Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание | Филологический аспект №08 (64) Август 2020

УДК 655.5

Дата публикации 27.08.2020

Сопоставительный социокультурный анализ традиционной и электронной версий британской газеты The Financial Times

Панченко Лариса Владимировна
канд.педагог.наук, доцент кафедры англ.языка факультета Мировая экономика, Дипломатическая академия МИД РФ, Москва, Россия, DAConfa@mail.ru

Аннотация: В статье автор дает сопоставительный анализ традиционной и электронной версий газеты The Financial Times с социокультурной точки зрения. Подробно рассмотрены преимущества электронных версий газет как в целом, так и при использовании в процессе обучения иностранному языку в частности. Автор также останавливается на отдельных видах обучающей деятельности при работе с электронными версиями газет.
Ключевые слова: традиционная, электронная версия, режим реального времени, гуперссылка, интерактивность

Comparative sociocultural analysis of traditional and electronic variants of The Financial Times newspaper

Panchenko Larisa Vladimirovna
Cadn.Sci. (Pedagogy), assistant professor of the English chair, World Economy Department, Diplomatic Academy of Russia’s Foreign Ministry, Moscow, Russia

Abstract: The author gives a comparative analysis of traditional and electronic variants of the Financial Times newspaper from socio-cultural point of view. The article examines the advantages of the electronic variant both in general and when teaching a foreign language in particular. The author also mentions some teaching techniques that involve the use of electronic variants of newspapers.
Keywords: traditional, electronic variant, online mode, hyperlink, interactivity

Правильная ссылка на статью
Панченко Л.В.Сопоставительный социокультурный анализ традиционной и электронной версий британской газеты The Financial Times // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 08 (64). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/sopostavitelnyj-sotsiokulturnyj-analiz-traditsionnoj-i-elektronnoj-versij-britanskoj-gazety-the-financial-times.html (Дата обращения: 27.08.2020)

Стремительный прогресс в сфере компьютерных технологий, появление и развитие Интернета внесли существенные изменения в современную информационно-коммуникативную среду. Интернет превратился в мощное информационное пространство, охватывающее в той или иной степени все аспекты общественной жизни стран.

Преимущество внедрения ресурсов и услуг Интернета в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. За последнее время было написано немало работ, в которых исследователи раскрыли дидактические возможности использования материалов интернет-ресурсов в учебном процессе [1, 4, 9, 13]. К ним относятся такие, как:

- создание мультимедийной информативной социокультурной, аутентичной учебной среды;

- включение в учебный процесс проблемных ситуаций на материале социально-заостренной тематики;

- обеспечение условий использования различных типов справочной электронной литературы;

- самостоятельный поиск информации в Интернете по заданной теме;

- сочетание информационного взаимодействия с рефлексивным мышлением (личные веб-страницы слушателей);

- коммуникационное взаимодействие школ, вузов в процессе проведения совместных телекоммуникационных проектов, теле и видео конференций (on-line, off-line);

- образование и самообразование с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступление в качестве представителя родной культуры, страны, города и т.п.

- тестирование [12].

В специализированных вузах программой предусматривается работа с материалами общественно-политической тематики, включая устный и письменный перевод, чтение газетных текстов и аудирование. Пороговый продвинутый уровень (B2) слушателей специализированного вуза означает, что слушатель может понимать основной смысл сложных текстов на конкретные и абстрактные темы, включая обсуждение технических деталей в области своей специализации, может общаться с некоторой степенью свободы и спонтанности, ясно и детально высказываться по широкому кругу вопросов, а также излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Учитывая тот факт, что Интернет в настоящее время является одним из основных каналов средств массовой коммуникации, необходимость использования ресурсов Интернета в процессе обучения очевидна [8].

Целью настоящей работы является сопоставительный лингвокультурный анализ двух версий британской газеты The Financial Times – традиционной и электронной. Объектом исследования выступают традиционная и электронная версия газеты, а предметом исследования – лингвокультурные особенности этих версий. База исследования – номера двух вариантов газеты за 2018-2019 гг.

Для реализации целей и задач обучения на пороговом продвинутом уровне владения иноязычной коммуникативной компетенции можно использовать вещательные (СМИ, электронные учебники, пособия, справочники, библиотеки и архивы), поисковые (каталоги, поисковые системы) и интерактивные (электронную почту, электронные конференции, видеоконференции, веб-форумы, чаты, ICQ, блоги, технологии вики) услуги Интернета [5].

Особенностью настоящего периода является то, что человек читает электронные газеты значительно чаще, чем традиционные. По своим характеристикам они не идентичны. Многие известные газеты и журналы (The Guardian, The Financial Times, The Independent, The International Herald Tribune, The Economist, The Society, Punch и др.) имеют свои web страницы в Интернете. При использовании общественно-политических материалов Интернета следует обратить внимание обучающихся на то, что текстовые материалы интернет-СМИ, в сравнении с печатными газетными текстами, обладают рядом особенностей, которые должны быть учтены в процессе обучения:

- значительно меньший объем текста (по сравнению с печатными текстами аналогичного содержания);

- использование гипертекста для расширения информационного поля восприятия [2];

- использование шрифта, цвета и визуальных эффектов для ускорения информационного обмена;

- индуктивная структура текста («принцип перевернутой пирамиды»);

- заголовки текстов Интернета даются в более развернутой форме, чем в газете;

- ограниченное употребление местоимений, пассивных конструкций, отрицательных грамматических конструкций [10].

В результате сопоставления содержания и структуры традиционной печатной продукции (print) и интернет-продукции (online) можно выделить целый ряд специфических характеристик электронных версий.

Рассмотрим особенности и преимущества электронной версии британской газеты The Financial Times с учетом ее специфических характеристик.

Разделение газет на рубрики и подрубрики позволяет переходить непосредственно к нужному разделу и интересующей статье. В онлайн-газете The Financial Times (www.ft.com) представлены следующие рубрики:

Home|World|Companies|Markets|Markets Data| Managed funds |Lex |Comment&Analysis |Technology|Video&Audio|Business Life|Business Education|Your Money|Arts&Weekend |Wealth|In depth|Special Reports|Jobs&Classified

 

Причем каждая из рубрик распадается на тематические подрубрики, где тексты сортируются по актуальным темам, помимо новостей включают форумы и ссылки на сетевые ресурсы. К статьям представлен список близких по теме материалов. Например, рубрика Markets содержит следующие подрубрики:

Markets|Equities|Currencies|Capital markets|Commodities|Emerging markets|Columnists |Investor’s Notebook|Company|Announcements|Ask the expert|The long view|

 

В традиционном аналоге присутствует следующие рубрики:

World News|Analysis|Comment|Business Life|Arts|The Lex Column|Companies|Markets |Digital Business|

 

При сравнении рубрик онлайновой и печатной газеты, можно сделать вывод, что электронная версия газеты предоставляет читателю большее количество тематических подрубрик, соответственно больше материалов для ознакомления и анализа.

Использование гипертекстовой технологии предполагает, что информация, например, в электронной газете, в отличие от печатного аналога может быть представлена в нескольких вариантах:

- не полностью, а в виде заголовка с небольшим абзацем;

- в сжатом виде может быть представлена основная тема статьи, но при этом она сопровождается ссылкой (Read Article, More, Full Text) для того, чтобы ознакомиться со статьей полностью, что легко сделать, щелкнув мышкой по заголовку к полному тексту интересующей статьи. В результате, у читателя есть возможность выбора: или сэкономить время, если его данная статья не интересует, или наиболее полно ознакомиться с той или иной информацией. Такой выбор практически отсутствует в печатном издании, хотя на передней полосе традиционных аналогов все же есть заголовки некоторых статей с краткими аннотациями и с указанием страниц, на которых данные статьи представлены в полном варианте [6].

Сравним, как представлены заголовки статей по одной и той же теме на главных страницах электронной газеты Файнэншл Таймс и в его «бумажном» аналоге (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Из таблицы видно, что электронная газета предлагает своему читателю возможность, не отходя от компьютера, наиболее полно ознакомиться с представленной темой. Открывая гиперссылки, можно моментально просмотреть, как освещались события с самого начала, что невозможно сделать в печатном издании. Более того, при открытии гиперссылок указывается время появления статьи в Интернете и предлагаются ссылки на предыдущие статьи по этой же теме.

Интерактивность в электронных СМИ предполагает непосредственное взаимодействие с читателями для их незамедлительного реагирования на информацию, в то время как в печатном издании это возможно в большинстве своем только в разделе «Письма читателей», но имеет отсроченное по времени действие и достаточно ограниченный круг коммуникантов. Ссылки электронных СМИ «оставить комментарий к этой статье» или «к этой статье имеется … (указывается количество) комментария(ев)» являются средствами реализации интерактивности в сети. Они стимулируют заинтересованных читателей поделиться своим мнением с другими пользователями сайта, что позволяет выйти не только за рамки класса, аудитории, но и страны, принимая участие в процессе межкультурной коммуникации [7]. Также электронные СМИ позволяют пользователю в режиме реального времени участвовать в создании содержания, одновременно обсуждать с читателями наиболее актуальные вопросы и корректировать направление развития сюжета. Таким образом, читатель превращается в соавтора, полноправного участника процесса творческой коммуникации. Тем самым обучающиеся получают возможность:

- сравнить и обсудить разные точки зрения как ведущих политиков, так и посетителей сайта из других стран;

- воспользоваться ссылкой “send us feedback”, которая позволяет установить связь с издательством;

- высказать свое мнение относительно прочитанного и лично побеседовать с автором определенной статьи в разделе «Сегодняшние журналисты» (Today’s Columnists), где выбор фамилии журналиста свяжет читателя с ним непосредственно в указанный день и час. Такие возможности предлагают многие английские и американские газеты. Результаты такого контакта можно в дальнейшем обсудить на уроке.

Помимо этого, имеется рубрика Blogs (блоги – электронные тематические журналы) по различной тематике, где можно ознакомиться с отзывами читателей сайта, а также оставить свой комментарий. Вот некоторые темы блогов:

Аудио- и видеоподдержка информации. В печатном издании мы имеет только текстовой вариант статьи, а в электронном аналоге можно не только прочитать, но и вызвать аудио- и видеосопровождение интересующей информации.

Также можно просмотреть фотографии с мест событий, нажав на фотоаппарат, чтобы увидеть всю картину происшедшего.

Быстрое обновление и изменение информации электронных СМИ и доступность. В течение дня информация может изменяться, дополняться, но помимо этого, неоспоримым преимуществом Интернет-СМИ является то, что можно не только ознакомиться с проблемой как она освещается сегодня, но и узнать как она была представлена раньше, воспользовавшись материалами из архива (Archive). При этом пользователь имеет возможность с любой точки земного шара, в любое удобное для него время выбирать тот источник информации, который наиболее полно отвечает его потребностям. Более того, возможность сравнивать несколько электронных СМИ в Интернете быстрее и проще, чем в случае с печатными изданиями.

Наличие информационно-поисковой строки. Панель информационно-поисковой системы позволяет читателю выбрать интересующую его тему и получить подборку статей по данному вопросу. Такая услуга электронных газет предоставляет максимально полное и функциональное удовлетворение потребностей пользователей сайта в оперативной и подробной информации.

Учитывая специфику работы обучающихся с электронной информацией, возникает необходимость развивать не только те необходимые умения при работе с газетными материалами, которые уже выделены в литературе [3, 11], - ориентироваться по заглавию, предвидеть, прогнозировать содержание информации, находить социокультурно маркированную информацию и правильно интерпретировать ее, критически воспринимать информацию и т.д., но и обратить внимание на целый ряд специфических умений. К ним относятся:

- умение добывать информацию из различных источников, проверять достоверность информации и последующей обработке этой информации с помощью современных компьютерных технологий;

- умение читать информацию электронной газеты, требующее не только владения различными видами чтения (поисковому, просмотровому и т.д.), но и их интеграцию;

- умение использовать электронную справочную литературу, разные словари, интернет-ресурсы в случае необходимости;

- умение применять материалы интернет-версий газет в профессиональных и непрофессиональных средах.

Использование материалов электронных СМИ несомненно обогатят занятия иностранного языка в специализированных вузах. Естественно, сложность материала и его объем должны варьироваться и соответствовать уровню развития студентов на каждом этапе обучения.


Список литературы

1. Веревкина-Рахальская Ю.Н. Роль и место информационных Интернет-ресурсов в формировании коммуникативной компетенции у студентов специализированных вузов (на материале общественно-политической тематики) // Вестник МГОУ. Серия «Открытое образование». № 2 (33). Том 1. 2006. М.: Издательство МГОУ. С.68-71.
2. Волынкина С.В., Новожилова Н.В., Соломенников В.А. Гипертекст – новая языковая реальность // Филологический аспект. 2019. № 11 (55). С. 141-155. https://scipress.ru/philology/articles/gipertekst-novaya-yazykovaya-realnost.html (дата обращения 02.08.2020)
3. Коптелова И.Е. Читая газету // Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в высшей школе. Сб. материалов межрегионального научно-практического семинара с международным участием. Академия управления и права ФСИН России. Рязань. 2016. С. 33-37.
4. Коптелова И.Е., Нечаева Е.И. Использование ресурсов СМИ и интернете при обучении английскому языку // Мир педагогики и психологии. 2017 № 7 (12). С. 20-26.
5. Коржева Л.Б. Интернет-культура и организация познания // Язык. Культура. Общество. Сб. научных статей. Дипломатическая академия МИД РФ. М. : 2004. С. 164-171.
6. Панченко Л.В. Методика формирования у студентов иноязычной социокультурной компетенции на основе интернет-ресурсов (английский язык, специализированный вуз). Дисс. …. кандидата педагогических наук. М. : 2012. 235 с.
7. Панченко Л.В. Социокультурные и информационно-коммуникационные особенности мультимедийных англоязычных интернет-газет // Дипломатическая служба. 2011. № 6. С. 31-35.
8. Писарик О.И. Некоторые особенности применения инструментов WEB 2.0 при смешанном обучении в контексте преподавания иностранных языков // New World. New Language. New Thinking. Сб. материалов международной научно-практической конференции. Дипломатическая академия МИД РФ. М. : 2019. С. 663-665.
9. Полежаева Е.А., Митрофанова О.А. Использование современных онлайн-ресурсов в обучении иностранному языку в вузе на примере немецкого и французского языков // New World. New Language. New Thinking. Сб. материалов межвузовской научно-практической конференции. Дипломатическая академия МИД РФ. М. : 2018. С. 413-424.
10. Сафонова В.В., Панченко Л.В. Электронная британская пресса в фокусе межкультурного языкового образования: методические аспекты и проблемы // Иностранные языки в школе. 2010. № 7. С. 2-12.
11. Синицын А.Ю. Использование мультимедийных средств для изучения иностранного языка // Язык. Культура. Общество. Актуальные вопросы, методы исследования и проблемы преподавания. Сб. научных статей. Дипломатическая академия МИД РФ – Квант-Медиа. М. : 2017. С. 121-126.
12. Сиротюк О.Л. Внедрение онлайн-технологий в школах Европы. Профессии будущего // Язык. Культура. Общество. Актуальные вопросы, методы исследования и проблемы преподавания. Сб. научных статей. Дипломатическая Академия МИД РФ – Квант-Медиа. М. : 2018. С. 162-171.
13. Шевченко А.П. Применение компьютерных технологий в обучении иностранному языку // Современная информационно-образовательная среда: проблемы и перспективы развития. Материалы всероссийского педагогического форума молодых ученых. НОО Профессиональная наука. М. : 2017. С. 127-132.

Расскажите о нас своим друзьям: