Теория литературы. Текстология | Филологический аспект №06 (122) Июнь 2025
УДК 82.0
Дата публикации 30.06.2025
Принципы типологии женских персонажей в современном литературоведении
Черноокая Александра Михайловна
младший научный сотрудник Института литературоведения им. Я. Купалы Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, РБ, г. Минск, lecsa87@gmail.com
Аннотация: Цель статьи — охарактеризовать основные подходы к типологии женских персонажей художественной прозы. Обзор научных публикаций свидетельствует об актуальности проблемы типологии женских персонажей в методологическом аспекте, а также о необходимости уточнения критериев выделения типов. Статистическое исследование, материалом которого являются работы современных литературоведов, позволяет сделать вывод, что наиболее часто выделяются типы положительных и отрицательных персонажей (аксиологический критерий), социально-психологические и социальные типы (социально-исторический критерий), психологические типы, а также образы-амплуа. Проведенное исследование будет полезно специалистам, разрабатывающим проблемы культурной антропологиии, так как позволяет уточнить методику анализа женских персонажей.
Ключевые слова: женские персонажи, типология, тип персонажа, художественная функция персонажа, методика гендерных исследований.
junior staff scientist at Yanka Kupala’s Institute of Literary Studies, branch of Center for Research of Belarusian Culture, Language and Literature of the National Academy of Sciences of Belarus, Minsk, Belarus
Abstract: The purpose of the article is to characterize the main approaches to the typology of female characters in fiction. Review of scientific publications indicates that the problem of female characters typology is of methodological importance and highlights a need to clarify the criteria for identifying types. Statistical study based on works of modern literary critics reveals that the most often distinguished types are positive and negative characters (axiological criteria), socio-psychological and social types (socio-historical criteria), psychological types and stock characters. The research will be useful to specialists developing problems of cultural anthropology, as it allows clarifying the methodology of female characters analysis.
Keywords: female characters, typology, type of character, artistic function of character, methods of gender research.
Черноокая А.М. Принципы типологии женских персонажей в современном литературоведении // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2025. № 06 (122). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/printsipy-tipologii-zhenskikh-personazhej-v-sovremennom-literaturovedenii.html (Дата обращения: 30.06.2025)
Вторая половина ХХ века отмечена антропологическим поворотом в гуманитарной науке. Одной из важных тенденций этого периода стало развитие гендерных исследований, определившее интерес к женскому творчеству и репрезентации образа женщины в произведениях писателей-мужчин. Начиная с 1990-х годов на постсоветском пространстве в научных изданиях регулярно появляются статьи, посвященные женским персонажам в литературе. Исследователи не только анализируют образы отдельных героинь, но и ставят задачу на обширном материале (произведениях одного автора / жанра / направления / исторического периода) выделить основные тенденции изображения женщины в художественной литературе.
Анализ большого количества разнородных объектов предусматривает их стратификацию и систематизацию. Поэтому при обращении к определенному корпусу текстов возникает необходимость типологизации женских персонажей, которая позволяет объединить близкие по концепции образы, рассмотреть их обусловленность историко-культурным контекстом, выделить особенности поэтики. Как подчеркивает Л. В. Чернец, «при изучении литературного процесса для критика и литературоведа, в особенности мыслящего социологически, интересна сама частотность обращения писателей (независимо от степени их одаренности) к тем или иным типам персонажей. Движущаяся типология персонажей (одни становятся “героями времени”, другие демонизируются, превращаются в стереотипы, мишень для пародий, вообще исчезают или перерождаются) в той или иной мере отражает смену общественных идеалов, ценностных установок, разное историческое наполнение таких эстетических категорий, как героизм, трагизм, комизм, романтика и пр.» [1, с. 10].
Исследователи выделяют два основных типа классификаций персонажей: генерические («общие и потенциально рассчитанные на любой художественный текст» [2, с. 15]) и имманентные («вытекающие из художественной системы конкретного автора» [2, с. 15]). Имманентные типологии в подавляющем большинстве являются индуктивными: при использовании эмпирических методов фиксируются устойчивые признаки и различия объектов; полученный материал интерпретируется и систематизируется. При разработке имманентных типологий одни исследователи не артикулируют ориентацию на широкий опыт предшественников или на определенную методику, другие стремятся опереться на опыт коллег, но рассматривают лишь отдельные работы, что не позволяет составить общее представление о принципах типологии персонажей, третьи обращаются к близким по теме работам и уточняют либо переосмысливают уже предложенные стратегии. При этом анализ исследований, где разрабатываются типологии женских персонажей, свидетельствует, что в литературоведческой практике имеются основные подходы к выделению типов женских образов, которые могут быть охарактеризованы и систематизированы.
Наиболее серьезно проблема типологии женских персонажей разрабатывалась культурологом В. Н. Кардапольцевой. В её работах обозначены направления исследования репрезентации женственности в истории культуры, которые могут рассматриваться как основание типологии персонажей (социально-классовый, психолого-деятельностный, морально-этический, философско-символический и др. аспекты) [3, с. 66]. Подход В. Н. Кардапольцевой актуален для литературоведения, но может быть уточнен посредством обращения к традиционным литературоведческим подходам. Белорусский литературовед Е. И. Белая выделила в качестве «базовых аспектов типологии» [4, с. 14] социально-исторический, бытовой, аксиологический и архетиповый [4, с. 14], что соответствует основным принципам разработки литературных героев.
С целью систематизации подходов, используемых при типологии женских персонажей, проведено статистическое исследование, задача которого – выявить основные критерии выделения типов. При определении критериев основное значение имеет как номинация типа, так и реализуемые методологические подходы при анализе персонажа.
Материал исследования — научные работы (монографии, диссертации, статьи), где с использованием эмпирического метода разрабатывались типологии персонажей и анализировались типы образов в произведениях художественной прозы и драматургии, причем разработка типологии определялась как одна из центральных задач. Для анализа выбрано 20 работ современных литературоведов из восточнославянских стран: Е. И. Авраменко [5], О. С. Березиной [6], Е. П. Березкиной [7], В. А. Будник [8], И. В. Ващенко [9], И. Д. Воюш [10], Е. В. Головиной [11], О. А. Дашевской [12], О. В. Дедюхиной [13], В. Б. Зусевой-Озкан [14], М. А. Кавалык [15], С. А. Максимчук-Макаренко [16], М. А. Масловой и С. В. Пепеляевой [17], А. А. Накоряковой [18], Е. В. Пакиной [19], О. С. Рудовой [20], Н. А. Сенчило [21], М. С. Федоровой [22], Л. Хуан-Сина [23], Е. В. Щербак [24]. Объектом исследования в данных работах является творчество авторов-мужчин, представителей разных стран и эпох.
Следует подчеркнуть, что при анализе значительного числа персонажей в большом корпусе текстов невозможно выделить только одно основание типологии. Соответственно, в большинстве работ для выделения типов женских образов исследователи ориентировались на несколько критериев (способ реализации героинь в общественной деятельности, степень соответствия нормам религии и морали, стратегия поведения в отношениях с мужчинами и т.д.).
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Наибольший интерес у исследователей вызывают произведения, расширяющие представление читателей об определенной исторической эпохе и мировосприятии живших тогда людей. Соответственно, основное внимание уделяется социально-историческому контексту и личностной психологии, результатом типологизации является выделение социальных, психологических, социально-психологических, исторических, социально-исторических, национальных типов.
При анализе произведений, где представлены индивидуализированные, психологически разработанные персонажи, авторы рассматривают образ в различных аспектах: учитывают социальное положение героини, особенности ее внутреннего мира, отношений с другими героями — и таким образом выделяют социально-психологические типы, что имеет место в 9 работах (45% от общего количества). В большинстве исследований рассматриваются типы «новой женщины» [6, 7, 10, 12, 21, 23] и близкий к нему тип «эмансипатки» [15, 16]. Им противопоставляются типы «традиционной женщины» [23], «женщины на перепутье» [6, 7], «бывшей» [10], «странной женщины» [10]. К социально-психологическим также относятся типы «простой выносливой женщины» [8, 16] и «женщины в поисках любви» [8].
Психологические типы выделяются в 7 работах (35%) и представлены в большем разнообразии. Это «сильная женщина» [5, 11, 19], «амазонка» [14, 19], «страстная женщина» [7], «скромная женщина» [5, 19], «сивилла» [19], «энтузиастка» [14], «женщина-бабочка» [18], «независимая женщина» [15], «обманутая женщина» [11], «слабая женщина» [11]. Важным фактором при выделении психологических типов являются взаимоотношения героинь с мужчинами.
В 6 работах (30%) выделены социальные типы, объединяющие героинь с судьбой, типичной для своего времени, изображенных в качестве характерных представительниц определенной социальной группы. Это «женщины-жертвы» [8, 10, 11, 21], «нищенки» [10, 21], «представительницы высших слоев общества» [9, 22]. Близкими к социальным типам по концепции, но отличающимися художественной разработкой, являются исторические типы «княжны» и «королевны», рассмотренные Е. В. Щербак при исследовании украинской литературы ХI–XVIII вв. [24].
В статье И. В. Ващенко выделяются национальные типы: «страстные итальянки» противопоставляются «сдержанным немкам» [9].
Социально-психологические, психологические, социальные, этно-психологические, исторические типы выделены в 17 работах (85%). Эти типы могут быть объединены в одну группу, которую предлагается номинировать как инвестигативную (от англ. to іnvestigate — изучать, рассматривать, исследовать). Образы персонажей, относящиеся к данной группе, являются результатом осмысления исторических процессов, социальных и психологических проблем, позволяют представить особенности взаимоотношений, самоощущения человека в мире, описать его стремления и духовные ориентиры в конкретную эпоху.
Многие женские образы расширяют знания об эпохе в ином аспекте: авторы моделируют психологический портрет и истории жизни персонажей, чтобы актуализовать нормы этики и морали. В большей части работ — 14 исследований (70%) — выделены положительные образы: «женщина-идеал» [10, 14, 18, 22] , «хорошая мать» [8, 16, 21, 24, ], «женщина, близкая к идеалу» [20, 23], «жена-мать» [11], «жена-друг» [20], «идеализированная возлюбленная» [20], «добродетельная» [17], «религиозная женщина» [24], «тургеневская девушка» [13], «воительница» [10], «новая идеальная женщина» [15]. Основанием для выделения данных типов является аксиологический аспект: отношение автора к персонажам, их оценка, выраженная в произведении, соответствие архетипам, социальным нормам, гендерным идеалам. В 6 работах при номинации типов определяется семейная роль героинь.
В 6 работах (30%) положительным персонажам противопоставляются отрицательные персонажи. Выделяются оппозиции: «женщина-идеал» и противопоставленная ей «злая женщина» [22], «хорошая жена, невестка, свекровь» – «злая жена, невестка, свекровь и др.» [10], «жена-друг» – «жена-враг» [20], «добродетельная героиня» – «коварная героиня» [17], «религиозная женщина» – «грешница» [24], «воительница» – «предательница» [10]. К отрицательным персонажам относится тип «матери-угнетательницы», выделенный В. Б. Зусевой-Озкан в творчестве М. А. Кузмина [14, с. 203] и не имеющий пары в связи с литературной мизогинией писателя.
Положительные и отрицательные персонажи могут быть объединены в группу прескриптивных персонажей (от лат. praescrīptum — предписание, норма, обязывающее высказывание). Такие герои воплощают желательные либо нежелательные качества, позиционируются как образец для подражания или антипример.
Близким к отрицательным персонажам является большинство героинь, соответствующих известным литературным амплуа: «роковая женщина» [11, 14, 18] / «фатальная женщина» [15], «вампиресса» [13, 14, 15], «блудница» [14, 21, 23], «хищница» [14, 15], «демоническая женщина» [13,14], «фурия» [16], «искусительница» [12], «гетера-муза» [15], «куртизанка» [15]. Женские амплуа были выделены в 9 работах (45%), причем единственный типаж, не имеющий отрицательной оценочной коннотации, — «таинственная незнакомка» [11].
Образы героинь, совпадающие с литературными амплуа, наделены набором стереотипных качеств, более предсказуемым поведением, чем отрицательные героини и представительницы психологических типов. Авторы уделяют больше внимания межличностным отношениям, чем психологии героинь. При этом оценка их действий не настолько однозначна, как в случае с отрицательными персонажами. Героини, относящиеся к даным амплуа, имеют привлекательную внешность, в описаниях часто подчеркивается эротичность и сексуальность. Они являются своеобразной приманкой для читателей и выполняют аттрактивную функцию (англ. to аttract – привлекать, притягивать).
В 4 работах (20%) выделяется тип символических персонажей [10, 11, 14, 16]. Символические женские образы нередко анализируются в отдельных исследованиях, так как имеют особую художественную концепцию, «функционируют как знак (т. е. выражают посторонний для этого образа смысл), не утрачивая при этом собственной естественной семантики» [16].
В 3 работах [10, 16, 22] (15%) выделяются библейские образы, к которым апеллируют авторы: «Богородица» [10, 16, 22], «жена-мироносица» [22], «Ярославна», «Мария-Магдалина», «Рахав» [16].
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что наиболее часто в исследованиях выделяются положительные и отрицательные персонажи (аксиологический критерий), социально-психологические, социальные типы (социально-исторический критерий), психологические типы, а также амплуа.
При изучении особенностей репрезентации женских персонажей в белорусской прозе первой половины ХХ века продуктивным стал подход, основанный на выделении 5 главных типов героинь в соответствии с выполняемыми ими художественными функциями. Каждый из типов включает подтипы, традиционно присутствующие в литературоведении:
- инвестигативный тип включает социальные, социально-психологические, социально-исторические, психологические типы;
- прескрептивный тип объединяет положительные и отрицательные образы, образы-идеалы, образы-примеры и антипримеры;
- атрактивный тип представлен амплуа «искусительницы», «роковой женщины», «хищницы» и др.;
- символический тип включает образы матери, невесты, дочери, являющиеся воплощением Родины, социальных и национальных групп, определенных женских качеств (материнская любовь, молодость, красота и т.д.);
- феминный тип объединяет героинь, находящихся в центре художественного мира женских произведений.
Данный подход описывается и применяется в ряде наших работ [26–28]. Он соответствует литературоведческой практике и может быть использован для типологии женских образов с целью выделения их художественных особенностей и идейно-смысловых доминант, определения разнонаправленных стратегий изображения женщин в литературе.
Представленное в статье статистическое исследование будет полезно литературоведам, разрабатывающим проблемы художественной антропологиии, так как дает возможность уточнить методику анализа женских персонажей. Приведенные математические данные позволят специалистам в области гендерных исследований уточнить отдельные положения гендерной теории.
Список литературы
1. Чернец Л.В. О типологическом изучении литературных персонажей // Stephanos. – 2016. – № 1. – С. 80–90.
2. Малыхина Э.С. Типология героев в прозе Н.Н.Берберовой : автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М., 2013. – 32 с.
3. Кардапольцева В.Н. Женственность как социокультурный конструкт // Вестник РУДН. Серия: «Социология». 2005. – №1. – С. 62–76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenstvennost-kak-sotsiokulturnyy-konstrukt (дата обращения: 27.06.2025).
4. Белая А.І. Беларуская проза першай трэці ХХ ст.: станаўленне сістэмы персанажаў, тыпы і эвалюцыя мастацкіх характараў: аўтарэф. дыс. ... д-ра філал. навук: 10.01.01 / Цэнтр даслед. беларус. культуры, мовы і літ. НАН Беларусі. – Мінск, 2019. – 55 с.
5. Авраменко Е.И. Типология образов и ранневикторианский конструкт женственности в романах У. М. Теккерея о прошлом // Наукові записки ХНПУ. Серія «Літературознавство». – Харків : ППВ «Нове слово», 2010. – Вип. 2 (62), ч. 1. –– С. 28–34.
6. Березина О.С. Типология женских образов в романе Н.С. Лескова «На ножах» // Вестник Марийского государственного университета. – 2016. – №4 (24) – С. 81–84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya–zhenskih–obrazov–v–romane–n–s–leskova–na–nozhah (дата обращения: 20.03.2025).
7.Березкина Е.П. Типология женских образов в народническом романе (на материале творчества Н.А. Арнольди, С.И. Смирновой, Н.Д. Хвощинской, О.А. Шапир): автореферат дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 / Бурятский гос. ун-т. – Улан–Удэ, 2004. – 26 с.
8. Буднік В.А. Паэтыка любові і жыцця: паэтыка прозы Івана Пташнікава: тыпалогія герояў, наратыўныя стратэгіі: манаграфія. – Брэст : БрДТУ, 2022. – 159 с.
9. Ващенко И.В. Типология и своеобразие женских образов в художественном мире Пауля Хейзе // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2018. – №4 [Электронный ресурс]. URL: https://sfk–mn.ru/PDF/13FLSK418.pdf (дата обращения: 26.06.2025).
10. Воюш І.Д. Трансфармацыя вобраза жанчыны ў беларускай прозе ХХ стагоддзя: аўтарэферат дыс. ... канд. філал. навук: 10.01.01 / Бел. дзярж. ун-т. – Мінск, 2004 – 21 с.
11. Головина Е.В. Типология женских образов в русской литературе конца ХІХ – начала ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. –2017. – № 3–1 (69).– C. 12–15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-zhenskih-obrazov-v-russkoy-literature-kontsa-xix-nachala-xx-veka (дата обращения: 27.06.2025).
12. Дашевская О.А. Типология женских образов в драматургии 1930–х годов и становление психологической драмы // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. – 2009. – №10. – С 102–125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya–zhenskih–obrazov–v–dramaturgii–1930–h–godov–i–stanovlenie–psihologicheskoy–dramy (дата обращения: 19.03.2025).
13. Дедюхина О.В. Образ демонической женщины в повестях И.С. Тургенева // Интерактивная наука. – 2016. – №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz–demonicheskoy–zhenschiny–v–povestyah–i–s–turgeneva (дата обращения: 19.03.2025).
14. Зусева-Озкан В.Б. Типология женских персонажей в прозе М.А. Кузмина // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. – 2024. – №87 – С. 194–220. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya–zhenskih–personazhey–v–proze–m–a–kuzmina (дата обращения: 19.03.2025).
15. Ковалик М.О. Типологія жіночіх характерів у прозі та драматургіі Володимира Винниченка: автореферат дис. … канд. філол. наук: 10.01.01 / Кіровоградський державний педагогічний ун-т ім. В. Винниченка. – Кіровоград, 2007. – 24 с.
16. Максимчук–Макаренко С.О. Типологія жіночих образів у літературній спадщині Олександра Довженка: автореферат дис. … канд. філол. наук: 10.01.01 / Національний педагогічний ун-т ім. М.П. Драгоманова. – Київ, 2017. – 19 с.
17. Маслова М.А., Пепеляева С.В. Типология женских образов в творчестве У. Теккерея // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1–1 [Электронный ресурс]. URL: https://science–education.ru/ru/article/view?id=19693 (дата обращения: 19.03.2025).
18. Накарякова А.А. Персоносфера Владимира Набокова: типологические ряды: автореферат диc. … канд. филол. наук: 10.01.01 / Уральский федеральный ун-т им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. – Екатеринбург, 2016. – 25 с.
19. Пакина Е.В. Типология женских образов в романах В. Скотта автореферат диc. … канд. филол. наук: 10.01.03 / Нижегородский гос. пед. ун-т. – Нижний Новгород, 2004. – 21 с.
20. Рудова О.С. В поисках идеала: типология женских образов в русской прозе Владимира Набокова // Вестник БГУ. – 2017. – №6. – С 117–127. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v–poiskah–ideala–tipologiya–zhenskih–obrazov–v–russkoy–proze–vladimira–nabokova (дата обращения: 19.03.2025).
21. Сенчило Н.О. Типологія жіночих образів у турецкій соціальній новелі першої половины ХХ століття // Наукові записки. Серія «Філологічна». – 2012 –вип. 27 – С. 263–267.
22. Фёдорова М.С. О типологии женских образов в русской литературе первой половины XVIII в // Вестник славянских культур. – 2014. – №4 (34). – С. 142–150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o–tipologii–zhenskih–obrazov–v–russkoy–literature–pervoy–poloviny–xviii–v (дата обращения: 19.03.2025).
23.Хуан–Син Л. Женские образы в прозе Чехова: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М., 2002. – 23 с.
24.Щербак О.В. Типологія жіночих образів у давній українській літературі: дис… канд. філол. наук: 10.01.01 / Житомирський державний ун-т ім. І. Франка – Житомир, 2016. – 188 c.
25. Символ // АКАДЕМИК [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/5391/символ (дата обращения: 30.04.2025).
26. Чарнавокая А.М. Атрактыўная функцыя жаночых вобразаў у мастацкай прозе // Журнал Белорусского государственного университета. Филология – 2018. – №2. – С. 33–44.
27. Чарнавокая А.М. Сімвалічныя жаночыя вобразы ў беларускай прозе 1940–х гг. // Война. Власть. Общество. 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hcpncr.com/konf2020/konf2020–34.pdf. (дата обращения: 19.11.2024).
28. Черноокая А.М. Типология женских персонажей художественной прозы и методика их исследования // Грехнёвские чтения: Литературное произведение в системе контекстов. – Нижний Новгород: Издательство ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2023. –– Вып. 9. –– С. 117–127.