Русская литература | Филологический аспект №03 (107) Март 2024
УДК 1751
Дата публикации 31.03.2024
Проблема становления личности в повести А.А. Лиханова «Теплый дождь»
Хадзиев Юсуп Иссаевич
магистрант кафедры «Русская и зарубежная литература», ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» РФ, г. Магас, infornatika2023@mail.ru.
Хадзиева Айна Ахметовна
канд. филол. наук, доцент кафедры «Русская и зарубежная литература», ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» РФ, г. Магас, hadzieva_aa@mail.ru
Аннотация: Актуальность определяется возросшим интересом к проблеме становления личности в повести А.А. Лиханова «Теплый дождь». В статье, согласно обозначенной теме, подвергается анализу недостаточно изученный в исследовательской литературе вопрос. Рассматривая произведение, автор повергает анализу сюжет, композицию, художественные детали, внутренний мир героев и др. Научная новизна видится в том, что автор рассматривает становление характера героя на литературном материале, доказывая, что рост личности обнаруживаются в том, что все поступки человека могут быть объяснены эпизодами из детства. Основные результаты статьи: главный акцент сделан на героическом подвиге Алексея Петровича Журавлева, сказано о мастерстве писателя, сумевшего изобразить военную обстановку, время, людей, и, самое главное, прослежена проблема становления личности, утверждается, что все поступки человека могут быть объяснены моментами из детства.
Ключевые слова: Журавлев, война, теплый дождь, героизм, отец, сын, проблема, внутренний мир, становление, воспитание, характер, портрет, художественная деталь, сюжет, композиция.
Master's Student of the Department of Russian and Foreign Literature, Ingush State University of the Russian Federation, Magas
PhD in Philology, Associate Professor of the Department of Russian and Foreign Literature, Ingush State University of the Russian Federation, Magas
Abstract: The relevance is determined by the increased interest to the problem of personality formation in A. A. Likhanov's story "Warm Rain". In the article, according to the designated theme, the question insufficiently studied in the research literature is analyzed. Considering the work, the author analyzes the plot, composition, artistic details, the inner world of heroes, etc. The author analyzes the plot, composition, artistic details, the inner world of heroes, etc. Scientific novelty is seen in the fact that the author considers the formation of the character of the hero on the literary material, proving that the growth of personality is found in the fact that all the actions of a person can be explained by episodes from childhood. The main results of the article: the main emphasis is made on the heroic deed of Alexei Petrovich Zhuravlev, it is said about the skill of the writer who was able to portray the military situation, time, people, and, most importantly, the problem of the formation of personality is traced, it is argued that all the actions of a person can be explained by moments from childhood.
Keywords: Zhuravlev, war, warm rain, heroism, father, son, problem, inner world, formation, education, character, portrait, artistic detail, plot, composition.
Хадзиев Ю.И., Хадзиева А.А. Проблема становления личности в повести А.А. Лиханова «Теплый дождь» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (101). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/problema-stanovleniya-lichnosti-v-povesti-aa-likhanova-teplyj-dozhd.html (Дата обращения: 31.03.2024)
Тема Великой Отечественной войны является одной из ведущих в русской литературе ХХ века. В повести А.А. Лиханова «Теплый дождь», написанной в 1968 году, повествуется о нелегкой судьбе взрослых и детей в годы войны. Она написана человеком, который сам пережил Великую Отечественную войну. Благодаря накопленному жизненному опыту и таланту писатель сумел так хорошо передать атмосферу военного времени: «Повышение ответственности литературы за уровень художественного постижения человека и действительности, продиктовано коренным переворотом, совершенным в духовной жизни народа, ростом интеллектуального и нравственного потенциала современного общества» [1, с.195].
Бесспорно, что А.А. Лиханов сумел своей повестью открыть для читателей окно в прошлое, чтобы с замиранием сердца наблюдали за судьбой сына красного командира Алексея Журавлева (маленького Алеши). Судьба мальчика не была простой, он пережил невосполнимую утрату в самом начале своего жизненного пути, когда его отец героически погиб на фронте: «Автор подчеркивает, что у народа своя, неповторимая история» [2, с.644].
Проблема становления личности в повести А.А. Лиханова «Теплый дождь» изучена не до конца. Подлинный писатель, несущий в себе взгляд своего народа на мир вещей всегда будет стремиться отобразить в своих произведениях жгучие вопросы своего времени. Показ самобытного национального характера присущ, в большой степени, эпическому произведению, к таким относится и повесть «Теплый дождь». Истинная национальная идея выражает уровень духовной культуры, «устойчивое представление индивида об основополагающем прошлом, настоящем и будущем своей страны, мобилизующее на жизненные усилия, а также соответствующее состояние общественного сознания» [2, с. 13],
Особая роль в системе образов исторической повести принадлежит Алеше Журавлеву. Именно потому его внутренний мир является предметом пристального интереса писателя, но в то же время не только на нем акцентирует свое внимание А.А. Лиханов. Для воссоздания насыщенной картины военного времени, выявления причин формирования характера и психологии главного героя писатель обращается также к духовному миру других персонажей, таких, как Алексей Журавлев, Вера Ивановна, Алеша, Гоша, Толик. Используя авторское повествование в сочетании с внутренним размышлением, писатель точно передает душевное состояние Алеши Журавлева, особенно, его разочарование в маме.
Под особым авторским вниманием в повести А.А. Лиханова «Теплый дождь» находится концепт «память». Раскрывая внутреннее состояние героев, писатель сосредоточивает внимание на внешних деталях и явлениях. Герои, участвующие в повествовании, представлены обрисованными наружно. Наряду с внутренним размышлением героев, авторским повествованием писатель использует и другие формы анализа: портрет, художественную деталь, язык, которые воспринимаются как части единого целого. Портрет Алексея Журавлева в глазах сына складывается из таких вещей, как: «довоенный снимок отца», «деревянная рамка», «расстегнутая гимнастерка», «лохматые волосы», «длиннополая шинель военного». Художественные детали: «темные глаза почтового ящика», «ромашковое поле», «треугольные письма» дополняют картину.
В художественном решении проблемы становления личности А.А. Лиханов не ограничивается лишь портретной характеристикой. Одной из особенностей психологизма писателя является его способность одним емким словом, словосочетанием или кратким предложением описать душевный мир героя. Не случайно сюжет повести начинается с воссоздания картины «теплого летнего дождя», когда Алеша и его мать провожает Алексея Журавлева на фронт, откуда впоследствии он не вернулся. Писатель, характеризуя Алексея, говорит, что он – «главная опора» семьи Журавлевых и гордость его сына, который не только восхищался отцом, но и мечтал быть военным как он.
Эпизоды фабулы «Теплого дождя» краткие, они легко выстраиваются в одну линию. Сюжет весьма содержателен, он помогает представить характеры героев в некотором развитии. Что касается структуры повести, то она очень ясна, прозрачна, наглядна и включает в себя привычные элементы. В экспозиции повети описывается прощание семьи: папы, мамы и сына.
В основе сюжета лежит психологический конфликт (между матерью и сыном), который становится ключом развития сюжета, средством, толкающим действие вперед. После разлуки с мужем, мать Алеши долго плачет, не сдерживая свои слезы. Сын стыдится, он считает, что жена командира не должна проявлять такую слабость. Тревожная атмосфера на вокзале усиливается за счет суеты и спешки солдат и провожающих их женщин. Перед отправлением Алексей Журавлев поднимает сына вверх и крепко целует, словно прощаясь навсегда: «Алеша смотрел и смотрел в глаза отцу, на лицо его, запоминая до самых малых подробностей. Отец улыбался, хотя надо было бы, наверное, хмуриться, улыбался во весь рот» [6, с.2]. Вместо ожидаемой серьезности, родитель улыбнулся, что вызвало удивление Алеши. Эта небольшая художественная деталь позволяет читателю увидеть, что Алексей Журавлев был сильным человеком, даже в минуты расставания с самыми дорогими ему людьми, он не показывает им свою душевную боль.
Основным приемом в построении композиции повести А.А. Лиханова «Теплый дождь», на наш взгляд, является зеркальная симметрия. Способом ее выражения становится повтор главными героями позиций, занимаемых в сюжете в начале в конце произведения. Градация структуры повести, складывающихся из нескольких глав: «Дождь», «Тревога», «Горе», «Память», «Обида», «Наследство», «Дорога», «Снова дождь», позволяет писателю показать проблему становления личности Алеши Журавлева.
Использование писателем ряда литературных приемов, таких как повтор судеб отца и сына, изменения в природе, портретная характеристика, внутреннее размышление героев делает произведение более глубоким. Маленького Алешу радует их с папой схожесть во внешности. Сын идеализирует отца, считая его мужественнее, чем все знакомые, он был для него образцом для подражания. Мечта стать как папа строевиком сопровождала сына все детство.
Природе, ее изменениям в повести А.А. Лиханова «Теплый дождь» отводится исключительная роль. Погода служит для передачи отношения писателя к происходящему, а также главным средством раскрытия душевных переживаний героев: «А дождь, теплый летний дождь все плескался, ходил по крышам вагонов, по площади, по плащ-палатке, под которой стояли они все втроем, по лужам и пузырился в них» [6, с.3]. Из этой сцены читателю понятно, что нелегко командиру Алексею Журавлеву прощаться с сыном Алешей и женой. Дождь здесь персонифицирован, его движения описаны как пляска, что придает ему человеческие качества, делая его более живым и непредсказуемым.
Итак, А.А. Лиханов подробно останавливается на процессе становления и формирования своего героя, начиная с детства и до поры его юности. Алеша все время ждет вестей от отца, ушедшего на фронт. Последний раз Алексей Журавлев пишет, что события на фронте разворачиваются плохо и просит сына беречь себя и мать. Потеря родного человека весьма сильно подействовало на него, подростка долго не отпускала надежда о возвращении отца, он ожидал от него весточки: «Алеша все не верил этому, все ждал похоронную, а похоронной не было, и он радовался, и говорил все время маме, что отец жив, а она гладила его, как маленького, по голове и велела ему успокоиться» [6, с. 42].
Тревожно воспринял Алеша весть о гибели отца и поверил только тогда, когда получили похоронную и узнал, что командир Алексей Журавлев героически погиб и его посмертно наградили: «По поручению правительства передаю вам на вечное хранение орден Отечественной войны, которым за свой подвиг награжден посмертно ваш муж и отец майор Журавлев Алексей Петрович» [6, с.49]. Подробное описание этой картины вызывает у читателя сострадание. Писатель констатирует, что мальчик стоял в углу, сжимая красную коробочку, которую сунул ему впопыхах майор, когда маме стало плохо, а слезы сами собой катились у него по щекам: «С того дня, проходя мимо почтового ящика, Алеша никогда не убавлял шагов и даже отворачивался от него, словно железный лупоглазый ящик был в чем-то виноват… Отца не было, не было совсем, он остался где-то под Москвой, как сказал им сначала тот солдат, а потом военком, и никто, никакими силами не мог возвратить его, и никаких писем не могло прийти от него теперь. Это так часто бывает в жизни, особенно на войне – был человек, и нет человека» [6, с.50]. Утрата отца остро сказывается на характере Алеши, он испытывает одиночество, чувствует себя брошенным, но и в тоже время смерть папы воспитывает в нем ответственность за свои поступки, формирует морально-нравственные качества, развивает чувства патриотизма, любви к Родине.
А.А. Лиханов точно передает атмосферу войны и ее влияние на жизнь главных героев: «Настала зима, и улицы потонули в снегу. Дворники тоже ушли на фронт, и теперь некому было убирать сугробы. А зима куражилась, мела вьюгами, трещала морозами» [6, с.51]. Описания снегопада, отсутствия дворников и жизненных трудностей, с которыми сталкиваются люди изображает сложное военное время и проблемный быт человека. Пейзаж здесь становится объектом наблюдения и эмоционального переживания персонажей.
Также важное место в повести «Теплый дождь» отводится дружбе Алеши с соседским мальчиком Гошкой. Ребята мечтают стать военными и стараются всяческими способами чему-то научиться для исполнения своего желания.
Заканчивается повесть А.А. Лиханова «Теплый дождь» тем, что Алеша поступает в Суворовское училище. Сцена прощания с отцом в начале повести повторяется в финале сюжета, но теперь уже уезжает сын и провожают его мать и друг Гоша: «А дождь, теплый летний дождь все плескался, ходил по крышам вагонов, по площади, по зонтику, под которым стояли они все втроем, по лужам. Алеша кивнул на лужу и сказал почему-то, будто нечего ему было больше сказать: « – К осени!», – повторил слова отца. [6, с.52].
Безусловно, война повлияла на жизнь главных героев. Алеша, осознав свое отрицательное отношение к матери, у которой стали складываться отношения с капитаном, поняв, как он был несправедлив к ней, решается извиниться перед ней. Юноша понимает, что он должен быть сильным, чтоб выдержать все жизненные испытания. И здесь мы можем говорить о становлении личности Алеши Журавлева: «Взрослее и мудрее становятся, говорят, с годами. А он враз, за один день таким стал» [6, с.53].
На становление характера Алеши также отразилась его дружба с Гошей. Война сблизила их, у обоих отцы воевали. Писатель подчеркивает мысль, что именно война способствует закалу характера Алеши. Когда мать познакомилась с высоким капитаном, мальчик понял, что в отличие от нее, он никогда не забудет отца. Этот мысль усилила желание мальчика стать военным, она становится кульминацией повести. Постепенно подросток стал закрываться, сначала от матери, затем и от всех остальных. Словно черепаха, закрылся в панцирь, сначала ему было тяжко, но затем он привык к своей защитной оболочке. Однако в одно мгновение она треснула, когда мимо Алеши прошла его счастливая мать с капитаном. Все это обрушилось на мальчика вместе со всей той болью, которую он так искусно старался избежать. Вот тогда сын говорит матери оскорбительные слова и портит отношения со всеми близкими ему людьми. Даже друг Гоша долгое время не будет с ним разговаривать: «До самых каникул ходили они в школу разными дорогами. И казалось, дел-то: подойди один к другому – Алеша к Гошке или, наоборот, Гошка к Алеше, скажи какой-нибудь пустяк, и все станет на свои места. Но ведь подойти надо, надо сказать. … Нет, не так все просто это, очень даже сложно» [6, с.53].
Несомненно, все свои промахи Алеша Журавлев осознает и исправит, но открыто с матерью поговорит лишь в конце повести. После беседы с ней, Журавлев сделает первый шаг к исполнению своего заветного желания, он поступает в суворовское училище. Становясь старше, Алеша все чаще видит свою схожесть с отцом. А.А. Лиханов детально иллюстрирует самоанализ и осмысление героя к саморазвитию. Читатель замечает, как сильно изменился Журавлев, насколько раньше времени повзрослел. В конце повести мать с Гошей провожают Алешу в «теплый летний дождь» на станцию, как, когда-то провожали его отца Алексея Петровича Журавлева.
Итак, главная особенность формы повести «Теплый дождь» – зеркальная композиция: сначала Алексей Журавлев уезжает на фронт и прощается с семьей – женой и сыном, затем Алеша поступает в военное училище и прощается с матерью и другом Гошей. Заглавие повести напрямую связано с его содержанием. Судьба сына повторила судьбу отца, Алеша поступает в Суворовское училище и хочет быть военным. Очень гармонично сочетается начало и конец произведения: «теплый дождь» является началом военного времени и его окончанием. «Вот что значат условия. Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других – другая. Поэтому у каждого времени свои герои», – пишет С.А. Алексиевич [1, с. 47].
Таким образом, А.А. Лиханов в повести «Теплый дождь» демонстрирует читателям, что Алеша Журавлев остается верен своим принципам, сложившимся еще в детстве. Взрослея, он продолжает думать о смысле жизни. Проблема становления личности обнаруживаются в том, что все поступки человека могут быть объяснены эпизодами из детства. Сам сюжет повести, дети и взрослые, изображенные в ней, вдохновляют и мотивируют читателя жить достойно, даже если будет трудно. Повесть показывает, что во время войны ребята взрослели раньше времени, многие из них стали сиротами, но они выживали, не смотря на голод и разруха. Думаем, нам стоит глубже изучить эту повесть, много полезного смоли бы из нее для себя извлечь. «Теплый дождь» является замечательным произведением, в которой А.А. Лиханов великолепно передал атмосферу военного времени и проблему становления личности. Произведение пронизана пафосом героизма и оптимизма, в ней звучит тема патриотизма и любви к родине.
Список литературы
1.Алексиевич С.А. «У войны не женское лицо» – М., 2007.
2. Национальная идея России: в 6-ти т. М.: Научный эксперт, 2012. Т. 1. 752 с.
3. Хадзиева А.А. Философия принятия жизни со всей ее трагичностью (Тема исторической памяти) // Материалы Международной конференции «Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее», посвященной 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. 2-ая часть. Элиста,13-18.09. 2009.С.194-196.
4. Хадзиева А.А. Миф в поэзии Али Хашагульгова. Международная научно-практическая конференция «Археология, этнология, фольклористика Кавказа». Тбилиси.25-27 июня. 2009. Издательство «Меридиани» 2010. С.644-446.
Список источников:
5.Звезды в сентябре; Чистые камушки; Теплый дождь: Повести [Для сред. и старш. возраста]. –Ил.: Е. А. Шукаев. –Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1968. – 232 с. : ил.