Русская литература | Филологический аспект №04 (84) Апрель 2022

УДК 82.282

Дата публикации 30.04.2022

Современное прочтение истории в романе А. Иванова «Тобол»

Нидворягина Светлана Александровна
студентка факультета филологии и межкультурных коммуникаций, Башкирский государственный университет, Бирский филиал, РФ, Республика Башкортостан, г. Бирск, svetlana.n99@yandex.ru

Аннотация: В работе представлен современный взгляд на историю в романе Алексея Иванова «Тобол». Многие произведения данного автора затрагиваюттему истории, что сейчас является достаточно актуальным. Основное внимание в работе уделяется маркировке важных и существенных признаков прозы А. Иванова, связанной с изображением национальной истории. Цель работы заключается в системном отображении художественных граней исторического характера в романе Алексея Иванова. Методология исследования сводится к сравнительно-сопоставительным принципам анализа романа «Тобол» с исторической прозой прошлых столетий. Данный материал может быть использован при изучении исторической прозы современности, творчества А. Иванова в целом.
Ключевые слова: Алексей Иванов,автор, Тобол, поэтика, исторический роман, сюжет.

Modern reading of history in A.Ivanov's novel «Tobol»

Nidvoryagina Svetlana Alexandrovna
Student the Faculty of philology and intercultural communications, Bashkir State University, Branch in Birsk, Russian Federation, Bashkortostan, Birsk

Abstract: The paper presents a modern view of history in Alexey Ivanov's novel «Tobol». Many of the works of this author touch upon the theme of history, which is quite relevant now. The main attention in the work is paid to the marking of important and essential features of A. Ivanov's prose related to the image of national history. The purpose of the work is to systematically display the artistic facets of a historical character in the novel by Alexey Ivanov. The methodology of the research is reduced to the comparative principles of the analysis of the novel «Tobol» with the historical prose of the past centuries. This material can be used in the study of historical prose of modernity, creativity of A. Ivanov in general.
Keywords: Alexey Ivanov, author, Tobol, history, historical novel, poetic, plot.

Правильная ссылка на статью
Нидворягина С.А. Современное прочтение истории в романе А. Иванова «Тобол» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (84). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/sovremennoe-prochtenie-istorii-v-romane-a-ivanova-tobol.html (Дата обращения: 30.04.2022 г.)

Новейшая русская проза является достаточно уникальным, феноменальным, неповторимым и сложным для изучения явлением. Исследователи обращают внимание на синкретический вариант моделирования художественного полотна: писатели работают и с формой, и с содержательным уровнем. Трансформации подвергается классический тип жанра, колебаниям подвергнут композиционный уровень, верифицируется образный строй. Главное же, на наш взгляд, видоизменяется поэтика, то есть тот набор приемов, которые являются действенными и концептуальными. Подобную разверстку ситуации можно наблюдать как в поэзии, драматургии, так и прозе. На наш взгляд, наиболее интересно реверсифицирует классику в своем творчестве Алексей Иванов. Его тексты созвучны текстам А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Лескова, М. Шолохова и других писателей-классиков. Но, помимо внутренней связности – проработке темы истории, меняется и отношение к данной проблеме, что в последующем получает новый рецептивный вариант у читателей.

Отметим, что Алексей Иванов – одна из ведущих фигур современной российской литературы. В своем творчестве он касается острозлободневных тем: темы национальной истории, отечественной географии, проекции истории, вероятно, поэтому его произведения / тексты пользуются большим читательским спросом. Вхождение в литературу у А. Иванова произошло еще в конце 1980-х – времени явных перемен и отчасти злоключений. Экспериментальный тон у Иванова встречаем уже в «Охоте на «Большую Медведицу» (1989), «Земле-сортировочной», «Кораблях и галактике».

Однаколитературное признание А. Иванова приходит позже, оно связано с такими текстами, как «Географ глобус пропил» (1995), «Сердце Пармы» (2003), «Ненастье» (2015), «Тобол» (2016) и т.д. Вариация игры с кодами и культурными знаками прописано и в документалистике – он автор цикла «Хребет России», посвященного истории,быту Урала, сценарист проекта «Горнозаводская цивилизация». На наш взгляд, одной из важных черт стиля / манеры оценки Алексея Иванова является его непредвзятость и открытость к познанию наиболее глубинного, значимого.

Произведения А. Иванова включены в программу курса по современной литературе для вузов. Литературные вариации весьма удачно укладываются в кино-формат («Царь», «Ненастье», «Сердце Пармы», «Ёбург»). Таким образом, можно сказать, что Алексей Иванов востребован, актуален, его читают, экранизируют, по его творчеству пишут критические статьи, а его роман «Тобол» можно отнести к одной из самых спорных литературных новинок последних лет. Данная статья ориентирована на анализпроблемы прочтения истории в нашумевшем романе Алексея Иванова «Тобол»[1, 2].

Методология работы ориентирована на сравнительно-типологический принцип: анализ романа «Тобол» сделан в рамках сопоставления с исторической прозой прошлых столетий (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.А. Шолохов). Произведения указанных авторов есть некий маркер отображения национальной истории, хотя по каноническим жанровым признакам разница все же есть. Думается, что тексты А. Пушкина, Л. Толстого, М. Шолохова объединяет общность оценки истории: она видится как факт, рисуется как прецедент. У Алексея Иванова история трансформирована в событие-процесс, к которому причастны не только здесь и сейчас находящиеся, но и условно-избранные. Не случайно в образный ряд «Тобола» вводятся «новые имена», включаются «новые факты», происходит реконструкция с художественной стилизацией, а это уже новый изводи актуальное прочтение.

Литературная классика XIX-ХХ веков при обращении к формату исторической прозы все же запечатлевала объективную сущность: транспарента была целью для писателя, прозрачность и открытость сводились к методу – главенствовал реализм. Допущение искажений, видимо, могло помешать реализации т.н. авторского замысла. Стоит вспомнить серьезную и продуманную работу А.С. Пушкина над «Капитанской дочкой», длительный период написания романа «Война и мир» Л.Н. Толстым. Наблюдая за становлением «художественной модели»,читатель выстраивал объективный срез восприятия, трактовка следовала вслед за автором.

Еще одной особенностьюпрозы, ориентированной на раскрытие исторической темы, является допустимость некоторой вольности в обращении с фактами (например, образы и герои), их свободная дифференциация (расположение), варьирование. Заметим, что роман «Тобол» Алексея Иванова отчасти допускает этот принцип, то есть в этом наблюдается преемственностьлибо следование авторитетам. Однакопри формировании художественной модели авторы не исключают привилегированность воссоздания особой атмосферы, облика жизни, ее уклада, быта и нравов. Без этого, на наш взгляд, немыслим текст, ориентированный на исторический срез.

Отметим также тот факт, что эти произведения поднимают на историческом материале важнейшие вопросы народной жизни,вопросы разрешения судеб нации, стремятся актуализировать проблему связи личности с народом, личности с обществом / государством. Схожие по замыслу идеи встречаем и в историческом романе Алексея Иванова «Тобол». Писатель формирует персонифицированный виток истории, дает некий новый срез национальных событий; для А. Иванова история – максимально открытое поле исследований, и это не факт, но событие или ситуация.

Безусловно, историческая проза современности перекликается с литературой прошлых столетий, однако ее направленность в ином. Уже изначально «роман «Тобол», как признается автор, это попытка «сделать роман нового, современного типа», где сама форма повествования идет из кино, от драматического сериала» [3, с. 377]. Думается, что не случаен подзаголовок – «роман-пеплум». То есть жанр, более известный в кино, ориентир которого –представить драматический факт / событие, наметить историческое повествование о древнейших временах,связанных с античными, библейскими изводами, наполненный образными ассоциациями. На наш взгляд, вариация вполне уместна, главное, что она удалась полностью.

Масштаб охвата событий романа «Тобол» достаточно глобален.Время и пространство играют в данном произведении границы художественной наррации. Прошлое, по Иванову, уже само по себе имеет эпопейный характер. Поддерживается данный пласт включением самых разных социальных групп и сословий: пленные шведы, бухарские купцы, офицеры и чиновники, каторжники, инородцы, летописцы, зодчие, китайские контрабандисты, беглые раскольники, шаманы, православные миссионеры, воинственные степняки,джунгары. Ориентированность на массу дает возможность писателю воссоздать сложность и важность описываемых событий, которые сводятся к сложению судьбы российской Азии. Образный ряд при этом дополняется, расширяется новыми фигурами, значимыми для переложения истории, переосмысления исторических событий.

Сюжетный ход [9] романа «Тобол» А. Иванова оригинален, нов, интересен. Отметим, что для писателей-классиков создание исторического полотна – процесс ступенчатый, события должны как бынанизываться друг на друга. При этом важно одновременно удержать и логику событий, и стороннюю оценку ситуации «здесь и сейчас». «Тобол»– ситуативный текст, порой, сам читатель дорабатывает сюжетную канву, не буквально конечно, но сориентировавшись на автора.

Отметим еще одну особенность романа А. Иванова – это изобилие отступлений, т.н. развернутых экскурсов в историю Сибири. Дробность и частность описаний городов, поселенийсинтезируется с настоящим, фактическим. В текст романа включено большое количество этнографического материала, чего не достает, порой, в произведениях классиков. Алексей Иванов знает старинные названия географических объектов, технологии возведения речных судов, опыты вогульских шаманов. В то же времяон не делает попыток пояснить значение устаревших слов и местных терминов, что часто можно встретить у писателей исторической прозы.Таким образом, А. Иванов предлагает читателю самостоятельно, без буквального «переводчика», погрузиться в созданную авторскую атмосферу.

Можно предположить, что роман «Тобол» подходит под определение целого культурологического проекта Алексея Иванова. Он выполняет информационно-познавательную, идеологическую, развлекательную и маркетинговую функции. Имея сильную историческую и политическую подоплеку, онтем не менееподнимает множество вопросов общечеловеческого, вневременного характера. Уникальность данного произведения, на наш взгляд, также заключается в консолидации разных точек зрения на историческое прошлое: ведьне случайны параллели, которые можно установить между т.н. «ушедшим» и «наступающим». Как отмечается в критике, «этот проект направлен не только на формирование интереса к прошлому Сибири, к истории ее покорения русскими…, но и призван возбудить желание познакомиться с Сибирью современной, ее уникальной природой и людьми» [4, с.102]. Алексею Иванову удалось высветить наиболее фактурные приметыкак российского региона, так и исторической парадигмы, следовательно, построить повествование в ключе новой интерпретации.

«Тобол» Алексея Иванова удивляет жанровым своеобразием. Миромодель, которая прорисована автором, совмещает в себе три типа повествования: политический детектив в декорациях XVIII века, исторический роман и мистику, что не так многоракурсно в классике. Автор привносит мощное реалистическое письмо, которое в романе прослаивается образностью другой, иррациональной природы – стихией чудес, таинственных, фантастических видений, предрекающих будущее персонажей, магией язычества. Все это сближает художественную ткань романа с магическим реализмом. Синтез жанров, безусловно, находка автора, тем более, реализованная в новом историческом пространстве.

Отметим, что А. Иванов выбрал для изображения крайне интересный исторический [5]период. На наш взгляд, это также концептуально, ибо выбранная эпоха есть время изменений практически всего – быта, уклада, истории, человека, общества. Новый «тип героя» нужен для свершения серьезных замыслов, принятия серьезных решений, а далее – аккумуляции т.н. новой правды. Действие романа разворачиваетсяв Тобольскев начале XVIII века, в эпоху судьбоносных преобразований Петра I. Освоение, а точнее, покорение Сибири – одно из важнейших и, как представляется нам, сложных событий национальной истории. Художественная же коллизия не только касается общественных преобразований, но, вероятно, носит и личностный аспект. Правда, истина, ложь и обман, фальсификация и домысел, гордыня и предательство, суд и бесчестие – вот тот неполный список «ситуаций», связанных с героями романа. Втексте много сюжетных линий, но они органично связаны друг с другом. События российской истории инвариантно переплетаются с выдуманными магическими эпизодами, однако, пласты не противоречат друг другу, так как формируется единая модель изображения.

Читатель смотрит на художественный мир / историю не глазами Алексея Иванова,хотя и понимает, что автор создает иллюзию в чистом виде, новариантами и типами созерцания – православного героя, шведского протестанта, мусульманина из Бухары, старообрядца, язычника-остяка. Субъективный статус, следовательно, видоизменяется, что также есть примета именного этого текста. Срез истории многолико предстает перед заинтересованным читателем.

Отметим также, что Алексей Иванов изображает историю по-новому, но при этом достаточно легким, красочным, ярким слогом. Собственно этим и отличен стиль данного автора в ракурсе актуальных постмодернистских [10] тенденций, имеющих более массовое распространение. Подробности быта, фактура описания, кадровый расклад, на наш взгляд, сродни тексту М.А. Шолохова. Пиктографический пафос делает чтение визуальным, понятным, объективным. Игровая / конфликтная ситуация при этом смещается на уровень стиля. Хотя литературная критика в отношении к книге раскололись на два лагеря.Одни – С.Казначеев, В.Нестеров, С.Морозов [6] – обвиняют автора в русофобии, неоправданной эклектике разнородного исторического материала и неоднородности стиля, называют при этом книгу псевдоисторической и отмечают отсутствие в ней композиционного стержня. Вероятно, вымысел и художественность есть аргумент в защиту этой точки зрения. Другие – Г. Юзефович, О. Андреева [7] – напротив,считают, что это произведение создано в лучших традициях исторического жанра и восхищаются филигранной работой писателя с т.н. кодами и знаками прошлого. Думается, что и этот взгляд на текст правомерен, именно он нам кажется объективным и выверенным. По факту видим качественную работу по созданию сложного и многомерного полотна, при этом историческая [8] составляющая, на наш взгляд, правдоподобна, достоверна. Алексей Иванов не вступает в буквальный диалог классиками исторической прозы, не видоизменяет имеющиеся формы [11], его задача заключается в другом – возможной реинтерпретации истории, оформления нового взгляда на события прошлого. Отметим, что роман «Тобол» Алексея Иванова – синкретическая [12] вариация на актуальную историческую тему, это текст [13], проблемный спектр которого находится в нескольких смысловых плоскостях. Рецепция данного произведения должна быть реализована также многомерно и вариативно.

Подводя итог можно отметить, что изображение истории в рамках новых / актуальных проектов осуществляется с учетом уже прописанного классикой XIX – ХХ века. Новариация трактовки дается в иных формах, порой близких визуальным, реконструкторским. Алексей Иванов в романе «Тобол» тему исторических [14] изменений доводит до сложной модели общей бытийной организации: прецедент касается изначально [15]государственной задачи, далее же получает отображение на частных судьбах. Для романа А. Иванова важнаи смысловая динамика, следовательно, сюжетный ход –лишь импульс, подвигающий все остальное. История в романе «Тобол» представлена автором не как факт, но как ситуация, из которой нельзя просто выйти. Изначально в исторические коллизии втягиваются герои, как вариант автор, далее же – читатели романа. Алексей Иванов, как и мастера исторической прозы, допускает варьирование во времени, в пространстве, но его главной задачей становится эктазия смысла.


Список литературы

1. Иванов А. Тобол. Много званых. М.: АСТ, 2019. 702 с.
2. Иванов А. Тобол.Мало избранных. М.: АСТ, 2019. 826 с.
3. Колобаева Л.А. Русский исторический роман по-новому: «Тобол» Алексея Иванова // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. № 24. С. 376-389.
4. Булгакова А. А.История через историю: «Тобол» как трансмедийный проект // культ-товары. Массовая культура в современной России: конструирование миров, умножение серий. Гродно: Гродненский гос. ун-т им. Янки Купалы, 2020. С. 98-116.
5. Андреева О. История проигравших [Электр.ресурс] // ЭкспертOnline. URL: https://expert.ru/expert/2017/08/istoriya-proigravshih/(дата обращения: 13.04.2022).
6. Нестеров В. Пеплум великих побед. О новом романе Алексея Иванова [Электр.ресурс]https://gorky.media/reviews/peplum-velikih-pobed/ (дата обращения: 13.04.2022).
7. Андреева О. История проигравших [Электр.ресурс] // https://expert.ru/expert/2017/08/istoriya-proigravshih/ (дата обращения: 13.04.2022).
8. Безруков А.Н. Проекция национальной истории в прозе Владимира Сорокина // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. 2020. №4. С. 93-105.
9. Безруков А.Н. Субституция сюжета в новейшей русской прозе // Нижневартовский филологический вестник. 2020. №1. С. 3-10.
10. Безруков А.Н. Контаминация языка как форма художественного мышления Саши Соколова // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2019. №4. С. 28-32.
11. Безруков А.Н. Механизмы конфигурации художественной реальности в прозе Захара Прилепина // LibriMagistri. 2019. №3 (9). С. 136-145.
12. Безруков А.Н. Экзистенция России и Запада в путевых очерках Ф.М. Достоевского // Литература в диалоге культур : межвузовский научный сборник / ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации. Ростов-на-дону : Общество с ограниченной ответственностью «Фонд науки и образования», 2016. С. 31-36.
13. Сазонова А.С. Поэтика сибирского текста в романе А. Иванова «Тобол» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т.1. №1. С. 20-25.
14. Черникова Н.В., Спицына Ю.В. Тематические группы историзмов в романе А.В. Иванова «Тобол» // Наука и образование. 2021. Т.4. №2. С. 188.
15. Тимофеев А.Н. На пути к Тоболу // Вопросы литературы. 2020. №3. С. 75-101.

Расскажите о нас своим друзьям: