Фольклористика | Филологический аспект №11 (79) Ноябрь 2021

УДК 81-22

Дата публикации 12.11.2021

Символика в русском народном песенном дискурсе

Теппеева Джамиля Рамазановна
канд. филол. наук, м.н.с. научно-образовательного центра русского языка и культуры кафедры русского языка и общего языкознания, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова, РФ, г. Нальчик, jamilya244@mail.ru

Аннотация: Целью настоящей работы является выявление специфики использования символики в русских народных песнях. Отмечается, что символы в народной песне отличаются устойчивостью и делятся в свою очередь на символы женского образа, мужского образа, а также символику состояния, действия или настроения. В заключении делается вывод о том, что поэтическая целесообразность использования символов заключается в том, что они способствуют художественному выражению содержания народной песни в формате ярких образов.
Ключевые слова: символ, песенный дискурс, русская народная песня, образ, фольклор.

Symbols in Russian folk song discourse

Teppeeva Dzhamilya Ramazanovna
PhD in Philological sciences, junior researcher of the scientific and educational center of Russian language and culture, Department of Russian language and general linguistics, Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov, Russia, Nalchik

Abstract: The purpose of the work is to identify the specifics of the use of symbols in Russian folk songs. It is noted that symbols in folk song are stable and are divided into symbols of a female image, a male image, and symbolism of a state, action or mood. It is concluded that the poetic expediency of using symbols lies in the fact that they contribute to the artistic expression of the content of a folk song in the format of vivid images.
Keywords: symbol, song discourse, Russian folk song, image, folklore.

Правильная ссылка на статью
Теппеева Д.Р. Символика в русском народном песенном дискурсе // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (79). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/simvolika-v-russkom-narodnom-pesennom-diskurse.html (Дата обращения: 12.11.2021)

Введение. Как известно, устное народное творчество это особый кумулятор многовековой народной мудрости, знаний, отражающий богатый опыт предшествующих поколений. Данное утверждение принято за объективную истину, поскольку истоки народного творчества восходят к глубокой древности. По традиции фольклор передавался в изустной форме ввиду того, что зародился он ещё в дописьменную эпоху. У фольклорных произведений, как известно, нет какого-то определенного, конкретного автора: это коллективное креативное творчество всего народа. Можно предположить, что для древних времён фольклор достаточно часто является фактически единственным источником, донёсшим до наших дней те или иные сведения в креативной, образно-символической форме.

Проблема символа является одной из наиболее актуальных в современных научных исследованиях. На масштабность данной проблемы указывает не только множество концепций символа, но и, непосредственно, сама его природа, а также востребованность данной категории практически во всех сферах культуры [1, с. 3]. Изучение символической поэтики народных песен в некоторой степени раскрывает особенности песенного жанра в целом [2, с. 109].

Важно отметить, что открытость категории символа открывает большие перспективы исследования для различных отраслей научного знания: филологии, культурологии, музыковедения, а также философии. Следует подчеркнуть, что символы в народной песне отличаются устойчивостью и постоянностью. Теоретическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования способствуют углублению положений лингвокультурологии, а также фольклористики, в частности расширению понимания терминов «народный песенный дискурс», «символ» и т.д.

В качестве базовых методов исследования избраны описательный, интерпретационный анализ, а также метод лингвистического описания.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в исследовательское поле введен новый эмпирический материал, позволяющий выявить, тематически структурировать и описать ключевые символы в русском народном песенном дискурсе.

Основная часть. Анализ народных песенных текстов позволяет выявить ряд символов, которые можно отнести к следующим группам:                  

  символы женского образа;

  символы мужского образа;

  символика состояния, действия или настроения (как правило, напрямую коррелирует с картиной или яркими, живыми образами природы, косвенно рефлектирует чувства, эмоции и переживания индивида, его модель поведения в контексте тех или иных жизненных обстоятельств).

 Приведем небольшой перечень наиболее распространенных символов, которые в русском народном песенном дискурсе являются ключевыми словами, например:

  месяц, кипарис – символы отца: Свети, свети, батюшка светел месяц, во всю темную ночушку [3, с. 62], Мой батюшка – светел месяц – Не выдаст меня [Там же, с. 275], Уж ты батюшко, да ты светёл месяц, Ай люли-люли, да ты светёл месяц [4, с.148], Уж ты, батюшка, млад месяц [5, с. 20];

 – солнце – символ матери: Родной батюшко нам – светел месяц, красно солнышко – родна матушка [Там же, с.28], Матушка красно солнышко, со светлым месяцем оно порассорилось [см.3, с.91];

 – сокол, виноград – символ молодца: Ах. вы, братцы мои, ясны соколы [см.5, с.53], Деверья мои, деверья! Уж вы мои два ясные сокола [Там же, с.79], Алешинька хорошинькой, Васнльюшка соколок [Там же, с.125], Во саду цветут цветочки, виноград растет. По утру рано до солнышка в зелен сад пойду, Посмотрю, пришел ли миленькой в зелен сад гулять [Там же, с.35], Щиплет, ломает зелён виноград, кидает, бросает дружку на кровать: Спишь ли, не спишь ли, милой, дорогой [Там же, с. 93];

 – белая лебедушка, сизая/белая голубка, малина, калина – девица: Разлапушка девушка, белая лебёдушка, Белая лебёдушка, сизая голубушка [Там же, с. 95], Не обманывай, невестушка, Наша белая лебедушка [Там же, с. 97], Белая лебедушка, Твоя русая коса до шелкова пояса [см.4, с.190], Дома, дома, сестрица, дома, бела голубка [см.3, с. 357], Ах, сестрица-голубка, да светелка маленька [Там же, с. 357], Ты сизая голубка моя, эхи, Уж я рад работать на тебя, эхи [см.5, с.39], Ты подь, подь, невестка голубка, домой: Ой калина, ой малина [Там же], У ворот девка стоит, Бело личико горит, Калина моя! малина моя! Бело личико горит: На что миленький сердит [Там же, с. 117], Во саду девки гуляли, Во саду красныя гуляли... Калина, малина [Там же, с. 84];

 – груша – женщина (как правило жена): Кипарис растет – родной батюшка, Яблонь кудрявая – богоданная матушка, Груша зеленая остается – молода жена [см.4, с.79];

 – выйти за ворота/отпирать ворота(в свадебной лирике) символизирует начало нового этапа в жизни человека (для девушки, обычно, замужество): На ней ситцовое платье, на головушке платочек, Нежной, аленькой цветочек. Отпирайтеся, ворота, выступай душа-царевна, Выступай же правой ножкой [см.5, с.14].

Как мы видим, в качестве символов в русских народных песнях могут выступать как одушевленные (сокол, белая лебедушка, сизая/белая голубка...), так и неодушевленные (солнце, месяц, кипарис, яблоня, виноград, малина, калина, груша...) предметы. Следует также заметить, что символ в песенных текстах почти всегда встречается в сопровождении эпитета, например: белая лебедушка, сизая/белая голубка, красно солнышко и т.д. Специфичность таких фольклорных эпитетов заключается в их постоянном характере. Так, лексема «лебедушка», как правило, не отделена от эпитета «белая», «солнышко» от эпитета «красно» и т.д. Отметим, что такое свойство эпитета определяется продолжительной традицией формирования непосредственно народнопоэтического стиля, зафиксировавшей постоянные, важные, социально значимые признаки и черты того или иного предмета или явления.

В отдельных случаях в эпитетах можно наблюдать различные оттенки. Таким образом, главное слово нередко дается в уменьшительно-ласкательной форме, например: Родной батюшко нам – светел месяц, Красно солнышко – родна матушка [Там же, с. 28] и т.д.

Лирические песни составляют большой пласт русских фольклорных песен, соответственно тема любви является одной из самых популярных в народных музыкальных композициях. Так, идиллия и полное согласие влюбленных в русских народных песнях довольно часто описывается на фоне поэтической обстановки их встреч в прекрасном саду, в зеленой роще и т.д. с целью создания соответствующей их чувству созидательной атмосферы, а также образно-символической аналогии юноши и молодой девушки с миром живой природы. Популярность применения такого художественного средства объясняется присущим русскому менталитету единством с природой и тонким эстетическим восприятием. Великолепная русская природа и равнинность российских ландшафтов и приучили народ к созерцанию: Поутру рано, до солнышка, В зелен сад пойду, Посмотрю, пришел ли миленький в зелен сад гулять [6, с.179].

Исключительный интерес для исследования представляют также былины – русские фольклорные эпические песни о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков [7]. Среди наиболее примечательных особенно выделяется известная былина о трех богатырях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче, неодолимых хранителях Русской земли: Что не три горы зашаталися – Три богатыря соезжалися: Илья Муромец со товарищами, Ай, с Алешечкой со Поповичем, Со Добрынюшкой со Микитичем [8]. Исходя из представленного отрывка произведения, мы можем сделать вывод о том, что три богатыря несомненно являются яркими символами мужества русского народа. В их живописных образах наглядно реализуется вся мощь и сила жителей Русской земли.

Символические сравнения довольно часто можно встретить и в свадебных фольклорных песнях. Так, например, поэтическим образом-символом невесты является рыбица: Пила руду, пила руду бела-рыбица, Брала перья, брала перья красна девица-душа [см.5, с. 75], Покажи белу рыбушку, Какова бела рыбица [Там же, с. 59]. Можно заметить, что и в данном случае рассматриваемая лексема-символ «рыбица» используется совместно с фиксированным, постоянным эпитетом «бела», что говорит о традиционном характере как символики, так и фольклорных песенных текстов в целом.

Заключение. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что поэтическая целесообразность использования богатого, разнопланового набора символов состоит непосредственно в том, что они, не обогащая прямым образом содержание самой песни, способствуют запоминающемуся выражению данного содержания в формате ярких образов, а также дают возможность лучше продемонстрировать эмоции, чувства и переживания в целом; придают народной песне большую рельефность и выразительность.


Список литературы

1.Гендлер И.В. Лексико-семантическое поле «поэтическая символика» в русском языке (на материале древнегреческой и русской антологической поэзии) // И.В. Гендлер: дис. ...канд.филол. наук: 10.02.01. – Тюмень: 2002. – 307с.
2.Вавилова К.Ю. Символика в русском народном творчестве (материале любовных баллад) // Филология: научные исследования. № 11. 2020. – С.108-119.
3.Лирические народные песни / вступ. статья, подг. текста, примеч. Е. Лопыревой. – Л.: Сов. писатель, 1955. – 440 с.
4. Исторические песни XVIII века. Издание подготовили О. Б. Алексеева и Л. И. Емельянов. – Л.: Наука, 1971. – 384с.
5.Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серия. Выпуск II, часть I. – М.: Московский университет, 1917. – 589 с.
6. Русские народные песни. Сост. и предисл. А.М.Новикова. – М.: Гослитиздат, 1957. – 735 с.
7. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/literature/text/1892444 (дата обращения: 02.11.2021).
8.Музыкальный портал «Megalyrics» [Электронный ресурс]. URL: http://www.megalyrics.ru/lyric/russkaia-narodnaia-piesnia/ilia-muromiets.htm (дата обращения: 02.11.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: