Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №6 (50) Июнь 2019

УДК 821.111(73)-3.09

Дата публикации 19.06.2019

Проблемы самоидентификации человека и воплощения «американской мечты» в романах Филипа Рота «Американская пастораль», «Мой муж – коммунист!», «Людское клеймо»

Кубединова Эльмира Диляверовна
студентка 1 курса магистерской программы, «Романская и германская филология», Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), ФГАОУ ВО Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в г. Ялте, РФ, г. Ялта, kubedinovaelmira@yandex.ru
Осадчая Татьяна Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), ФГАОУ ВО Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в г. Ялте, РФ, г. Ялта, osadchaya_ta@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу произведений Филипа Рота, а именно проблематике самоидентификации личности и погоне за «американской мечтой» как способа самореализации в романах «Американская пастораль», «Мой муж – коммунист!», «Людское клеймо». В данной трилогии «американская мечта» представлена автором как иллюзия, значительно влияющая на судьбу героев. Во всех трёх романах протагонисты терпят поражение в борьбе за успешную красивую жизнь, поскольку пытаются играть чуждую для себя роль, что практически всегда приводит к полному разрушению их личности. Ф. Рот ставит под сомнение возможность осуществления человеком «американской мечты» за счёт стремления соответствовать самостоятельно «выбранной» идентичности.
Ключевые слова: творчество Ф. Рота, «американская мечта», самоидентификация личности, американское общество потребления, иллюзия

Searching for Identity and Pursuing the American Dream in Philip Roth’s Novels “American Pastoral”, “I Married a Communist!”, “The Human Stain”

Kubedinova Elmira
First-year student of the Master’s Degree Program ‘Roman and German philology’, Humanities and Education Science (branch), Academy of V. I. Vernadsky, Crimean Federal University in Yalta, The Russian Federation, Yalta.
Osadchaya Tatiana
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Humanities and Education Science (branch) Academy of V. I. Vernadsky, Crimean Federal University in Yalta, The Russian Federation, Yalta.

Abstract: The article is devoted to the analysis of the Philip Roth’s works, namely the problem of searching for identity and pursuing “the American dream” as a means of self-realization in the novels “American Pastoral”, “I Married a Communist!”, “The Human Stain”. In this trilogy, “the American Dream” is presented as the illusion that significantly influences the fate of the characters. In all three novels, the protagonists are defeated in their struggle to succeed in life, because they are trying to play an unfamiliar role, which almost always leads to the complete destruction of their personality. Ph. Roth casts doubt on the very possibility of achieving “the American dream” at the expense of meeting the standards of some “chosen” identity.
Keywords: Ph. Roth’s works, “the American dream”, searching for identity, American consumer society, illusion

На сегодняшний день Филип Рот является широко известным американским писателем, вышедшим из семьи еврейских иммигрантов, и начавшим писать после Второй мировой войны. Он обладает многими литературными наградами, в том числе престижной Пулитцеровской премией за роман «Американская пастораль», его имя часто упоминалось в списке номинантов на получение Нобелевской премии по литературе.

В своих произведениях Ф. Рот продолжает традицию американских писателей – Н. Готорна, Г. Мелвилла, Дж. Лондона, Т. Драйзера, Ф. С. Фицджеральда, Э. Хемингуэя, Р. Олдингтона, Дж. Стейнбека, Дж. Франзена и других, которые исследовали «американскую мечту» как философию успеха и прагматизма. Идея «американской мечты» продолжает своё существование и вновь становится актуальной в связи с острым социально-политическим и экономическим кризисом в мире. Упадок общественной морали, руководство сиюминутными интересами, погоня за деньгами приобретают сегодня новые формы, но всё ещё продолжают характеризовать современное общество.

Творчество Ф. Рота в целом и тема самоидентификации личности в современном мультикультурном обществе, которая присутствует в большинстве его произведений, находились в центре внимания следующих исследователей: О. Ю. Анцыферова, Е. М. Бутенина, А. М. Зверев, Е. С. Коршунова, J. N. McDaniel, A. Z. Milbauer, B. Siegel, H. Wirth-Nesher и других. О. Б. Карасик посвятила большое количество работ исследованию творчества Ф. Рота и темы «американской мечты» в его романах [2; 3].

Романы писателя «Американская пастораль» (1997), «Мой муж – коммунист» (1998) и «Людское клеймо» (2000) – этапные в творчестве Филипа Рота и являются неотъемлемой частью его литературного наследия. Они значительно реже, чем произведения Кадзуо Исигуро, Иэна Макьюэна, Джулиана Барнса и многих других известных писателей, становятся объектом исследования литературоведов, однако вызывают не меньший интерес читателей и критиков. Это обстоятельство наряду с вниманием исследователей к проблеме самоидентификации личности как одной из центральных проблем постмодернистской прозы разных жанров обуславливает актуальность настоящего исследования.

Целью статьи является выявление особенностей реализации проблематики самоидентификации личности в американском обществе потребления и высокой конкурентности, идеализации «американской мечты» в романах Ф. Рота.

Как известно, исторические события оказывают непосредственное влияние на литературный процесс; взгляд автора на изображаемые события в значительной степени зависит от обстоятельств жизни, от времени и места, в которых он пребывает. Это влияние можно проследить и в трилогии писателя, поскольку в данных романах мы можем обнаружить явную связь истории американского общества и развития каждого персонажа. Эпохальные события в жизни страны являются судьбоносными для героев, причём связь общественных событий и жизни отдельного человека часто является неожиданной даже для самих действующих лиц.

Во всех трёх романах присутствует прообраз самого автора, проявленный посредством сквозного персонажа Натана Цукермана, который в данных произведениях является повествователем. Филип Рот не случайно выбирает подобную форму повествования, наличие так называемого «второго я», «авторской маски» в своих произведениях. Сам автор в своей жизни прошёл через множество испытаний, которые в конечном итоге увенчались успехом и международным признанием. Несмотря на то, что Натан является персонажем, «переходящим» из одного произведения в другое, сюжеты романов не связаны друг с другом; все три романа связывает сквозная проблематика погони за «американской мечтой», недостижимый идеал которой резко контрастирует с реальным положением вещей в стране. Писатель показывает, что все иллюзии героев рано или поздно рушатся, более того, они неизбежно оборачиваются для них разрушительными последствиями как в карьере, так и в личной жизни.

«Американская пастораль» повествует о воспоминаниях рассказчика, Натана Цукермана, в которых он упоминает своего одноклассника Сеймура Лейвоу (Шведа), ставшего главным героем произведения. Швед пытается построить собственную «американскую пастораль», реализующую его идеальное представление о мире и вписывающуюся в национальную картину мира США. Герой довольно успешно ведёт бизнес своего отца, женится на девушке мечты, обладательнице титула «Мисс Нью-Джерси», которая к тому же оказывается образцовой матерью и домохозяйкой. Казалось бы, ничего не предвещает беды, и ничто не может уничтожить их тихую семейную гавань. Тем не менее автор романа приоткрывает завесу тайны над их дальнейшей судьбой, озаглавив части произведения, ссылаясь на поэму Джона Мильтона «Потерянный рай». Первая глава «Воспоминание о рае» показывает, как живёт идеальная семья Шведа, а выбранное название указывает на тот факт, что семейная идиллия уже скоро останется в прошлом. Следующие две главы романа – «Грехопадение» и «Потерянный рай» – подтверждают утрату призрачных надежд и в дальнейшем крушение «американской мечты».

В семье Шведа дочь Мерри стала основной причиной крушения надежд на идеальную жизнь. Исследователи утверждают, что Мерри является «вакуумом идентичности» и называют её «постмодернистским ужасом», чья основная функция – быть эмиссаром антипасторализма [1, с. 24]. В свои 16 лет Мерри вступила на путь терроризма, у неё возникло желание подорвать местную почту, убив тем самым невиновного человека и став преступницей, ко всему прочему она устроила ещё три взрыва со смертельным исходом, а затем бросилась в бега. После такого удара Швед окончательно убедился в том, что его «американская мечта» лишь видимость и что в действительности его жизнь, которую он считал эталоном, далека от идеала. Крушение надежд в конечном итоге становится для него настоящей трагедией: «Дочь депортировала отца из вожделенной американской пасторали в мир, противоположный пасторали, дышащий яростью, неистовством, отчаянием – в кипящий американский котёл» [5, с. 115].

Второй роман «Мой муж – коммунист!» также ведётся от лица Натана Цукермана, в этом романе он повествует о своём друге Айре Рингольде, ставшем главным героем произведения. Айра Рингольд – простой рабочий на фабрике и убеждённый коммунист. Он родился и вырос в бедной семье, но всегда был воодушевлён «американской мечтой» и стремился к богатству и славе. Айра Рингольд начинает свой путь к успеху с выступления на местных торжествах и гуляниях, пародируя Авраама Линкольна, который, как известно, является воплощением свободы и демократии в Америке.

Неожиданно для самого Айры, главного персонажа романа, он удостаивается звания настоящей звезды на радио и получает псевдоним Железный Рин. Вдобавок к этому он получает в жёны девушку мечты, которая когда-то была голливудской дивой, а затем стала фавориткой радиослушателей. Однако не всё так радужно в жизни Эвы Фрейм, которая так же, как и Айра происходит из небогатой семьи, однако умеет это тщательно скрывать и выдавать себя за девушку из богатой семьи. Именно это и объединяет супружескую пару: они оба сталкиваются с проблемой раздвоения личности и желанием казаться лучше, чем они есть на самом деле и выдавать себя за кого-то другого, более успешного.

На первый взгляд кажется, что эта семья достигла своей «американской мечты», благоденствует и является успешной во всех аспектах жизни. Однако автор романа в качестве контраста демонстрирует исполнение «американской мечты» второстепенного персонажа, массажистки Хельги, которая в дальнейшем становится любовницей Айры. Она готова на всё, чтобы быть материально обеспеченной, и не видит ничего плохого в том, чтобы любым способом заработать на «счастливую» жизнь, стать частью высшего общества и пользоваться всеми преимуществами и возможностями, которые выпадут на её пути к лучшей жизни.

Когда жена Айры, Эва, уличает мужа в измене, у неё возникает желание отомстить, и она пишет книгу «Мой муж – коммунист!», в которой Железный Рин предстаёт перед читателями не всенародным любимчиком и звездой радио, а безжалостным человеком, деспотом и распространителем коммунистических идей. Более того, Эва, таким образом, не просто мстит мужу, но и имеет собственный интерес, ведь благодаря книге она может попасть в высшее общество, быть причисленной к интеллигенции.

Третий роман, «Людское клеймо», продолжает тему осуществления «американской мечты», но не ставит её во главу угла. «“Людское клеймо” отличается ярко выраженной социальной проблематикой, характерной именно для США. Впервые Ф. Рот обращается не к этническим проблемам, а к проблеме расовой дискриминации, иллюстрируя её на примере отношения американцев к афроамериканцам» [4, с. 1163].

Это история о человеке, который является весьма почитаемым профессором и деканом колледжа и которого неожиданного для него самого обвиняют в расизме. Колен Силк – глубокоуважаемый коллегами и студентами профессор, он посвятил всю свою жизнь преподавательской деятельности, всегда шёл против всех канонов, чтобы «оживить» колледж, который когда-то был в упадочническом состоянии. Силк действительно добился значительных успехов благодарясвоим усилиям, уверенности в себе и остроте ума.

Однако, несмотря на все положительные факторы, Коулмен всю жизнь скрывал правду, а именно то, что он на самом деле он – светлокожий афроамериканец, который ещё в молодости отказался от своей принадлежности к данной расе, разорвал связи со своей семьёй, чтобы иметь возможность участвовать в серьёзных соревнованиях (ведь он показывал высокие результаты в боксе и подавал большие надежды в достижении успешного карьерного будущего). «Коулмен уже несколько лет сознательно позволял окружающим считать себя евреем – с тех самых пор, как понял, что и в университете, и в тех кафе, где он бывал, многие не задумываясь, причислили его к этой нации. Флотская жизнь привела его к заключению, что всего-навсего надо придерживаться какой-то ясной и последовательной линии – и никто не будет докапываться до истины, потому что никому не интересно» [6, с. 180].

Таким образом, Коулмен Силк действительно реализовал все свои планы и преуспел как в карьере, так и в личной жизни. Но, как и в предыдущих романах, погоня за «американской мечтой» оборачивается для главного героя и его жены трагедией. Читатель понимает, что Коулмен Силк мог бы избежать трагедии, просто сняв с себя маску и признав свою расовую принадлежность. Однако стремление считаться успешным, быть человеком, достигшим мечты, оказывается для Силка важнее риска потерять всё.

Рассматривая образ жены Силка, Фауни Фарли, можно прийти к выводу, что ей наверняка завидовали многие американцы, поскольку она росла в богатой семье, имела всё, о чём мечтали многие жители США, в том числе и Коулмен Силк. Но Фауни ещё с юности знала цену этой «красивой жизни», поскольку за внешней картиной благополучия семьи тщательно скрывались эгоистичность, скупость и безразличие родителей к дочери.

Найдя уют и тепло в тихой семейной жизни с первым мужем и детьми, достигнув своей мечты и того, что она считала подлинным счастьем, Фауни понимает, что в действительности её счастье не что иное, как иллюзия и разочарование. Её муж – военнослужащий, на которого сильно повлияли боевые действия во Вьетнаме, после чего он уже не смог вернуться в нормальную человеческую жизнь, жить в мире и согласии. После многих несчастий, которые выпали на долю Фауни (вечные ссоры и побои мужа, разорение фермы, пожар в доме, гибель двоих детей и прочее), она решилась на развод с мужем.

Устроившись обычной уборщицей в колледж, где преподавал Коулмен и попытавшись начать новые отношения с ним, она действительно испытала счастье. К сожалению, оно длилось недолго, поскольку бывший муж, узнав об изменениях в жизни Фауни, подстроил автокатастрофу, в которой погибли и Коулмен и Фауни.

Интересной является следующая особенность композиции романа: он начинается с конца повествования, когда Натан Цукерман расследует автокатастрофу и узнаёт причины гибели супругов, являясь не только повествователем, но и сквозным персонажем этой истории.

Таким образом, во всех трёх романах Филип Рот освещает не только тему «американской мечты», но и проблематизирует саму возможность её осуществления, приемлемость разных (часто обманных) способов достижения «красивой жизни», цену, которую нужно за неё заплатить. Автор рисует обратную сторону медали успешной жизни: успех имеет плачевный исход для каждого из героев всех трёх романов. Читатель неизбежно делает вывод о закономерности такого исхода.

Основополагающим фактором, делающим все усилия героев тщетными, так или иначе выступает история, культура и идеология страны, которая значительно влияет на судьбу персонажей и доводит до абсурда выбранный ими путь к удачной и красивой жизни – путь к «американской мечте». Мы видим, как все три героя терпят поражение в борьбе за благополучие, славу и признание только потому, что не в силах «вписаться» в американскую реальность, сохраняя свою идентичность, в том числе этническую. Желание героев соответствовать «самостоятельно выбранной» идентичности, быть кем-то другим, чтобы достичь успеха, не только обречено на провал, но и ведет к внутриличностному конфликту и полному разрушению личности.  


Список литературы

1. Капуто Дж. Между добром и злом // Против этики: Вклад в поэтику обязательств с постоянной ориентацией на деконструкцию. – Блумингтон: Инелиана, 1993. С. 18–32.
2. Карасик О. Б. «Американская мечта» в романах Филипа Рота // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. Кн. 2. С. 210–219.
3. Карасик О. Б. От «американской мечты» к «американской трагедии»: трилогия Филипа Рота // Вестник ТГГПУ. 2011. №24. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/ot-amerikanskoy-mechty-k-amerikanskoy-tragedii-trilogiya-filipa-rota (дата обращения: 04.06.2019).
4. Корнеева В. А., Бондаренко Л. В. Новый философский роман Филипа Рота «Людское клеймо» в контексте постмодернизма // Молодой ученый. 2016. № 7 (111). Ч. 12. С. 1161–1164.
5. Parrish T. The End of Identity: Philip Roth’sAmerican Pastoral. Turning Up the Flame: Philip Roth’s Later novels. – Newark: University of Delaware Press, 2005. P. 89–99.
6. Рот Ф. Людское клеймо [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nice-books.ru/books/proza/sovremennaja-proza/page-109-15462-filip-rot-lyudskoe kleimo.html#book (дата обращения: 29.05.19).

Расскажите о нас своим друзьям: