Теория языка | Филологический аспект №11 (79) Ноябрь 2021

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 16.11.2021

Интерактивные и активные формы обучения на уроке иностранного языка в высшей школе

Пешкова Дарья Юрьевна
Старший преподаватель кафедры романо-германских языков и перевода, ЕГУ им. И.А. Бунина, Daryanewreality@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос использования интерактивных и активных форм обучения. Автор перечисляет психолого-педагогические условия, необходимые для проведения занятий в интерактивном режиме. В статье представлены основные правила организации и стадии интерактивного обучения. Особое внимание уделено таким интерактивные формам работы на уроке иностранного языка как четыре угла, перекрестная ассоциация, аквариум, аллитерация, рефлексия по кругу, алфавит, метаплан, мастерская будущего, ключевое слово, закончи предложение.
Ключевые слова: активные формы обучения, интерактивные формы обучения, четыре угла, перекрестная ассоциация, аквариум, аллитерация, рефлексия по кругу

Interactive and Active Forms of Teaching in a Foreign Language Lesson in Higher Education

Peshkova Darya Yuryevna
Senior Lecturer of the department of Roman and Germanic languages and translation, Bunin Yelets State University

Abstract: The use of interactive and active forms of learning is discussed in the article. The psychological and pedagogical conditions necessary for conducting classes in an interactive mode are mentioned. The article presents the basic rules for the organization and stages of interactive learning. Particular attention is paid to such interactive forms of work in a foreign language lesson as four corners, cross association, aquarium, alliteration, reflection in a circle, alphabet, metaplan, workshop of the future, keyword, finish a sentence.
Keywords: active learning, interactive learning, four corners, cross association, aquarium, alliteration, reflection in a circle

Правильная ссылка на статью
Пешкова Д.Ю. Интерактивные и активные формы обучения на уроке иностранного языка в высшей школе // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (79). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/interaktivnye-i-aktivnye-formy-obucheniya-na-uroke-inostrannogo-yazyka-v-vysshej-shkole.html (Дата обращения: 16.11.2021)

Выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», должен быть способен выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13), разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14) [13]. Кроме того, одной из задач, поставленных «концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», является формирование готовности обучающихся к творческой деятельности, сотрудничеству, а также навыка самостоятельной деятельности. Для достижения поставленных задач рекомендуемыми формами организации учебной деятельности на уроке иностранного языка являются парная, групповая, коллективная работа, которые позволяют уделить больше времени речевой тренировке обучающихся за счет параллельной работы нескольких групп, способствуют овладению умениями согласованного взаимодействия с речевыми партнерами, вовлекают  в активный учебный процесс.

Несмотря на использование межкультурного, личностно-ориентированного и коммуникативного подходов, можно констатировать недостаточное использование в педагогической практике современных технологий развивающего обучения, таких как метод проектов, технологию обучения в сотрудничестве, метод кейса, ролевые, деловые игры, дебаты и т.д. Кроме того, отечественная педагогическая литература не дает исчерпывающего определения и классификации  интерактивного обучения, которое детерминируется как «активное социально-психологическое обучение» [7, c. 92].

Анализ научной литературы позволил обобщить понятие «интерактивное обучение» («inter» - это взаимный, «act» - действовать) и дать следующее определение: обучение, основанное на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействии преподавателя и студентов. способности решать проблемы, максимально приближенные к профессиональным задачам. В ходе совместной деятельности обучающиеся получают бесценный опыт работы в команде, развития креативности, обыгрывания жизненных ситуаций. (С. Е. Родионова, Т. С. Панина, М. В. Кларина, Б. Ц. Бадмаев,  В. К. Дьяченко) [6, c. 22], [1], [4], [11], [15].

Для активных методов обучения, берущих свои истоки от технологии совместного обучения в малых группах в рамках прагматического подхода к образованию в философии Дж. Дьюи, характерна практикоориентированность, доброжелательная атмосфера равенства и поддержки активная познавательная деятельность обучаемых, рефлексия.

Учитывая, интерактивное обучение базируется на принципе интеракционизма,  согласно которому человек должен быть способным «принимать роль другого», обладать эмпатией и в соответствии с этим конструировать собственные действия; а также на теории коммуникативного подхода в отечественной и зарубежной лингводидактике (M. Byram, Fleming,  L. Harbon, A. Liddicoat, R. Moloney, W. Nieke, J. LeLoup, D. Byram и др., И. Л. Бим, Р. П. Мильруд, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, А. А. Миролюбов, Г. А. Китайгородская, Л. Л. Супрунова, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, И. П. Иванов, В. Н. Карташова, Т. Б. Лаврова, Т. М. Ромашева и др.), активные методы обучения делятся на два типа:

1. Активные методы обучения, ориентированные на самостоятельную деятельность обучаемого и проблемность, включают в себя разные варианты проблемных лекций, семинары, дискуссии,  дебаты и т.д.

2. Активные методы обучения (имитационные):

 - неигровые методы обучения, моделирующие реальные объекты и ситуации, не предполагающие свободную игру с ролевыми функциями, включают метод анализа конкретных ситуаций; коллективную мыслительную деятельность; имитационные упражнения на нахождение известного решения;

- игровые (деловые (управленческие)) игры подразумевают  ситуации инсценирования, деловые и ролевые игры, решение педагогических ситуаций и задач [17].

Помимо активных методов существуют еще и интерактивные методы обучения, которые также подразумевают взаимодействие в режиме диалога с  другими учениками и с учителем, причем именно учащиеся проявляют доминирующую активность в процессе обучения. В федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования представлены следующие виды интерактивных форм обучения:

- деловые и ролевые игры;

- групповая, научная дискуссия, диспут;

- дебаты;

- кейс-метод;

- метод проектов;

- мозговой штурм;

- портфолио;

-семинар - диалог;

- круглые столы;

- презентации на основе современных мультимедийных средств;

- интерактивные лекции, лекция пресс-конференция;

- лекция с заранее запланированными ошибками;

- проблемная лекция.

Активная технология предполагает, что студент становится субъектом обучения, который вступает в диалог с преподавателем и решает проблемные задания, что, несомненно, стимулируют его познавательную деятельность. Обычно такая технология имеет место на семинарских (практических) занятиях, которые направлены на развитие творческого мышления обучающегося, на активизацию прослушанного на лекции учебного материала в ходе совместного обсуждения преподавателем и студентами [9], [10].

При подготовке и проведении занятий в интерактивном режиме необходимо обеспечить психолого-педагогические условия, которые будут способствовать организации интеллектуальной коллективной деятельности, ситуации успеха, сотрудничества и взаимопонимания, рефлексии [16], [18]:

1. Организационные условия: диагностика уровня подготовки учащихся и содержания учебного материала; обеспечение материально-технической базы; обеспечение психологического комфорта, создание атмосферы успеха, способствующей повышению мотивации и конструктивному межличностному диалогу.

2. Педагогические условия: постановка и осознание целей обучения педагогом и обучающимися; интегрированное использование интерактивных методов, форм и средств обучения; речевая и психологическая готовность [5, c. 99].

Основные правила организации интерактивного обучения включают в себя следующее:

-  вовлечение всех  участников;

- психологическая подготовка участников;

- количество обучающихся;

- соответствующее помещение для работы. Участники должны иметь возможность легко пересаживаться для работы в больших и малых группах;

- чёткое закрепление процедур и регламента;

- деление участников семинара на группы - на основе добровольности или по принципу случайного выбора [2, c. 126].

Основу обучения интерактивным методам составляют три стадии:

1. Проблемно-целевой этап, на котором обучающиеся делают прогнозы относительно содержания новой информации, объединяются в творческие группы и выбирают главные проблемы изучаемого содержания и средства, позволяющие реализовать цель;

2. Проектно-поисковый этап, базирующийся на изучении нового материала и интеграции идей. Осуществляются пути решения  индивидуальных и коллективных задач, получения точного прогнозируемого результата;

3. Рефлексивный этап, подразумевающий закрепление нового материала, а также размышление над полученной информацией. Необходимо задать себе вопрос о том, насколько полно представлено решение; верна ли логическая последовательность принятого решения; оригинально ли предложенное решение [8].

Интерактивные формы работы на уроке иностранного языка:

1. Аллитерация - подбор слова и словосочетаний, связанных по смыслу с новым понятием. Например, “Cinema”: cinema-goer, interesting films, noisy atmosphere, enjoy oneself, meaningful, amusing.

2. Алфавит – форма работы аналогична аллитерации, но слова подбираются на каждую букву алфавита - “сharacter”: amiable, belligerent, careful, decent, efficient, furious, gregarious, humorous, indulging, jealous.

3. Четыре угла. Учитель готовит 7-10 вопросов, имеющих по 4 варианта ответа. В четырех углах комнаты размещаются буквы с указанием варианта ответа на вопрос. По каждому вопросу участникам необходимо выбрать вариант ответа и, переместившись в соответствующий угол, представить свои аргументы.

4. Перекрестная ассоциация. Учащиеся подбирают слова-ассоциации по перекрестной ассоциации: 1 строка - одно слово, 2 строка - делится на две ассоциации, 3 строка - каждое из двух слов делится на две ассоциации (4 слова на строке), 4 строка - на основе двух крайних ассоциаций образуется одна слева, а на основе двух внутренних ассоциаций образуется одна справа (2 слова), затем на основе двух ассоциаций образуется одна (1 слово).

Схема 1

 

5. Метаплан. Участники в течение 3-5 минут продумывают несколько вопросов по теме, среди которых педагог выбирает три основных. Например: What is a dress-code? When is it important to stick to it? Do you like your school uniform? Why (not)?

Проблемы записывают на листах бумаги. Участники в течение 10 минут письменно отвечают на вопросы, а затем они по кругу знакомят всех со своими ответами. После обобщения результатов группа распределяется на 3 микрогруппы, которые анализируют ответы и оформляют результаты на листах ватмана.

6. Мастерская будущего. На 2 листах бумаги в течение 5-10 минут на отдельных листах записывают плюсы и минусы обсуждаемой проблемы. В ходе обсуждения листы развешивают на разных сторонах доски, создаются две творческие группы, которые анализируют, обобщают и представляют результаты своей работы. На втором этапе группы разрабатывают модели решения обсуждаемой проблемы.

7. Аквариум. Педагог определяет вопросы для рассмотрения темы, выписывает их на листе ватмана. Участники распределяются на группы: эксперты, наблюдатели, действующие лица. Действующие лица высказываются по сути вопроса, заданного педагогом, в то время как экспертная группа фиксирует ответы, а затем выступает с обобщением.

8. Ключевое слово. Участники пишут одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося урока. Полученные результаты совместно со студентами кратко анализируются.

9. Закончи предложение. В конце урока учитель предлагает учащимся высказаться, закончив предложение: I succeeded in...; What can you praise yourself/ classmates for?; It became an eye-opener for me that ... ; What tasks did you like most? What should you brush up on?

10. Рефлексия по кругу. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: It was interesting to…; It was difficult to…; I completed the following tasks…; I understood that…; ; Now I can…; I was good/brilliant at…; I will try…; It was surprising/useful to…; I’d like… [12, c. 171-174].

Интерактивные формы работы способствуют формированию ценностно-смысловой компетенции (использование языка как средства общения), учебно-познавательной компетенции (развитие самостоятельности и творческой познавательной деятельности обучающихся, способности к саморефлексии), коммуникативной компетенции (навыки работы в коллективе, реализация себя в разных социальных ролях), информационной компетенции (навыки отбора, анализа информации [14].

Итак, на уроке иностранного языка необходимо использовать интерактивные методы и формы работы, поскольку они позволяют адаптироваться и работать в группе; принимать на себя ответственность за деятельностью группы; проявлять самостоятельность; креативность,  развивать антиципацию и критическое мышление; управлять своей деятельностью и временем эффективно.


Список литературы

1. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: учеб.-метод. пос. для преподавателей и аспирантов вузов. - М.: Владос, 1999. - 302 с.
2. Бондарева Т. М., Парфейников С. А., Бережная Е. С., Григорян Э. Р. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - СПб., 2015. № 2. C. 125-128.
3. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» (Dubna Psychological Journal). 2012. № 2. С. 1-18.
4. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
5. Епифанов А. В. Психолого-педагогические условия организации интерактивного обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. №76-2. C. 97-99.
6. Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. №7. С. 21-28.
7. Комарова И. В. Интерактивное образовательное взаимодействие подростков в процессе обучения// Вестник ОГУ. 2012. №2 (138). С. 90-96.
8. Макшеева А. И., Гузикова М. С. Интерактивные технологии обучения при реализации курса "Основы экологической культуры" // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. URL: https://science-education.ru/en/article/view?id=20284 (дата обращения 24.03.2019).
9. Москалевич Г. Н. Технология интерактивного обучения: понятие и сущность, особенности и преимущества // Инновационные образовательные технологии. 2014. №1 (37). С. 43-48.
10. Окань Г. И. Активные методы обучения в вузе: содержание и особенности внедрения // Научныйдиалог. 2012. №1. С. 265-270.
11. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.
12. Пешкова Д.Ю. Интерактивные методы организации рефлексивной деятельности на уроке иностранного языка // Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики. сборник по материалам Международной научной конференции. Елец, 2021. С. 171-174.
13. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2016 N 40536). URL: http://nvsu.ru/svedenfiles/standarts/24-44.03.01.pdf (дата обращения: 21.03.2019).
14. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки», представленный на сайте «Модернизация содержания и технологий обучения в соответствии с новыми ФГОСами». URL: http://www.predmetconcept.ru/subject-form/inostrannyj-jazyk (дата обращения: 02.04.2019).
15. Родионова С. Е., Григорьева Т. В. Применение активных и интерактивных методов обучения в реализации основных образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки ВПО (на примере направления «Филология») // Вестник Башкирского университета. 2012. № 3 (I). С. 1594-1599.
16. Скорина М. С. Интерактивные методы обучения иностранному языку. URL: http://www.rusnauka.com/8._NPE_2007/Philologia/20441.doc.htm (дата обращения 24.03.2019).
17. Словарь современного образования. URL: http://www.bbmc.ru/files/main/Преподавателям/Образовательные%20технологии/Словарь%20современного%20образования.pdf (дата обращения 24.03.2019).
18. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. М., 2008. М.: Филоматис, 2008. - 188 с.

Расскажите о нас своим друзьям: