Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №11 (67) Ноябрь 2020

УДК 821.111

Дата публикации 29.11.2020

Специфика организации хронотопа в романном наследии Сюзанны Кларк

Осадчая Татьяна Юрьевна
кандидат пед. наук, доцент, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в г. Ялте, РФ, г. Ялта, osadchaya_ta@mail.ru
Доронина Диана Михайловна
магистрант кафедры иностранной филологии и методики преподавания, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в г. Ялте, РФ, г. Ялта, doronina98@mail.ua

Аннотация: В статье рассматривается специфика хронотопа в современном английском романе. Анализ показал, что в современных английских произведениях авторы усложняют и модифицируют традиционный для жанра фэнтези хронотоп. В романе С. Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» автор реализует прием соединения фантастического и реального миров. Авторская трансформация хронотопа достигается за счет смещения акцентов с мира фантастического (акцент на котором характерен для жанра фэнтези) на мир реальный. Автор тщательно описывает пространство обитания персонажей в обоих мирах с целью усложнения сюжета и создания более ярких и психологически точных образов персонажей. Модификация хронотопа позволяет автору поднять социальную проблематику, в том числе посредством сатиры на английское общество.
Ключевые слова: хронотоп, пространство, время, современная литература, жанр фэнтези, параллельные миры.

The specifics of chronotope in literary works by Susanna Clark

Osadchaya Tatiana Yurevna
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Humanities and Education Science Academy (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Russia, Yalta
Doronina Diana Mikhailovna
Master degree student of Foreign philology and teaching methods department, Humanities and Education Science Academy (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Russia, Yalta

Abstract: The article deals with special features of chronotope in modern English novel. The analysis has shown that in modern English literary works authors complicate and modify fantasy genre chronotope. In the novel by S. Clarke "Jonathan Strange and Mr. Norrell" the author creates two parallel worlds – a fantasy world and a real one. The author's transformation of the chronotope is achieved by shifting the emphasis from the fantastic world (which is one of the key characteristics of the fantasy genre) to the real one. The author thoroughly describes the habitat of the characters in both worlds in order to complicate the plot and create more vivid and psychologically deep images of the characters. Modification of the chronotope allows the author to raise social issues, in part with the help of satire on English society.
Keywords: chronotope, space, time. modern literature, fantasy genre, parallel worlds.

Правильная ссылка на статью
Осадчая Т.Ю., Доронина Д.М. Специфика организации хронотопа в романном наследии Сюзанны Кларк // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 11 (67). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/spetsifika-organizatsii-khronotopa-v-romannom-nasledii-syuzanny-klark.html (Дата обращения: 29.11.2020).

Хронотоп является важнейшей категорией художественного произведения, не только выходя при этом за рамки бинарных понятий «время-пространство», но и заключая в себе значительный пласт сюжетообразующей информации текста. Хронотоп способен отражать социальные, исторические, культурные процессы, представляя таким образом множественную и объемную концепцию, без которой невозможно функционирование художественного текста.

Категория «хронотоп» подвергалась всестороннему изучению множества исследователей: М.М. Бахтин, В.Е. Хализев, Ю.М. Лотман, И.И. Мурзак, А.Б. Есин, И.В. Роднянская, А.И. Николаев, Л.Г. Бабенко, У. Эко, Б.А. Успенский, Б.К. Майтанов, В.В. Савельева и других.

Научные работы и исследования охватывают значительный временной промежуток от 30-х годов прошлого столетия до современности. Изучение категории хронотопа характеризуется разнообразием точек зрения и подходов и направлено как на исследование понятия «хронотоп» в широком смысле (наиболее общие категории и характеристики без учета авторского идиостиля: труды М.М. Бахтина, В.Е. Хализева, А.И. Николаева, монографии Н.Н. Толстых и А.Б. Темирболат), так и на анализ функционировании хронотопа в конкретном произведении: Ю.М. Лотман «Художественное пространство в прозе Гоголя» [1], С.В. Шеянова «Моделирование художественного времени в романах Е. Четвергова» [2], в частности, в постмодернистских произведениях: О.С. Наумчик «Пространственно-временные модели фэнтези» [3], И.Н. Ломакина «Мифологические и постмодернистские модели хронотопа в прозе Дона Делилло» [4], А.Ю. Белецкая «Отражение черт постмодернизма в хронотопе "Остров" в романе Дж. Фаулза "Волхв"» [5] и многих других.

Актуальность исследований категории хронотопа в современном романе жанра фэнтези состоит в необходимости изучения динамики ее развития, новых качеств и свойств в условиях эпохи постмодернизма. Современные авторы трансформируют и усложняют хронотоп для реализации всей палитры смыслов произведения. Авторская игра временными и пространственными категориями отражает их идиостиль и добавляет экспрессии художественному произведению.

Роман английской писательницы С. Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» [12] написан в жанре фэнтези и является ярким примером авторского эксперимента с хронотопом, однако данный роман пока не становился предметом изучения отечественных литературоведов, что обуславливает новизну нашего исследования.

По словам М.М. Бахтина, время и пространство в произведении взаимосвязаны и взаимообусловлены, кроме того, они имеют особые стилистические характеристики: «в литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории» [6, с. 121-122].

Будучи одной из текстобразующих категорий, хронотоп выполняет ряд важнейших функций. Во-первых, хронотоп, как определенный тип пространственно-временных отношений, определяет принадлежность произведения к тому или иному жанру: «хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время» [6, с. 122]. Можно утверждать и обратное: хронотоп варьируется в зависимости от жанра произведения. В рамках определенного жанра хронотоп моделирует сюжетную структуру текста: «попытки описать пространственно-временной континуум текста <…> позволяют определить пространственность и время в ткани художественного текста в качестве основы для моделирования его сюжетной структуры» [7, с. 2-3].

В-вторых, поскольку исследователи рассматривают хронотоп «как способ постижения смысла человеческого бытия» [7, с. 3], можно утверждать, что в художественном произведении именно хронотоп является значимой составляющей «картины мира», смысловой организации произведения, одним из средств выражения авторского замысла. Категория хронотопа, охватывая все пространство текста, во многом определяет образы персонажей художественного произведения в их сюжетном движении, развитии и становлении: «хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен» [6, с. 122].

Для произведений жанра фэнтези характерны разнообразные допущения иррационального характера (чаще всего действие магии, как неотъемлемого принципа функционирования изображаемого мира или миров), которые, безусловно, проявляются и в хронотопе: «именно для фэнтезийных произведений характерны наибольшая динамичность и наименее выраженная линейность хронотопа, поскольку само фантастическое направление в силу особенностей жанра допускает более свободное обращение с пространством и временем со стороны автора» [8, с. 224].

В современных романах жанра фэнтези хронотоп сохраняет основные характеристики и продолжает выполнять все перечисленные функции, однако авторы создают новые смыслы за счет усложнения и модификации хронотопа данного жанра. Именно обогащение уже существующего концепта, обретение им дополнительной семантики, взаимодействие «нового» со «старым» играет ключевую роль в художественном постмодернистском переосмыслении реальности. Как указывает А.А. Аветян, «на современном этапе наблюдается тенденция к усложнению и расширению понятия хронотоп в литературе» [9, с. 3]. По словам А.Б. Темирболат, «для произведений писателей характерно стремление изобразить мир во всей его многогранности, многоликости, передать динамичность жизни современного человека. Отсюда усложнение темпоральной организации их рассказов, повестей, романов, возникновение таких явлений, как полиритмия, аритмия, полифония» [10, с. 12].

Анализ произведений английских авторов в жанре фэнтези показал, что для современных произведений характерны следующие особенности темпоральной и пространственной организации нарратива: изображение двух и более параллельных миров или двоемирия / многомирия, иногда разделенных во времени; проницаемость границ реального и «волшебных» миров; искажение свойств пространства и времени как в реальном, так и в «волшебных» мирах; тщательное описание окружающей обстановки и образов обитателей каждого из параллельных миров, выполняющее функцию характеристики персонажей, создания определенной атмосферы, реализации замысла автора. Прием соединения фантастического и реального миров позволяет авторам, во-первых, использовать в произведении элементы разных жанров, во-вторых, более глубоко исследовать внутренний мир персонажей.

Рассмотрим особенности хронотопа в произведении английской писательницы С. Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл». Выбор данного произведения обусловлен тем, что традиционный для жанра фэнтези хронотоп в нем усложнен и модифицирован. Модификации автора позволяют ей через ироническое изображение английского общества начала 19 века и описание «проблем» в сфере магии изобразить многогранность и сложность современного мира и поднять важные для читателя темы.

В романе присутствуют характерные для хронотопа жанра фэнтези элементы: двоемирие – параллельное существование повседневной жизни английского особняка начала 19 века и заколдованного леса, где живут эльфы; проницаемость границ привычного бытия для представителей волшебного мира; идеальность запредельного мира, который не отягощен бытовыми реалиями. Однако характерный для данного жанра хронотоп усложняется за счет смещения акцентов: особое внимание уделяется не «волшебному» миру, а пространству «реального» мира, где живут и действуют персонажи.  Сюзанна Кларк не противопоставляет волшебный и обыденный миры, напротив, – «… принадлежность к повседневному миру не является отрицательной характеристикой, а иногда, напротив, предстает неким желанным, но недосягаемым для героев состоянием» [11, с. 166].

Например, дворецкий Стивен, заключенный в рамках фантастического мира, не имеет возможности из него вырваться. Границы мира обыденного и «волшебного» он пересекает легко и не по своей воле: «Мимо Стивена только что проезжала карета. Очевидно, она принадлежала какой-то важной персоне: на запятках стояли два лакея, дверцы украшал герб. Карету везла четверка лошадей серой масти. На глазах Стивена лошади истончились и удлинились, превратившись в купу серебристых берез. Карета обратилась зарослями падуба, а кучер и лакеи – совой и соловьями и тут же упорхнули прочь» [12, с. 121]. Ключевую роль играет внезапность и неожиданность перехода для персонажа: «Дородный джентльмен смотрел на Стивена со смесью гнева и страха. Он уже открыл рот, чтобы разразиться упреками, но внезапно начал меняться. Туловище стало стволом, руки (уже не две, а намного больше) раскинулись в разные стороны и обратились ветками, лицо покрылось корой и взмыло на двадцать футов вверх <...>»; «Дуб. На Пиккадилли, – подумал Стивен, впрочем, не особенно удивившись. – Странно» [12, с. 121].

Хронотоп романа жанра фэнтези определяет сюжетную структуру текста: он строится вокруг приключений двух волшебников – Гильберта Норрелла и Джонатана Стренджа. Однако и здесь автор делает акцент на создании психологически глубоких образов персонажей, их взаимоотношениях между собой, тем самым усложняя сюжетную линию произведения.  

Тщательное описание окружения главных героев в «реальном» мире (включая людей, которые им встречаются и английского общества в целом), позволяет читателю делать выводы об особенностях их характера и является одним из ключевых элементов формирования их образов. Например, Гильберт Норрелл предстает педантичным ученым, больше теоретиком, чем практиком, запертым в ограниченном топосе его собственного пространства – библиотеки: «Представьте себе человека, который просиживает в библиотеке день за днем; маленького человечка довольно нерасполагающей внешности. Перед ним на столе книги. Запас перьев, нож, чтобы их чинить, чернила, бумага, записные книжки – все под рукой. В камине постоянно горит огонь: человечек боится холода. Комната меняется в зависимости от времени года, он – нет» [12, с. 39].

Подобный прием характерен для готического, романтического и викторианского романов 19 века. Однако ироническое описание «проблем», с которыми сталкиваются профессионалы в сфере магии, сатирическое изображение английского общества, поднимаемая автором проблематика – преодоление культурных стереотипов, условностей, предвзятости общественного мнения, грань между нормальным поведением и странностью / безумием, – все это созвучно жизни современного человека и вызывает интерес читателей.

Лейтмотив упадка мифического общества эльфов, реализующийся в рамках топоса фантастического мира, используется для порицания жестокости и стагнации на фоне безнравственной праздной роскоши: «Стивен никогда не видел таких роскошных балов, однако пышные наряды являли странный контраст самому дворцу, где все свидетельствовало о бедности и упадке» [12, с. 180].

Таким образом, хронотоп в современной литературе представляет собой важнейшую, многоаспектную категорию. В современных романах жанра фэнтези хронотоп сохраняет основные характеристики и продолжает выполнять традиционные функции, однако авторы постоянно экспериментируют с хронотопом, усложняя и модифицируя его элементы. Ключевым приемом создания хронотопа в современных английских романах жанра фэнтези является прием соединения фантастического и реального миров, который позволяет авторам смешивать в произведении элементы разных жанров и глубоко исследовать внутренний мир персонажей.

Основными направлениями трансформации хронотопа в произведении английской писательницы С. Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» можно назвать следующие характеристики произведения: особое внимание уделяется не «волшебному» миру, а пространству мира реального, где живут и действуют персонажи; тщательное описание окружения, жизненного пространства главных героев в «волшебном», а особенно в реальном мире выполняет ряд функций: создание психологически глубоких образов персонажей; ироническое описание «проблем», с которыми сталкиваются профессионалы в сфере магии, сатирическое изображение английского общества, отражение универсальных для любого общества социальных проблем. 

Эксперименты авторов с хронотопом в романах жанра фэнтези отражают тенденцию трансформации категории хронотопа в современной художественной литературе в целом.


Список литературы

1. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя. М., 1988. 293 с.
2. Шеянова С.В. Моделирование художественного времени в романах Е. Четвергова // Вестник угроведения. 2019. № 1. С. 102-111.
3. Наумчик О.С. Пространственно-временные модели фэнтези // Парадигмы переходности и образы фантастического мира в художественном пространстве XIX-XX вв.: коллективная монография. Изд.: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, 2019. С. 356-363.
4. Ломакина И.Н. Мифологические и постмодернистские модели хронотопа в прозе Дона Делилло // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 2. С. 80-83.
5. Белецкая А.Ю. Отражение черт постмодернизма в хронотопе "Остров" в романе Дж. Фаулза "Волхв" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. Т.12, выпуск 2. С. 368-372.
6. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.121-290.
7. Медведкина К.А., Вострякова А.В., Лавринова Н.И. Роль хронотопа в смысловой организации романа К. Исигуро «The Remains of the Day» // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. № 2. Т. 11. С. 1-8.
8. Травкин С.В. Языковая презентация пространственно-временного континуума произведений фэнтези // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 4 (793). С. 222-231.
9. Аветян A.A. Категория хронотопа: история формирования и современные представления // Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: материалы III международной научно-практической конференции. 26-28 апреля 2017 г. Киев: Логос, 2017. С. 68-72.
10. Темирболат А.Б. Категории хронотопа и темпорального ритма в литературе: монография. Алматы: Ценные бумаги, 2009. 504 с.
11. Разумовская О.В. Повседневная жизнь английских волшебников: Англия эпохи регентства в романе Сюзанны Кларк "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл" // Актуальнi проблеми слов’янскоi фiлологii». Серiя: лiнгвiстика и лiтературознавство Випуск XXVI, Частина 3. Бердянськ, 2012. С. 166–177.

Список источников
12. Кларк С. «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл». М.: Азбука-Аттикус, 2004. 558 с.

Расскажите о нас своим друзьям: