Теория языка | Филологический аспект №11 (115) Ноябрь 2024
УДК 81.11
Дата публикации 28.11.2024
Специфика демонстративной тональности в религиозном дискурсе
Тисленкова Ирина Александровна
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки», Волгоградский государственный технический университет, РФ, г. Волгоград, tislenkova@bk.ru
Аннотация: Статья посвящена проблеме функционирования демонстративной тональности в речи священнослужителей и прихожан. Цель работы заключается в определении средств актуализации демонстративной тональности, ее типов и функций в религиозном дискурсе. Используется метод психолингвистического анализа речевой продукции коммуникантов. Устанавливается, что в речи священника функционируют три пита демонстративной тональности. Положительная манипулятивная демонстративность реализуется я- и мы-модальностью, лексическим повтором, гиперболой, гиперболической метафорой, синтаксическим параллелизмом, аттрактивными демонстративными действиями. Данная тональность выполняет контактоустанавливающую, целеполагающую, кооперативную и координирующую функции. Отрицательная манипулятивная демонстративность актуализируется средствами эмоционального синтаксиса, лексическим повтором, демонстративными действиями отвержения и негативными сатисфактивами, выполняя персуазивную и информационную функции. Положительная нарративная демонстративность, передаваемая гиперболическими тропами и лексическим повтором, осуществляет оценочную и регулирующую функции. Выявляется, что в коммуникативном поведении прихожанина присутствуют положительная нарративная демонстративность, реализуемая положительными констативами в функции самопрезентации, и отрицательная нарративная демонстративность, выражаемая негативными констативами, выполняющая информативную, коммуникативную и констатирующую функции.
Ключевые слова: религиозный дискурс, коммуникативная демонстративность, самопрезентация, коммуникативный демонстратив, языковая личность.
Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Volgograd State Technical University, Russian Federation, Volgograd, tislenkova@bk.ru
Abstract: The article is devoted to the problem of demonstrative tonality functioning in the speech of clergymen and parishioners. The purpose of the work is to determine the means actualizing demonstrative tonality, its types and functions in religious discourse. The method of psycholinguistic analysis of the communicants' speech output is used. It is established that the priest's speech is dominated by positive manipulative demonstrativeness, expressed by I- and we-modality, reiteration, hyperbole, hyperbolic metaphor, syntactic parallelism, attractive demonstrative actions, which implements contact-setting, goal-setting, cooperative, coordinating functions; negative manipulative demonstrativeness, actualized by means of emotional syntax, demonstrative actions of rejection and negative satisfaction, performing invasive and informational functions, and positive narrative demonstrativeness, conveyed by hyperbolic tropes and reiteration, which performs evaluative and regulatory functions. It is revealed that in the communicative behavior of a parishioner there is a positive narrative demonstrativeness, realized by positive constatives in the function of self-presentation and a negative narrative demonstrativeness, expressed by negative constatives, performing informative, communicative and ascertaining functions.
Keywords: religious discourse, communicative demonstrativeness, self-presentation, communicative demonstrative, linguistic personality.
Тисленкова И.А. Специфика демонстративной тональности в религиозном дискурсе // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 11 (115). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/spetsifika-demonstrativnoj-tonalnosti-v-religioznom-diskurse.html (Дата обращени: 28.11.2024)
Введение
Религия и вера с древнейших времен лежат в основе идеологии общества, воздействуя на разнообразные процессы социальной жизни в сфере политики, культуры и образования. Религия предполагает наличие у человека специфического миропонимания и поведения, включающего набор ритуальных действий, основанных на вере в существование высшей силы [1, с.156].
Религиозный дискурс формирует духовные поиски людей, отбор и фиксацию ценностей жизни и правил поведения индивида. Религия для современного человека выступает источником утешения, спокойствия и защиты от страха и страдания [2, с. 94].
Демонстративная тональность в речи священнослужителей, обращенной к верующим, призвана удовлетворять данные потребности, а также обозначить людям нравственные нормы и ориентиры.
Научная новизна работы определяется отсутствием исследований феномена коммуникативной демонстративности и средств её реализации в религиозном дискурсе.
Цель настоящей статьи – выявить средства актуализации демонстративной тональности, определить типы демонстративности и ее функции в речи священнослужителей и прихожан.
Методы исследования. В процессе работы используется междисциплинарный подход и метод психолингвистического анализа речевой продукции коммуникантов.
Материалом статьи служат высказывания участников религиозного дискурса из телепрограмм 2015-2024 годов и художественного фильма «Поп» 2009 года, содержащие демонстративную тональность.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые исследуется коммуникативная демонстративность в религиозном дискурсе, выявляется ее дискурсивная специфика и средства выражения.
Демонстративная тональность коммуникации
Демонстративность является структурно-образующей коммуникативной категорией спектрального типа – тональностью, определяющей процесс речевой интеракции и реализующей функции самопрезентации и воздействия на эмоции и чувства адресата [3].
Человек предъявляет свои специфические личностные черты через знаково-символические механизмы коммуникативной демонстративности, единицей которой выступает демонстратив – декларативно-репрезентативная единица коммуникативного акта демонстративной тональности, выражаемая средствами семиотической полимодальности, отражающая индивидуальность продуцента и используемая для управления впечатлением о себе.
Коммуникативными демонстративами служат изображения, звуки, цвета, действия, явления, предметы, понятия, слова, тексты, обладающие символическим значением и использующиеся человеком для активного самопродвижения в отношениях с другими людьми, подчеркивания своего социального положения, акцентирования приверженности определенному мировоззрению или идеологии.
Характеристики религиозного дискурса
Религиозный дискрурс – это особенное коммуникативное образование, направленное на передачу, сопровождение и сохранение религиозных постулатов посредством специальных комплексов речевых актов.
Участниками религиозного дискурса выступают священнослужители и прихожане.
Хронотопом служит богослужение в храме, беседы на религиозную тематику на пасторских конференциях, проповедях и в воскресных школах.
Цель дискурса религии состоит в религиозном обращении, трансляции знаний о Боге, человеческой душе и их взаимоотношениях – единой, высшей и абсолютной истины, источником которой находится в Священном Писании [4, с.76].
Ценностями религиозного дискурса являются догматы веры – абстрактные метафорические концепты, которые верующие безоговорочно принимают для себя, и в соответствии с которыми выстраивают свое поведение [5].
Исследователи выделяют следующие коммуникативные стратегии, используемые для управления сознанием реципиентов: призывающая, разъясняющая, молитвенная, утверждающая и исповедальная [6].
Корпус прецедентных текстов религиозного дискурса составляют Священное Писание, Евангелие, цитаты из творений отцов церкви, притчи, иносказания, поучения, псалмы, молитвы (Отче наш), Нагорная проповедь и житие.
Религиозный дискурс оперирует догматическими концептами «грех», «спасение» и аскетическими концептами добродетелей и страстей: «вера – скепсис», «смирение – гордыня», «скромность – тщеславие», «послушание – дерзость» и другие [7].
Традиционная жанровая система религиозного дискурса включает исповедь, благословение, обряд, духовное письмо, молитву, акафист, слово, деяния, псалом, тропарь, житие, толкование, кондак, трактат, канон, притчу, послание, таинство, а также поясняющие их жанры проповеди, пасторской беседы и беседы на религиозные темы [8]. В связи с тем, что исследуемый дискурс пересекается со всеми институциональными дискурсами, в нем представлены жанры других типов дискурсов.
Для языка религиозного дискурса свойственна образность, эзотеричность, ритуальность, консервативность, торжественность, высокая символичность и демонстративность [9].
Демонстративная тональность в религиозном дискурсе принимает нарративную, манипулятивную, положительную и отрицательную формы и их сочетания.
Рассмотрим функционирование коммуникативной демонстративности в речи священнослужителей и прихожан.
Типы, способы выражения и функции демонстративной тональности
в религиозном дискурсе
Демонстративная тональность в речи священника может быть различной в зависимости от контекста и целей, которые он ставит перед собой.
Прежде всего, коммуникативная демонстративность используется говорящим для установления доверия к своему мнению [10]. Например,
(1) И тоже опять хочу сказать, и тоже хочу сказать (грозит пальцем). И это (стучит пальцем об стол) исправимо. Я вот видел массу людей, массу людей. Вот человек страдал алкоголизмом. Наркотики видел (23.10 мин. – 23.28 мин.) [11].
В примере (1) протоиерей посредством акцентированной манипулятивной демонстративности, выраженной я-модальностью, лексическим повтором (хочу сказать, массу людей), аттрактивными демонстративными действиями (грозит пальцем, стучит пальцем об стол) и гиперболой (Я вот видел массу людей) стремится к тому, чтобы его прихожане доверяли ему как духовному лидеру, имеющему большой опыт.
Демонстративная тональность помогает священнику обозначить для прихожан общую для всех миссию и духовные ценности, для того чтобы показать направление совместных устремлений. Например,
(2) Сейчас в моей жизни я стараюсь бороться за семейное поклонение Христу <…> Я пытаюсь спасти мир (33.41 мин.) [12].
(3) Мы хотим остановить движение антихриста. Мы хотим остановить воцарение над миром окончательного зла. (5.38 мин. – 5.42 мин.) [13].
Данные высказывания (2), (3) построены на употреблении положительной нарративной коммуникативной демонстративности, актуализируемой я- и мы-модальностью, гиперболической метафорой (Я пытаюсь спасти мир) и синтаксическим параллелизмом (Мы хотим остановить …), направленной на сплочение аудитории на основе духовных убеждений.
(4) Я всегда молился. Но осознание Бога, внутреннее глубокое осмысление его величия и своей полной зависимости от него, и, наверное, самое ценное – своей принадлежности ему, что ты ему принадлежишь, – вот практика этого осмысления для меня – сверхценное явление, сверхценное (4.26 мин. – 5.14 мин.) [14].
В высказывании (4) пастор объясняет адресатам суть и опыт своего служения Богу с помощью положительной нарративной демонстративности, реализуемой гиперболическим эпитетом и лексическим повтором (сверхценное явление, сверхценное).
Демонстративная тональность в речи священника направлена на разъяснение основных догматов вероучения, управление размышлениями прихожан и выражение оценки человеческих поступков. Например,
(5) Я прошу прощения (закрывает лицо руками). Я сейчас скажу одну штуку. Это просто … . (глаза закрыты, руки подняты вверх, потрясает кистями рук) Прошу прощения, что скажу. Бабуленька одна больно плакала. Говорит: «Батюшка, как мне, умирая, сына простить?» <…> Насилие есть грех. Это крайняя форма унижения родителей (18.18 мин. – 18.56 мин.) [16].
В примере (5) представлена отрицательная манипулятивная коммуникативная демонстративность, которая передается разными средствами. Вербальные единицы включают синтаксический параллелизм и лексический повтор (прошу прощения), невербальные – демонстративные действия отвержения (закрывает лицо руками; глаза закрыты, руки подняты вверх, потрясает кистями рук), выбираемые говорящим для осуждения поступка молодого человека по отношению к его матери и заявления о своем полном несогласии с ним.
(6) А за безнравственное жестокое отношение к человеку, неужели ты не будешь наказан? <…> Отдаю себе отчет, слова мои, конечно, даже могут не всем понравиться, но это горькая правда: а за сознательное убийство? Причем неоднократное нерожденных детей в утробе? Следующие дети, если они будут, не понесут ли они тоже наказание? (17.56 мин. – 18.43 мин.) [14].
В данном фрагменте проповеди (6) протоиерей через отрицательную манипулятивную демонстративную тональность, строящуюся на негативных сатисфактивах, подводит своих слушателей к правильному выводу о недопустимости плохого отношения к ближнему.
Демонстративная тональность помогает вдохновить и мотивировать паству на духовный рост и развитие. Например,
(7) В дневниках Иоанна Кронштадтского изображена такая амплитудная история внутренней борьбы. То есть в течение дня, иногда по нескольку раз он ощущал себя самым падшим грешником и самым близким к Богу человеком. Там такая синусоида была, что я думаю, что слабонервным это недоступно. Это просто вера. Она дает такую возможность <…> Просто баян порвется, если на нем так сильно играть. Обычный человек просто разорвется на три части (2.21 мин. – 3.39 мин.) [15].
(8) Он (Христос) не дал им то, что они хотели. Они лично отомстили Господу за все обманутые мечты. Многие верили, что это он и есть (сам Бог) <…> Нам с вами этого не понять <…> Боюсь, что наши с вами полупроводники от этого напряжения перегорят. Это слишком серьезная вещь (1.05.48 мин. – 1.10.15 мин.) [15].
В отрывках беседы (7) и (8) употреблена явная манипулятивная коммуникативная демонстративность, актуализируемая гиперболой и гиперболической метафорой. Так священнослужитель подчеркивает, что духовные поиски часто сопровождаются большими сомнениями и интенсивными размышлениями, которые могут быть у каждого человека.
В коммуникативном поведении прихожан демонстративная тональность отражает их готовность быть активными участниками религиозной общины. Коммуникативные демонстративы необходимы им для обозначения своего духовного статуса, установления и поддержания взаимоотношений в церковном сообществе.
Демонстративная тональность представляет говорящего как человека, стремящегося к нравственному росту и развитию, помогает получить духовное руководство. Например,
(9) Отец Александр:
Отрицаешься ли сатаны? И всех дел его? И всех ангел его? И всего служения
его? И всея гордыни его?
Ева: Отрицаюся. <…>
Отец Александр: Сочетаваеши ли ся Христу?
Ева: Сочетаваюся. (13.18 мин. – 13.51 мин.) [16].
В примере (9) говорящая прибегает к использованию отрицательной нарративной демонстративности, актуализируемой негативным констативом (Отрицаюся), подтверждающим ее отказ от служения злу. Во втором высказывании Евы положительная нарративная демонстративность реализуется положительным констативом (Сочетаваюся) и подчеркивает ее приверженность учению Христа.
(10) Прихожанин: Отец Александр, я виноват. Но и жена до того меня разозлит, что я ее убить готов!
Отец Александр: Это, конечно, грех. (7.45 мин.) [16].
Высказывание (10) построено на отрицательной нарративной демонстративности, выраженной негативными констативами, употребляемой с целью получить оценку своим мыслям и наставления от священника.
Выводы
Таким образом, в речи священнослужителя функционируют такие типы демонстративной тональности, как:
1) положительная манипулятивная демонстративность, выраженная я- и мы-модальностью, лексическим повтором, гиперболой, гиперболической метафорой, синтаксическим параллелизмом, аттрактивными демонстративными действиями, которая реализует контактоустанавливающую, целеполагающую, кооперативную, координирующую;
2) отрицательная манипулятивная демонстративность, актуализируемая средствами эмоционального синтаксиса, лексическим повтором, демонстративными действиями отвержения и негативными сатисфактивами, выполняющая персуазивную и информационную функции;
3) положительная нарративная демонстративность, передаваемая гиперболическими тропами и лексическим повтором, которая осуществляет оценочную и регулирующую функции.
В коммуникативном поведении прихожанина присутствуют следующие типы демонстративной тональности:
1) положительная нарративная демонстративность, реализуемая положительными констативами в функции самопрезентации;
2) отрицательная нарративная демонстративность, выражаемая негативными констативами, выполняющая информативную, коммуникативную и констатирующую функции.
Список литературы
1. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс в современном поликультурном пространстве // Актуальные научные исследования: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Том Часть 1. Пенза: Наука и Просвещение, 2023. С. 156-158.
2. Маркелов А. В., Калюгин П. С., Краснов Н. Ю. Особенности религиозного дискурса // Международный студенческий научный вестник. 2020. №. 5. С. 22-22.
3. Хамраева А. А. Прецедентные феномены в заглавиях текстов религиозного дискурса // Векторы развития русистики и лингводидактики в контексте современного филологического образования: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. Астрахань: Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева, 2023. С. 62-64.
4. Анисимова Е. Е. Об аспектах изучения религиозного дискурса в отечественной лингвистике // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. №. 9 (851). С. 71-84.
5. Бурмистрова Е. С. Старый свет – новые ценности: концепт традиционных ценностей в политических и религиозных дискурсах Западной Европы (на примере Франции и Германии // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2020. Т. 4. №. 3. С. 297-302.
6. Плисов Е. В. Функционально-антропологический подход к лингвистическому анализу религиозного дискурса // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2022. №. 20. С. 451-459.
7. Козлова Е. А., Гремицкая М. В. Концепт вера и религиозный дискурс: влияние медиа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. №. 1. С. 285-290.
Кондакова Н. С., Мишина Т. В. Религия в жизни современного человека и общества // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2018. Т. 26. С. 91-96.
8. Иванова К. О. Жанровые особенности современного религиозного дискурса // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2022. С. 53-57.
9. Савченко Е. П., Фильчакова Е. М. Религиозный дискурс: дефиниция, структура, сущность // Язык, история, общество: Сборник научных тезисов и статей по материалам Международной научно-практической очно-заочной конференции. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2021. С. 177-180.
10. Тисленкова И. А. Феномен коммуникативной демонстративности в современном дискурсе // Филологические науки. Вып. 2. Том 2. С. 14-21.
Список источников
11. Обилие благодати не спасает от проблем. Встреча с протоиереем Андреем Ткачевым. Тема «Живая вера». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=JDXJAyeZ0W0 09.09.2022. (дата обращения: 27.10.2024).
12. Вопросы и ответы // Пасторская конференция «Христос». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=efs25I4WWP4 03.03.2019. (дата обращения: 27.10.2024).
13. Война за душу целого народа. Протоиерей Андрей Ткачев. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=EyCvUmqyM90 28.01.2024. (дата обращения: 27.10.2024).
14. Вопросы и ответы // Пасторская конференция «Христос». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=efs25I4WWP4 03.03.2019. (дата обращения: 27.10.2024).
15. Обилие благодати не спасает от проблем. Встреча с протоиереем Андреем Ткачевым. Тема «Живая вера». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=JDXJAyeZ0W0 09.09.2022. (дата обращения: 27.10.2024).
16. Поп. Х/ф. Реж. В. Хотиненко. КТК «Православная энциклопедия» 20th Century Fox Мосфильм. 2009. Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch?v=9VVE-jFw4ds (дата обращения: 27.10.2024).