Теория литературы. Текстология | Филологический аспект №4 (4) Август, 2015

Дата публикации 21.08.2015

РУССКИЙ РОК В ШКОЛЕ

Громова Виктория Ивановна
Саратовский областной институт развития образования

Аннотация: В данной статье предлагаются некоторые подходы к интерпретации рок-музыки на интегрированных и метапредметных уроках. Цель работы заключается в выявлении специфики современной рок-музыки (на примере анализа корпуса текстов группы «Ария») в ходе анализа некоторых концептов на уроках, построенных в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и среднего общего образования.
Ключевые слова: Русская рок-культура, группа «Ария», ФГОС, концепт, метапредметный урок, универсальные учебные действия, системно-деятельностный подход

RUSSIAN ROCK IN SCHOOL

Gromova Viktoria Ivanovna
Saratov Regional Institute of Education Development

Abstract: This article provides some approaches to the interpretation of rock music on the integrated and interdisciplinary lessons. The aim of this work is to identify the features of the modern rock music (on the example of analysis of a text corpus group "Aria") in the analysis of some of the concepts in the lessons, built in accordance with Federal state educational standard of basic General education and secondary General education.
Keywords: Russian rock culture, the group "Aria", Federal state educational standard, concept, a meta-lesson, universal educational actions, system-activity approach

В современных условиях глобализации обращение к теме молодежных субкультур, на наш взгляд, представляется очень важным для более глубокого понимания сознания тинэйджеров.
В последние годы исследователи проявляют большой интерес к рок-поэзии. Рок-культура обычно рассматривается как музыка протеста, что «обусловлено демонстративностью и эпатажностью рок-музыки, ее направленностью на привлечение внимания, расшатывание привычных стереотипов через выразительно-языковую систему рока, энергичность и агрессивность манеры выражения, а также резкость стилевых контрастов и шероховатость речевого слэнга» [6, с. 23].
Одной из особенностей рок-текста является частое использование мифологических, литературных и историко-культурных аллюзий. Исследователи отмечают, что «рок-поэты пытаются создать свой собственный «миф о мире», который формируется по аналогии с символистским мифом о мире, где также используются культурные реминисценции и мифологемы, знаки — заместители целостных ситуаций и сюжетов, несущих в себе память о прошлом и будущем состоянии образов, вводимых в символистский текст» [8, с. 95].
Многих рок-поэтов ученые считают носителями урбанистического сознания. Это проявляется, в частности, в наличии в их творчестве специфической системы оппозиций, как, например: «город – природа», «ночь – день» и т.п. [1, с. 84]. Данные оппозиции лежат в основе описания любой картины мира и носят универсальный характер. Однако если в общеязыковой картине мира «левая часть оппозиции обычно маркирована положительно, а правая – отрицательно» [7, с. 39], то в «урбанистическом» сознании система оценок противоположна: здесь, как правило, отрицательно оценивается именно левая часть («город», «ночь» и т.д.). Объясняется это особым восприятием жизни в сознании рок-поэтов, «когда «здесь и сейчас» плохо (город, ночь, земля), и необходимо вырваться из порочного круга, кардинально изменить окружающую действительность (природа, день, крыши домов)» [1, с. 88].
Цель нашей работы заключается в выявлении специфики современной рок-музыки (на примере анализа корпуса текстов группы «Ария») в ходе анализа некоторых концептов на уроках, построенных в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и среднего общего образования.
В художественном тексте автор вербализует свою концептуальную картину мира. Исходя из этого, на основе когнитивного анализа художественного текста «возможна реконструкция модели концептуальной картины мира автора или выявление фрагментов её содержания – концептов» [10, с. 237-239]. Концептуальный анализ дает возможность показать органическую связь между формой и содержанием в художественном целом [2, с. 82].
Основные концепты, выявленные при анализе текстов группы, – это добро, зло, свобода и счастье. Герой, изображенный в песнях «Арии», всегда рвется вверх, к звездам, к свободе, к счастью. Как замечает М. Пушкина, «наивысшее Добро – дать живому существу Свободу, ощущение безграничности полета, а наивысшее Зло – лишить живое существо этой Свободы, растоптать его душу и засунуть подыхать в каменный мешок…» [9, с. 99]. Однако лирического героя всегда поджидает опасность, влекущая его вниз, в пустоту, или во всепожирающий огонь (огонь как в прямом смысле, так и в переносном: огонь страсти). Например: «Человек среди гор ничтожно мал. Треснула скала, и лавина вниз пошла и его, как песчинку, унесла» («Бивни черных скал» из альбома «Мания величия», 1985). «Горел асфальт от сбитых с неба звезд… Кричал асфальт, кричала боль…» («Герой Асфальта» из одноименного альбома, 1987). «Путь тяжел, но цель прекрасна, как огонь костра» («Встань, страх преодолей» из альбома «С кем ты?», 1986). На краю обрыва вновь летят на пламя сотни мотыльков-самоубийц («Ангельская пыль» – «Ночь короче дня, 1994-1995).
Таким образом, в рок-текстах группы «Ария» (ныне – «Кипелов») выстраивается бинарная оппозиция: добро, свобода, покой, свет, счастье – зло, несвобода, рабство, тьма, несчастье. Особенно значима для автора текстов вертикальная ось: ВЕРХ – НИЗ. Данная бинарная оппозиция, подобно другим пространственным оппозициям, способна выполнять функцию одного из «классификаторов, позволяющих выражать менее наглядные парные соотношения «добро – зло», «свое – чужое», «душа – тело» и т.д.» [5, с. 32]. Прерогатива в рок-текстах группы (и в большинстве текстов современной рок-музыки) отдается первому – ВЕРХУ (свободе, добру, счастью, покою, свету), однако это остается недостижимым (особенно, как следует из анализа, в начале XXI века).
На наш взгляд, необходимо донести до современных школьников мысль о том, что современная культура будет не в полной мере понята без изучения рок-поэзии. Покажем это на примере урока рефлексии, соответствующего новому Федеральному государственному образовательному стандарту. (Технологические карты составлены на основе учебно-методического пособия «ФГОС. Настольная книга учителя» [4], получившего широкое признание у учителей Саратовской области.)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №1
Учебный предмет: русский язык
Класс: 7
Тема урока: Наречие как часть речи
Тип урока: Урок рефлексии
Цели урока:
• Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д. при закреплении темы «Наречие как часть речи».
• Деятельностные цели: 1) продолжить развитие умения формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; 2) формировать умение использовать знаково-символические средства; 3) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию; 4) выработать умение отличать наречия от других частей речи; 5) сформировать умение определять роль наречий в текстах рок-поэзии; 6) формировать адекватную позитивную самооценку.

 

Приложение 1
Притча о котах и хвостах
Однажды старый кот повстречал молодого котенка. Котенок бегал по кругу и пытался поймать свой хвост.
Старый кот стоял и смотрел, а молодой котенок все крутился, падал, вставал и опять гонялся за хвостом.
— Почему ты гоняешься за своим хвостом? — спросил старый кот.
— Мне сказали — ответил котенок — что мой хвост, это мое счастье, вот я и пытаюсь его поймать.
Старый кот улыбнулся так, как это умеют делать только старые коты и сказал:
— Когда я был молодым, мне тоже сказали, что в моем хвосте, мое счастье. Я много дней бегал за своим хвостом и пытался схватить его. Я не ел, не пил, а только бегал за хвостом. Я падал без сил, вставал и опять пытался поймать свой хвост. В какой-то момент я отчаялся и пошел. Просто пошел, куда глаза глядят. И знаешь, что я вдруг заметил?
— Что? — с удивлением спросил котенок.
— Я заметил, что, куда бы я ни шел, мой хвост везде идет со мной.
Приведем еще один пример метапредметного урока.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №2
Учебный предмет: русский язык, литература, музыка, МХК
Класс: 11
Тема урока: Любовь в произведениях русских рок-музыкантов (на примере текстов групп «Ария», «Кино» и «Наутилус Помпилиус»)
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цели урока:
• Содержательная цель: систематизация основ филологического анализа текста.
• Деятельностные цели: 1) формирование активной личностной позиции, 2) развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, 3) развитие адекватной самооценки.


Список литературы

1. Арустамова А.А., Королёва С.Ю. Урбанистическое сознание и русская рок-поэзия 1980-1990 гг.: к специфике воплощения // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Вып. 3. - Тверь, 2000. - С. 84-93.
2. Везерова М.Н., Сиверина Е.Г. Единство лингвистического, литературоведческого и культурологического подходов при анализе художественного текста // Предложение и слово. - Саратов, 2002.
3. Громова В.И. Рабочая тетрадь по анализу текста. Филологический практикум: учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – Саратов, 2009.
4. Громова В.И., Сторожева Т.Ю. ФГОС. Настольная книга учителя. – Саратов:
ГАУ ДПО СарИПКиПРО, 2013.
5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972.
6. Мурзин Л.Н. Язык, текст и культура // Человек – текст – культура. - Екатеринбург, 1994.
7. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. - М., 1997.
8. Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке. - Нижний Новгород, 1997.
9. Трой Д., Троегубов В., Пушкина М. Легенда о Динозавре (с ископаемых времен). - М., 2002.
10. Шапилова Н.И. Ассоциативно-семантическое поле как основа реконструкции содержания концепта // Мир человека и мир языка: Серия «Концептуальные исследования». Вып. 2. - Кемерово. 2003. - С. 237-245.

Расскажите о нас своим друзьям: