Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №12 (116) Декабрь 2024
УДК 821.112.2.01
Дата публикации 30.12.2024
Тема музыки в романе К. Шрайбер «Соло для Клары»
Мельникова Любовь Александровна
канд. филол. наук, доцент кафедры филологических дисциплин, Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», РФ, г. Балашов, lmelnikova5@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена осмыслению особенностей раскрытия темы музыки в романе К. Шрайбер «Соло для Клары». Посредством использования метода целостного анализа текста установлено, что музыка является ключевым фактором формирования личности главной героини Клары ван Берген. Занятия музыкой способствуют духовному и профессиональному становлению Клары. Наличие у нее исключительных качеств и стремления самостоятельно формировать обстоятельства своей жизни свидетельствуют о ее принадлежности к романтическому типу личности.
Ключевые слова: К. Шрайбер, роман, Клара, музыка, мотив.
Candidate of Philology, PhD, Department of Philological Disciplines Balashov Institute of the Saratov State University, Russian Federation, Balashov
Abstract: The article is devoted to understanding the features of the disclosure of the theme of music in the novel by K. Schreiber "Solo for Clara". By using the method of holistic text analysis, it was established that music is a key factor in the formation of the personality of the main character Clara van Bergen. Music lessons contribute to the spiritual and professional development of Clara. The presence of her exceptional qualities and the desire to independently shape the circumstances of her life indicate her belonging to the romantic personality type.
Keywords: K. Schreiber, novel, Clara, music, motive.
Мельникова Л.А. Тема музыки в романе К. Шрайбер «Соло для Клары» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 12 (116). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/tema-muzyki-v-romane-k-shrajber-solo-dlya-klary.html (Дата обращения: 30.12.2024)
Роль и значение музыкальной темы в произведениях немецких писателей уже неоднократно становились объектом исследования в отечественном литературоведении [1], [2], [3],[4].
Присутствует эта тема и в творчестве К. Шрайбер. Клаудия Шрайбер (род. 1958) – немецкая писательница и журналистка, лауреат литературной премии Евро региона Маас-Рейн. Обучалась в Геттингенском и Майнцском университетах, работала ведущей на радио Sudwestfunk, в телекомпании Sweetest Deutsch es Fernsehen, некоторое время жила в Москве и Брюсселе, затем вернулась в Германию. Ее тексты неоднократно ставили в театре и экранизировали в кино. На сегодняшний день одной из самых известных работ писательницы является роман «Эммас Глюк» (2003), переведенный на 9 языков. В 2006 году он был экранизирован режиссёром Свеном Таддикеном, главные роли в этой киноленте исполнили Иордан Трибель и Юрген Фогель.
Рассмотрим в настоящей статье особенности раскрытия музыкальной темы в романе «Соло для Клары» (“Solo für Clara”). Проблеме музыки в этом произведении отведено одно из ключевых мест, так как главная героиня Клара ван Берген готовится стать пианисткой. Занятия музыкой составляют ядро ее жизни. Некоторые из исполняемых ею произведений девочка сопровождает краткой информационной справкой. Например, о прелюдии Шопена она сообщает читателю следующее: «Это тихая, романтическая, вещь, она дурачится, как дождик, поэтому ее так и называют «Капли дождя». Шопен написал ее на Майорке. Он приехал туда с подорванным здоровьем: подхватил воспаление легких; Шопен вообще все время болел. И вот он лежал в технике и ждал свою подругу Жорж Санд, которая куда-то уехала за покупками, что ли не знаю. Он очень хотел, чтобы она поскорее вернулась! Поэтому в прелюдии звучит тоска ожидания. Секунды падают одна за другой словно капли дождя. Мгновения жизни Шопена уходят, как вода в песок. Он, наверное, догадывался, что скоро умрет, и я хотела сыграть так, чтобы музыка рвала душу» [5, с.11-12].
Общее описание тональности произведения сменяется обоснованием причин его создания, подкреплёнными фактами биографии Шопена. Завершается характеристика произведения описанием специфики восприятия и исполнения Кларой данного произведения.
Начиная с 7 лет, Клара училась играть сначала на фортепиано, затем на пианино. В формировании Клары как пианистки большую роль играют ее учителя, один из них – профессор Айзенштайн, преподающий музыку не один десяток лет. 12-летняя Клара дает ему емкую характеристику: «Музыканты и их учителя редко уходят на пенсию, так же, как писатели и художники – только ногами вперед. Другие люди в его возрасте давно живут на покое, ездят в селе удовольствие в круизы или веселятся на танцах, «для тех, кому за», - а профессор Айзенштайн вкалывает с утра до ночи, потому что только ради этого и живет: ради фортепиано и учеников [5, с.11].
Поворотным событием в процессе ее профессионального становления является встреча с фрау Кузнецовой, преподающей музыку в России и считающейся одним из самых авторитетных специалистов во всем мире. После прослушивания игры Клары та делает вывод: «В общем и целом, одаренность налицо, с нервами тоже все в порядке. Пора заводить рояль» [5, с. 63]. Этот вердикт укрепляет у девочки веру в себя и становится отдельным предметом ее размышлений: «Меня охватила гордость. Одаренность – это звучит красиво: дарование, дар, то ли данный богом, то ли унаследованный от кого-то из предков» [5, с. 63]. С этого момента в раскрытии образа Клары значительную роль начинает играть мотив одаренности. При этом К. Шрайбер размышляет над тем, как соотносятся одаренность и трудолюбие в процессе профессионального становления героини. Читатель узнает подробности о связях представителей других поколений семьи девочки с музыкой, например, о том, что ее дедушка играл на органе в соборе. Мама ребенка предполагает, что музыкальный талант Клара унаследовала именно от него. Однако в процессе дальнейшего повествования писательница показывает, что для достижения значительных результатов одной одаренности недостаточно, нужен упорный и систематический труд, хотя предрасположенность Клары к занятиям музыкой постоянно подчеркивается в романе. Девочку утомляет изучение нот, она стремится узнать произведение «на практике»: «Мне не нравилось разбирать ноты и шаг за шагом осваивать новое произведение – скорее бы почувствовать его на пальцах, скорее бы начать играть!» [5, с. 130]. Клара осваивает произведение после его однократного прослушивания в исполнении учительницы фрау Бетте: «Стоило ей один раз сыграть, и мне все становилось понятно. Музыка перетекала ко мне в пальцы. Когда я понимала, как вещь звучит, в каком порядке выстроены фрагменты, мне ничего не стоило ее воспроизвести. Для меня это было самое естественное дело, меня раздражало, если не получалось уловить мелодию со слуха» [5, с. 131]. Одаренность подкрепляется упорными многочасовыми занятиями. Уровень напряжения, испытываемого при этом Кларой, выразительно подчеркивает ее реакция на занятое ею второе место в конкурсе в Гёттингене. Переживая разочарование и обиду, она собирается бросить музыку из-за этого поражения, полагая, что ее учитель Айзенштайн отдает предпочтение подготовке другой: «Я бросаю музыку – с ума сойти! Кончится каждодневная пахота, беготня по урокам и мастер-классам. Больше не придется переживать из-за концертов, второе место – пф. Все, хватит с меня. Я бросаю музыку!» [5, с. 20]. Однако поразмыслив, она принимает более обдуманное и взвешенное решение, которое становится поворотным как для ее становления в качестве пианистки, так и для формирования ее характера: «Я живу в музыке, в инструменте. И поэтому никогда и ни за что фортепиано не брошу. Это не просто черный лакированный ящик посреди гостиной – это моя жизнь <…> Если я и брошу музыку, то лишь тогда, когда сама расхочу играть. Или просто не смогу – например, откажут пальцы или суставы не выдержат. Но из-за чужих людей, которые чинят мне препятствия, из-за Айзенштайна и Беатрисы я не сдамся!» [5, с. 25]. Данная цитата наглядно иллюстрирует, как Клара уже в 8-летнем возрасте учится одному из главных качеств – преодолению себя.
Мотив преодоления себя возникает в книге неоднократно, одним из самых выразительных эпизодов в этом отношении является описание дебюта 15-летней Клары в Нью-Йорке, во время которого она играет одной левой рукой «Ноктюрн ре бемоль мажор» А. Н. Скрябина. Мотивируя свой выбор, она дает краткую характеристику этой композиции: «Это произведение не то чтобы поражает воображение, зато исполнено чувства. Навскидку и не поймешь, что оно исполняется лишь одной рукой» [5, с. 408]. Именно в Нью-Йорке Клара вживую знакомится с известной пианисткой Матильдой Вайнинг, которая, видя ее травму, предлагает ей сыграть вместе за одним роялем этюд Шопена, опус 10, № 3 с условием, что Матильда будет играть только правой рукой, а Клара – только левой. Слова Матильды, обращенные к Кларе перед этим совместным выступлением, подтверждают значимость полного “погружения” пианиста в исполняемое им произведение: «Теперь, после тяжелой травмы, ты поймешь «Грусть», как называют этот этюд, лучше, чем многие другие пианисты. Покажи же мне, как звучит печаль!» [5, с. 412]. Реакция Клары на это событие демонстрирует переживаемый ею душевный подъем: «Мы обе обратились в слух – и все у нас получалось! Мы играли вместе, как будто у нас одно тело, - с ума сойти! Гости наградили нас аплодисментами, мы поклонились, держа за руки» [5, с. 412]. Поддержка, оказанная Матильдой, не только взбодрила Клару, но и мотивировала ее на новые свершения. Осознание ею понимания внутренней сущности музыки становится важным показателем духовной эволюции главной героини.
Знакомство с данным романом позволит представителям подрастающего поколения существенно расширить свой музыкальный кругозор. В конце приводится репертуар Клары, состоящий из 21 произведения, авторами которых являются Фредерик Шопен, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист и другие композиторы. Для удобства читателей на полях книги размещены qr-коды с названиями упоминаемых в тексте произведений.
Кульминационной точкой и внутренней, и внешней борьбы Клары является исполнение ею вопреки запретам Айзенштайна «Кампанеллы» Ференца Листа: «Невозможно передать чувства, которые испытываешь, исполняя такую сложную вещь, как «Кампанелла»! Это фантастическая музыка, огромная радость, чистое наслаждение, доступное и понятное каждому. Музыку не надо переводить – только слушать и чувствовать. Ах, как ликует правая рука, стремительно пробегая по клавишам, – а задача перед ней недюжинная! Сколько всего плохого было за эти годы, но этот колокольчик, этот перезвон звучит так, будто льется из поднебесья» [5, с. 464]. Здесь возникает оппозиция «земное» – «небесное», что можно рассматривать в качестве косвенной отсылки к идеалам романтизма.
Занятие музыкой способствуют не только профессиональному самоопределению Клары ван Берген, но и формированию ее личности и характера. Занятия музыкой способствуют выработке у нее таких качеств, как трудолюбие, упорство, целеустремленность, сила воли, настойчивость вера в себя.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Клара ван Берген являет собой тип романтической героини. Это доказывается, с одной стороны, наличием у нее исключительных качеств (одаренность, любовь к музыке), с другой – ее стремлением не подчиняться внешним обстоятельством, а самостоятельно формировать сценарий своей жизни.
Список литературы
1. Виншель А.В. Экфрасис в художественной прозе Э.Т.А Гофмана // Филологическая регионалистика. 2013. № 2(10). С. 69-72.
2. Куликов Ю.А. Тема музыки в романе Германа Казака «Город за рекой» в контексте наследия немецких романтиков [Электронный ресурс] // Язык. Культура. Коммуникация. 2016. № 2. URL: https://journals.susu.ru/lcc/article/view/419/571 (дата обращения: 25.12.2024 )
3. Эвардс Ш. Музыка и ее значение в литературе (на примере рассказа Томаса Манна «Тристан») // Opera musicological. 2014. № 1(19). С. 43-52
4. Элькан О.Б. Роман Г. Гессе «Игра в бисер» как музыкально-литературный ребус // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № 28. С. 68-82.
Список источников
5. Шрайбер К. Соло для Клары. М.: КомпасГид, 2022. 471 с.