Прикладная и математическая лингвистика | Филологический аспект №07 (63) Июль 2020

УДК 7.012.23

Дата публикации 31.07.2020

Проектирование в графическом дизайне в контексте семиотической парадигмы

Овчинникова Раиса Юрьевна
канд. искусствовед., доцент, доцент кафедры «Дизайн» Омского государственного технического университета, Россия, Омск, O-R-U@mail.ru

Аннотация: В статье показано, что изучение проектирования в графическом дизайне является плодотворным в контексте использования научных методов познания. Обращается внимание, что со второй половины ХХ века семиотическая методология является стратегической линией развития знаний в графическом дизайне, благодаря тому, что её использование отвечает принципам научности и достижению достоверности в искусствоведческом знании. Объективные процессы в развитии графического дизайна, связанные с необходимостью решения, прежде всего, коммуникационных задач оказывают влияние на характер проектирования. Поэтому обосновывается идея, что проектирование в аспекте использования семиотической методологии приобретает следующую структуру: разработка концепции – кодирование – воплощение. В статье представлена позиция, раскрывающая роль визуального языка, характер кодирования в проектном процессе в двух аспектах: с точки зрения зависимости от дизайнера (автора) и потребителя (воспринимающего).
Ключевые слова: графический дизайн, семиотика, коммуникационный дизайн, визуальный язык, код.

Designing in graphic design in the context of the semiotic paradigm

Ovchinnikova Raisa Yurievna
Cand. Sc. (Study of Art), Docent, Associated professor of the Department of Design, Omsk State Technical University, Russia, Omsk

Abstract: The article reads that the study of design in graphic design discipline is productive if applying scientific methods of cognition. It is noted that since 1950-s, semiotic methodology has been a strategic line in developing graphic design knowledge as a result of its use which meets the principles of science and the achievement of reliability in art criticism knowledge. Objective processes in the development of graphic design associated with the need to first of all solve communication problems have an effect on the nature of design. Therefore, the idea is justified that design in the aspect of using semiotic methodology acquires the following structure: concept development – coding – implementation. The article presents a position that reveals the role of visual language and the nature of coding in the project process in two aspects: from the point of view of dependence on the designer (author) and the consumer (perceiver).
Keywords: graphic design, semiotics, communication design, visual language, code.

Правильная ссылка на статью
Овчинникова Р.Ю. Проектирование в графическом дизайне в контексте семиотической парадигмы // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/proektirovanie-v-graficheskom-dizajne-v-kontekste-semioticheskoj-paradigmy.html (Дата обращения: 31.07.2020)

Во второй половине ХХ века в рамках общенаучной парадигмы активно формировались различные семиотические дисциплины, идеи которых оказались востребованными во всех областях социально-гуманитарного знания. Сравнительно новой гуманитарной наукой является визуальная семиотика, исследующая возможности использования семиотических инструментов в изучении визуальных аспектов социокультурного пространства [1]. Находясь в статусе междисциплинарного знания, формируемого различными дисциплинами (семиотика архитектуры, семиотика кино и др.,), визуальная семиотика выявляет всё новые и новые параметры современной визуальной культуры [2]. В их ряду важное место занимает графический дизайн. Методология семиотического подхода получает развитие в графическом дизайне, во-первых, потому, что в рамках дизайн-графики создаются программы проектирования с опорой на фундаментальные научные знания. Во-вторых, терминологическая связь семиотики и графического дизайна является очевидной и требует специального изучения. Это проявляется в том, что семиотика и графический дизайн подчинены изучению и проектированию коммуникаций. Коммуникация (от лат. общее, разделяемое со всеми) – это распространение информации в широком пространственно-временном диапазоне в расчёте на массовую аудиторию [3]. Иными словами, предмет семиотики и графического дизайна в своих глубинных основаниях близко примыкают друг к другу. Под семиотикой, согласно Ю. М. Лотману, понимают науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения [4]. Коммуникационные задачи графического дизайна могут быть успешно решены с опорой на семиотические знания. Именно семиотика, являясь общей наукой о знаках, выступает в роли общенаучной парадигмы для графического дизайна [5, 6].

Так как ключевой задачей в графическом дизайне, начиная с 70-х годов ХХ века, становится проектирование «коммуникаций», структуру проектного процесса, отталкиваясь от модели массовых коммуникаций Г. Лассвелла, можно представить в следующем виде: коммуникатор – сообщение – канал – получатель – последствия [7]. Применительно к графическому дизайну данная модель предполагает необходимость постановки и решения исследовательских задач в аспекте реализации коммуникативной функции дизайнерского проекта. В указанном смысле раскрытие предмета проектирования сводится к поиску ответов на вопросы: Какую роль дизайнер и потребитель исполняют в осуществлении коммуникационного процесса? Какими они обладают ресурсами? Как реализуется связь между дизайнером и потребителем? Вопросы, положенные в основу исследовательского проекта в качестве основополагающих, актуализируют коммуникационную функцию графического дизайна и предъявляют новые требования к проектному процессу. На первый план в проектном процессе выходят объекты графического дизайна, представляющие собой определённую графическую (образно-языковую) систему. Иными словами, основой графической системы становится язык, т.е. графический код – система знаков, обладающих смысловым значением, которыми пользуются дизайнеры для передачи информации. Как отмечает Ю.М. Лотман: «Знак – непременное условие передачи информации […] Знаки заменяют сущности, явления и вещи и позволяют обмениваться информацией» [8].

Использование кода как одного из базовых понятий семиотики является свидетельством того, что структурно-семантические единства могут быть применены не только в лингвистике, но и в графическом дизайне. Если первоначально в семиотических учениях языками называли только лингвистические коды, то в настоящее время – любые знаковые системы. Проектирование в контексте семиотического подхода приобретает следующую структуру: разработка концепции – кодирование – воплощение. При этом осуществлённые коммуникации являются результатом реализации проектного процесса.

Графический дизайнер имеет непосредственное отношение к средствам визуализации. Любое визуальное сообщение организуется посредством знаков, которые в зависимости от применяемых художественных, композиционно-выразительных средств, создают определенные образы, представления. Отметим, что выделение отдельных знаков в визуальном решении объекта дизайна условно, так как знаки включены в графическую систему и взаимодействуют между собой посредством композиционных и художественных средств. Такое взаимодействие определяет формальные качества визуального языка дизайн-графики.

Особенности роли визуального языка в проектном процессе можно исследовать с двух сторон. Так, языковую специфику объектов графического дизайна можно рассматривать со стороны «создающего» (автора, дизайнера) либо со стороны «воспринимающего» (зрителя, потребителя). В ходе проектирования должно быть достигнуто «объединение» сторон. Это происходит за счет решения в каждой проектной ситуации социальной задачи, позволяющей привлечь внимание зрителя. Во-первых, это достигается со стороны содержания информации, качества коммуникационного процесса. Во-вторых, визуальное сообщение должно привлекать внимание с эстетической стороны, отвечать ценностям зрителя и не восприниматься как нечто несущественное для него. Обратимся к характеристике языковых особенностей графического дизайна с учетом позиций зрителя и дизайнера. Соответствие характеристик представлено в таблице 1.

Таблица 1. Соответствие языковых особенностей графического дизайна в системе «зритель – дизайнер»

Характеристики языка с позиции зрителя

Степень интерпретируемости визуального сообщения

Степень простоты восприятия визуального сообщения

Характеристики языка с позиции дизайнера

Характер кодирования визуального сообщения

Степень абстрактности визуального изображения

способ создания знака, техническое исполнение, цвето-тоновое решение, компоновка и пр.

Важным фактором проектирования является способность дизайнера связывать свою и чужую точки зрения, а также передавать смысл сообщения с ориентацией на зрителя. Названное обстоятельство позволяет создавать такие дизайн-объекты, которые обладают ценностью для зрителя, и не остаются для него незамеченными. Визуальный язык реализуется через формальные качества объекта, и для каждой конкретной социальной группы характеризуется своим набором графических приемов и инструментов, который использует дизайнер. Как отмечают И. Н. Инишев, Ю. А. Бедаш, в процессе проектирования визуальных объектов создаются образы, которые «считываются мгновенно», не требуя от потребителя больших интеллектуальных усилий, что обеспечивает экономическую эффективность всех областей дизайна [2]. Это характерно и для графического дизайна. С одной стороны, графический дизайн успешно охватывает практическую сферу коммуникационных отношений. С другой стороны, в дизайн-графике требуется анализ теоретико-методологических основ проектирования, чтобы преодолеть ситуацию, когда «практика опережает теоретическое развитие» [9].

Обратимся к анализу особенностей проектной деятельности дизайнера. Графическая форма не является уже наличествующей, дизайнер не использует готовую форму, а создает новую, соединяя независимые конфигурации и элементы. Форма создается благодаря активной деятельности автора (дизайнера). С одной стороны, в зависимости от социального контекста форма может быть создана с помощью различных фотографических и шрифтовых элементов, цвета, композиции. В этом случае социальный контекст влияет на смысл передаваемого сообщения, делая его понятным и интерпретируемым для зрителя. При этом общей основой коммуникационного процесса является социокультурная обусловленность создаваемых дизайн-решений. С другой стороны, сами дизайнеры объединяют элементы в форму, которые им знакомы и понятны. В этом случае они руководствуются собственными представлениями и способностью в интерпретации знаков.

Таким образом, можно выделить такую особенность визуального языка, как характер используемого дизайнером набора знаков, кода, для передачи идеи. Наглядно данную характеристику можно представить в виде шкалы (рис. 1), длина которой представляет всевозможные визуальные решения в графическом дизайне. Диапазон возможных решений варьируется от легко интерпретируемого визуально-смыслового конструкта, построенного на знакомых зрителю знаках с минимальным применением композиционных, художественных средств, до форм, имеющих трудности понимания и интерпретации, построенных на новых для передачи конкретного смысла знаках.

Рисунок. 1. Характеристика визуального языка – Характер кодирования визуального сообщения

Данная визуальная черта отражает качество донесения смысла: ставит ли дизайнер задачу проинформировать потребителя или стремится сообщить собственную позицию, повлиять на отношение зрителя к дизайн-объекту, открыть для него новые смыслы информации.

Итак, применительно к графическому дизайну, можно говорить, о двух стратегиях кодирования в проектном процессе. В первом случае дизайнер при выборе визуального языка стремится свести к минимуму трудности восприятия. В этом случае, как отмечает Ю.М. Лотман, отправитель и получатель имеют один взгляд на сообщение, если пользуются общим кодом [8]. В другом случае, необходимой характеристикой визуального языка становится не легкость, а трудность понимания сообщения зрителем, поскольку именно она связывается с наличием в сообщении другой позиции. В этих случаях коммуникационное действие перестаёт быть простой передачей какого-либо сообщения. При этом происходит «обогащение» дизайнера другой точкой зрения.

Итак, использование дизайнером кодирования в проектном процессе осуществляется после предварительной оценки среды, в которой происходит коммуникация. Это открывает новые возможности для изучения приложения принципов семиотики применительно к графическому дизайну и созданию возможностей для охвата художественной и утилитарной сфер практики коммуникационных отношений.


Список литературы

1. Аванесов С.С. Что можно назвать визуальной семиотикой? / ПРАЕHMA. Проблемы визуальной семиотики. 2014. Т. 1. С. 10. Режим доступа https://praxema.tspu.edu.ru/files/praxema/PDF/articles/avanesov_s._s._10_22_1_1_2014.pdf (Дата обращения 4.08.2020)
2. Инишев И.Н., Бедаш Ю.А. Визуальное, социальное, образное: зрительное восприятие как фактор современной культуры / ПРАЕHMA. Проблемы визуальной семиотики. 2016. Т. 1. С. 9. https://praxema.tspu.edu.ru/files/praxema/PDF/articles/inishev_i._n._9_25_1_7_2016.pdf (Дата обращения 3.08.2020)
3. Быченков В.М. Коммуникация массовая // Гуманитарная энциклопедия: Концепты. Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7135 (дата обращения 29.07.2020).
4. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб: «Искусство-СПБ», 2001. С. 9. Режим доступа https://edu.vsu.ru/pluginfile.php?file=%2F193961%2Fmod_resource%2Fcontent%2F1%2F%D0%9B%D0%BE%D1%82%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20%D0%AE.%D0%9C.%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%B7%D1%80%D1%8B%D0%B2.pdf (Дата обращения 29.07.2020)
5. Barnard M. Graphic Design As Communication. London: Taylor & Francis Group, 2005. P. 26
6. Черневич Е.В. Исследование языка графического дизайна. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения (17.00.06). М., 1975. С. 11.
7. Овчинникова Р.Ю. Соотношение визуального и коммуникационного в графическом дизайне // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведения. 2016. №3(23). С. 146. Режим доступа http://journals.tsu.ru/culture/&journal_page=archive&id=1472&article_id=30634 (Дата обращения 29.07.2020)
8. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2002. С. 54. Режим доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Lotman/statjy/ (Дата обращения 29.07.2020)
9. Овчинникова Р.Ю. Графический дизайн в контексте искусствоведения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. №10. С. 131. Режим доступа https://www.gramota.net/materials/3/2016/10/34.html (Дата обращения 4.08.2020)

Расскажите о нас своим друзьям: