Журналистика | Филологический аспект №11 (67) Ноябрь 2020

УДК 070.19

Дата публикации 30.11.2020

Специфика информационной повестки дня региональных и федеральных СМИ (на примере газет «Аргументы и Факты» и «Аргументы и Факты в Нижнем Поволжье»)

Парахневич Елена Валерьевна
Канд. филол. наук кафедры русской филологии и журналистики, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград, parahnevich@mail.ru
Юдина Светлана Алексеевна
Магистрант кафедры русской филологии и журналистики, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград, sveta.odrova@mail.ru

Аннотация: В исследовании мы произвели сравнительный анализ информационной повестки дня региональных и федеральных СМИ (на материале газет «Аргументы и Факты» и «Аргументы и Факты в Нижнем Поволжье»), проанализировали политическую и общественную повестки дня и выделили их основные сходства и различия. Кроме того, мы выявили специфику подачи новостей в федеральных и региональных выпусках «Аргументы и Факты» и отметили в них преобладающую тематику и проблематику. А также в данной публикации мы продемонстрировали географию освещения повесток дня на федеральном и региональном уровне.
Ключевые слова: СМИ, повестка дня, Аргументы и факты, региональная пресса, федеральная пресса.

Specifics of the information agenda of regional and Federal mass media (on the example of the Argumenty I Fakty and Argumenty I Fakty V Nizhni Povolzhye Newspapers»)

Parakhnevich Elena Valeryevna
Cand. Philol. Department of Russian Philology and journalism Volgograd state University, Russia, Volgograd, parahnevich@mail.ru
Yudina Svetlana Alekseevna
Magistrates of the Department of Russian Philology and journalism, Volgograd state University, Russia, Volgograd, sveta.odrova@mail.ru

Abstract: In the study, we made a comparative analysis of the information agenda of regional and Federal media (based on the material of the Newspapers Argumenty I Fakty and Argumenty I Fakty V Nizhni Povolzhye), analyzed the political and public agendas and identified their main similarities and differences. In addition, we identified the specifics of news presentation in Federal and regional issues of Argumenty I Fakty and noted the prevailing topics and issues in them. In this publication, we also demonstrated the geography of coverage of the agenda at the Federal and regional levels.
Keywords: Mass media, agenda, Arguments and facts, regional press, Federal press.

Правильная ссылка на статью
Парахневич Е.В., Юдина С.А. Специфика информационной повестки дня региональных и федеральных СМИ (на примере газет «Аргументы и Факты» и «Аргументы и Факты в Нижнем Поволжье») // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 11 (67). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/spetsifika-informatsionnoj-povestki-dnya-regionalnykh-i-federalnykh-smi-na-primere-gazet-argumenty-i-fakty-i-argumenty-i-fakty-v-nizhnem-povolzhe.html (Дата обращения: 30.11. 2020)

В современном мире люди воспринимают отражение реальности через область СМИ, которая имеет название «новости». Для типичной газеты печатного плана отбирается около 25% интересной информации от всего происходящего в стране, области, городе, в зависимости от того, какого уровня пресса предстает перед нами: регионального либо федерального вида. Отметим, что % отобранных событий не меняется от периодичности СМИ, поскольку выбранный временной отрезок диктует свой новостной поток. Следовательно, журналисты должны уметь отличать важные события для общества в целом от событий, ценных только для определенной аудитории. На редакции лежит ответственность и за то, под каким углом подавать информацию, чтобы это было интересно, правдиво и со смыслом— так устанавливается повестка дня, которая и определяет, какие новости заслуживают внимания на данный период.

 

Термин «повестка дня» обозначает «совокупность актуальных проблем и сюжетов, имеющих ряд характеристик»[9].

 

«Региональная повестка дня» — это «определенный содержательный сегмент, тематически связанный с жизнедеятельностью регионов и включающий совокупность текстов, тем или иным образом фиксирующий данную связь» [11].Логично, что повестка дня собирает вокруг себя приоритетные вопросы и проблемы для страны или определенного региона.

 

Метод «установления повестки дня» является важным процессом для СМИ, так как от него зависит какая новость пойдет на страницы газет или в эфир главной, а какие события смогут стать дополнением для общей картины. Данный эффект был открыт еще в 1972 году М. Маккомбсом и Д. Шоу, которые считали, что все СМИ имеют значительное влияние на мнение широкой аудитории, путем отбора информации и ее освещения авторами статей и эфиров [13].

Ю.А. Королев, напротив, уверен, что СМИ лишь определяют рейтинг социальных и политических проблем[7]. Отсюда следует, что повестка дня делится на несколько видов и имеет разный уклон тем.

Традиционно выделяют: политическую, информационную и общественную повестку дня.

Политическая повестка дня — это «острые проблемы, которые стоят в данный момент перед обществом» [1]. Ее главное отличие от других заключается в ее носителе и субъекте формирования. Носителем выступают интересы и намерения руководства или государства.

Пример, в «АиФ» № 36 от 4 сентября 2019 г. повесткой дня становятся выборы депутатов в Мосгордуму. Редакция публикует статью: «Найди своего кандидата…» о важности выборов. Автор материала использует мнение знаменитых людей, которые побуждают аудиторию на поступок, нужный государству:

Известный шоумен, телеведущий и дизайнер Артур Цветков (Арчи): «Надо просто прийти на выборы. Если мы все оторвемся от стульев и придем в воскресенье на избирательные участки, обязательно что-то изменится к лучшему».

Режиссер, генеральный директор кино концерна «Мосфильм» Карен Шахназаров: «Я призываю всех граждан активно участвовать в политической жизни страны, не лениться, а обязательно пойти и отдать свой голос тому кандидату, которого каждый считает достойным».

Таким образом, общественность понимает, что голосовать необходимо и присутствовать на выборах обязательно, а «АиФ» в это время обеспечивает явку людей.

Информационная повестка дня — это сформированный круг тем, преобладающих в определенное время.

И.А. Рогозина считает, что информационная повестка дня является «вербализованным результатом ментально-когнитивной деятельности группы индивидов о социальной и природной реальности» [10].

К примеру, в «АиФ» № 11 от 11 марта 2020 г. главной темой выступает «Правда и мифы о COVID-19».

Повестка дня устанавливается на фоне глобальной проблемы для общества, но под тем углом зрения, каким считает нужным издание. «АиФ» задается вопросом: верить или нет? На основе суждений редакции формируется общественное мнение по поводу опасного вируса.

Общественная повестка дня обозначает сформированный круг тем, преобладающих в общественном мнении.

Согласно Ю.А. Королеву «общественная повестка достраивает и корректирует медиаповестку на основе опыта аудитории» [7].

Пример, в «АиФ» № 21от 20 мая 2020 г. темой номера выступает общественный вопрос: «Сколько денег дадут на ребенка»? Редакция располагает на полосу жизненные истории от семей, балансирующих на грани бедности, с помощью которых общественность с низким уровнем дохода призывает государство: «Нам нужна любая помощь!».

Исследуя издания «АиФ» и «АиФ Нижнее Поволжье», мы выяснили, что издания ставят перед собой разные приоритеты злободневной тематики.

В выпусках  № 21 от 20 мая 2020 г. главными темами выступают: пандемия и новые выплаты на детей.  В «АиФ» повестку дня отражает материал Ольги Шаблинской: «Дорогие наши дети», где обсуждается вопрос: Помогут ли новые президентские выплаты выбраться из-за черты бедности семьям, где растут двое и более детей? В «АиФ Нижнее Поволжье» главной остается политическая публикация Николая Власенко: «Без масок – никуда!», в которой анализируются антивирусные нововведения.

Тема пандемии освещается на страницах федерального издания, так же как и президентские выплаты в региональном выпуске. В этом и отображаются пересечения повестки дня изданий.

В «АиФ» тема пандемии звучит так: «Плато нам друг, но…» Издание рассматривает больше политический аспект, нежели общественный, на который, в свою очередь, делает уклон региональное. На страницах приводятся политические взгляды правительства по поводу опасного вируса, а также сравнивается борьба с вирусом в России и в других странах.

Что касается регионального выпуска, то в нем тема выплат на детей присутствует, но отражается минимально в заметке: «За выплатами обращайтесь с 20 мая».

В обоих изданиях обсуждается злободневные общественные вопросы: «Как попасть к врачу?», «Льготы по ЖКХ», «Растущие цены в условиях пандемии», «Транспорт» и другие.

Отметим, что информационная повестка дня в газетах также может совпадать. В выпусках федерального и регионального уровня публикуются темы патриотизма и любви к своей Родине. В «АиФ» материал Ольги Шаблинской: «Терпение. И вера в лучшее» отражает патриотизм и уважение к памяти наших предков. В «АиФ Нижнее Поволжье» в публикации Вячеслава Ященко: «Освежить память» освещается проблема свалок на месте былых боев и исторических событий.

Аналогично в выпусках № 22 от 27 мая 2020 г. главной темой выступают пандемия, бедность Кавказа и безработица в стране. В «АиФ» преобладает общественная повестка дня с публикацией: «Кто накормит Кавказ», где освещается острая проблема — бедность населения. В «АиФ Нижнее Поволжье» повестку дня отражает материал Николая Власенко: «Ковид по осени считают», где обсуждается политический вопрос усиления мер по соблюдению режима.

Федеральный выпуск затрагивает темы тотальной безработицы, наложенной на коронавирус и карантин. Региональный — пишет лишь о зарплатах врачей: «Кто рассчитает доплату врачам?».

Говоря о пандемии, оба издания затрагивают ситуацию заболеваний в нынешних условиях. «АиФ» передает, что наблюдается постепенное снижение числа случаев заболеваний и России в целом удалось избежать худшего сценария, по сравнению с другими странами. «АиФ Нижнее Поволжье» рассказывает о вспышках вируса в хуторах Волгоградской области. В федеральном издании присутствует политический аспект, т.е. приводятся мнения президента — В.В. Путина, мэра Москвы — С.С. Собянина, в региональном — преобладает общественное мнение, в данном случае волжанки Марии Евсеевой.

Информационная повестка в выпусках схожая: обсуждается тема замены паспортов. В «АиФ» в публикации: «Кто получает новые паспорта?» говорится о том, что паспорта РФ массово получают наши соотечественники — русские или русскоязычные, проживающие за рубежом (граждане двух непризнанных республик Донбасса, а также русские из стран Средней Азии). В «АиФ Нижнее Поволжье» рассказывается о порядке выдачи паспортов для населения в целом.

Интересно то, что в изданиях поддерживается вопрос экологии. В федеральном издании — это материал: «Станет ли Антарктида зеленой?», в котором рассказывается о снежных микроводорослях, пробирающихся в глубь континента. В региональной газете — публикация: «Экология и браконьеры мешают поймать хороший улов», где говорится о причинах падения поголовья рыбы в Волге, в связи с выбросами промышленных предприятий, строительством плотин, уничтожениями нерестилищ.

Наши исследования показали, что издания ставят для себя разные приоритеты в освещении масштабных проблем. В федеральном выпуске главной повесткой дня выступает общественный аспект, в региональном — политический.

Актуальные темы для общества находят свое место в обеих газетах, но различаются спецификой подачи материалов. Если это политическая повестка, то «АиФ» делает уклон на мировоззрение властей,  в то время как «АиФ Нижнее Поволжье» опирается на мнение общественности.

Говоря об общественной повестке дня, региональное издание следует за федеральным, привлекая экспертов, людей, занимающих вышестоящие должности и обычных граждан.

Информационная повестка носит различный характер, здесь могут присутствовать экономические, культурные, спортивные публикации и другие. Однако схожие темы располагаются в обоих изданиях.

Анализируя федеральные выпуски «Аргументы и Факты», мы выяснили, что общественная повестка дня лидирует среди политической и информационной. На втором месте остается политическая, на последнем — информационная. (См. рис. 1).

Рисунок 1. Соотношение повесток дня в федеральном издании «АиФ».

Федеральное издание «Аргументы и Факты» уделяет повышенное внимание общественным вопросам и волнениям, однако политическая повестка дня не стоит наравне с общественной, как в случае с региональными выпусками. В «Аргументы и Факты Нижнее Поволжье» в приоритете и политический аспект, и общественный, последнее место занимает информационная повестка. (См. рис. 2).

Рисунок 2. Соотношение повесток дня в региональном издании «АиФ Нижнее Поволжье».

Региональная газета интенсивно пишет о политических действиях Волгоградской области, поскольку редакция считает, что в первую очередь, обязана просветить аудиторию о сложившихся ситуациях и событиях в регионе, но издание не забывает говорить как об общественных вопросах, так и на отвлеченные темы, которые задаются самим СМИ.

Таким образом, в федеральных выпусках редакция ставит в первую очередь общественную повестку, следом освещает политические новости, в региональных выпусках в приоритете находится политическая повестка дня, затем общественная и информационная.

Кроме того, необходимо отметить географию освещения повесток дня. В газете «Аргументы и Факты» отображаются политические события в России и в других странах, в то время как в «АиФ Нижнее Поволжье» освещаются события только на уровне Волгоградской области.


Список литературы

1. Данилов М.В. Политизация экономических проблем в посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации как механизм конструирования политической повестки дня // Известия Саратовского университета. 2011. № 4. С. 79.
2. Дьякова, Е.Г., Трахтенберг А. Д. Установление повестки дня. Екатеринбург: Дискурс-Пи, 2005. С. 124.
3. Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и власть. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. С. 299.
4. Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. М.: Аспект Пресс, 2011. С. 391.
5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во: Эксмо, 2005. С. 832.
6. Кисилев А.Г. Теория и практика массовой информации. Общество. СМИ. Власть. М.: Изд-во Юнити-Дана, 2010. С. 431.
7. Королев Ю.А. Информационные политические кампании в регионе: манипулирование повесткой дня (на примере Саратовской области) // Вестник ПАГС. 2009. № 2. С. 56.
8. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. С. 384.
9. Мамонов М.В. Роль политических субъектов в формировании приоритетов межличностной «повестки дня» для россиян // Политэкс. 2008. №3. С. 97.
10. Рогозина И. В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект // Дисс…д-ра филол. н. – специальность 10.02.19 – теория языка // Барнаул, 2003. С. 450.
11. Фокина О.А. Региональная повестка общероссийской периодики: теоретические и экономические модели // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. №2. С. 125.
12. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/01.htm
13. McCombs M., Shaw D. The agenta-setting function of Mass-Media // Public opinion quarterly. 1972. № 36. P. 176-187.

Расскажите о нас своим друзьям: