Русская литература | Филологический аспект №05 (85) Май 2022

УДК 82.0

Дата публикации 05.05.2022

«Текст» Дмитрия Глуховского как модель апофеоза социального и личностного

Пермякова Наталья Павловна
студентка факультета филологии и межкультурных коммуникаций, Башкирский государственный университет, Бирский филиал, РФ, Республика Башкортостан, г. Бирск, permiakova.tata@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу романа «Текст» Дмитрия Глуховского. Данное произведение рассматривается с точки зрения реализации в нем социального и личностного начала. Очевидная параллель текста современной русской прозы с «Преступлением и наказанием» Ф.М. Достоевского наводит на мысль о преемственности художественных тем. Проза Дмитрия Глуховского современна, уникальна, актуальна для читателя, реципиента. Писательский талант автора отображается в нетривиальности понимания указанной темы, художественном разрешении проблем сегодняшнего дня. Новизна исследования в том, что позиции социального порядка и вариации общественных противоречий представлены в едином контрапунктивном звене. Данный материал может быть использован при изучении истории новейшей русской литературы, дисциплин филологической и общегуманитарной направленности.
Ключевые слова: Дмитрий Глуховский, Текст, жанр, автор, личность, социум, дискурс.

«Text» by Dmitry Glukhovsky as a model of the apotheosis of social and personal

Permyakova Natalia Pavlovna
Student the Faculty of philology and intercultural communications, Bashkir State University, Branch in Birsk, Russian Federation, Bashkortostan, Birsk

Abstract: The article is devoted to the analysis of the novel «Text» by Dmitry Glukhovsky. This work is considered from the point of view of the realization of the social and personal principle in it. The obvious parallel of the text of modern Russian prose with the «Crime and Punishment» by F.M. Dostoevsky suggests the continuity of artistic themes. Dmitry Glukhovsky's prose is modern, unique, relevant to the reader, the recipient. The author's writing talent is reflected in the non-trivial understanding of this topic, the artistic solution of the problems of today. The novelty of the research is that the positions of the social order and variations of social contradictions are presented in a single contrapuntal link. This material can be used in the study of the history of the latest Russian literature, philological and general humanitarian disciplines.
Keywords: Dmitry Glukhovsky, «Text», genre, author, personality, society, discourse.

Правильная ссылка на статью
Пермякова Н.П. «Текст» Дмитрия Глуховского как модель апофеоза социального и личностного // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (85). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/tekst-dmitriya-glukhovskogo-kak-model-apofeoza-sotsialnogo-i-lichnostnogo.html (Дата обращения: 05.05.2022 г.)

Литература, также как и история, постоянно развивается и изменяется, становится качественно новой. Современная литература уже на сегодняшний день удивляет своим богатством, уникальностью и разнообразием. Авторы экспериментируют с жанрами [9], временем и пространством, темами, классическими мотивами. На наш взгляд, интересную мысль привела в своей работе М. Черняк относительно общей оценки художественного творчества: «Литература всегда живет своей эпохой. Она ею дышит, она, как эхо, ее воспроизводит. О нашем времени и о нас будут судить и по нашей литературе тоже» [3, стр. 28]. Стоит согласиться с данным утверждением, ибо каждый этап социальных потрясений получает свое отображение в формате эстетического – отчасти это проявляется и в музыке, и в изобразительном искусстве, и, безусловно, в литературе.

Фактор социальных колебаний получает свою фиксацию в поэзии и прозе современности. По-разному это претворяется у прозаиков типа Юрия Полякова, Владимира Сорокина, Татьяны Толстой, Виктора Пелевина, Дины Рубиной, Наринэ Абгарян, в поэзии же знаковыми именами, говорящими об этом, являются фигуры Дмитрия Степанова, Веры Полозковой, Ирины (Ах) Астаховой, Соло Моновой. На наш взгляд, злободневно, остро и по-новому изобразил апофеоз социального и личностного порядка Дмитрий Глуховский в своем романе «Текст» (2017) [1]. Таким образом, данная статья касается дешифровки вариативных параллелей произведения Д. Глуховского с русской классикой XIX века в рамках мотивно-тематической сетки.

Дмитрия Глуховского соотносят с плеядой уже признанных талантов современной России, и это по праву закономерно. Творчество писателя стало особым явлением в новейшей русской прозе. Отметим, что Д. Глуховский оригинален в выборе форм / жанров, оценочен в вариациях языка, универсален в номинации значимых для художественного творчества тем и проблем. Мир, выстраиваемый Глуховским, является моделью современного порядка – здесь все, чем наполнена наша жизнь. В сюжетике [4] воплощены крайности – от жуткой, мерзкой нравственной пустоты людей до предела чистого, правильного выбора и действия, высокой нравственности и ответственности.

Отметим, что тексты Дмитрия Глуховского читают с большим интересом, их изучают, анализируют, часть из них уже экранизирована [13]. Таким образом, можно говорить об успехе писателя, о его умении воздействовать на слушателя, зрителя, читателя. Видимо, прозаический конструкт автора балансирует на грани актуального факта / явления и случай / событий столь значимого для нового бытия.

Литературный формат писателя колеблется, пределы экспериментов раскрыты до бессознательного, версия игры реализуется в случайном, трагическом [7], инвариантном. Первое произведение Дмитрия Глуховского – постапокалиптический [8] роман «Метро 2033» – обрело статус культового. Открытый финал, сюжетная мозаика, пророческие импульсы – вот, пожалуй, то, что притягивает к этому произведению, либо проекту. Глуховский провокационен, остро социален, точен в оценке и рецепции. Появление в 2017 году романа «Текст» стало неожиданным для читателей, а также исследователей его творчества. Роман «Текст» оказался реалистическим, имеющим явные отсылки к литературной классике XIX – XX века.

Спектр тем и проблем «Текста» максимально актуален, практически все имеет примету своевременности, злободневности, особой значимости. Думается, что именно роман «Текст» Д. Глуховского есть отображение / скан буквальной истории [6], состояния изменений человека, проекция «здесь и сейчас происходящего». Автор непредвзято, не вымышлено, не играя, строит прозаический нарратив, формирует поле смысловых [5] оттенков, коннотативных изводов, поворотов значимого. За достаточно нетривиальным сюжетом, который общепонятен, открывается горизонт онтологического. Главный герой «Текста» проживает по ходу повествования сложный путь обретения, а порой и доказывания правды, хотя он молод, многого еще и не видел, не испытал полновесно.

Отметим, что в творчестве Дмитрия Глуховского четко прослеживается стремление раздвинуть канонические рамки реализма, открыть новые возможности реализации заложенных в нем художественных ресурсов. Именно поэтому писательская практика Д. Глуховского заслуживает самого пристального внимания со стороны исследователей. Таким образом, Актуальность выбранной темы объясняется недостаточной информационно-критической базой оценки указанного текста. Обозначим, что работ ориентированных на разграничение личностного и социального в романе «Текст» Дмитрия Глуховского практически нет. Следовательно, это и будет определять новизну и практическую значимость высказанной в данной статье точки зрения.

Методология анализа текста созвучна трудам М.Н. Крыловой, А.Н. Манчева, Ю.А. Гимранова, О.А. Гримовой и других исследователей творчества прозаика. Точечно в статье обращено внимание на проблему синтеза, сращения социального и личностного в романе «Текст» Д. Глуховского. Грань соединения обозначенных уровней, на наш взгляд, становится определенной сверхзадачей писателя, которая решается в ходе написания романа максимально эффективно. Причем Глуховский создает эффект открытого диалога с романом Ф.М. Достоевского [2], усложняя при этом фрактал социально значимых противоречий.

Вначале отметим, что в массе критических источников роман «Текст» Дмитрия Глуховского рассматривается полярно. Часть исследователей касается особенностей языка [10] и приемов художественного письма, часть обращает внимание на жанровый вариант [11, 15], часть – говорит о сложных семантических [14] поворотах. Произведение Груховского сопоставляют с текстами Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Е. Замятина, Н.С. Лескова, Евгения Водолазкина и других писателей.

На наш взгляд, особо остро в романе «Текст» озвучена проблема социального и нравственного порядка, хотя она и звучит латентно, в режиме тонких писательских штрихов. Интересную мысль об этом высказала в своей работе М. Крылова: «Роман «Текст» – о жизни наших современников, и увлечь читателя необходимо другим. У него получилось – интересным сюжетом, близостью к тем проблемам, с которыми сталкивается каждый в своей повседневной жизни, погружением в коммуникативные технологии, окружающие современных россиян» [12, с. 21]. Действительно, роман привлекает читателя тем, что в первую очередь в нем отражается наше время, наша реальность.

В романе «Текст» показана сила государственных служб и бесправие простого человека. Переосмысливается ставшая типичной для литературы тема «маленького человека» с позиции реалий сегодняшнего дня. Современный мир раздвоен: одна его часть принадлежит власть имущим, именно эти формируют повестку дня и решают, как жить тем, кто беден, оскорблен, унижен. Очень ярко выделено безденежье рабочего класса, а выход из этого безденежья герой находит лишь в нарушении закона. Социальная несправедливость и доводит Илью Горюнова – главного героя «Текста» – до страшной ошибки, увы, которую он не может не совершить.

Довольно необычно в романе Д. Глуховского затронута тема отцов и детей. Собственно, это еще один извод сращения социальных и личностных начал. Проблема непонимания, неприятия иной точки зрения расширяется в «Тексте», доходит до предела некоего сверх отрицания. Автор показывает как семья влияет на становления человека, как данный социальный кластер может разрушиться, как данная форма регулирует спектр нравственных законов. Для Глуховского обострения внимания на синтезе, взаимосвязи социальных коллизий и личностного начала весьма важно, далее же это  ценно для читателя.

Кроме того, в романе «Текст» отмечена самая основная проблема современности – это гаджеты, как замена реального общения. Отожествляя людей с их смартфонами, хочется задать философский вопрос: «что есть человек в условиях цифровой реальности?». Хочется отметить, что вся эта зависимость главного героя от всех перечисленных выше обстоятельств, очень тесно перекликается с нашей жизнью. Для Ильи Горюнова и других персонажей «Текста» как и в настоящем, реальный мир дублируется в мире «цифры», порой, происходит замещение одного на другой. Думается, что изменение в сознании Ильи Горюнова происходит после совершенного им преступления. Да и читатель по ходу сюжета начинает редуплицировать для себя сегмент вопросов, на которые все же нужно ответить.

Образный строй «Текста» сформирован Д. Глуховским достаточно оригинально. Некий принцип «двойнчества», в ином, в новом виде отображается в романе. Развитие событий при этом дифференцированы –главный герой примеряет на себя жизнь убитого им Петра Хазина. Диалогический извод с Ф.М. Достоевским явно уловим, но это иное время, иные правила, новое понимание нравственных примет. «Как и всякое качественное произведение, «Текст» – роман многоуровневый. В полной мере оценить его художественность возможно, обратившись к литературной традиции. Ведь «Текст» – настоящее зеркало узнаваемых образов и мотивов», – отмечает критик М. Кравченко [5]. Читая роман первое, что отмечает для себя читатель это схожесть с культовыми маркерами XIX века, в частности романом «Преступление и наказание». Буквальной зависимости от этого текста, конечно же, нет, но реинтепретация проблем очевидна.

Говоря о романе «Текст» Д. Глуховского хочется провести некоторые параллели с романом Ф. Достоевского. Для начала отметим схожесть между героями этих двух произведений – Родион Раскольников и Илья Горюнов. Первое, что ярко бросается в глаза это то, что оба персонажа молоды и являются студентами. Оба персонажа находятся в безысходном состоянии униженности и несправедливости. Эти два героя по определенным обстоятельствам оказались в тюрьме. Похожи герои и в том, что оба совершают преступление: Раскольников убивает старуху-процентщицу, а Илья становится причиной смерти Петра Хазина. Герой Достоевского доказывает себе, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет», через конкретное преступное действие – убийство. Илья Горюнов же идет неким другим путем. Завладев смартфоном убитого им Хазина, Илья Горюнов, будучи неузнанным и незримым, практически примеряет на себя роль Бога, вмешиваясь в судьбы незнакомых людей, играя их мыслями и чувствами. Таким образом, сюжетная канва указанных произведений совпадает; сращивается и смысловая идентификация текстов. Для читателя явный реверсивный оборот не только не мешает, но дает возможность смысловую огранку довести до абсолюта, а это, на наш взгляд, и есть основная цель литературы.

Роман Дмитрия Глуховского «Текст» имеет все очевидные признаки качественного произведения. Для автора не является важным формально набить произведение фактами условности, писатель создает достаточно сложный вариант среза социального и личностного порядка. Герои «Текста» персонажи не вымышленной реальности, они люди нашего времени, они максимально живые, открытые, естественные. Проблемный уровень романа многообразен – особенно к финалу читатель начинает понимать всю сложность судьбы и жизни: все происходящее по ощущениям наличествует где-то буквально рядом. Вероятно, от этого и обостренное внимание, жалость к трагедии Ильи. Земной путь герой выдержал, но его действия, поступки никак не соотносятся с его внутренним миром. Он обречен на страдания, обречен на претворение именно такой жизни. Думается, что Глуховский таким образом показывает, что современный человек в большинстве своем не является самостоятельным в выборе, многое что формально происходит по случаю, без воли, а это явно драматический эффект.

Таким образом, в романе «Текст» Дмитрия Глуховского обозначена проекция апофеоза социального и личностного порядка. Данный формат является базовым для русской классической литературы, автор же продолжает нужный и важный диалог в указанном русле. Реалии настоящего в «Тексте» показаны со стороны сложных социальных противоречий. Основные уровни текста сконфигурированы так, чтобы читатель двигался от внешних границ к внутренним. Главный герой взрослеет на глазах читателя, Илья учится понимать и различать правду, это же нам показывает автор. Катастрофа, апофеоз персонажа связан с современностью – и все же наша жизнь есть сложный поток, в котором нужно выстраивать мировидческую позицию исходя из естественных, общечеловеческих представлений.


Список литературы

1. Глуховский Д.А. Текст. М: Изд-во АСТ, 2020. 320 с.
2. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Т.6. Преступление и наказание. Л.: Наука, 1973. 423 с.
3. Черняк М.А. Современная русская литература: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М: Издательство Юрайт, 2020. 336 с.
4. Безруков А.Н. Элементы восточной поэтики как регулятивный инструментарий современного литературного процесса // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2020. № 1. С. 138-145.
5. Безруков А.Н. Смысловая идентификация повести Леонида Леонова «Evgenia Ivanovna» // Litera. 2020. № 10. С. 104-113.
6. Безруков А.Н. Проекция национальной истории в прозе Владимира Сорокина // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2020. №4. С. 93-105.
7. Безруков А.Н. Поэтика случайного и трагического в малой прозе Дины Рубиной // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. № 4. С.100-112.
8. Безруков А.Н. Инвенция апокалиптики Дмитрия Глуховского // Нижневартовский филологический вестник. 2019. № 2. С. 3-8.
9. Безруков А.Н. Жанровые эксперименты Виктора Пелевина: традиция и вариант // Libri Magistri. 2019. № 4 (10). С. 91-101.
10. Гимранова Ю.А. Гротеск в романе Д. Глуховского «Текст» // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2020. № 1. С. 107-113.
11. Манчев А.Н. Новый роман воспитания в современной русской прозе // Гуманитарное пространство. 2020. Т. 9. № 3. С. 343-351.
12. Крылова М.Н. Работа автора над текстом в романе Д.А. Глуховского «Текст» // Lingua-universum. 2019. № 2. С. 21-25.
13. Кравченко М. «Текст» Дмитрия Глуховского: книга и фильм о «лишнем человеке» нашего времени [Электронный ресурс] // https://pechorin.net/articles/view/tiekst-dmitriia-glukhovskogho-knigha-i-fil-m-o-lishniem-chieloviekie-nashiegho-vriemieni (дата обращения: 01.05.2022).
14. Громова О.А. Превращение как модель нарративной интриги в романе Д. Глуховского «Текст» // Критика и семиотика. – 2021. – № 2. – С. 459-472.
15. Гримова О.А. Поэтика современного русского романа: жанровые трансформации и повествовательные стратегии. – Екатеринбург: ИНТМЕДИА, 2019. – 278 с.

Расскажите о нас своим друзьям: