Теория литературы. Текстология | Филологический аспект №07 (63) Июль 2020

УДК 81'34

Дата публикации 31.07.2020

Специфика концептуализации образа России в американских СМИ

Ракитянская Елена Васильевна
канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков и методики преподавания, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан, erakit@yandex.ru

Аннотация: В статье дается обзор лингвистических исследований, посвященных анализу образа России в зарубежном политическом дискурсе. Обобщены основные лексические средства, концепты, концептуальные метафоры и стилистические приемы, объективирующие образ России в массовом сознании. Обосновывается идея о том, что в статьях о России в целом доминируют негативные личностные смыслы, что обусловлено не только сложными политическими отношениями России и США, а также условиями обострения развернувшейся информационной войны между странами.
Ключевые слова: образ России, личностные смыслы, концепт, концептуальная метафора, информационная война

Specific conceptualization of the image of Russia in the American mass media

Rakityanskaya Elena Vasievna
PhD in Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages and Teaching Methodology, The Katanov University of Khakassia, Russia, Abakan

Abstract: The article provides an overview of linguistic studies devoted to the analysis of the image of Russia in foreign political discourse. It deals with lexical means, concepts, conceptual metaphors and stylistic devices objectifying the image of Russia in the mass consciousness. The idea is that negative personal meanings dominate in the articles about Russia that is the result not only of the complex political relations between Russia and the United States, but also the conditions of the information war strengthening between the countries.
Keywords: image of Russia, personal meanings, concept, conceptual metaphor, information war

Правильная ссылка на статью
Ракитянская Е.В. Специфика концептуализации образа России в американских СМИ // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/spetsifika-kontseptualizatsii-obraza-rossii-v-amerikanskikh-smi.html (Дата обращения: 31.07.2020)

Исследования, посвященные описанию и анализу образа России в западных СМИ, очень популярны в ряде общественно-политических дисциплин: истории, социологии, политологии, культурологии и т.д. Однако, раскрытие этой темы максимально эффективно возможно лишь благодаря лингвистическим компетенциям исследователя, поскольку погружение в языковой материал и объективация личностных смыслов авторов статей о России невозможны без высокого уровня владения языком оригинала публикации и методами лингвистического анализа.

Одним из первых лингвистических исследований на заявленную тему стала диссертация С.Н. Зарезиной (2004) «Устойчивые личностные смыслы в аспекте межкультурной коммуникации: На материале статей о России в англоязычной прессе за 1991-2004 гг.» [1]. "Личностный смысл" определяется  как состояние сознания человека, возникающее в результате соотнесенности вербального или невербального выражения с денотативной ситуацией, сконструированной говорящим /пишущим в соответствии с его интенциями на основе веры, желания, личного мнения или эмоций [1, с. 91]. Автор выделяет три типа статей о России в англоязычной прессе в соответствии с наличием или отсутствием в них устойчивых личностных смыслов: 1) статьи, в которых отсутствуют личностные смыслы; 2) статьи, соединяющие в себе объективные и личностные смыслы; 3) статьи, содержащие в себе, в основном, личностные смыслы.

В диссертации определено, что в статьях о России в англоязычной прессе выражение устойчивых личностных смыслов является текстообразующим фактором. Устойчивые личностные концепты и концептуальные метафоры составляют единую интертекстуальную концептосферу, выступающую в качестве организующего центра каждого конкретного текста, отправной точки его порождения и структурно-языкового оформления. Устойчивостью характеризуются такие концепты, как "Inefficacy (Неэффективность)", "Disorder (Беспорядок)", "Tragedy (Трагедия)", "Deception (Обман)".  Как правило, они вводятся уже в заголовке и служат основой денотативной структуры текста, актуализируя концептуальное сходство описываемых явлений. Соотносящиеся с данными концептами лексические единицы характеризуются высокой текстовой плотностью. Инвентарь устойчивых концептуальных метафор, репрезентирующих Россию, включает в себя следующие метафоры:

RUSSIA IS AN UNTIDY HOUSE (РОССИЯ – ЭТО НЕУБРАННЫЙ ДОМ),

RUSSIA IS A BROKEN VEHICLE (РОССИЯ – ЭТО СЛОМАНОЕ ТРАНСТПОРТНОЕ СРЕДСТВО),

RUSSIA IS A SICK PERSON (РОССИИ – ЭТО БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК),

RUSSIA IS A BEAR (РОССИЯ – ЭТО МЕДВЕДЬ).

Таким образом, в диссертации установлено, что интертекстуальная  концептосфера статей о России за 1991-2004 гг. характеризуется негативно-ценностной смысловой доминантой [1, с. 13].

Огромное количество более поздних исследований образа России в зарубежных СМИ расширяет данный набор негативных концептов и концептуальных метафор. Например:

Авторы проекта РФФИ № 18-012-00606 дают комплексную характеристику метаконцепта «АГРЕССИЯ», который, по их мнению, является базовым в отношении представлений о России в западных СМИ. Этот метакоцепт включает следующие концепты: «ВОЙНА», «БЕЗЗАКОНИЕ», «ШПИОНАЖ», «ВРАЖДЕБНОСТЬ», «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ» [4]. Антироссийские настроения, по мнению авторов, доходят до абсурда, когда авторитетное издание The Times усмотрело в российском мультфильме "Маша и Медведь" черты взаимоотношений Президента РФ и народа [4, с. 104].

Заметим, что образ русского медведя закрепился за Россией еще в XVI-XVII веках в воспоминаниях европейских путешественников того времени и продолжает доминировать в ходе дальнейшей истории [3]. В динамике своего развития этот зооморфный образ обретает все более негативные агрессивные черты и становится оружием пропаганды иностранных СМИ уже в XIX веке. В ходе мировых войн XX века происходит окончательное закрепление за «русским медведем» негативных ассоциаций, подчеркивающих его кровожадность, дикость и неуправляемость, что продолжалось и в послевоенный период. В 1977 г. организационный комитет Олимпиады-80 выбрал эскиз В. Чижикова с улыбающимся медвежонком в качестве символа предстоящих игр, однако, эта попытка позитивизации свирепого образа русского медведя не принесла долговременного результата [3, с. 172].

Политические события последних лет дали толчок дополнительным исследованиям в рамках заявленной проблематики. Анализ иностранных статей о роле России в сирийском конфликте расширили список концептуальных метафор, объективирующих образ России:

РУССКИЕ – ЭТО УПРЯМЫЕ НИЩИЕ;

АСАД – ЭТО КРОВАВЫЙ УБИЙЦА;

РОССИЯ – ЭТО СПАСИТЕЛЬ КРОВАВОГО УБИЙЦЫ;

РОССИЯ И СИРИЯ – ЭТО КРОВАВЫЕ УБИЙЦЫ [7].

В статьях об украинских событиях Россия предстает отколовшимся бунтарем, противопоставляющим себя Западу и НАТО. Статьи изобилуют метафорой войны как игры, где Украина предстает трофеем, В.В. Путин представлен новым диктатором советского формата, реинкарнацией И.В. Сталина. Таким образом, Россия представлена в образе враждебного милитаристского государства, государства-агрессора, инициатора военного конфликта с Украиной и аннексатора Крыма [6].

Контент-анализ ведущих американских СМИ (The Washington Post, The New York Times, The Wall Street Journal) о событиях в Украине выявил частотность употребление следующих лексем: rebels (повстанцы), separatist fighters (досл. борцы за отделение), pro-Russian (пророссийский), Russian-backed (поддерживаемые Россией), Russia’s puppets (марионетки России) [8, с. 396].

Стилистические средства как инструмент формирования образа России западными СМИ представлен стандартным набором эпитета (hostile Russian activity, the most voracious imperial power), метафоры (the party guest (Putin) smashed up the living room with a golf club and pushed the vicar into the pool), синекдохи (Putin's Russia), антитезы (he (Putin) may at times warn against amnesia, but he has done much to rehabilitate Stalin), эмфазиса (is there anyone else, beside the Russian government who would have a motive to kill Skripal...), градации (the road to Europe goes via Kiev, with respect of Ukraine's European choice, and adherence to the European security order) и т.д. Все эти стилистические средства используются авторами статей, чтобы представить Россию и ее президента в весьма невыгодном свете [5, с. 41].

Массовое использование оценочной лексики в статьях о России навязывает адресату следующие выводы (пропозиции): Россия обманывает весь мир; в России все структуры власти коррумпированы и преступный сговор включает не отдельных лиц, а всю власть целиком; Россия никогда не признает своих ошибок и преступлений; наиболее результативным вариантом диалога с Россией является давление на нее и принятие санкций и всевозможных запретов [2, с. 246].

К причинам негативного восприятия России населением западных стран политологи относят следующее:

1. Информационная война Запада и России, которая началась в 2007 г. после «Мюнхенской речи В.В. Путина» и достигла небывалой остроты после украинского кризиса. Против России задействован комплекс информационно-пропагандистских мер с целью максимального ослабления режима. Конечная цель этих мер – формирования образа России как «государство зла». В информационном пространстве мелькают следующие темы: украинский кризис, война в Сирии, кибератаки, допинговые скандалы, коррупция, слабая зависимая от сырья экономика, нарушение прав и свобод человека, президент как автократ и агрессор и т.д.

2. Ошибки в формировании собственного образа и национальной идеи, что затрудняет продвижение положительного образа России.

3. Падение роли русского языка и сокращение численности его носителей [9].

Для изменения сложившейся ситуации политологи рекомендуют принять комплекс мер, направленных на формирование положительно окрашенной национальной идеи, на продвижение и развитие русского языка, а также более активно участвовать в информационной войне.


Список литературы

1. Зарезина С.Н. Устойчивые личностные смыслы в аспекте межкультурной коммуникации (на материале статей о России в англоязычной прессе за 1991-2004 гг.) /автореферат дис. ... кандидата филологических наук / Иркут.гос. лингвистич. ун-т. Иркутск, 2004. - 205 c.
2. Зарубина Н.Е. Роль оценочной лексики в формировании образа России в западных СМИ // Вестник Костромского государственного университета. 2018. Т. 24. № 2. С. 244-247.
3. Котеленец Е.А., Затуловская М.С., Лаврентьева М.Ю. "Русский медведь" - динамика изменений образа России в мире // Научный диалог. 2018. № 7. С. 164-176.
4. Кузнецова Л.В., Викулина М.А. Особенности концептуализации образа России в англоязычных СМИ //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 17 (815). С. 95-108.
5. Мерзлякова Е.В. Стилистические средства как инструмент формирования образа России западными СМИ // В сборнике: Язык. Образование. Культура Сборник научных трудов по материалам ХII Всероссийской научно-практической электронной конференции с международным участием, посвященной 83-летию КГМУ. 2018. С. 36-43.
6. Морозова О. В. Речевые способы формирования образа России в российских и американских СМИ: автореф. дисс. … к. филол. н. Саратов, 2018. - 22 с.
7. Попова Т.Г., Зарипов Р.И. Языковые и визуальные метафоры образа России в западных СМИ // Один пояс - один путь. Лингвистика взаимодействия Материалы Международной научной конференции. Ответственные редакторы А.П. Чудинов, Сунь Юйхуа. 2017. С. 142-144.
8. Токарева А.С. Образ России: контент-анализ западных СМИ // Общество в эпоху перемен: современные тенденции развития Материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, проводимой в рамках II Междунар. форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!» Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2014. С. 392-396.
9. Харыбин А.Н. Проблемы формирования положительного образа России среди населения западных стран // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. 2017. № 1. С. 114-119.

Расскажите о нас своим друзьям: