Методика преподавания языка и литературы | Филологический аспект Методика преподавания языка и литературы №3 (3) Сентябрь 2019

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 30.09.2019

Теория и методика обучения иностранным языкам в дошкольных учреждениях

Балалайкина Анастасия Александровна
магистр педагогических наук, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского, РФ, Москва, balalyet@yandex.ru
Васильева Дарья Вадимовна
магистр педагогических наук, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского, РФ, Москва
Научный руководитель Кальней Валентина Алексеевна
Профессор, доктор педагогических наук, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского, РФ, Москва

Аннотация: Обучение иностранным языкам день ото дня приобретает все более популяризированный характер. Данное явление обосновывается тем фактом, что в современном мире увеличивается значение межкультурной коммуникации. Принимая во внимание данный факт, становится возможным говорить о том, что обучение иностранным языкам носит не только образовательный, но и практический характер. Также необходимо отметить, что чем раньше будет начат процесс обучения иностранным языкам, тем более эффективным он будет. В силу возрастных и психологических особенностей на этапе дошкольного образования процесс восприятия, запоминания и имитации иностранной речи происходит проще, нежели в более старшем возрасте.
Ключевые слова: иностранный язык, коммуникация, образовательный характер, обучение, дошкольное учреждение, психологические характеристики.

Theory and methodology of teaching foreign languages in preschool institutions

Balalaikina Anastasia Aleksandrovna
master of education, K. G. Razumovsky Moscow state University of technology and management, Russian Federation, Moscow
Vasilyeva Darya Vadimovna
master of education, K. G. Razumovsky Moscow state University of technology and management, Russian Federation, Moscow
Scientific advisor Kalney Valentina Alekseevna
Professor, doctor of pedagogical Sciences K. G. Razumovsky Moscow state University of technology and management, Russian Federation, Moscow

Abstract: Teaching foreign languages is going to be more and more popular day by day. This phenomenon is justified by the fact that the importance of intercultural communication is increasing in the modern world. Considering this fact, it is possible to note that teaching foreign languages is not only of educational, but also of practical nature. It should also be noted that the sooner the process of teaching foreign languages begins, the more effective it will be. Due to age and psychological characteristics at the stage of preschool education, the process of perception, memorization and imitation of foreign speech is simpler than at an older age.
Keywords: foreign language, communication, educational nature, teaching, preschool institutions, psychological characteristics.

Значимость обучения иностранным языкам возрастает с каждым днем. Это связано с международной интеграцией и внедрением английского в жизнь современного социума. На сегодня считается максимально продуктивным начинать изучение иностранного языка в максимально раннем возрасте, на том этапе, когда начинают усваивать иностранную речь не на знаково-буквенной основе, а на слухо-произносительном уровне. 

Изучением вопроса особенностей работы с детьми дошкольного возраста начали заниматься довольно давно. В первую очередь, это связано с потребностью поиска оптимальных путей и способов развития детей. В дошкольном возрасте происходит «закладка» основных представлений детей об устройстве мира, его идеалах и нормах поведения. Именно поэтому чрезвычайно важно, чтобы детей окружали профессионалы, которые обладают не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками, а также любовью к своей работе. Таким образом, разумно говорить о том, что педагог Детского Дошкольного Объединения (ДОО) должен постоянно совершенствовать собственные профессиональные навыки, иметь устойчивые профессиональные ориентации и т.д.

О значимости работы педагога говорил еще Д. К. Ушаков, который отмечал, что педагогом можно считать человека, который профессионально занимается воспитанием детей [6]. В то же время принято считать, что настоящий педагог должен ориентироваться на желания детей и их потребности, а также быть одновременно методистом, психологом и технологом [5].

Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен соответствовать ряду критериев и понимать, что методика его педагогической деятельности будет значительным образом отличаться от педагогической деятельности учителя, работающего в школе. Как правило, организация обучения в учреждениях дошкольного образования должна осуществляться на основе личностно-деятельного подхода [2]. Иными словами, организация учебного материала, использование тех или иных приемов, способов, упражнений и так далее, должны преломляться через «призму личности обучаемого» – его потребности, мотивы, способности, активность, интеллект и другие индивидуально-психологические особенности. Личностно-деятельностный подход также предполагает, что в процессе преподавания иностранного языка педагог максимально учитывает национальные, половозрастные, индивидуально-психологические (темперамент), статусные (положение в группе) особенности ребенка. К числу таких упражнений можно отнести задания, представленные в игровой форме. При этом игры должен подбираться с таким учетом, чтобы не обидеть кого-либо из детей. Помимо игр актуально включать в занятия прослушивание различных аудиозаписей и видеозаписей с предварительным ознакомлением с содержанием. Дополнительным вариантом работы с дошкольниками является применение различных кукол, в том числе пальчиков. При условии тактильного контакта, у ребенка возникают устойчивые ассоциации, которые позволяют лучше усвоить материал. В силу возрастных и психологических особенностей развития дети дошкольного возраста быстро утомляются. Им необходимо время на передышку. Поэтому педагогам целесообразно применять упражнения с элементами изобразительного искусства, лепки, аппликации и т.д. После того, как лексический материал был представлен, можно сделать небольшую паузу на творческую работу, которая имеет отношение к тематике урока.

Вопрос необходимости и актуальности преподавания иностранного языка в дошкольном возрасте всегда стоял довольно остро. Неоспоримым его преимуществом является благотворное влияние на психическое развитие ребенка, развитие памяти, устойчивого внимания, умения анализировать, воспринимать постороннюю речь на слух и т.д. 

Отдельные исследователи, например, Л.С. Выготский и С.Н. Рубинштейн высказывались относительно того факта, что процесс обучения иностранному языку необходимо начинать не ранее, чем на ступени младшего школьного обучения, т.е. в возрасте 6-8 лет [1]. Данные исследователи полагали, что обучение иностранному языку не имеет практического смысла до тех пор, пока родная речь не усвоена в полной мере. Более того, они высказывали точку зрения, согласно которой, для продуктивного обучения ребенок должен подходить к процессу знакомства с иностранным языком сознательно. У таких детей хорошо развито конкретно-образное мышление, которое реализуется в форме ассоциативных действий над представлениями об объектах.

Другие исследователи, напротив, выступали за то, что обучение иностранному языку необходимо начинать как можно раньше. Речь идет о возрасте 3-6 лет, пока речь ребенка на сформировалась в полной мере, и может легко изменяться. Одним из неоспоримых преимуществ обучения иностранному языку в данном возрасте является расширение кругозора детей, знакомство с новыми реалиями и т.д.

Также при планировании и организации процесса обучения иностранному языку в дошкольном учреждении, педагогу необходимо определиться с таким аспектом, как наполняемость групп, с которыми будут проводиться занятия. Такие уроки могут быть как индивидуальными, так и групповыми. При этом, для детей дошкольного возраста более продуктивными оказываются занятия, организованные в группах. Отдельные исследователи считают, что работа будет более продуктивной в мини-группах, в то время, как другие полагают, что работать необходимо в группах по 25-30 человек [3]. Такой численный эквивалент связывают с непосредственной привычкой дошкольников находиться в одном коллективе. Однако, И.Л. Шолпо отмечает, что в случае, если речь идет о создании группы дошкольников, которые не общались ранее в едином коллективе, то наилучшим способом решения количества обучающихся будут группы по 5- 10 детей [4].

Специфика организации учебной деятельности заключается в том, что в дошкольном возрасте дети не способны осуществлять непосредственную коммуникацию друг с другом. Таким образом, ключевым звеном организации коммуникации является педагог, поскольку он создает речевой процесс с применением лексических родного языка и лексических единиц изучаемого языка. Для того, чтобы процесс запоминания был более продуктивным, педагог может внедрять в уроки различные считалочки, рифмовки, сказки – все, что дошкольники могут понять и воспроизвести.

Формы организации педагогической деятельности в дошкольном учреждении в процессе обучения иностранному языку могут быть представлены в виде игровой деятельности, которая предполагает наличие нескольких компонентов:

- ситуативные игры;

- соревновательные игры;

- ритмико-музыкальные игры;

- художественные игры и т.д.

Выбор конкретной формы игры зависит от ряда факторов, к числу которых можно отнести возраст детей, тематику занятия, преследуемые цели, способности обучающихся и т.д.

Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что обучение иностранным языкам в дошкольном учреждении имеет свои преимущества, которые благоприятно влияют не только на образовательную сторону, проявляющуюся в процессе получения детьми новых знаний, но и в общем положительном эффекте, оказываемом на психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Выбор конкретной методики, которую педагог выберет для работы, зависит от ряда факторов и является сугубо индивидуальным для каждой конкретной группы дошкольников.


Список литературы

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена// Вопросы психологии. - 1966- №6.- С. 62-76.
2. Родина Н.М., Протасова Е.Ю. Методика обучения иностранному языку: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2010.
3. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду. – Киев, 1984.
4. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности ''Преподаватель иностранного языка в детском саду''. – СПб., 1999.
5. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) — Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000. Электронный ресурс: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/922834
6. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940. Электронный ресурс: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/922834

Расскажите о нас своим друзьям: