Теория языка | Филологический аспект №01 (117) Январь 2025

УДК 81-13

Дата публикации 29.01.2025

Ритмологическая методика протягивания событийных нитей как инструмент анализа жизни человека

Наумова Елена Владимировна
Кандидат филологических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова»» Минздрава России, г. Санкт-Петербург, naumova_elena_07@mail.ru
Шкарин Дмитрий Леонидович
Кандидат философских наук, Тренер-психолог Центра развития тренинговых технологий, г. Екатеринбург, dshkarin@mail.ru

Аннотация: В статье определяются общие характеристики категории события и описываются причины повышения её роли в различных научных дискурсах, включая психологический. Затем даётся краткий обзор психотерапевтических подходов, центрированных на событийных рядах, от динамических до нарративных. Отдельно выделяется ритмологическая методика протягивания событийных нитей, рассмотренная сквозь призму нарративной психотерапии. Даются рабочие определения специальных терминов, используемых в описываемом подходе, и пошаговая процедура осуществления техники, проиллюстрированная примерами из консультативной практики.
Ключевые слова: Психотерапия, ритмология события, коррекция жизненных сценариев, линия жизни, событийные нити, нарративная терапия.

Rhythmic technique of collecting event threads as a tool for analyzing human life

Naumova Elena Vladimirovna
Federal State Budgetary Institution "V.A. Almazov National Medical Research Center" Ministry of Health of the Russian Federation, St. Petersburg
Shkarin Dmitry Leonidovich
Candidate of Philosophical Sciences, Trainer-psychologist of the Development Center training technologies, Yekaterinburg

Abstract: The article defines the general characteristics of the event category and describes the reasons for its increasing role in various scientific discourses, including psychological. Then a brief overview of psychotherapeutic approaches centered on event series, from dynamic to narrative, is given. The rhythmological technique of pulling event threads is separately highlighted, considered through the prism of narrative psychotherapy. Working definitions of special terms used in the described approach and a step-by-step procedure for implementing the technique are given, illustrated by examples from counseling practice.
Keywords: Psychotherapy, event rhythmology, correction of life scenarios, life line, event threads, narrative therapy.

Правильная ссылка на статью
Наумова Е.В., Шкарин Д.Л. Ритмологическая методика протягивания событийных нитей как инструмент анализа жизни человека // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2025. № 01 (117). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/ritmologicheskaya-metodika-protyagivaniya-sobytijnykh-nitej-kak-instrument-analiza-zhizni-cheloveka.html (Дата обращения: 29.01.2025)

Если до двадцатого века научную картину мира характеризует механистичность, определённость и линейность описываемых явлений, то уже начало двадцатого века потребовало формирования динамических, процессуальных представлений о мире, где есть место неопределённости, стохастичности и вероятности совершающихся в мире процессов. Именно поэтому понятие события оказалось в центре как философской, так и общенаучной теоретической рефлексии. При этом было предложено множество критериев для отличения событийности от традиционных категорий свойств и отношений изучаемого предмета: внезапность, случайность, уникальность как неповторимость, разрыв континуальности естественного положения вещей, начало качественно нового состояния предмета.

В общелогическом плане известный логик фон Вригт предложил следующую дефиницию: «событие представляет собой пару последовательных положений дел», что означает смещение внимания при описании процесса со статичных фиксированных состояний и свойств предмета на момент их изменения и перехода одно в другое. Подобная экспликация хорошо соотносилась с описанием поведения элементарных частиц в  квантовой физике, где были установлены феномены дискретных переходов, изменений состояний микрообъектов, так называемых «квантовых скачков» [1]. Одновременно понятие события интенсивно разрабатывалось и в исторической науке, поскольку само описание исторического процесса возможно преимущественно через фиксацию качественных разрывов, прерывания состояний устойчивости описываемых систем (войны, революции, катастрофы и т.п.), что и характеризует событийность исторических рядов.

Переключение внимания на событийность человеческой жизни не могло не затронуть и психологические науки. Наиболее отчётливо эта тенденция проявилась в психоанализе, где феномен «травматического события» приобрёл парадигмальный статус, фокусируя на себе всю линейку психоаналитических операторов: фиксацию, вытеснение, замещение и отреагирование. Соответственно, это послужило основой развития множества психотерапевтических подходов в рамках глубинной психологии. Назовём для примера судьбоанализ Леопольда Сонди, направленный на комплексное осмысление «линии жизни» и факторов, управляющих ею [2].  Наиболее же широкую известность в русле динамической психологии получил трансакционный анализ Эрика Берна, где выявление шаблонов жизненных сценариев является важнейшим принципом объяснения и коррекции событийного поля каждой конкретной личности [3].

К концу двадцатого века психотерапевтические подходы, преимущественно использующие событийный анализ жизненного пути, существенно обогатились инструментарием смежных наук. Так в отечественной психотерапии широкую известность получила методика «линия жизни» (LifeLine®), где с помощью компьютерного математического анализа моделируется система причинно-целевых связей событийного поля жизни (каузометрия), что позволяет выявлять неочевидные для клиента имплицитные связи между событиями и ранжировать их по степени значимости. В результате клиент получает объективированную картину системы событийных корреляций, что в техническом плане весьма затруднительно было бы сделать, находясь в режиме традиционного психотерапевтического консультирования [4]. 

Этим подходам, которые можно условно назвать объективирующими, своеобразно противостоит множество различных направлений так называемого нарративного подхода, интегрирующего в психотерапию достижения литературоведения в области нарратологии и психолинвистики. Особенностями этого подхода является уход от однозначной интерпретации анализируемых событий, оспаривание нормативных установок традиционной психотерапии, включая психоанализ, и опора на принципы социального конструктивизма. Основная идея терапии заключается в том, что клиент ставится в позицию автора собственной жизненной истории, в которой проявлены те или иные нарративы в качестве управляющих структур реального поведения. Каждое событие жизни может быть представлено в рамках различных нарративов, что способно радикально изменять смысл одного и того же события, если изменена и пересочинена соответствующая ему история  В этом скрыт богатый потенциал для творческого подхода к осмыслению и изменению собственной жизни [5].

Целью настоящего исследования является рассмотрение ритмологической методики протягивания событийных нитей через призму нарративной психотерапии. В задачи исследования входит описание определений специальных ритмологических терминов, необходимых для представления данной методики, а также анализ инструментов осуществления методики сбора событийных нитей. Материалом исследования послужило описание ритмологической методики в работах Е.Д. Лучезарновой (Е.Д. Марченко) [7, 8, 9, 10].

Итак, мы переходим к одному из перспективных направлений консультирования, ритмологии, которое здесь уместно рассмотреть в ракурсе нарративного подхода как практику сбора событийных нитей. 

Событие в ритмологии анализируется в категориальной связке потенциальное-актуальное. С этой точки зрения события как потенции бытия существуют как бы вне времени в качестве некоего событийного поля возможностей. Для актуализации каждой конкретной возможности требуется участие человека, его энергетический вклад в их осуществление.

Поскольку связка возможное-действительное предполагает момент реализации события, то естественный образом любое событие соотносится со шкалой времени. Время, предшествующее моменту осуществления события, соответствует чистой потенции, а в субъективном плане переживается в качестве будущего. Время после осуществления события соответствует его окончательной форме, встроенной в причинный порядок мира, и субъективно переживается как прошлое. Сам же момент осуществления события  предполагает энергетическое взаимодействие человека и мира, силовое воздействие на факторы наличной ситуации и субъективно соответствует настоящему времени. Таким образом, проделывая целостный анализ событийных рядов, клиент получает возможность проявить собственное авторство как в прочтении, так и в написании истории собственной жизни.

«В ритмологии данный принцип воплощается в практике вычленения уровней наблюдения за окружающим и внутренним контекстом с учётом ментального, эмоционального и волевого участия либо неучастия в нём. Соответственно, практика наблюдения создаёт основу для коррекции самих событийных и знаковых рядов с возможностями передвижения центра самоидентификации личности в любых выделенных и объективированных инстанциях самости. Это обстоятельство во многом сближает ритмологический подход не только с нарративной, но и интегральной психотерапией, поскольку в итоге регуляции поддаются не только содержательные аспекты жизни, но и уровни ассоциации-диссоциации личности с ними» [6, с.380].

Поскольку событие предполагает энергетическое участие человека в событийном мире, мы можем говорить об уровнях этого участия, которые субъективно переживаются как степени погружения в событие. Условно можно выделить три уровня: 1. Уровень жителя. Полное погружение в событие, требующее участия на 100%. На этом уровне все ресурсы человека задействованы в моменте настоящего времени для активного воздействия и реагирования на ситуацию; 2. Уровень участника. Средний уровень, соответствующий участию на 70% . Здесь остаётся в резерве определённая часть свободных волевых и энергетических ресурсов личности; 3. Уровень наблюдателя, предполагающий участие не более 30%. Наблюдатель позволяет ситуации развиваться без его участия и отстранённо воспринимает происходящее событие. В психологической практике степени погружения в событие хорошо соотносятся с состояниями ассоциированного-диссоциированного сознания и соответствующими терапевтическими техниками ассоциации-диссоциации.

Помимо формальных количественных показателей степени вовлечённости и участия человека в событии, можно говорить и о качественном своеобразии этого участия. Каждый человек в силу воспитания, образования, специфических обстоятельств собственной жизни вырабатывает привычные паттерны поведения, индивидуальные шаблоны реагирования на те или иные ситуации. Они в свою очередь закрепляются в жизненные сценарии, что способствует воспроизводству схожих ситуаций в любых сферах жизнедеятельности – отношения в семье, на работе, здоровье, социальная и профессиональная самореализация и т.д. Поскольку же многие привычные способы поведения выработаны бессознательно, то для осуществления коррекции жизненных сценариев требуется специальная ритмологическая техника по их выявлению и выведению на план сознания.

Теперь определимся, в чём конкретизируется специфика ритмологической трактовки как самого события, так и процедуры выстраивания событийных рядов.

Под событием в Ритмометоде 7Р0 понимается участие человека в бытийном (или событийном) мире [7, с.16].

«Событием может быть любой предмет, который вы у себя храните или с которым постоянно взаимодействуете, может быть слово, неоднократно произнесённое, или движение, вошедшее в привычку. Событием может быть человек, которого вы сделали для себя постоянным, или, по-другому, константой» [7, с. 20], то есть событием является что-то вошедшее в привычку. Событие – это всегда то, что стало явным, то, что можно показать окружающим.

Событие имеет полевую структуру. Мир событий представляется как некое событийное поле. События в этом поле ниоткуда не появляются и не исчезают: они существуют всегда. Человек же может «оживлять» какие-то события, вкладывая в них свою энергию, и тогда события расцветают, или же прекратить наполнять какое-то событие энергией, и тогда событие угасает для данного конкретного человека. «События сами по себе нейтральны. Окрашиваются чувственно или понятийно, в зависимости от прикоснувшегося к ним» [8, с. 14].

Важное качество события – цикличность, то есть повторяемость события. «Событие – это некое повторяющее явление, или, по-другому, цикл» [8, с. 22].

При анализе жизни человека события складываются в событийные нити, или событийные смысловые цепочки, выстроенные на основе причинно-следственных связей. Через воспоминания по заданным параметрам достигается понимание закономерностей, неслучайностей жизненных событий.

«Событийная нить – это горизонтальная нить, регистрирующая повторяющиеся события, повторяющиеся на разных уровнях, но с одним и тем же человеком или с одним и тем же телесным проявителем. Допустим, один и тот же палец у вас страдает регулярно, в одно и то же время при определённых обстоятельствах. Или одно и то же чувство проникает в вас, допустим, чувство страдания или чувство несостоятельности, при определённых обстоятельствах, когда определённые люди начинают подходить очень близко к вам – и вдруг вы ощущаете, что вам опять не нравится собственное существование, опять что-то не то…» [9, 00.11.58 - 00.12.55].

 Событийные нити в ритмологии имеют свою классификацию: нити бывают мистериальные, проблемные, ущербные, ритмологические. Сбор и протягивание событийных нитей формируют лучшее будущее.

Мистериальные, проблемные, ущербные нити протягиваются через циклы.

Мистерии – это игра в придуманную жизнь, когда человек закрывается от жизни, стремиться быть лучше, чем есть, или же, следуя инерции, пытается в изменившемся времени жить в сложившемся ранее образе и лонгировать его в будущее. К мистериям относятся все нереализованные мечты. Для того, чтобы человек перестал «играть» в жизнь и находился в реальном мире, существует методика протягивания мистериальных нитей.

Мистериальная нить – это нить, отделяющая придуманную жизнь от реальной, протягивается из настоящего в будущее. Такая нить фиксирует духовные травмы человека, сворачивает «придуманные этикетки».

Проблема – это событие, лишённое либо энергии, либо информации. «Событие становится проблемой для восприятия сознания, не готового к встрече с ним» [8, c.12]. Проблемы возникают от неразобранных событий: события, произошедшие более трёх раз, превращаются в проблемы. Проблемная нить – нить, возникающая от неразобранных событий, которые повторились более трёх раз, фиксирует душевные травмы человека, протягивается из прошлого в настоящее.

Повтор проблемы более трёх раз и отказ человека решать данную проблему по каким-либо причинам переводит её в ущерб, другими словами, ущербным становится событие, повторившееся семь раз. «Ущербные тела, инвалидные тела, не способные сами себя обслуживать, ущербные имена, не способные договариваться друг с другом, ущербные эго-я, поставившие себя в оппозицию и чувствующие постоянное состояние изгоя из любого общества, ущербная суть – когда маятник остановлен и суть не в состоянии ни во что вмещаться, она становится слишком лёгкой, невидимой и прозрачной и от этого теряет возможности взаимодействия во времени и выхода из закрепления на какой-то конкретной дате» [10, с. 26-27].

Ущербная нить – нить, включающая моменты, когда сознание человека не фиксирует происходящие с ним события: человек находится в событии на 100%. Ущербная нить фиксирует телесные травмы человека, случившиеся в прошлом.

Ритмологическая нить – нить, которая протягивается по событиям, созданным ритмами и ритмодействиями. События, нанизываемые на ритмологические нити, являются знаками для человека.

Протягивание нитей как ритмологический инструмент. Смысловые цепочки нитей позволяют решать проблемы, убирать ущербы, растворять мистерии. Если нити вытягиваются из чувственного плана и переводятся на план понятий, то проблемы разрешаются сами собой.

Этапы протягивания нитей: 1. выявление повторов, или совпадающих событий; 2. анализ совпадающих событий как выявление цикла; 3. ритмологический анализ цикла; 4. фиксация улучшений в результате протягивания нитей. События, которые складываются в событийную нить, должны быть связаны по смыслу (например, человек проживал в доме № 5, затем в квартире № 5). Важно учитывать совпадение параметров: какие события  в это время происходили в жизни человека (например, устраивался на новую работу). В результате выявления повторяющихся событий (ущербов, проблем, мистерий) и подбора к ним ритмов и ритмологии происходит считывание проблемно-ущербных ситуаций и жизнь человека меняется в лучшую сторону.

В качестве иллюстрации рассмотрим конкретный случай протягивания событиной нити.

К ритмологу обратилась женщина, остро переживающая разрыв отношений с мужчиной: ей предпочли другую. Ощущала себя брошенной, испытывала одиночество, горе, нестерпимые страдания, и непонимание – почему это произошло? На консультациях с ритмологом протянулась проблемная нить: оказалось, с ней так поступали мужчины уже 6 раз, шесть повторов. Сценарий один – «любят, жить без неё не могут, а потом со слезами уходят к другой». Выяснилось, что первопричиной всех повторов была потеря, пережитая в 10-летней возрасте: смерть мамы. Именно тогда, кроме горя потери и страдания, клиентка ощутила себя брошенной.

После проведённой ритмомеры, протягивания проблемной нити и выхода на ритмологические тексты по данной теме, связанной с душевными переживаниями, женщина успокоилась, к ней вернулись потерянные в результате страданий 7 кг. А затем смогла увидеть, что за этого мужчину пыталась спрятаться от своих нерешённых проблем. И произошедшая ситуация словно вернула к себе, к их решению.

Таким образом, мы видим, что  методика протягивания событийных нитей полностью укладывается в каноны традиционных терапевтических подходов и в то же время имеет специфические особенности, поскольку средством диагностики и коррекции жизненного пути оказываются ритмологические тексты и связанные с ними процедуры. Можно дискутировать о глубинных механизмах этого опосредования: возможно, терапевтический эффект возникает за счёт знакового замещения проблемной ситуации конструктивными нарративами; возможно, в сознании актуализируются дополнительные ассоциативные связи, переводящие его в ресурсную позицию; возможно, действует весь контекст ритмологической ситуации в комплексе. Вне зависимости от распределения возможных причинных факторов, мы видим, что результатом протягивания событийных нитей является устойчивый позитивный эффект, возвращающий клиенту чувство субъектности и контроля над происходящим, что и характеризует авторское отношение к собственной жизни.

 


Список литературы

1. Буданов В. Когнитивная психология и когнитивная физика. О величии и тщетности языка событий //Событие и смысл – М., 1999. С.38-66
2. Сонди Л. Судьбоанализ / Л. Сонди; [статьи; пер. с нем. А. В.Тихомиров]. - М. : Три квадрата, 2007. – 480 с.
3. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / пер. с англ. А. А. Грузберга; терминологическая правка В. Данченка — К. : PSYLIB, 2004. – 576 с.
4. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. – 3-е изд., исправленное и дополненное. М. : «Смысл» - 2022. – 303с.
5. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. М.: Класс, 2001. – 360 с.
6. Шкарин Д.Л. Нарративные аспекты ритмологической практики // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12. № 2А. С. 374-382.
7. Лучезарнова Е.Д. Случайностей нет. – СПб. : РИТМОВЗЛЁТ, 2019. – 314с.
8. Марченко Е.Д. Жизненно необходимое обретение себя. СПб. : Авторский Центр «РАДАТС», 2004. – 144с.
9. Марченко Е.Д. Праздник разума. СПб. : Авторский Центр «РАДАТС», 2005. Видеофильм – 1 DVD. 00.41.00 (время воспроизведения) – Текст. Изображение. Устная речь : электронные. 00.39.30
10. Лучезарнова Е.Д. Координатная полноценность. – М. : РИТМ 25, 2010. – 248с.

Расскажите о нас своим друзьям: