Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №01 (69) Январь 2021

УДК 82.0

Дата публикации 31.01.2021

Религиозные мотивы в романах Э. Р. Берроуза «Боги Марса» и «Великий ум Марса»

Таньков Николай Николаевич
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры «Романо-германская филология», Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза, tankovnn@gmail.com
Голенева Мария Юрьевна
студент направления бакалавриата «Педагогическое образование» (профиль – русский язык и литература), Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза

Аннотация: В статье обоснована необходимость использования когнитивной антропологии в качестве теоретико-методологической основы исследования религиозных мотивов в англоязычных научно-фантастических произведениях. Перечислены структурные элементы исследования религиозных мотивов в научно-фантастическом художественном тексте, базирующегося на когнитивной антропологии. Исследованы религиозные мотивы в романах Э. Р. Берроуза «Боги Марса» и «Великий ум Марса». Выявлены особенности образной системы и характерные черты описываемых писателем миров. Сделаны выводы, указывающие на отличие когнитивных схем описания религии в изучаемых романах. Выявлены перспективы использования результатов исследования.
Ключевые слова: религиозные мотивы, англоязычная научная фантастика, когнитивная антропология, когнитивная схема

Religious Motifs in Edgar Rice Burroughs’ «The Gods of Mars» and «The Master Mind of Mars»

Tankov Nikolai Nikolayevich
PhD in Pedagogy, docent, associate professor at the Department of Romance and Germanic Languages, Penza State University, Russia, Penza
Goleneva Maria Yurievna
Undergraduate student in Teaching Russian and Literature, Penza State University, Russia, Penza

Abstract: The article proves that it is necessary to use cognitive anthropology as a theoretical and methodological basis to study religious motifs in English science-fiction works. We list structural elements making up a cognitive anthropology-based study of religious motifs in science-fiction works. Then we analyze religious motifs in Edgar Rice Burroughs’ «The Gods of Mars» and «The Master Mind of Mars». In addition, we identify special features of the writer’s representations and worlds. After that, we make conclusions indicating that the author uses different mental schemata to describe religion in each novel. Finally, we highlight some areas for future research.
Keywords: religious motifs, English science fiction, cognitive anthropology, mental schema

Правильная ссылка на статью
Таньков Н.Н., Голенева М.Ю. Религиозные мотивы в романах Э. Р. Берроуза «Боги Марса» и «Великий ум Марса» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 01 (69). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/religioznye-motivy-v-romanakh-e-r-berrouza-bogi-marsa-i-velikij-um-marsa.html (Дата обращения: 31.01.2021)

В XX веке написано большое количество англоязычных научно-фантастических произведений, включающих религиозные мотивы и образы: «The Gods of Mars» Э. Р. Берроуза, «Trends» А. Азимова, «Last and First Men» У. О. Стэплдона, и др. Как правило, писатели-фантасты используют религиозные мотивы и образы с целью показать воздействие религиозных убеждений на развитие общества, а также сопоставить научное и религиозное мировоззрения. По мнению С. Хротика, которое мы разделяем, репрезентации религии в научной фантастике являются предметом исследования когнитивной антропологии [3].

Все это, на наш взгляд, обусловливает необходимость использования когнитивной антропологии в качестве теоретико-методологической основы исследования религиозных мотивов в англоязычных научно-фантастических произведениях.

Мы придерживаемся точки зрения Л. Мартина, что религия – социальная система, основанная на убеждении в существовании сверхъестественных сил [4].

Исследование религиозных мотивов в научно-фантастическом художественном тексте, базирующееся на когнитивной антропологии, включает изучение определенного социального поведения (верований в сверхъестественные силы; мотивов коллективного принятия этих верований; изменений личностного восприятия, обусловленных формированием определенных культурно-специфичных убеждений по отношению к сверхъестественному) и осуществляется с учетом ряда методологических положений, раскрытых в научных работах отечественных и зарубежных ученых [1–3].

На наш взгляд, интерес представляют религиозные мотивы в научно-фантастических романах Э. Р. Берроуза «Боги Марса» [5; 7] и «Великий ум Марса» [6; 8].

В романе «Боги Марса» черные марсиане, или перворожденные, утверждают, что они являются потомками первых марсиан, рожденных от Древа Жизни. Древо Жизни составляет основу мифа о сотворении черных марсиан. Согласно их религии, вначале все живое было непосредственно связано с Древом Жизни, растущим в центре долины Дор. Первыми его ветви породили черных марсиан, а все остальные живые существа представляют собой неполноценное гибридное потомство – результат смешения черной расы и двух других, появившихся примерно в то же время. Последней расой, упавшей с Древа Жизни, согласно мифу перворожденных, были растительные люди. Почти все образованные марсиане верят, что Древо Жизни является источником жизни на их планете. Однако достоверность представлений черных марсиан о специфике происхождения других рас вызывает сомнения.

Перворожденные считают, что они более святы и богоподобны, полностью превосходя все другие марсианские расы. Богиней перворожденных и всего Марса считается Исса, являющаяся на самом деле всего лишь злобной старой черной марсианкой, задабриваемой приносимыми в жертву белыми марсианами, плотью которых она питается. Чувство расового превосходства позволяет перворожденным не задумываться об этических аспектах жертвоприношения и каннибализма.

Среди перворожденных нет рабочих, поскольку они держат рабов – белых и красных марсиан. Единственным занятием черной расы являются сражения, считаемые священным долгом. В своих надземных владениях в долине Дор возле экзотического Храма Иссы перворожденные таинственным образом безопасно передвигаются среди мерзких растительных людей и белых обезьян; эти ужасные существа, вероятно, боятся перворожденных.

Во славу Иссы каждый месяц в большом амфитеатре проводят «Обряды Иссы», в ходе которых черные марсиане смывают грех с души посредством убийства пленников в бою. Перворожденного, уцелевшего после обряда, оправдывают, а погибшего признают неверным Иссе грешником.

Воинственные черные марсиане контролируют всю марсианскую религию. Посредством насилия и хитрости они манипулируют белыми марсианами – святыми тернами, а терны обеспечивают неукоснительное соблюдение религиозных обрядов. Святые терны являются представителями жестокого марсианского культа, базирующегося на основных догматах религии Марса и перворожденных. Как и перворожденные, терны претендуют на божественный статус, поклоняются «живой богине» Иссе и стремятся задабривать ее с помощью человеческих жертвоприношений. Однако терны не знают истинного «я» Иссы, а другие (красные и зеленые) марсиане не знают о существовании перворожденных. Повеления Иссы, ниспосланные тернам, написаны кровью на странном пергаменте. Терны полагают, что получают божественные послания сверхъестественным образом, поскольку находят их на охраняемых алтарях, к которым никто не может получить доступ незамеченным. На самом деле послания тайно доставляют перворожденные, используя длинный туннель, ведущий от экзотического Храма Иссы к главному храму тернов.

На протяжении многих веков терны восторженно проповедуют идею о том, что населенная ими долина Дор является вратами в марсианский рай. Поэтому любой марсианин, достигший тысячелетнего возраста или просто уставший от жизни, обязан отправиться в эту долину, чтобы либо провести остаток вечности в раю, либо возродиться. Возвращение из долины считается святотатством, караемым смертью. Когда ничего не подозревающие паломники – красные и зеленые марсиане – достигают долины, они обнаруживают прекрасную землю, в которой много фруктов и воды, но которая также населена агрессивными белыми обезьянами и растительными людьми. Выжившие после нападения этих существ попадают в рабство к тернам, которые заставляют рабов трудиться до смерти, прежде чем съесть их плоть во имя Иссы. Подобно черным марсианам, терны ставят себя выше других марсианских рас, поэтому не видят греха в поедании плоти «низших» рас (красных и зеленых марсиан). Каннибализм для тернов носит ритуальный характер, но они не едят человеческую плоть, если она не была обескровлена ужасными растительными людьми, поскольку верят, что эти люди высасывают испорченную жизнь из тела.

Приблизившись к возрасту тысячи лет, каждый терн отправляется в Храм Иссы, полагая, что это истинный путь к Небесам. Терны верят, что если они умрут до достижения тысячелетнего возраста, то их душа перейдет в растительного человека, который проживет остаток их жизни. Если растительный человек умирает до истечения тысячелетнего периода, то душа предположительно переселяется в тело белой обезьяны. Если белая обезьяна умрет, то душа перейдет в силиан (марсианское водное существо, ведущее ночной образ жизни) и будет потеряна навсегда.

Объективная оценка религии тернов и перворожденных заключена в речи главного героя романа «Боги Марса» – Джона Картера: «…сказочная жизнь в благословенной долине Дор – злостная выдумка. Мы знаем, что долина не священна, мы знаем, что святые жрецы не святы, что они жестокие и бессердечные смертные, знающие о вечной жизни не больше нас. <…> …в этом еще более закрытом раю, где все диктовалось, по-видимому, единой всемогущей волей, где века узкого фанатизма и самопоклонения искоренили все гуманные инстинкты, которыми, может быть, и обладала раса перворожденных» [5].

Осознание ложности религиозных убеждений весьма умело представлено автором романа в речи Ксодара – перворожденного:

«Я сопоставил то, что ты мне сказал, и что мне тогда казалось кощунством, с тем, что я видел в своей прошлой жизни, и о чем даже не смел думать, страшась навлечь на себя гнев Иссы. Я верю теперь, что она – обманщица. Она такое же божество, как ты или я. Я готов даже признать, что перворожденные не более священны, чем святые жрецы, а святые жрецы, в свою очередь, не выше красных людей. Вся наша религия основана на суеверии, обмане и лжи. Нас в продолжение веков держали в неведении те, которым это было выгодно. Они жили тем, что мы верили их россказням» [5].

Э. Р. Берроуз обращает внимание читателя на то, что, встав на путь борьбы с ложным марсианским божеством, главный герой все же вынужден признать силу религии и веры:

«Ведь, если бы нам даже и удалось бежать от перворожденных, против нас должен был подняться целый мир – так велика сила фанатизма и религиозных предрассудков. <…> …их сдерживала вера в учение о долине Дор и о таинствах Иссы. Я не осуждал их, понимая, какую огромную власть может иметь вера, как бы ни нелепа она была, даже над умными людьми. <…> Очень трудно отказаться от старой веры даже тогда, когда взамен ее предлагают новую; но нельзя требовать от людей, чтобы они отбросили старые убеждения, ничего не давая им взамен» [5].

Однако, осознавая ошибочность религиозных убеждений и обрядов, главный герой дает им отрицательную оценку и стремится «сломить преграду религиозных суеверий» посредством разоблачения ложного божества – Иссы. Все это вызывает общественно-политический кризис в государстве красных марсиан и приводит к войне с перворожденными и тернами, в результате которой Исса утрачивает божественный статус.

Иной подход к описанию религии использован Э. Р. Берроузом в романе «Великий ум Марса» [6; 8]. В этом произведении описание религии основано на противопоставлении отношения к ней жителей двух марсианских королевств: Тунола и Фандала.

Тунолиане – рационалисты, верящие, что не может быть хорошего дела, совершенного без эгоистических мотивов. У них нет бога и религии. Они, как и все образованные марсиане, верят, что человек произошел от Древа Жизни, но, в отличие от большинства обитателей планеты, не верят, что Древо Жизни создал всемогущий. Они утверждают, что только неудача есть грех, успех, как бы ни был он достигнут, всегда достоин похвалы.

Главный герой произведения отмечает, что тунолиане «отрицали божество, но поклонялись фетишу науки, которой они позволили овладеть ими так же пагубно, как религиозные фанатики воображаемым богам. Итак, со всем своим хваленым знанием они были разумными только потому, что были лишены душевного равновесия» [6].

Отрицательные стороны атеизма и рационализма тунолиан отражены в образе Рас Таваса – выдающегося марсианского ученого, разработавшего методы трансплантации конечностей и органов, включая головной мозг, а также сохранения и воскрешения мертвых. Ученый почти полностью бескорыстен и бесстрастен и по большей части не хочет убивать других марсиан или господствовать над ними. Однако незаинтересованность в их благополучии также позволяет ему без колебаний проводить неэтичные эксперименты, включая вредные или фатальные, если они поражают его воображение. Иными словами, Рас Тавас интересуется наукой ради самой науки, не обращая внимания на социальные последствия своих изобретений или открытий.

В отличие от атеистов-тунолиан, фандалиане одержимы религией. Центр фандалианской религии – бог Тур, создавший Марс и все сущее на нем. Дом Тура, по общему мнению, находится на Солнце, и оттуда сто тысяч лет назад он создал Марс и выбросил его в космос. Затем Тур позабавился, сотворив человека различных форм и двух полов, после чего создал животных, чтобы они были пищей для человека и друг друга, и наконец воду и растительность, чтобы люди и животные могли жить. В экзотических храмах Тура, изобилующих богатыми и обильными украшениями, установлены различные антропоморфные и зооморфные идолы, вокруг которых совершаются религиозные обряды. Посещение храма сопровождается пожертвованиями. Внутри дворца в городе Фандал установлена полая статуя, изображающая бога Тура и позволяющая жрецам изнутри возвещать его голосом о божественных повелениях.

Религия фандалиан иррациональна и деспотична. В королевстве активно пресекают распространение знаний о половых связях и механизме деторождения, а жители не уезжают далеко от своего города, поскольку верят, что Марс плоский. Жрецы не разрешают развивать аэронавтику, потому что кругосветное путешествие считается кощунством в глазах Тура, сделавшего Марс плоским. Также запрещено использовать телескопы из-за веры в единственный существующий мир – Марс. Все свои знания фандалиане получают из Тургана – священной книги, предположительно написанной самим Туром. У них нет никаких других книг, и они отрицают любые знания, противоречащие Тургану.

Правительницей Фандала является Закса – глупая, высокомерная, эгоистичная и жестокая марсианка, которая взимает чрезмерно высокие налоги со своего народа и эксплуатирует страх перед гневом Тура для предотвращения восстаний. Невежество и религиозный фанатизм Заксы, однако, не мешают ей использовать научные достижения тунолиан для омоложения своего тела.

По мнению главного героя, «[фандалиане] менее всего цивилизованы из всех красных наций Барсума [Марса]. Отдавая, как они делают, все лучшие мысли делам религиозным, они стали невежественными, бросались из одной крайности в другую, но все же направленную на религиозный пафос, в то время как тунолиане были полной противоположностью им» [6].

Будучи уверенным в ложности религиозных убеждений и обрядов Фандала, главный герой дает им отрицательную оценку, но не стремится прилюдно разоблачить ложное божество.

Мы считаем, что в этом произведении раскрыты отрицательные стороны религиозного фундаментализма. В отличие от тернов и перворожденных правители фандалиан не используют хитроумные манипуляции, эксплуатирующие возвышенные религиозные идеалы, а вводят запреты и ограничения, сдерживающие социальное развитие и научный прогресс. Вместе с тем Э. Р. Берроуз показывает отрицательные стороны рационализма и атеизма, нашедшие выражение в нарушении «Великим умом Марса» этических норм научного исследования. Таким образом автор, на наш взгляд, противопоставляет религиозное и научное мировоззрения.

Значимым для нашего исследования является сопоставление концовок анализируемых произведений. В «Богах Марса» главный герой разоблачает ложное божество Иссу, тем самым ниспровергая ключевой элемент всей системы религиозных убеждений марсиан, что, вероятно, приведет к серьезным сдвигам в их религиозном сознании. В романе «Великий ум Марса» жители Фандала остаются во власти религиозных суеверий. Однако вновь заговоривший бог Тур становится средством восстановления попранной справедливости, избавления от жестоких правителей и установления гуманной власти.

В результате изучения религиозных мотивов мы сделали следующие выводы:

  • в романе «Боги Марса» Э. Р. Берроуз придерживается когнитивной схемы описания религии, использованной ранее английским писателем Г. Р. Хаггардом. В этой схеме религия подразумевает экзотические храмы, причудливые жестокие обряды и «богоподобные» расы с безжалостным ложным божеством, разоблачение которого приводит к его свержению в результате войны;
  • в романе «Великий ум Марса» Э. Р. Берроуз описывает неразвитость и необразованность общества как результат религиозного фундаментализма. В этой когнитивной схеме можно проследить элементы религиозной сатиры, поскольку выбранное автором название государства «Phundahl» созвучно английскому слову «Fundamentalism»;
  • в изучаемых романах религия является ключевым элементом в структуре общественного сознания. Ее основная функция – обеспечить незыблемость миропорядка посредством насаждения религиозных убеждений и обрядов вне зависимости от их жестокости или иррациональности. Опровержение религиозных догм ведет к социальной нестабильности, избавлению от жестоких божеств или правителей и восстановлению справедливости.

Результаты исследования, на наш взгляд, могут быть использованы для дальнейшего изучения религиозных мотивов и образов в научно-фантастических произведениях XX века.


Список литературы

1. Таньков Н.Н., Алешечкин Ю.Е., Голенева М.Ю. Религиозные репрезентации в романе-утопии М.Б. Лейн «Mizora: A Prophecy» [Электронный ресурс] // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. – 2019. – № 3 (47). – С. 171–183. – Режим доступа: http://scipress.ru/philology/articles/religioznye-reprezentatsii-v-romane-utopii-m-b-lejn-mizora-a-prophecy.html (Дата обращения: 12.01.2021).
2. Таньков Н.Н., Голенева М.Ю. Религиозные репрезентации в романе У.О. Стэплдона «Последние и первые люди» // Лингвометодические аспекты преподавания иностранного языка в вузе: Межвузовский сборник научных трудов / под общ. ред. Т.А. Гордеевой, А.Н. Усяева. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. – Вып. 15. – С. 50–55.
3. Hrotic S. Religion in science fiction: the evolution of an idea and the extinction of a genre. Bloomsbury Academic, 2014.
4. Martin L.H. Secular theory and the academic study of religion // Deep history, secular theory: Scientific studies of religion. Berlin: De Gruyter, 2014. Pp. 35–44.

Список источников
5. Берроуз Э.Р. Боги Марса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://read-book-online.com/nauchnaya-fantastika/168274-bogi-marsa.html?page=1 (Дата обращения: 12.01.2021).
6. Берроуз Э.Р. Великий ум Марса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://read-book-online.com/nauchnaya-fantastika/156335-velikii-um-marsa.html?page=1 (Дата обращения: 12.01.2021).
7. Burroughs E.R. The Gods of Mars [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/read/Burroughs_Edgar/The_Gods_of_Mars.html#0 (Дата обращения: 12.01.2020).
8. Burroughs E.R. The Master Mind of Mars [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/read/Burroughs_Edgar/The_Master_Mind_of_Mars.html#0 (Дата обращения: 12.01.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: