волшебнику Земноморья». Изображение решено в оттенках желтого и коричневого цветов. Большую часть пространства листа занимают массивные колонны и ступени, по сравнению с которыми человеческие фигурки кажутся необычайно маленькими. Стоящие плечом к плечу люди облачены в одинаковые одежды с капюшонами и наполовину скрыты каменными ступенями, поэтому воспринимаются как единое, неделимое сообщество. Среди них выделяется фигура главной героини в белой одежде, с непокрытыми чёрными ниспадающими волосами, устремившей взгляд ввысь, под купол храма, пронизанный лучами яркого солнечного света. Другие герои не видят этого света, поскольку их головы почтительно опущены, а взгляды устремлены вниз. Истинное имя героини — Тенар — означает горящий светильник, свет. Художник совместил в этом рисунке имеющие различную природу источники света: в нижней части изображения — сливающийся в единое пламя свет множества светильников, которые жрицы держат в своих руках, — сжигающий и жертвенный. В верхней же части рисунка — единый широкий поток яркого солнечного света, пронизывающий сумрак храма. Взгляд героини, устремлённый вверх, указывает её символический путь, а ступени Незанятого трона, перед которыми стоит Тенар, воспринимаются не только как архитектурный элемент храма, но и как символ духовного восхождения, поскольку ведут в ту сторону, откуда исходит источник солнечного света. Бывшая сущность героини — жрица Ара — исчезает навсегда, словно сгорая в культовом, рукотворном огне вместе с устаревшими идолами и ложными ценностями, и героиня выходит в мир, к свободе, вновь обретая  способность быть как солнечный свет, яркий и бесконечный, способный освещать и согревать не сгорая.

В иллюстрации, открывающей третью книгу — «На последнем берегу», преобладает изображение морской стихии — древнейшей сущности мира Земноморья, отсылающей к мифическим временам. Море старше островов, которые Сегой поднял с его дна во времена созидания. На заднем плане рисунка — покрытое затейливым узором туч и облаков небо, на переднем плане — бурные морские волны, изображение которых решено в стиле японской гравюры. В центре — огромный огненный медно-золотой дракон с раскинутыми крыльями словно присел на бушующие волны и спокойно взирает на человека в маленькой лодке, обращающегося к нему. Другой герой — Аррен в страхе сжался на корме лодки, стараясь удержать её руль. С третьей книги цикла начинается переосмысление образов драконов во вселенной Земноморья, которые в этой книге впервые выступают в качестве союзников и помощников главных героев. Из опасных для человека, «чужих» существ, мудрых, но коварных хранителей сокровищ, драконы трансформируются в воплощение некогда утерянных людьми мудрости и свободы, ведь в древности драконы и люди были единым народом. 

В иллюстрации к роману «Техану» художнику удаётся с помощью изображения противоположных стихий, образующих вместе единое целое, передать центральную для цикла о Земноморье идею равновесия. Рисунок имеет вертикальный формат: справа от зрителя всё пространство занято стихией земли — каменные уступы различных охровых оттенков — скалы острова Гонт, край которых скрывается за пределами изображения, а слева — море, сливающееся с облачным небом. На их границе расположена фигура, воплощающая стихию огня и занимающая большую часть пространства — огромный красный дракон, уцепившийся лапами за склон и причудливо изогнувший хвост и крылья. Прямо перед мордой чудовища, выпускающего из ноздрей клубы дыма, — хрупкая фигура приветственно поднявшей правую руку Тенар, выделяющаяся как композиционно (она расположена в самом центре рисунка), так и по колориту. В то время как одежды Геда, виднеющегося на спине дракона, решены в тех же охровых оттенках, что и скалы, зелёная одежда героини, гармонируя с общим колоритом рисунка,  в то же время выделяется на фоне скал. Фигуры дракона Калессина и Тенар образуют собой восьмёрку — символ бесконечности. Иллюстрация не только изображает один из важных эпизодов произведения — прибытие Геда на остров Гонт и знакомство Тенар с Калессиным, но и воплощает основные идеи романа, показывая как баланс  противоположных стихий, так и единство драконов и людей. Важен и тот акцент, который сделан на фигуре Тенар, поскольку именно в этом произведении Урсула Ле Гуин целенаправленно решает изменить традиционную вспомогательную роль женщины в произведениях фэнтези и сделать её подлинной главной героиней.

Иллюстрация к «Сказаниям Земноморья» создаёт визуальный образ ещё одного важнейшего топоса Земноморья — Имманентной рощи. Медра и Элеаль стоят, взявшись за руки, смотрят в глаза друг другу, и их фигуры кажутся крошечными на фоне огромных массивных стволов древних деревьев рощи. Рисунок решён в оттенках зелёных и золотисто-жёлтых тонов, стволы деревьев вырастают из светло-зелёного покрова травы и образуют единое пространство,  купол, целиком состоящий из травы и деревьев, замкнутое магическое пространство. Не видно ни неба, ни горизонта, Имманентная роща — весь мир, образ райского сада, само нахождение в котором способно даровать человеку величайшую мудрость. Золотистые пятна листьев деревьев перекликаются с  бликами на траве и всё это воспринимается зрителем как просветы, окна в иную, вневременную  реальность. Как и в большинстве других иллюстраций,  на этом рисунке центральное место занимают не герои, изображенные достаточно схематично и обобщённо, а мир Земноморья, магия которого заключается в понимании сути всех вещей.

Последняя цветная иллюстрация в книге открывает заключительный роман «На иных ветрах» и представляет топос, связанный с одной из важнейших тем цикла — темой смерти. Каменная стена, являющаяся границей между миром живых и страной смерти, делит пространство рисунка на две части и уходит за пределы изображения. Пространство сумеречной страны за стеной решено в монохромной серой гамме, ведь там никогда не восходит солнце. Высокие горы закрывают линию горизонта, за ними — затянутое чёрными тучами небо, однако над самыми дальними вершинами  из-за туч пробивается жёлтый солнечный свет. Силуэты людей в стране мёртвых сливаются в единую серую массу, ведь всё это лишь тени живших когда-то. Герои, находящиеся с этой стороны стены, лишены, как и в большинстве других иллюстраций цикла, индивидуальных портретных черт, они показаны со спины и скорее указывают на того или иного героя, нежели изображают его. Мир по эту стороны стены выделяется ярким колоритом: зелёная трава, разноцветная одежда персонажей и красный дракон. Облик дракона немного иной, чем в предыдущих иллюстрациях цикла, где эти существа неизменно изображались в виде величественных мифологических чудовищ, что выражалось в первую очередь в декоративности их облика. В данном рисунке дракон  обретает антропоморфные черты: чудовище сидит на задних лапах, сложив крылья и склонив голову, и наблюдает за тем, что же происходит по ту сторону стены. Красный дракон является ярким цветовым пятном, доминантой изображения, создающей вместе с тем ощущение напряжения.

3. Рисунки, предваряющие содержание каждого романа, располагаются с ним на одной странице и имеют горизонтальный формат. Художник изображает героев, находящихся в середине их пути и стремящихся всё дальше и дальше. Это Гед, в облике ястреба приближающийся к волшебнику Огиону; Тенар, спешащая с горящим светильником по тёмному коридору лабиринта; Гед и Аррен, плывущие в лодке навстречу дракону; идущие по поляне тётушка Мох и Терру; выходящий из воды в облике выдры волшебник Медра. Для всех этих иллюстраций свойственно сочетание декоративности изображения и внутренней динамики.

​​​​​​​4. Иллюстрации по ходу повествования представляют собой изображение ключевых моментов историй — это и коленопреклонённый Гед перед верховным магом Неммерлем во внутреннем дворике школы волшебников, и бой Геда с Тенью, и Ара перед входом в священные подземелья, и безумная красильщица с Лорбанери, и умирающий Огион, и многие другие. Для всех этих рисунков характерно большое количество деталей, подробное и реалистичное изображение пейзажа и интерьеров. Вместе с тем в иллюстрациях отсутствует детальная проработка портретов персонажей, художник делает героев узнаваемыми за счёт нескольких характерных деталей или черт, предоставляя в то же время зрителю возможность дополнить образ в соответствии со своим собственным видением.

Таким образом следует отметить различие подходов Чарлза Весса к каждому типу иллюстраций. Если рисунки, расположенные на страницах с заглавиями, представляют собой символические образы, в художественном строе которых преобладает декоративный элемент, то в цветных иллюстрациях и рисунках по ходу повествования преобладает реалистический принцип изображения.

Иллюстация на форзаце книги объединяет в себе центральные образы всего цикла и является  воплощением не только ключевых событий произведения, но и его философской концепции. Две части рисунка объединены в целое пространство с помощью узора, создаваемого изгибающимися и пенящимися волнами. Справа от зрителя изображены главные герои — Гед и Тенар, держащая в высоко поднятой руке восстановленное кольцо Эррет-Акбе, стоят у подножия вздыбленной кольцом волны. Морские воды переходят в земную твердь, на которой высится один из островов Земноморья — высокий холм или гора в центре острова, густые заросли лесов и прибрежный город. Слева — бушующее среди голых скал море, в котором виднеется противостоящая бурным волнам парусная лодка с одиноким человеком, а в вышине — кружащиеся в потоках ветра величественные и могущественные драконы. Самый большой красный дракон является цветовой доминантой изображения, а кольцеобразный изгиб его туловища повторяется в окружности волны вокруг Геда и Тенар. Обе части равноценны и уравновешивают друг друга: огромный яркий дракон среди серых волн и скал с одной стороны и детально проработанные изображения героев на фоне моря и острова, решённых в зелёно-голубой гамме, с другой. Всё это соответствует философской концепции цикла, в основе которой лежит понятие баланса противоположных стихий и сущностей (земли и воды, света и тьмы, и т. д.), а также объединяет в единое целое мир человека, созданный им на внутренних островах, и мир драконов, являющихся воплощением безграничной свободы и мудрости. В книге «Техану» описывается веер старого ткача Фана, на котором с одной стороны изображены драконы, с другой — люди, а если поднести веер к свету то можно было увидеть «обе стороны одновременно ... горные вершины стали крылаты, а драконы смотрели с рисунка человеческими глазами» [2, с.493]. На рисунке похожий эффект неразрывного единства двух частей изображения (мира драконов и мира людей) создаётся благодаря колориту и сложному рисунку повторяющихся и перекликающихся друг с другом округлых линий, в то время как ассиметричность композиции создаёт ощущение движения. Эта внутренняя динамика, совмещение в рисунке сюжетов из разных произведений цикла (совмещение различных временных пластов) и присутствие лейтмотивных образов книг о Земноморье (драконы, горы и рощи, мерцающие в небе звёзды, плывущая по волнам Зоркая) способствуют ощущению цикличности времени.  В предисловии к «Сказаниям Земноморья» Урсула Ле Гуин пишет от том, что люди «всегда стремятся душою к некоемому постоянству, к чему-то незыблемому, неизменному. Мы обожаем старинные предания именно благодаря их неизменности... Так что люди, в сущности, стремятся в царство фантазии именно в поисках стабильности, в поисках неизменнных древних истин, ясности и простоты.» [2, с.589] Чарлзу Вессу удаётся в своих работах воплотить образ мира, живущего в мифологическом измерении, создать впечатление постоянно и бесконечно разворачивающейся истории.

Художник строит рассматриваемую серию иллюстраций  в соответствии с философской проблематикой литературного первоисточника, что делает их стилистику отличной от других его произведений. Для фэнтези Урсулы Ле Гуин характерна ярко выраженная этическая проблематика, а волшебство и магия ставятся в зависимость от законов, управляющих миром. Мифологические черты вторичного мира обуславливают обращение художника при выборе средств выражения к стилям и направлениям, имеющим сходные философские основы.

В целом на формирование стиля Чарлза Весса огромное влияние  оказало творчество таких художников, как Артур Рэкхем, принадлежавший к школе викторианской волшебной живописи (Victorian Fairy painting) [3], для которой характерна опора на сказочную стилистику, Альфонс Муха и другие [4].  Для произведений же Урсулы Ле Гуин характерна предельная минимализация сказочной условности,  писательница  конструирует фэнтезийный мир, живущий по законам реального, пользующийся мифологическим мировоззрением. В цикле о Земноморье нет развитой системы фэнтезийных рас, а единственные фантастические существа, действующие в нём,  — это драконы. Фэнтези Урсулы Ле Гуин характеризуются наличием нескольких уровней прочтения и несут значительную философскую нагрузку. Следуя за спецификой литературного источника, Чарлз Весс при создании иллюстраций опирается не на традиции сказочной, волшебной живописи, а использует приёмы тех стилей и направлений, для которых характерна символичность и условность художественного языка. Живописный образ в этом случае представляет одновременно и конкретное изображение героя или события,  и некий обобщающий символ.

В цикле иллюстраций Чарлза Весса к книгам о Земноморье можно отметить использование художником принципов и приёмов таких стилей и направлений, как японская живопись, постимпрессионизм (особенно творчество П.Гогена) и модерн.

Обращение к японскому искусству обусловлено в первую очередь совпадением философской концепции цикла Урсулы Ле Гуин и древних представлений японцев о целостности мира, родстве и равноправии живой и неживой природы, существовании противоположных начал, противопоставленных и единых одновременно, лежащих в основе всего существующего и обеспечивающих сохранение и развитие жизни. Стремление соединить в образе единичное и всеобщее, конкретное и вневременное, выражается в использовании различных приёмов, в результате чего каждая композиция является одновременно динамичной и статичной, замкнутой и открытой. Чарлз Весс активно использует приёмы японской живописи при создании образов драконов, а также при изображении морской стихии.

Близкой художественному строю цикла о Земноморье оказывается и живопись модерна, стремящаяся к высокой символичности языка и  подражанию природным, растительным формам. 

Таким образом можно говорить о том, что Чарлз Весс, основываясь на философско-эстетической концепции произведения Урсулы Ле Гуин, создаёт в своих работах уникальный визуальный образ мира Земноморья.

В качестве характерных черт рассматриваемого цикла иллюстаций можно выделить следующие :

  • Высокая доля условности и символичности. Иллюстрируя то или иное событие, художник изображает конкретный эпизод, который легко можно узнать по некоторым характерным деталям. Но в то же время это не только то, что  произошло с конкретным человеком в определённый момент времени в прошлом, но также и некий символ. Событие приобретает характер вневременного явления, которое может совершаться не единожды. Высокая степень условности характерна в первую очередь для изображений людей:  герои не имеют характерных, запоминающихся черт лица, переходящих из рисунка в рисунок. Узнаваемыми персонажей делает композиция иллюстрации, легко читаемый эпизод, изображённый на ней, а не черты лица персонажа. Часто герои изображены со спины или в профиль, показаны на фоне могучей природы и представляют собой крошечные фигурки, схематические изображения, не имеющие каких бы то ни было индивидуальных отличий. Это является скорее указанием на того или иного персонажа, нежели его портретом.
  • Художник строит как правило асимметричные композиции, но в то же время они не создают ощущения динамики, напротив, время в них как бы замирает и фигуры персонажей, выполняющих какие-либо действия, и причудливо изогнутых в полёте драконов складываются в витиеватый орнамент. Условность, схематичность изображения людей, орнаментальность и декоративность постоянно напоминают о том, что перед зрителем не зарисовка с натуры, а иллюстрация к книге, говорят о подчинённости изображения тексту.
  • В то время как образы людей даны достаточно схематично и скорее указывают на персонажа, выхватывая некоторые сущностные черты, а не стремясь создать подробный реалистичный портрет, пейзаж прописывается художником необычайно скурпулёзно. Весс уделает огромное внимание изображению мира Земноморья, прорисовке различных мелких деталей, будь то растения в лесах Гонта или черепица на крышах домов. Эта тщательность создаёт полнокровный, наполненный подробностями и деталями мир Земноморья.
  • Ведущими образами, переходящими из рисунка в рисунок, являются драконы, воплощающие мудрость и свободу, и деревья. Изображение деревьев сочетает в себе реалистическую проработку деталей с декоративностью контуров и линий, в результате чего дерево представляет собой не просто объект растительного мира, мира природы, но всегда соотностится с образом мирового древа, центра мироздания, включающего в себя весь мир.

Таким образом, анализ иллюстраций, созданных Чарльзом Вессом для рассматриваемого издания, позволяет говорить о том, что в данном цикле работ художник, исходя из философско-эстетических принципов литературного первоисточника, создаёт уникальный визуальный образ Земноморья. Отходя от обычно используемой при иллюстрации фэнтези сказочной условности, образа романтизированного средневековья, Весс опирается на традиции таких стилей и направлений, как японская живопись, постимпрессионизм и модерн. В результате мир Земноморья в иллюстрациях Чарлза Весса приобретает не сказочное, а мифологическое измерение, что несомненно соответствует концепции, созданной Урсулой Ле Гуин, и расширяет границы визуального образа фэнтези.


Список литературы

1. Moher, A. Art of SFF: Charles Vess on working with Ursula Le Guin on The Books of Earthsea [Электронный ресурс]. URL:. https://www.tor.com/2018/11/09/art-of-sff-charles-vess-on-working-with-ursula-le-guin-on-the-books-of-earthsea/ (Дата обращения: 03.05.2020)
2. Ле Гуин У. Книги Земноморья: романы, повесть, рассказы, эссе / Урсула Ле Гуин; пер. с англ. И.Тогоевой. – СПб.:Азбука, 2020. – 1088 с.: ил. + вкл. (14с.)
3. Кирюхина Е. М. Эволюция викторианской сказочной живописи от Ричарда Дадда к Беатрикс Поттер// Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского— 2012.— № 3 (1).— С. 410—416.
4. Green man press. The art of Charles Vess: [Электронный ресурс]. URL: https://greenmanpress.com/about-charles-vess/ (Дата обращения: 02.05.2020)

Расскажите о нас своим друзьям: