Теория литературы. Текстология | Филологический аспект №02 (70) Февраль 2021

УДК 808.1, 794.08

Дата публикации 15.02.2021

Текстовая ролевая игра: самоидентификация автора и жанровый вопрос

Дементьев Леонид Игоревич
студент Школы искусств и гуманитарных наук кафедры теологии и религиоведения, ФГАОУ ВО «ДВФУ», студент Института права кафедры уголовного права и процесса, ФГБОУ ВО «ТГУ», г. Владивосток sarveld@mail.ru

Аннотация: Текстовые ролевые игры представляют собой одну из разновидностей ролевых игр в медиапространстве. Несмотря на то, что они служат способом развлечения, такие игры непосредственно связаны с литературным творчеством и вовлечением игроков в написание качественных художественных текстов. Отличаясь доступностью для широкого круга, они помогают решить проблемы, с которыми часто сталкиваются начинающие и непризнанные писатели. Автор данной научной статьи предпринимает попытку исследовать перспективы текстовых ролевых игр, как поджанра малой прозы.
Ключевые слова: текстовые ролевые игры, писательское мастерство, фан-творчество, проза, литература.

Text role-playing game: author's self-identification and genre issue

Dementyev Leonid Igorevich
student at the School of Arts and Humanities Department of Theology and Religious Studies, Far Eastern Federal University, student of the Department of Criminal Law and Procedure, Togliatti State University, Vladivostok

Abstract: Online text-based role-playing games are one of the types of role-playing games in the media space. Although they serve as a way of entertainment, these games are directly related to literary creation and the involvement of players in writing quality fiction. Being accessible to a wide range of people, they help solve the problems often faced by aspiring and unrecognized writers. The author of this scientific article makes an attempt to explore the perspectives of text role-playing games as a subgenre of short prose.
Keywords: online text-based role-playing games, writing skills, fan art, prose, literature

Правильная ссылка на статью
Дементьев Л.И. Текстовая ролевая игра: самоидентификация автора и жанровый вопрос // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 02 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/tekstovaya-rolevaya-igra-samoidentifikatsiya-avtora-i-zhanrovyj-vopros.html (Дата обращения: 15.02.2021)

Начинающие писатели XXI века всё чаще сталкиваются с проблемой самопрезентации в тщетных попытках заявить о себе более широкому кругу людей. По выражению Фетисовой Т. А. и Ю. Щербининой, их «боязнь быть забытыми» тесно связана со страхом утратить процесс коммуникации с обществом, что порождает такое явление, как графомания [4, с. 191]. Графомания возникает не только из-за слабого навыка, но и по причине необходимости морально выживать, приспосабливаться к модным тенденциям, дабы оставаться в фокусе читательского внимания. Из-за этого не признанные, но более-менее одарённые авторы вынуждены следовать общему мэйнстриму, если хотят ответной реакции. Их произведения неизбежно теряются или не находят отклика в издательствах и на творческих площадках, поэтому некоторые начинающие уходят из мира литературы, а количество графоманов увеличивается. На наш взгляд, этого «творческого самоубийства» можно избежать, если соединить, с одной стороны, нечто относительно популярное и современное, например, текстовые ролевые игры, с высоким запросом на литературный навык. Ведь если у начинающего писателя имеется стойкое желание проявить себя — а это неизбежно для каждого, кто пишет — реализовать такое желание легче всего там, где у тебя гарантированно появятся читатели. Площадки TRPG дают такую возможность.

Текстовая ролевая игра (англ. «text role-playing game», сокр. TRPG) — это вид языковой игры, заключающийся в написании серии «постов»-повествований, объединённых общим сюжетом или экспозицией. Человек, предпочитающий играть в такого рода игры, именуется «текстовым ролевиком» или просто «ролевиком». Иванова Ю. М. так описывает процесс игры: «игроки совместными усилиями создают квазихудожественное повествование об определенном вымышленном событии (цепи событий)» [3, с. 94]. Существуют несколько типов текстовой ролевой игры, из которых особенно стоит выделить текстовые игры в социальных сетях, текстовые игры в MMORPG (сюда относятся Play-by-post, MUD) и текстовые игры на специально оборудованных для этого веб-форумах (FRPG).

Для достижения целей настоящей статьи мы будем ориентироваться на первый и третий тип ролевых игр. Многие игры создаются на базе известного фэндома, что роднит полученные в ходе них тексты с фикрайтингом. Фикрайтинг — это жанр литературного творчества, в котором автор использует уже кем-то созданный выдуманный мир, населяя его своими персонажами или интерпретируя оригинальный замысел по-своему. В этом плане текстовый ролевик весьма напоминает фикрайтера, поскольку тоже (но не всегда, есть ролевые площадки, созданные «с нуля») пользуется материалом чужого авторства. Как правило, ролевик начинает игру с того, что выбирает или создаёт своего персонажа. Создание такого персонажа подчиняется анкетным правилам, установленным администрацией. Чем лучше ролевая площадка — тем понятнее и требовательнее будут правила игры. Человек фактически отыгрывает роль персонажа, отсюда и ролевой характер его действия. Текст отыгрыша, взятый в конкретном промежутке времени (в основном в рамках текстового сообщения), называется «пост». Вот пример ролевого поста из ролевой «Империя Тамриэль» по вселенной The Elder Scrolls (социальная сеть Mail.ru):

Пронёсшийся над левой рукой женщины клинок, пронзил её грудь с такой силой, что у Маргариты, словно от удара чем-то сильным, перехватило дыхание. В момент её пошатнувшееся от удара тело охватил жар, вызванный болевым шоком, а голова закружилась, отдаваясь подкатившим к горлу приступом тошноты... Чёрные дрожащие ресницы опустились, тенью отображаясь на щеках, окрасившихся от жара румянцем, а губы приоткрылись в попытке сделать вдох…

Медленно, словно в беспамятстве, Маргарита наклонила голову, увидев меч, торчащий из правой части собственной груди. Алое пятно крови медленно расползалось от него по белой ткани её блузы, холодом касающейся горячей кожи… и женщина поняла, что это конец. Конец её жизни… её службы… её бренного существования в мире, преисполненном зла, коварства, лжи и предательства… в мире, где жажда власти сильнее любви, на которую так уповала джилл. Но она всё же боялась смерти. Боялась самой неизвестности, ожидающей её за гранью жизни. И этот страх читался в зелёных, казалось, ничего не видящих глазах, поднявшихся к некогда радующему взор лицу, теперь искажённому кривой усмешкой. Не его Маргарита хотела видеть последним в своей жизни, и не эту мрачную пещеру, светящуюся у свода, словно врата, готовые принять в свои чертоги новую душу. Её душу… пока ещё теплящуюся в собственном, но уже слабеющем теле.

Словно сквозь туман Маргарита видела шевеление губ юноши, только ни слова не могла разобрать… Все звуки растворились в гуле какого-то далёкого, но навязчивого шума, заполнившего её голову, как после большого взрыва. Более не пытаясь оттолкнуть Данталиона и, наоборот, ухватившись онемевшими пальцами за ткань его плаща, женщина медленно поползла вниз, не в силах устоять на ставших ватными ногах. Только удерживающая её рука не позволяла упасть, словно её обладатель наслаждался своим успехом, желая самолично видеть, как жизнь покидает и эту, отвергнутую им, тень прошлого.

— Т-ты до-добился… ч-чего хотел, — с огромным трудом проговорила женщина, выдавливая из себя каждое слово, — н-нас больше… нет

Текстуальный характер ролевой игры позволяет говорить о том, что в ней возможно автору реализовать себя со всеми традиционными авторскими запросами, включая читательскую аудиторию. Но можно ли говорить о постах, как об одной из разновидностей рассказа? Ведь от этого определения прямо зависит, возможно ли считать ролевика писателем.

Прежде необходимо разобраться в определении термина «рассказ». Под рассказом мы имеем ввиду литературное произведение прозаического жанра и небольшого размера, которое имеет особую тональность повествования [3, с. 443]. Тональность рассказа — это и внимание к деталям, и сосредоточение на случае, и наличие смыслового центра, вокруг которого вращаются все остальные мотивы. Рассказ повествует о событии, его сюжет достаточно краток, но вплетает в себя все существенные элементы: экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Этим, например, рассказ отличается от миниатюры, где автор делает зарисовку события, избавившись от сюжетности.

Соответствует ли ролевой пост этим критериям? Сам по себе — нет. Каждый отдельный пост есть сюжетная зарисовка или псевдо-миниатюра, в котором персонаж совершает определённое действие или проявляет свою субъективность. Но постов несколько, и взятые вместе, они выстраиваются в сюжетную линию, где имеются начало и конец, где чётко ясна экспозиция, завязка, кульминация и развязка повествования. Каждый пост обращает внимание на детали — в особенности это свойственно «спаррингам». Событием ролевой игры всегда служит повод для квеста, а сюжет формируется мастером игры или самими участниками. Не допускается перекладывать текст в стихотворную форму или расширять его до пределов книги. Фактически мы имеем двух и более соавторов — как и в классических представлениях о писательском ремесле — которые пишут единый, цельный рассказ, от лица разных персонажей, выделяя для себя какие-то отдельные позиции, разница лишь в том, что эти позиции не планируются, а создаются. Качество получаемого материала, как и в обычной прозе, зависит от их навыка и воображения, но мы сейчас не ведём речь о сильно неграмотных постах и прочей подобной графомании. Во время игры могут встречаться «вставки-действия» — совсем крохотные по объёму сообщения, но основной массив текста отводится на полноценный отыгрыш, такой отыгрыш невозможен без вовлечения всех типичных «писательских» качеств.

Характер обмена сообщениями делает этот жанр близким и к письму с элементами повествования. Игроки не заранее договариваются о том, какую часть произведения возьмут на себя, а ориентируются на последний «сданный» пост. То, каким будет следующий пост, остаётся загадкой до момента его написания и отправки.

Исходя из всего вышеописанного, мы считаем, что серия постов по своей природе не «квазихудожественное», а вполне себе художественное повествование. Художественный момент присутствует в ролевой игре в своём привычном значении. Хорошо сыгранные сцены и высокий талант участников игры приводят к появлению результата, способного поспорить с серьёзными произведениями, написанными в соавторстве.

Однако ценность текстовой игры не только в том, что она, по сути, поддерживает интерес к малым жанрам, свивая из них нечто новое. Её ценность заключается в постоянной коммуникации между игроками, что делает их читателями друг друга. В игре, где читатель и писатель объединены единой историей, всегда есть место самореализации. Писатель получает ответную реакцию, так ему необходимую, в наилучшей форме — в форме соучастия читателя в событии. Читатель, в таком случае, и сам выступает, как писатель. Естественно, бывают случаи, когда один игрок куда менее ориентирован в своих поста на красоту стиля, чем другой. Но в остальном ничего не меняется: тот, кто хорошо рассказывает о персонаже и его чувствах, получает ответное внимание, и в этот раз — гарантированно. Вместе они создают собственный Вторичный Мир — явление, где, по слову Дж. Р. Р. Толкина, «рождаются новые формы», человек превращается в творца отдельной реальности [2, с. 152], но создаёт не столько вымышленную мифическую вселенную, сколько себя в этой вселенной. Амурская О. Ю, рассуждая о виртуальной личности, правильно замечает: «Большинство зарубежных ученых рассматривают чат как […] смесь реального и фиктивного, лабораторию для экспериментов и конструирования своего “я”» [1, с. 54]. Это справедливо для любого рода площадок, в том числе форумных и социально-сетевых. Персонаж не просто создаётся писателем спонтанно и абстрактно, а некоторым образом раскрывает его «Я». Общение между двумя ролевиками в таком литературно-творческом формате для начинающих писателей и полезно, и актуально. Кто знает, быть может, текстовые ролевые игры рано или поздно потеснят традиционные представления о писателе?

Подводя итоги данной научной статьи, мы вправе сделать вывод, что текстовая ролевая игра — это перспективный способ реализации себя, как писателя в области малых литературных жанров. Ролевик, имеющий литературный талант, как минимум не уступает фикрайтеру, а как максимум имеет право называться писателем в классическом смысле, если такое право вообще разумно выводить исходя из того, в каком жанре он пишет. Всякий писатель имеет аудиторию. Аудитория цементирует его статус. Для ролевика такой аудиторией выступают соигроки. Цель его творчества — не сориентироваться на запросы обезличенной народной массы, чтобы заработать денег, превращая писательство в бизнес, а максимально углубиться в межличностные отношения, в которых — и только в них — возможен благоприятный досуг. Вслед за Якуниной М. Л. мы убеждены, что в виртуальной среде возникают новые жанры текстов, «усложняющие чёткое определение границ художественности» [6, с. 96], и с развитием полемики вокруг этого жанрового разнообразия эти границы станут ещё шире.


Список литературы

1. Амурская О.Ю. Аспекты исследования виртуальной личности в зарубежной лингвистике // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. №4. — С. 49-56

2. Дж. Р. Р. Толкин. Чудовища и критики. «О волшебных сказках». // пер. С. Лихачевой — М.: АСТ, 2018 г. — С. 151-221

3. Локс К. Рассказ // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. — С. 443-445.

4. Иванова Ю. М. Стратегии взаимодействия в текстовой ролевой игре // Вестник ЧелГУ. 2009. №30. — С. 94-101.

5. Фетисова Т.А. Ю. Щербинина. Бес писательства. Об эволюции графомании // Вестник культурологии. 2014. №3 (70). — С. 190-192

6. Якунина М. Л. Стиль интернет-коммуникации: преодоление внутренних конфликтных тенденций как путь создания эффективного интернет-общения // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2015. №11. — С. 94-98

Расскажите о нас своим друзьям: