Теория языка | Филологический аспект №04 (60) Апрель 2020

УДК 81=111

Дата публикации 27.04.2020

Репрезентация аспекта «размытость гендерной идентичности» в русскоязычных прецедентных текстах юмористических жанров

Шиповская Анна Анатольевна
к.филол.н., доцент, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова», shelska@yandex.ru
Циленко Любовь Петровна
к.пед.н., доцент, Московский политехнический университет, Tsilenko.LP@yandex.ru
Тишкина Ирина Александровна
к.пед.н., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Тамбовский филиал, tishkinyii@mail.ru
Болтнева Наталия Алексеевна
к.фил.н., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Тамбовский филиал, alla-050174@yandex.ru

Аннотация: Данная статья посвящена раскрытию особенностей трансформации гендерных концептов на языковом уровне. В статье на материале русскоязычных прецедентных текстов юмористических жанров впервые рассматривается репрезентация нарушения гендерной идентичности. Целью статьи является выяснить, какие признаки концептов «мужчина» и «женщина» на современном этапе не согласуются с устоявшимися стереотипами феминности и маскулинности. В ходе исследования авторы фокусируются на способности концептов к различным преобразованиям. В результате анализа авторам удалось обнаружить в содержании концептов «женщина» и «мужчина» новые признаки, выявить их коннотацию и раскрыть социальные детерминанты, стоящие за концептуальными модификациями.
Ключевые слова: когниция, гендерный концепт, прецедентный текст, анекдот, национальная культура

Representation of the Aspect “Gender Identity Blending” in Russian Comic Precedent Texts

Shipovskaya Anna Anatol'evna
Ph. D. in Philology, Associate Professor, Tambov State Music and Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov, Tambov
Tsilenko Lyubov' Petrovna
Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Moscow Polytechnic University, Moscow
Tishkina Irina Aleksandrovna
Ph. D. in Pedagogy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Branch) in Tambov
Boltneva Nataliya Alekseevna
Ph. D. in Philology, Associate Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Branch) in Tambov

Abstract: The article is devoted to the analysis of gender concepts transformation on the language level. For the first time much attention is given to the representation of gender identity changes in the Russian precedent texts of the comedic genres. The purpose of the article is to find out features of the modern «man» and «woman» concepts that do not agree with the established stereotypes of femininity and masculinity. The authors focus on the ability of the concepts to various transformations.The detailed analysis of the Russian precedent texts of the comedic genres made it possible to find new features in the content of the concepts «woman» and «man», to reveal their connotation and social processes that influence the conceptual modifications.
Keywords: cognition, gender concept, precedent text, anecdote, national culture

Правильная ссылка на статью
Шиповская А.А., Циленко Л.П., Тишкина И.А., Болтнева Н.А. Репрезентация аспекта «размытость гендерной идентичности» в русскоязычных прецедентных текстах юмористических жанров / Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (60). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/reprezentatsiya-aspekta-razmytost-gendernoj-identichnosti-v-russkoyazychnykh-pretsedentnykh-tekstakh-yumoristicheskikh-zhanrov.html (Дата обращения: ... 2020)

Как отмечают исследователи, на протяжении столетий сфера деятельности женщин ограничивалась домашними заботами, в то время как все, что имело отношение к внешнему миру, брал на себя мужчина. Технический прогресс способствовал  кардинальному изменению жизненного уклада, и, как следствие, дал женщинам возможности получать образование наравне с мужчинами, работать в разных областях, голосовать на выборах, участвовать в общественной жизни.

Психологи и социологи отмечают, что борьба женщин за свои экономические, политические и профессиональные права повлияла на изменения в мировоззрении, распределении ролей в семье, отношениях между мужчинами и женщинами. 

Актуальность представленной работы продиктована необходимостью выявления изменений содержания концептов «мужчина» и «женщина» потому, что это позволит понять глубинные процессы, происходящие в общественном сознании.

Новизна состоит в том, что, несмотря, на множество исследований по проблеме вербализации образов мужчины и женщины такой аспект, как «размытие гендерной идентичности», остался не затронут вниманием лингвистов.

Целью проводимых научных изысканий является выявить признаки концептов «мужчина» и «женщина»  стереотипно им не свойственные. Достижение этой цели осуществляется с помощью решения ряда задач, а именно: суммировать опыт других ученых в исследовании составляющего стереотипов «мужчина» и «женщина; а также на основе анализа  прецедентных текстов юмористических жанров выявить признаки гендерных концептов, противоречащие сложившемуся стереотипу о мужчинах и женщинах.     

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть учтены при выборе эффективных стратегий в области социального регулирования; а также  использованы для демонстрации изменений, происходящих в общественном сознании в процессе преподавания лингвистики, социолингвистики и культурологии.

Основным методом исследования является концептуальный анализ,  направленный на раскрытие содержания концептов, находящих отражение в языке.

Согласно А. П. Бабушкину, концептом следует считать «любую дискретную содержательную единицу коллективного сознания, отражающую предмет реального или идеального мира, хранимого в национальной памяти носителей языка в виде познанного субстрата» [3, с.29]. Соответственно гендерный концепт – это единица коллективного сознания в виде обобщенного представления о мужчинах и женщинах.

При описании результатов анализа мы также довольно часто обращаемся к термину «стереотип», понимая под ним разновидность концепта, чьи признаки репрезентируются в различных культурных источниках  на протяжении долгого периода времени и относительно которых у большей части общества сформировалось единое мнение [19].

Например, обобщая опыт исследования лингвистов, психологов и социологов можно заключить, что феминности стереотипно приписывают эмоциональность, «домовитость», физическую слабость, ориентацию на семью и рождение детей, стремление нравится мужчине, скромность. Стереотипу маскулинности, напротив, характерны такие черты, как:  желание обрести власть над женщинами,  культ физической силы, склонность к агрессии, эмоциональная сдержанность,  потребность к достижению социального успеха,  высокая соревновательность [5, 6, 8, 13, 15].

Важно отметить, что концепты не являются застывшими сущностями им свойственна способность к развитию и взаимовлиянию [2].

Изменения в различных областях жизни, которые мы наблюдаем последнее столетие, пошатнули многовековые устои и, как следствие, стереотипы.

Отмечая, что отход от «архаичных» полоролевых моделей поведения и мышления является на сегодняшний момент единственно возможным вариантом способствующим адаптации в современном мире [20], ученые, тем не менее, при таком развитии сценария склоняются к мысли о возможности частичной утраты гендерной идентичности. В нашем исследовании под данным термином мы понимаем  базовую структуру социальной идентичности, которая формируется в результате интериоризации мужских и женских черт в процессе социализации [9].

Таким образом, если представить концепты «мужчина» и «женщина» как противоположные полюса, то на концептуальном уровне размытие гендерной идентичности представляет собой возникновение у концепта признаков ранее свойственных другому гендерному полюсу.

Для описания содержания концептов  «мужчина» и «женщина»  мы обращаемся к таким прецедентным текстам юмористических жанров, как анекдоты, байки, афоризмы и т.д.

Благодаря краткости, цитируемости и широкой употребительности эти произведения по праву считаются яркой разновидностью лингвокультурных текстов. Рассказанные «на злобу дня», широко известные и упоминаемые в различных источниках информации они подтверждают значимость идей затронутых в них и тем самым представляют собой ценный материал для исследования культурно-обусловленных представлений [16]. 

Далее обратимся непосредственно к  анализу репрезентации концептов «мужчина» и «женщина» в произведениях юмористических жанров и попытаемся выявить признаки традиционно соотносимые с противоположным гендером. 

Изучение прецедентных текстов позволило обнаружить тенденцию к демонстрации женщинами элементов поведения ранее формально считавшихся мужскими. Например.

1. Сидит девочка в песочнице, к ней подходит мужик:

— Девочка, хочешь конфетку?

— Иди на фиг!

— А по попе ладошкой?

 — А по морде лопаткой?!

2. Никогда нельзя забывать, что в первую очередь ты — сильный мужик, а потом уже маленькая слабая девочка!

В первом примере, представлен диалог между взрослым мужчиной и маленькой девочкой. Юмористический эффект достигается несоответствием ожиданий мужчины от коммуникации с юной барышней. К феминному поведению относят вежливость, стеснительность, мягкость и тактичность [8, 18], Неудивительно, что мужчина был ошарашен, услышав грубый ответ от девочки. Ситуация приобретает еще более комичный окрас когда на угрозу физического воздействия (А по попе ладошкой?) мужчина получает от неиспугавшейся маленькой девочки  еще более грубый и отчаянный отпор (А по морде лопаткой?!). Читателя может удивлять и смешить описываемая ситуация. Однако повторяемость в произведениях юмористического жанра звучащей в ней темы позволяет с большой долей уверенности предположить тенденцию к перениманию ряда черт маскулинного поведения женщинами. 

Данный аспект также отчетливо прослеживается во втором примере, где при выборе между мужской и женской моделью социального поведения, звучит предписание для ребенка женского пола отдать предпочтение более эффективной мужской (первую очередь ты — сильный мужик, а потом уже маленькая слабая девочка).

Таким образом, можно заключить, что в концепт «женщина» входят признаки: склонность перенимать маскулинные модели поведения, прямолинейность, стремление иметь сильный характер.

Современные ученые в области психологии и социологии отмечают, что девочек перестали воспитывать маленькими феями. Сам окружающий социум подталкивает девушек быть равноправными членами общества, быть готовыми к вероятной конкуренции на работе и социальной жизни. В ходе исследования Л.П. Шустова обнаружила, что  родные и близкие с раннего возраста внушают им, что прежде чем посвящать себя браку, нужно прочно стоять на ногах и быть независимой в финансовом плане. Апеллируя к чувству самосохранения, родители убеждают девочек, что если муж покинет семью, женщина должна быть готова взять на себя ответственность за благополучие своих детей [18]. В результате, по мнению современных женщин, им необходимо быть умными, энергичными, предприимчивыми, т.е. обладать мужскими качествами [4, 7, 11].

Исторически, в российской культуре роль женщины в семье ограничивалась домашними обязанностями, как: уход за детьми, приготовление пищи, уборка. Значимыми качествами женщины считались терпеливость и послушность. В задачи мужчины входило материальное обеспечение, защита и руководство семьей [4, 6, 7, 8, 12].

Важно отметить, что социальные изменения коснулись не только женщин, но и мужчин, пошатнув веками формировавшиеся представления о том, какие мужчины, что им свойственно думать, как себя вести и что для них хорошо, а что неприемлемо.

 Рассмотрим примеры.

1.  Только жалкие подкаблучники слушают женщин! Настоящий мужик сам знает, когда не идти бухать с друзьями и когда посуду помыть. Да, любимая?

2. Утверждение, что джентльменов не встретишь в наше время, несправедливо! Сегодня я, например, видела, как мужчина держал зонт над женой, пока та меняла колесо.

3. Я считаю, что готовить должен мужчина. Во-первых, это красиво. Во-вторых, я ленивая.

Как можно заметить, в содержание концепта мужчина входят признаки,  стереотипно составляющие представление о женской модели поведения, а именно: подчинение (Да, любимая?), уборка (когда посуду помыть), приготовление пищи для семьи (готовить должен мужчина, я ленивая),  отказ от участия в разрешении проблем технического характера (мужчина держал зонт над женой, пока та меняла колесо).

Как можно заметить, все указанные выше признаки ранее входили исключительно в стереотип «женщина».

Рассматривая данные произведения применительно к репрезентации концепта «женщина», можно заключить, что в содержание концепта входит техническая грамотность (та меняла колесо), и стремление доминировать (Да, любимая?; Я считаю, что готовить должен мужчина; я ленивая).

Ученые  не раз отмечали, что  подобные признаки стереотипно относятся к концепту «мужчина» [6, 7, 8, 14, 17]. Наличие их у концепта  «женщина» в очередной раз указывает на гендерную размытость современного феминного образа.

В русскоязычных произведениях фольклорных жанров (пословицах, поговорках, сказках и т.д.)  существует оправдание культуры женской виктимности. Например, «жена не стекло – можно побить», «бей жену больней, будут щи вкусней», «милого побои недолго болят» и т.д.

Как отмечают историки, физическое насилие по отношению к женщине до относительно недавнего времени воспринималось как нечто само собой разумеющееся, также как и  беспрекословная подчиненность мужчине [1, 6, 10].

Однако, во многих современных анекдотах именно мужчина предстает жертвой психологического и физического насилия со стороны женщин.

Рассмотрим примеры.

1. Что бы делали женщины, если бы на свете не было мужиков? — Стали бы дрессировать каких-нибудь других животных.

2. Шрамы укрощают мужчину.

3. Ты где был? Почему так поздно пришел?

— Я хозяин в доме! Когда хочу, тогда и прихожу!  

 Жена бьет его сковородкой по голове, муж падает без сознания. Тут выбегает свекровь.

— Ой, а че тут мой сынок лежит?

— Он хозяин!!! Где хочет, там и лежит!

Как демонстрируется в данных примерах, в содержание концепта «мужчина» входит признак объект абьюзивных отношений.  Так, в первом примере содержится упоминание психологического давления (дрессировать каких-нибудь других животных). Во втором и третьем примерах имеется намек на прямое физическое воздействие (Шрамы укрощают мужчину; Жена бьет его сковородкой по голове).

Нападавшим в данных примерах выступает женщина (женщины стали бы дрессировать; Жена бьет его; укрощают мужчину) из чего можно сделать вывод о существовании маскулинного признака агрессия в содержании концепта «женщина».

Социальные опросы, проведенные различными исследовательскими группами, подтверждают, что российских мужчин, подвергающихся насилию со стороны женщин довольно много [12]. Наиболее распространенной формой агрессии со стороны женщин  является вербальная (насмешки, подозрения и оскорбления). Но и случаи физического воздействия становятся нередки [12]. 

Принято считать, что излишняя эмоциональность в принятии решений, негативность мышления, ранимость и незащищенность перед проблемами более присущи представлению о женщинах [5, 6, 8, 12, 14].

Тем не менее, зачастую мы встречаем массу произведений, где данные черты сопутствуют  мужскому поведению. Рассмотрим примеры.

1. Психиатр — пациенту-мужчине:

— А это сознание собственной неполноценности пришло к вам внезапно или развивалось нормально в связи с женитьбой и отцовством?

2. Из-за плохой жизни мужчина прыгнул с шестого этажа. Жизнь наладилась в районе третьего, но было уже поздно.

Как можно заметить, в первом примере упоминается психологическая проблема низкой самооценки (сознание собственной неполноценности), во втором примере делается акцент на совершении самоубийства (мужчина прыгнул с шестого этажа).  Следует сделать вывод, что в данных анекдотах раскрывается такой признак концепта «мужчина», как склонность к депрессиям и суицидальному поведению.

Важно отметить, что тенденция мужчин и женщин перенимать определенные аспекты поведения друг друга имеет частотную вербализацию и несет, как правило, негативную коннотацию. Например,

1.  Дорогая! Тебе хотелось бы быть мужчиной?

— А тебе, милый?

2. Чем отличается сильный мужчина от слабого? Когда тебе плохо, сильный поможет, а слабый сделает вид, что ему еще хуже… .

3. Сильная и независимая женщина просыпается ночью и переворачивает подушку незаплаканной стороной … .

4. Я сильная, независимая и всего добилась сама.

— Но ты же неуравновешенная психопатка с кучей проблем и полным отсутствием личной жизни!

— Зато сама.

В первых двух примерах сквозит сомнение в мужественности партнера (Тебе хотелось бы быть мужчиной? — А тебе, милый?; сделает вид, что ему еще хуже) и его способности оказать поддержку.

В третьем и в четвертом анекдоте независимость женщины воспринимается с негативной стороны. Рисуемый в них образ отличается крайней непривлекательностью: одинокая (с полным отсутствием личной жизни), эмоционально нестабильная (неуравновешенная психопатка), несчастная (переворачивает подушку незаплаканной стороной),  неблагополучная (с кучей проблем) и при этом довольная собой (зато сама).

Как отмечают Т.К. Ростовская и Я.В. Шимановская, отход от традиционной модели часто приводит к недопониманию и грозит общественным осуждением [15], замечательными примерами которого могут служить приведенные произведения.

Суммируя изложенные наблюдения, можно сделать вывод, что в прецедентных текстах юмористических жанров аспект «размытие границ гендерной идентичности» ярко проявляется в озвучивании тенденции обоих полов перенимать  модели поведения друг друга. Проведенный анализ позволил обнаружить, что в концепт «женщина» на современном этапе входят признаки прямолинейность, стремление иметь сильный характер, техническая компетентность, доминирование в отношениях, агрессивность. Данные признаки противоречат традиционному содержанию концепта «женщина», а ранее принадлежали исключительно концепту «мужчина».

В содержание концепта «мужчина», согласно исследованию современных юмористических произведений, входят такие признаки, как склонность к подчинению, уборка, приготовление пищи в семье,  минимальное участие в разрешении проблем технического характера, объект абьюзивных отношений,  склонность к депрессиям и суицидальному поведению.

В ходе исследования также удалось обнаружить, что воспроизведение мужчинами и женщинами шаблонов поведения, присущих другому полу, имеет ярко выраженную отрицательную оценку.


Список литературы

1. Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории). - М.: РИК Русанова, 1998. 408 с.
2. Бабина Л.В. Изучение творческого начала человека в языке (на материале двухкомпонентных сложных существительных) // Когнитивные исследования языка. 2018. Вып. XXXIII. С. 369-374.
3. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика. Воронеж, 1996. 104 с.
4. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 431 с.
5. Ворошилова О. Н. Образ женщины в современном мире (по материалам современных российских женских журналов) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2016. № 5(67) C. 54-57.
6. Здравомыслова Е. А. , Тёмкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии : учебное пособие / Е. А. Здравомыслова,А.А. Тёмкина. — СПб. : ¬Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. 768 с.
7. Кабайкина О.В., Сущенко О.А. Трансформация роли женщины в современном обществе: в семье и на работе// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2017. № 3 С. 140 -155.
8. Кирилина А.В. Гендерные стереотипы в языке // Словарь гендерных терминов. М.: Информация – XXI век, 2002. С. 66-67.
9. Клецина И. С. Гендерная социализация СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 92 с.
10. Меринова Е. А. Концепт «Женщина» в русской и американской картинах мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 37. С. 112–114
11. Мороз В.А. Аверкина Т.О. Социальные роли современной женщины в представлении студентов// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11 (часть 4). С. 726-731
12. Морозова И. А. Концепты «Мужчина» и «Женщина» как отражение гендерных стереотипов в русской лингвокультуре // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика, 2010. №21 (197). С.94-97.
13. Петрова Р. Г. Гендерология и феминология / Р. Г. Петрова. М. : Дашков и К°, 2007. 232 с.
14. Простотина Ю.В. Гендерные стереотипы: формирование и детерминанты. // Социодинамика. 2017. № 3. С. 1 - 9.
15. Ростовская Т. К., Шимановская Я. В. Социальные роли мужчины в современном обществе // Вопросы управления. 2018. №2 (32). С.135-140.
16. Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. 128 с.
17. Сухушина Е. В., Абрамова М. О., Рыкун А. Ю. Современные образы маскулинности // Векторы благополучия: экономика и социум. 2017. №4 (27). С. 168 – 179.
18. Шустова Л.П. Особенности процесса гендерной социализации детей в дошкольном возрасте // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 173-180.
19. Ashmore R. D., Del Boca F. K., Wohlers A. J. Gender Stereotypes // The Social Psychology of Female-Male Relations: A Critical Analysis of Central Concepts/ed. By R.D. Ashmore, F.K. Del Boca. N. Y., 1986. 120 p.
20. Bem S.L. Sex role adaptability – one consequence of psychological androgyny // J. of Pers. and Soc. Psychology. 1975. №31. P.634-643.

Список источников
1. Анекдот №769073. Анекдоты из России [Электронный ресурс]. URL: https://www.anekdot.ru/id/769073/ (дата обращения: 21.03.2020).
2. Анекдот: Психиатр - пациенту-мужчине… Все шуточки [Электронный ресурс]. URL: https://vse-shutochki.ru/anekdot/117569 (дата обращения: 21.03.2020).
3. Анекдот: Утверждение, что джентльменов не встретишь в наше время… Анекдоты смешные. scanvord.net [Электронный ресурс]. URL:https://scanvord.net/anekdoty/anekdot.php?raz=16&an=562 (дата обращения: 21.03.2020).
4. Анекдоты. anekdotig.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.anekdotig.ru/anekdot/17554 (дата обращения: 21.03.2020).
5. Анекдоты: свежие, смешные, прикольные анекдоты. Прикол. [Электронный ресурс]. URL: https://prikol.i.ua/user/2469002/anekdot/?p=232 (дата обращения: 21.03.2020).
6. Когда тебе плохо сильный мужчина поможет, а слабый сделает … humor.rin.ru [Электронный ресурс]. URL: https://humor.rin.ru/cgi-bin/show.pl?razdel=0&anekdot=77737 (дата обращения: 21.03.2020).
7. Прикольные анекдоты про мужиков. Мир анекдотов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.anekdotovmir.ru/anekdoty-pro/anekdoty-pro-muzhikov/prikolnye-anekdoty-pro-muzhikov/(дата обращения: 21.03.2020).
8. Сидит девочка в песочнице… humor.rin.ru [Электронный ресурс]. URL: https://humor.rin.ru/cgi-bin/show.pl?razdel=0&anekdot=58714 (дата обращения: 21.03.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: