Теория языка | Филологический аспект №06 (98) Июнь 2023

УДК 81-119

Дата публикации 30.06.2023

Подходы к рассмотрению коммуникативной стратегии самопрезентации в англоязычном политическом дискурсе

Адащик Дмитрий Николаевич
Преподаватель кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, Пятигорский государственный университет, РФ, г. Пятигорск

Аннотация: В данной обзорно-практической статье вниманию читателя представляются различные подходы к пониманию коммуникативной стратегии самопрезентации в англоязычном политическом дискурсе. Опираясь на ряд теоретических основ и эмпирические данные, автор анализирует, каким образом политический лидер может реализовывать коммуникативную стратегию самопрезентации, чтобы заручиться общественной поддержкой со стороны массового адресата и реализовать собственные коммуникативные интенции. В статье подчеркивается важность когнитивных, риторических и прагматических факторов в формировании стратегии самопрезентации, а также описывается влияние социально-культурных контекстов на стратегию самопрезентации. На примере официальных выступлений премьер-министра Великобритании Б. Джонсона автор демонстрирует примеры реализации коммуникативной стратегии самопрезентации, используемой политиком для регулирования настроений в социуме в период пандемии COVID-19.
Ключевые слова: политический дискурс, стратегия самопрезентации, коммуникативные стратегии, коммуникативные тактики, стратагемно-тактическая коммуникация.

Approaches to the research of the communicative strategy of self-presentation in the English political discourse

Adashchik Dmitry Nikolaevich
Professor of English Language Department and professional communication Pyatigorsk State University, Russia, Pyatigorsk

Abstract: In this review and practical article, the reader is presented with various approaches to understanding the communicative strategy of self-presentation in the English-language political discourse. Based on a number of theoretical foundations and empirical data, the author analyzes how a political leader can implement a communicative strategy of self-presentation in order to enlist public support from the mass addressee and realize their own communicative intentions. The article emphasizes the importance of cognitive, rhetorical and pragmatic factors in the formation of a self-presentation strategy, and also describes the influence of socio-cultural contexts on the self-presentation strategy. Using the official speeches of British Prime Minister B. Johnson as an example, the author demonstrates examples of the implementation of the communicative strategy of self-presentation used by a politician to regulate moods in society during the COVID-19 pandemic.
Keywords: political discourse, self-presentation strategy, communicative strategies, communicative tactics, stratagem-tactical communication.

Правильная ссылка на статью
Адащик Д.Н. Подходы к рассмотрению коммуникативной стратегии самопрезентации в англоязычном политическом дискурсе // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (98). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/podkhody-k-rassmotreniyu-kommunikativnoj-strategii-samoprezentatsii-v-angloyazychnom-politicheskom-diskurse.html (Дата обращения: 30.06.2023)

Исследование коммуникативных стратегий в англоязычном политическом дискурсе остается по-прежнему актуальным предметом в сфере лингвистики. Политика как специфическая сфера человеческой деятельности по своей природе является совокупностью речевых действий. Основное назначение политической коммуникации состоит в борьбе за власть [1, с. 23]. Политический дискурс – это способ коммуникации, используемый политическими лидерами, партиями и организациями для передачи своих идей, убеждений и политических программ обществу. Ценности политического дискурса, которые сводятся к обоснованию и отстаиванию своего права на власть, постоянно акцентируются в речах политиков. Задача политического лидера – завоевать и удержать симпатии населения, привязанность, понимание, поддержку, его доверие – не всегда выполнима с помощью «корректного» рационального убеждения, основанного на логическом доказательстве.  С целью выстраивания наиболее эффективного коммуникативного поведения, политическому адресанту приходится задействовать ряд коммуникативных стратегий, являющихся важным инструментом для анализа и понимания политической коммуникации, формирования общественного мнения и принятия политических решений. Кроме того, анализ коммуникативных стратегий позволяет проследить, какие риторические приемы используют политические лидеры для реализации коммуникативного влияния на общественное мнение.

На сегодняшний день существует множество интерпретаций касательно коммуникативных стратегий. Одним из первых исследователей можно выделить голландского исследователя Т.А. ван Дейка, который описывает коммуникативную стратегию как «некую общую инструкцию для каждой конкретной ситуации интерпретации». При этом посредством той или иной стратегии могут достигаться как какие-либо личные цели говорящего, так и общие социальные цели. На выбор же определенной линии речевого поведения, по мнению лингвиста, влияет конкретное намерение коммуникатора, проявляющееся в данной ситуации (когнитивно-дискурсивный подход). Рассматривая данный феномен в рамках когнитивно-дискурсивного и критического подхода, исследователь определяет когнитивную стратегию как “способ обработки информации в памяти” [2, с. 274-276].

Отечественный исследователь О.С. Иссерс, развивая идеи голландского ученого, в свою очередь утверждает, что стратегия речевого поведения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение определённых долговременных результатов. Под стратегией в данной работе понимается совокупность речевых действий, направленных на решение общей коммуникативной задачи говорящего, а речевой тактикой считается одно или несколько действий, способствующих реализации стратегии [3, с. 109]. В самом общем смысле стратегия включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана. Иными словами, речевая стратегия представляет собой комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели. В свою очередь исследователь Е.В. Клюев рассматривает коммуникативную стратегию как «совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели» [4, с. 288].

На сегодняшний день учеными лингвистами выделяется множество классификаций коммуникативных стратегий (ими могут быть стратегии убеждения, аргументативные, агитационные и т.д), выделяемых в зависимости от целей и интенций адресанта. Однако в настоящем исследовании мы сосредоточимся на стратегии самопрезентации, которая, на наш взгляд, является одной из наиболее значимых в политическом дискурсе, в рамках которого адресант использует язык для выражения своей идентичности, ценностей, убеждений и намерений с целью реализации коммуникативного влияния на массового адресата [5, c. 1847]. Опираясь на подобные интенции, адресант выстраивает коммуникативную стратегию самопрезентации, что позволяет политическому деятелю произвести положительное впечатление на аудиторию, представляя себя как компетентную и заслуживающую доверия фигуру.

Т. Ван Дейк считает, что самопрезентация является сложным процессом, который зависит от контекста и целей коммуниканта. Ученый уделяет внимание роли когнитивных процессов в самопрезентации, описывая, каким образом участники коммуникации вербализуют определенные аспекты своей личности, с целью репрезентации ожидаемых впечатлений на аудиторию. В рамках когнитивного подхода, исследователь полагает, что новое знание должно быть введено в модель мира адресата таким образом, чтобы он «принял его, соотнес с уже известным и осознал как свое, так личное» [2, с. 277]. Следовательно, когнитивный процесс в рамках стратегии самопрезентации есть план, цель которого - помочь адресату в процедуре обработки информации, то есть приватизации нового знания. Адресату необходимо «помочь» перейти от частного примера к обобщению, из общих положений сделать выводы о частностях, перенести информацию (в нашем случае отрицательную) из одной когнитивной области в другую и т.д.

Как утверждает О.С. Иссерс, самопрезентация является вспомогательной стратегией при любых условиях коммуникации, однако в некоторых случаях она одновременно выступает как основная и вспомогательная стратегия. Конкретно речь идет о коммуникативных ситуациях, где самопрезентация является первоочередной целью говорящего. О.С. Иссерс отмечает, что формирование имиджа политика как важнейшего элемента на пути к успешной политической карьере невозможно представить без корректного использования стратегий самопрезентации. Например, в массово-информационном дискурсе, где основные функции состоят в информировании, воздействии и развлечении массового аудитория, самопрезентация выступает в качестве одной из важнейших стратегий
[3, с. 112]. Отсюда следует, что в современном социуме политические деятели постоянно находятся под пристальным вниманием массового адресата, вследствие чего адресанту необходимо формировать собственный имидж, чтобы соответствовать ожиданиям публики и, тем самым, реализовать коммуникативные интенции.

В свою очередь отечественный исследователь О. Н. Паршина определяет самопрезентацию как «эмоциональную “самоподачу” оратора, косвенную демонстрацию психических качеств его личности для формирования определенного впечатления о нем самом и его целях» [6, с. 7]. Паршина рассматривает самопрезентацию в контексте социальных отношений и взаимодействия коммуникантов. Ученый полагает, что социальные нормы, роли и ожидания непосредственно влияют на выбор вербализацию стратегии самопрезентации. Кроме того, О.Н. Паршина уделяет внимание влиянию культурных факторов на самопрезентацию, анализируя какие аспекты культуры могут влиять на восприятие и оценку самопрезентации другими людьми. Политическому дискурсу свойственны системообразующие признаки, такие как: цель коммуникации, участники коммуникации, способ коммуникации – избираемые тактики и стратегии. Здесь возникает необходимость в исследовании наиболее используемых коммуникативных стратегий и тактик в политическом дискурсе, посредством которых адресант (политический деятель) ставит перед собой цель обеспечить выгодную и, главное, эффективную межличностную коммуникацию по отношению к адресату (избирателю). О.Н. Паршина предлагает следующие тактики, репрезентирующие стратегию самопрезентации: отождествления, дистанцирования; солидаризации, оппозиционирования. В целом, Паршина считает, что самопрезентация является сложным и многогранным процессом, который зависит от взаимодействия психологических, социальных и культурных факторов [6, с. 10]

Исследователи О.Н. Мищук, Л.Г. Васильев, Е.В. Белова считают, что самопрезентацию в политическом дискурсе следует понимать, как процесс исполнения социальной роли, о которой у субъекта имеются определенные представления: политик выбирает образы для своей самопрезентации, исходя из имеющихся представлений о них и с обязательной ориентацией на параметры риторической ситуации, в том числе, на конкретику аудитории. Цель политической самопрезентации – создать у аудитории положительный образ политического лидера и государства, представляемого им, с целью получения конкретного результата [7, c. 455-456]. Таким образом, в рамках осуществления стратегии самопрезентации политическому деятелю необходимо выстроить выгодный имидж, являющийся частью его профес­сионального успеха. Иными словами, чем точнее будет выстроен имидж, тем эффективней будет коммуникация с избирателями, и, следо­вательно, будет достигаться основная задача - завоевание и удержание одобрительного отношения со стороны избирателей [8, с. 147-149].

Резюмируя все вышеперечисленные подходы, можем выделить следующие интенции политического адресанта в рамках реализации стратегии самопрезентации: убеждение, управление имиджем, акцент на ценностях и идентичности, а также создание доверия у адресата.  С целью реализации подобного рода интенций используются различные языковые средства, направленные на репрезентацию идей, выражающих национально-культурную идентичность массового адресата политического лидера. В рамках проведенного анализа официальных выступлений премьер-министра Великобритании Б. Джонсона в период пандемии COVID-19 было выявлено, что стратегия самопрезентации сыграла немаловажную коммуникативную роль в установлении доверия и лидерства в лице массового адресата. В период пандемии COVID-19 в 2020-2022 гг. политическим лидерам было необходимо выстраивать эффективное коммуникативное поведение по отношению к населению с целью его информирования и снижения всеобщего беспокойства в социуме. Кризисные ситуации часто приводят к страху и неуверенности среди населения. Подбирая правильные слова, политики могут помочь укрепить доверие и уверенность среди людей. Отсюда следует, что премьер-министру было необходимо позиционировать себя как сильного лидера, в условиях кризисного периода жизни социума государства Великобритании и выступить гарантом стабильности и безопасности. Было выявлено, что стратегия самопрезентации в речи Б. Джонсона реализуется посредством таких коммуникативных тактик, как солидаризация и отождествление.

Тактика солидаризации позволяет говорящему сообщать слушателю о своем общем опыте, эмоциях, мнениях, интересах и ценностях, укрепляя чувство связи между ними. Данная тактика вербализуется посредством следующих языковых компонентов:

1. Употребление личных местоимений. Для данной тактики характерно использование личных местоимений первого лица «I», «we» и второго лица «you», позволяющие создать чувство общности, объединения, а также выстроить косвенный диалог политика с потенциальным избирателем [9, c. 8]. Рассмотрим пример ниже:

- And I know how difficult it may be, or it may seem right now, but if we do this together we will save, as I say, many thousands of lives.

В данном речевом фрагменте премьер-министр Великобритании Б. Джонсон реализует коммуникативную стратегию самопрезентации, используя слова, передающие чувство сопереживания, единства и лидерства. Сочетание личных местоимений с глаголом «know» и прилагательным «difficult», демонстрируют осведомленность политиком проблем, стоящих перед гражданами. Употребление личного местоимения «we» в сочетании с наречием «together», указывающим на общность, политик подчеркивает готовность государства к коллективной работе с обществом в рамках противостоянию пандемии COVID-19. Подобного рода речевое поведение позволяет создать благоприятный образ политика как человека чуткого и ориентированного на благо адресата.

2. Использование неопределенных местоимений. Неопределенные местоимения «everyone» и «anyone» могут использоваться для вербализации коммуникативной тактики солидарности, подчеркивая инклюзивность и единство. При помощи неопределенных местоимений политический адресант может репрезентировать адресату свою приверженность, что позволяет создать чувство солидарности и общей ответственности, создавая атмосферу сотрудничества и поддержки. Рассмотрим пример ниже:

- I want to thank the amazing workers in the NHS, everybody working in social care, in every sector, in food distribution, transport, you name it – absolutely everyone who is keeping this country going today.

В данном примере политик реализует коммуникативную тактику солидарности, выражая благодарность и признавая трудолюбие и самоотверженность различных групп людей. Конкретно упоминая работников NHS, социального обеспечения, распределения продуктов питания, транспорта и других секторов, политик демонстрирует свою поддержку и признательность тем, кто необходим для поддержания функционирования страны. Обобщая наименования профессий, премьер-министр использует неопределенное местоимение «everyone», тем самым подчеркивая, что все люди, независимо от их конкретных ролей или секторов, получают признание и высокую оценку за их вклад, что позволяет адресанту реализовать интенцию по укреплению чувства общности и единства между различными группами в обществе [10, c. 48].

Следующей тактикой, используемой для вербализации стратегии самопрезентации, является отождествления. При помощи тактики отождествления политический адресант может репрезентировать адресату собственную принадлежность к определенной социальной, статусной или политической группе. Если лидер считается принадлежащим к той же группе, что и избиратели, и решает вопросы, которые находят отклик у них, говорящему представляется возможность выстроить доверительное речевое поведение по отношению к потенциальным избирателям. Данная тактика вербализуется посредством следующих языковых компонентов:

1. Употребление слов, апеллирующих к национальному духу и идентичности. Политики могут использовать слова и выражения, которые обращаются к национальной гордости, идентичности и ценностям (nation, country, union, challenge). Рассмотрим пример ниже:

- But if we continue to look out for one another, to pull together in a united and national effort, I have no doubt that we can and will rise to that challenge.

В данном случае политик реализует коммуникативную тактику отождествления при помощи лексем «together» и «national efforts». Посредством этих лексем словами политик подчеркивает идею единства и сотрудничества людей. В данном заявлении политик выражает уверенность в том, что совместными усилиями коронавирусную пандемию можно преодолеть.

2. Использование позитивного языка. Репрезентация позитивных идей в речи политика позволяет представить собственную персону в выгодном свете. Реализацию подобного рода интенций может быть вербализована такими лексемами, как «success», «advance», «progress» и «hope», чтобы создать положительный образ [11, c. 114-116]. Рассмотрим пример ниже:

- I spoke yesterday with each of the First Ministers and again today and I thank them for their collaboration: the health of everyone in these islands depends on our common success.

В данном случае политик подчеркивает важность сотрудничества и единства всех первых министров для достижения общей цели успеха. политик реализует коммуникативную тактику отождествления при помощи лексемы «success». Подчеркивая данную лексему при помощи прилагательного «common», имеющее семантику общности, адресант стремится создать чувство единства и общей цели среди первых министров и широкой общественности. Данные лексические компоненты вербализуют тактику отождествления, апеллируя к общим интересам всеобщего благополучия и позиционируя премьер-министра как человека, ведущего путь к достижению этого успеха.

В заключение следует отметить, что изучение коммуникативных стратегий в англоязычном политическом дискурсе имеет первостепенное значение, так как позволяет провести глубокий анализ способов влияния языка на общественное мнение. Стратегия самопрезентации является жизненно важным компонентом политического дискурса, используемым политическими деятелями для создания благоприятного имиджа самих себя. Рассмотрев точки зрения и подходы к изучению коммуникативной стратегии самопрезентации, было выявлено, что ключевыми интенциями в политическом дискурсе, которые преследует адресант, являются: убеждение, управление имиджем, создание доверия у адресата, акцент на ценностях и идентичности. Принимая во внимание точку зрения, что коммуникативные стратегии вербализуются посредством коммуникативных тактик, нами было выявлено, что стратегия самопрезентации репрезентируется тактиками солидаризации и отождествления, которые, в свою очередь, вербализуются такими языковыми средствами, как личные и неопределенные местоимения; лексемы имени существительного и прилагательного, имеющие семантику национальной или культурной идентичности определенного языкового социума; использование лексем, репрезентирующих семантику благополучия и позитивных изменений.  Таким образом, данное исследование может поспособствовать пониманию идеи того, как политики представляют себя стратегически и формируют общественное мнение в публичных выступлениях.


Список литературы

1. Шейгал Е.И. Структура и границы политического дискурса // Филология — Philologica. Краснодар, — 1998. — № 14. — С. 22-29.
2. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Пер. с англ. / Сост. В.В. Петрова; Под ред. В.И. Герасимова; Вступ. ст. Ю.Н.Караулова и В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. – 300 c.
3. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 288 с.
4. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: учеб. пособие для университетов и институтов. - М.: Акад. нар. хоз-ва: Дело, 2002. - Т. 1. - 478 c.
5. Сухомлина Т. А. Речевые стратегии современного политического англоязычного дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 14. – №. 6. – С. 1846-1850.
6. Паршина, О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России : автореф. дис. … докт. филол. наук: 10.02.01 / О.Н.Паршина. – Саратов, 2005 – 48 с.
7. Мищук О. Н., Васильев Л. Г., Белова Е. В. К трактовке самопрезентации в политическом дискурсе //Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2020. – Т. 30. – №. 3. – С. 454-460.
8. Почепцов Г.Г. Имиджелогия,- М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000а. - 766с.
9. Беляев А. С., Лазовская Н. В. Роль личных местоимений I, you, we и they в англоязычном политическом дискурсе //Язык науки и профессиональная коммуникация. – 2021. – №. 3 (4). – С. 5-10.
10. Демьянова Т. В. Лингвистические средства реализации стратегий маневрирования (на материале русского и английского языков) //Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. ИЯ Яковлева. – 2021. – №. 2 (111). – С. 46-56.
11. Кононова И. В., Мельничук Т. А. Аксиологическая составляющая американского предвыборного дискурса в динамическом аспекте //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. – 2021. – Т. 20. – №. 4. – С. 113-125.

Расскажите о нас своим друзьям: