Русская литература | Филологический аспект №04 (108) Апрель 2024
УДК 1751
Дата публикации 30.04.2024
Проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Мальсагова Мадина Бекхановна
магистрант кафедры «Русская и зарубежная литература» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» РФ, г. Магас
Манкиева Эсет Хамзатовна
докт. филол. наук, доцент кафедры «Русская и зарубежная литература» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» РФ, г. Магас, aset.mankieva@mail.ru
Аннотация: Актуальность данной статьи определяется выросшим интересом к проблематике романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В ней, согласно обозначенной теме, подвергается анализу недостаточно изученный в исследовательской литературе вопрос. Рассматривая произведение, автор анализирует внутренний мир главного героя. Научная новизна видится в том, что автор исследует проблематику на литературном материале, доказывая, что характер личности Печорина обнаруживается в том, что все егопоступки могут быть объяснены эпизодами из прошлой жизни. Основные результаты статьи: главный упор сделан на проблематике романа «Герой нашего времени», сказано о мастерстве М.Ю. Лермонтова, сумевшего изобразитьвремя, людей, события.
Ключевые слова: Печорин, проблематика, вопрос, роман, эпоха, поколение, общество, воспитание, среда, развитие, характер, портрет, счастье, эгоизм, предопределение.
Master's student of the Department of "Russian and Foreign Literature" of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ingush State University", Magas, Russia
Doctor of Philology, associate professor of department "Russian and Foreign Literature" FSBEIU VO "Ingush State University" RF, Magas
Abstract: The relevance of this article is determined by the growing interest to the problems of M.Y. Lermontov's novel "The Hero of Our Time". In it, according to the designated theme, the question insufficiently studied in the research literature is analyzed. Considering the work, the author analyzes the inner world of the protagonist. Scientific novelty is seen in the fact that the author investigates the problem on the literary material, proving that the character of Pechorin's personality is found in the fact that all his actions can be explained by episodes from his past life. The main results of the article: the main emphasis is made on the problems of the novel "The Hero of Our Time", it is said about the skill of M.Y. Lermontov, who was able to portray time, people, events.
Keywords: Pechorin, problematic, issue, novel, epoch, generation, society, education, environment, development, character, portrait, happiness, egoism, predestination.
Мальсагова М.Б., Манкиева Э.Х. Проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (108). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/problematika-romana-myu-lermontova-geroj-nashego-vremeni.html (Дата обращения: 30.04.2024)
Важнейшая проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – это вопросы предопределения, счастья, эгоизма, предназначения человеческой жизни и др. С одной стороны, Печорин своим поведением показывает, что свобода человека ничем не ограничена и подчинена только его воле, поэтому, согласно выдвинутой гипотезе, он вырывает из привычного общества Бэлу, экспериментирует над Мери, провоцирует на дуэль Грушницкого. С другой стороны, Григорий Александрович признает предназначение судьбы и ее силу. Исследователь Погребная Я.В. утверждает, что «уже в названии романа М.Ю. Лермонтова акцентируются две ключевые проблемы – героя и времени» [4, с. 46].
Важной, на наш взгляд, проблемой романа «Герой нашего времени» является проблема счастья. Короткая жизнь Печорина представляет собой поиск разгадки простого человеческого счастья. Любовь, к которой так стремился герой романа, оказывается для него недостижимой целью, она не принесла ему духовной гармонии, потому что он любил лишь для себя и для личного удовольствия. Герой легко поглощал чувства людей, ничего не отдавая взамен. Думая о его умении находить общий язык с людьми, мы приходим к выводу о том, что Печорин осознает, что он не способен на дружбу. «Из двух друзей всегда один раб другого», – такую гипотезу выдвигает Григорий Александрович, но рабом быть он не хочет, а управлять другими для него является утомительной работой.
Другая важная проблема, затронутая М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени», – это проблема эгоизма, связанная с двойственным образом Печорина, который относит себя к тем, кто живет без особых принципов. Он не знает, зачем пришел на эту землю и для чего существует. Здесь мы можем говорить о философской проблеме смысла жизни человека и его предназначения. Безусловно, главный герой романа испытывает свою нравственную ущербность, он находится в психологическом конфликте не только с обществом, но и с самим собой. В главе «Бэла» он противопоставлен окружающему миру, он ищет неземной любви, но сталкивается со строгой действительностью.
Проблематика произведения также включает вопросы предопределения человеческой судьбы, вопрос истоков индивидуализма поколения М.Ю. Лермонтова. Так, в гипотезе, предложенной Вуличем, решался вопрос о том, может ли человек самовольно распоряжаться своею жизнью. Григорий Александрович, утверждающий, что «предопределения» нет, непроизвольно меняет свою точку зрения, после сделанного в Грушницкого выстрела. Испытывая свою судьбу и подвергая свою жизнь опасности, Печорин иронизирует над взглядами людей. О своем образе жизни герой говорит следующее: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!» [5, с. 41].
Смысл жизни, предназначение жизни человека, свобода выбора личности, индивидуализм – эти философские вопросы в романе «Герой нашего времени» выражены писателем верно. Григорий Александрович безучастен ко всему, он ощущает в себе внутреннюю силу и энергию, но не знает, куда ее применить, поэтому отдает всего себя бесполезным интригам, случайным авантюрам и психологическим экспериментам над людьми, и делает их несчастными. Конечно, Печорин обладает аналитическим умом, он воспитан и образован, состоятелен, мог бы многого достичь в жизни. Но самое главное заключается в том, что при всем этом герой внутренне опустошен.
Исследователь Г.Е. Абеляшева по этому поводу в своей работе «Проблемы поэтики портрета (На материале романа «Герой нашего времени»), написанной в 1997 году, констатирует об открытии писателя: «Обращение М.Ю. Лермонтова к душе, характеру и внешности своих героев, творческое использование идей Лафатера и Галля, убеждение в том, что внутренние изменения человека неизбежно влекут за собой внешние, и наоборот: внешние свидетельствуют о внутренних переменах в душе героя, – позволяют говорить о создании собственной эстетической системы воззрений на взаимосвязь человеческой внешности, души и характера»[1,с.7].
Безусловно, Печорин – это собирательный образ, воплотивший в себе черты и пороки всего переходного поколения. Не случайно, он задает себе вопросы «Зачем я жил? Для какой цели я родился?», на которые не может отыскать точные ответы. Его гнетет напрасность своего существования. Пытаясь окунуться в полноту жизни, герой становится непредумышленным виновником разрушения судеб женщин и мужчин. К примеру, из-за него погибает Бэла, судьба которой разрушена в угоду его эгоизма. Старый приятель Максим Максимыч оскорблен душевной черствостью своего младшего друга. Контрабандистам приходиться прятаться, неизвестна судьба старухи и слепого. Но Григорию Александровичу нет дела до человеческих радостей и огорчений. С большим мастерством искушает противоречивый герой княжну Мери, не имея к ней серьезных намерений, он хладнокровно стреляет в Грушницкого, наслаждается ничем не ограниченный властью над Верой. Б.Т. Удодов об этом говорит, что «образ Печорина значительно шире заключенного в нем исторически и социально локализованного содержания. Эпохальное перерастает в нем в общечеловеческое, национальное – во всемирное, социально-психологическое – в нравственно-философское» [4, с. 66].
Считаем, что одна из главных черт Григория Александровича – это двойственность и противоречивость, который мучается от того, что не может найти в жизни должного применения. В.М. Маркович приходит к выводу, что всякий раз, когда в романе «вырисовывается универсальный закон человеческой природы…опять оказывается, что на Печорина он почему-то не распространяется…» [2, c. 145].
Таким образом, М.Ю. Лермонтов в содержании произведения размышляет о вечных вопросах: о смысле существования людей, о добре и зле, о дружбе и любви, о свободе выбора личности, об индивидуализме. Философская проблематика романа «Герой нашего времени» – это вопросы предопределения, счастья, эгоизма, предназначения человеческой жизни.
Список литературы
1.Абеляшева Г.Е. Проблемы поэтики портрета: (На материале романа «Герой нашего времени») / Симфероп. гос. ун-т. Симферополь, 1997. 98 с.
2. Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы // Маркович В.М. С.-Петерб. ун-т.-СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та. Санкт-Петербург, 1997. 216 с.
3. Погребная Я.В. Семиотика дня и ночи и концепция темпоральности в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Тамбов: Грамота, 2020.Том 13.Выпуск 7. C.46-53.
4. Удодов Б.Т. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: Кн. для учителя / Удодов Б.Т. М.: Просвещение,1989. 191 с.
Список источников:
5.Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени: книга / Изд-во Эксмо. Москва, 2023. 288 с.