Русский язык | Филологический аспект №02 (82) Февраль 2022

Дата публикации 28.02.2022

Пластический грим - практическая деятельность и терминологические проблемы

Райков Денис Евгеньевич
аспирант, Национальный институт дизайна, РФ, Москва, info@fxshopstudio.ru
Научный руководитель Барсукова Наталия Ивановна
Профессор, Доктор искусствоведения, Национальный институт дизайна, РФ, Москва, bars_natsli@mail.ru

Аннотация: В статье анализируется проблема содержания терминов «скульптурно-объемный грим», «пластический грим», «специальный грим», их соотношение и применение в практической деятельности художника-гримера, а также в официальной документации, регламентирующей эту деятельность. Обобщается практический опыт автора статьи в области применения пластического грима, обозначается ряд проблем, связанных с профессиональной коммуникацией в области создания специальных эффектов. Указывается на специфические особенности профессиональной деятельности пластического гримера, позволяющие выделить его в отдельный вид профессиональной деятельности.
Ключевые слова: Гример, пластический грим, специальный грим, скульптурно-объемный грим, профессиональный стандарт

Plastic makeup - practical activity and terminological problems

Raikov Denis Evgenevich
Postgraduate, National Design Institute, Russian Federation, Moscow
Scientific adviser Barsukova Natalia Ivanovna
Professor, Doctor of Arts, National Design Institute, Russian Federation, Moscow

Abstract: The article analyzes the problem of the content of the terms "sculptural makeup", "prosthetic makeup", "special makeup", their correlation and application in the practical activities of the make-up artist, as well as in the official documentation regulating this activity. It summarises author’s practical experience in making and applying prosthetics and identifises some of the problems related to the professional communication in special effects creating. Author shows some features in the work of the prosthetic make-up artist and substantinates it as a specific way of artist professional activity.
Keywords: Make-up artist, prosthetic makeup, sculptural makeup, special makeup, professional standard.

Правильная ссылка на статью
Райков Д.Е. Пластический грим - практическая деятельность и терминологические проблемы // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 02 (82). Режим доступа:https://scipress.ru/philology/articles/plasticheskij-grim-prakticheskaya-deyatelnost-i-terminologicheskie-problemy.html (Дата обращения: 28.02.2022 г.)

Введение. Цель данной статьи - наметить подходы к терминологическому определению базовых понятий, связанных с работой пластического гримера. В частности, дать определение терминам «скульптурно-объемный грим», «специальный грим», «пластический грим» и четко определить предметную область каждого из понятий. Необходимость такой работы следует из того, что овладение профессиональным языком является одной из важнейших компетенций любой практической деятельности, при этом отсутствие разработанного терминологического аппарата является серьезным препятствием для профессиональной коммуникации [1].

Прежде всего, следует заметить, что было бы правильнее и точнее переводить сам термин «Prosthetic make-up» именно как «протезный грим», а не «пластический», однако подобный вариант не устоялся на практике как общеупотребительный в отношении данного вида профессиональной деятельности. А постоянно употребляемый в профессиональной и околопрофессиональной среде термин «спецгрим» или «специальный грим», на наш взгляд, имеет размытые границы и является буквальной калькой с английского термина «special make-up» без точного определения. В большинстве случаев под термином «специальный грим» понимают использование вообще любых материалов и приемов работы, выходящих за пределы базового арсенала гримера или визажиста - от простой имитации крови до сложных объемных эффектов. Поэтому использование данного термина как в целях практической профессиональной коммуникации, так и в описании профессионального стандарта и иных официальных документах затруднительно именно в силу его неоднозначности.

К сожалению, 15-летняя практика работы художником пластического грима убеждает, что сколь-либо адекватное понимание этих терминов, как и реального наполнения работы по созданию сложных гримерных спецэффектов отсутствует не только у администраторов, продюсеров и операторов, но даже у работающих в кино художников-гримеров. Что в конечном счете выливается в невозможность адекватно выстроить работу с пластическим гримом на съемочной площадке во взаимодействии как с административными (определение сроков и стоимости работ), так и творческими департаментами (неумение операторов работать со специальным и пластическим гримом, неготовность режиссера и продюсерской группы правильно организовать съемочный график исходя из специфики фиксации деталей грима, неспособность художника по гриму на проекте адекватно поставить задачи цеху пластического грима).

Следует прежде всего заметить, что пластический грим (в современном его понимании, о чем далее) не является чем-то новым для отечественной киноиндустрии — здесь следует в первую очередь вспомнить о мастерской специального грима В.Г. Яковлева, основанной сразу после ВОВ (1948 г.) при Союздетфильме (позже работает в рамках Мосфильма). К сожалению, широкого распространения советская школа пластического грима не получила, вероятно, в силу не слишком большой заинтересованности в «буржуазных» спецэффектах в советском кино и по большому счету замкнулась в рамках производства одной мастерской, фактически сойдя на нет в начале 90х годов. В настоящее же время сложилась парадоксальная ситуация — несмотря на резкое увеличение востребованности специалистов в области пластического грима в сфере кинопроизводства и, шире, индустрии развлечений в целом, в России не существует ни сколь-либо цельной системы подготовки кадров (в лучшем случае кратковременные курсы повышения квалификации либо самостоятельное онлайн-обучение), ни даже выработанной профессиональной терминологии, стандартов профессиональной деятельности и системы оценки качества работы гримера.

Единственный существующий сегодня профессиональный стандарт касается работы художника-гримера (с явным преобладанием театральной специфики) указывает, что художник-гример в своей деятельности «...Использует приемы художественного грима и пастижа, оборудование, инструменты, материалы, применяемые в гримерно-пастижерской практике (глиной, латексами, отвердителями, красителями, револьтексом, папье-маше и т.п.). Руководит работой гримерного, гримерно-пастижерного цеха (участка), определяет его художественную и технологическую политику, совершенствует пастижерное производство. Создает портретный грим повышенной сложности. Обеспечивает сохранение художественного грима в спектаклях (концертах, представлениях) текущего репертуара на уровне первоначального замысла. Проводит работу по повышению квалификации подчиненных ему работников»[2]. Таким образом, можно констатировать, что даже официальный стандарт не определяет конкретно круг профессиональных компетенций, которыми должен обладать художник-гример (общий термин «художественный грим» не является таковым определением) не содержит даже общих указаний на современные технологии и материалы работы, которые должен уметь использовать в своей работе художник-гример, не говоря уже о целом ряде фактических ошибок в списке материалов.

Как мы уже указывали в другой статье [3], к сожалению, существующая сегодня учебная литература описывает скорее реалии работы театрального гримера первой половины 20 века. Потому термины «пластический грим», «специальный грим» в ней отсутствую вовсе. С точки зрения классических учебников по театральному гриму, все гримерные техники можно разделить на две большие группы — живописные и скульптурно-объемные, дополняющие друг друга в процессе работы художника над образом [4]. Живописные приемы подразумевают прежде всего использование свето-теневых, живописных методов моделирования объемов лица (процесс, который в визаже принято называть «скульптурированием»), в то время как скульптурно-объемные приемы позволяют изменять лицо актера при помощи реальных объемных деталей. Классик советского грима Д.А. Раугул определяет скульптурно-объемный грим как «...приемы, которыми можно было бы изменить лицо актера в реальном, объемном виде и создать как бы новую пластическую основу для живописных приемов.

В гриме такими приемами являются налепки и наклейки, которые можно назвать «скульптурно-объемными приемами грима», так как в основе их лежат те же принципы реальной объемной передачи предмета, что и в скульптуре, а по технике работы многие приемы в частности приемы налепок, совершенно тождественны лепке. Скульптурно-объемными приемами, используя различные материалы (пластическую массу при налепках, вату, материю, папье-маше и т. п. при наклейках), мы можем придать лицу актера самые разнообразные формы: из курносого носа можно сделать орлиный, худощавое лицо превратить в гротесково-толстое; мы можем приделать длинный, острый подбородок, наклеить огромные уши, сделать шишку на лбу, бородавку на щеке и т. д. Словом, посредством скульптурно-объемных приемов мы можем почти беспредельно изменить лицо актера и, таким образом, придать ему новые выразительные возможности.

Если это является положительной стороной скульптурно-объемных приемов, чрезвычайно расширяющей возможности грима, то, с другой стороны, мы имеем отрицательные свойства, которые выражаются в том, что при злоупотреблении этими приемами, особенно приемами наклейки, становится невидимой мимика лица, и грим принимает маскообразную форму» [5].

В этой логике пластический грим следовало бы признать частным случаем грима скульптурно-объемного, однако есть ряд важных аспектов, которые позволяют, на наш взгляд, выделить работу пластического гримера в отдельную область профессиональной деятельности.

Прежде всего под «пластическим гримом» мы понимаем процесс, включающий в себя создание (снятие слепков, скульптурные и формовочные работы, отливку), вклейку на кожу и окраску специальных объемных накладок с целью изменения внешности актера. И здесь следует обратить внимание на неочевидное (в русском термине), но принципиально важное для практической деятельности указание в английском термине на прямую связь пластического грима (prosthetic makeup) и протезной медицины (prosthetics), в частности анапластологии. Не вдаваясь в подробности, можно констатировать что современный пластический грим тесно связан прежде всего с протезной медициной как в области применяемых материалов (силиконы, клеи, краски, формовочные материалы, инкапсуляторы и т.д), так и в самой специфике работы: по сути, основные этапы работы пластического гримера — снятие слепка, лепка, формовка, окраска накладок абсолютно идентичны таковым же в работе медика-анапластолога. На эту тесную связь указывают практически все авторы современных зарубежных учебников по специальному гриму. Так, Тодд Дебрецени, автор одного из самых популярных пособий «Special make-up effects for stage and screen» прямо указывает: «The process of making prostheses is the blending of art and science. There is very little difference between the methods of designing and fabricating a prosthetic device for everyday use and one created for a stage or screen character, with the possible exception of some of the materials used for the finished appliance»[6].

Более того, есть множество примеров тому, как в своей практической деятельности специалист в области пластического грима легко выполняет функции медика-анапластолога, создает муляжи и тренажеры медицинского назначения, оперируя теми же материалами и используя те же технологии, что и в своей повседневной гримерной работе. В качестве примера можно указать прекрасные работы компании Fractured FX по созданию муляжей и хирургических тренажеров для детской клиники в Бостоне [7], автор данной статьи также сотрудничает на постоянной основе с военными медиками и спасателями в сфере создания тренажеров для студентов-медиков[8]. Театральный гример, специалист в сфере визажа или боди-арта не обладает подобными возможностями. Более того, использование традиционных «театральных» методов («налепки и наклейки» по Раугулу) и материалов (глины, воски, папье-маше и т.д.) не позволяет получить детали, достаточно качественные, незаметные и подвижные для съемки на современные камеры. Можно с сожалением отметить, что даже в самых современных отечественных пособиях по театральному гриму упоминаются лишь все те же  налепки и наклейки, которые все так же предлагается выполнять из гуммоза, ангруаза, папье-маше и ваты, то есть материалы и технологии, актуальные даже не для середины XX, но конца XIX столетия [9].

Таким образом, пластический грим, выполняя традиционно гримерную функцию, с точки зрения приемов и методов работы вовсе не идентичен таковым в работе визажиста или театрального гримера при создании художественного или объемно-скульптурного грима, что позволяет рассматривать его как отдельный вид профессиональной деятельности со своими специфическими задачами, приемами работы и особенностями применения. Это связано в первую очередь с тем, что кинематограф задает значительно более высокие требования к реалистичности и незаметности создаваемого грима, нежели театральная сцена, а также к его устойчивости на лице актера (съемочная смена в кино длится в 4-6 раз дольше среднего спектакля) и безопасности использования (с чем связано в том числе применение медицинских материалов и технологий). Кроме того, сама подготовка деталей пластического грима требует значительного времени и финансовых вложений, что также отличает работу пластического гримера от традиционных театральных приемов грима [3, 10, 11].

Заключение. Таким образом, можно прийти к следующему выводу. Понятие «специальный грим» на сегодняшний день в русском языке не имеет четко зафиксированного содержания, что затрудняет его использование в профессиональной коммуникации. Термин «скульптурно-объемный грим» имеет четкое определение в специальной литературе, обозначает конкретную совокупность приемов практической работы художника-гримера и может использоваться в том числе при составлении профессиональных стандартов. Наконец, термин «пластический грим» полностью соответствует англоязычному термину «prosthetic make-up» и может быть также определен как совокупность приемов работы художника-гримера, являющихся частным случаем скульптурно-объемного грима, но имеющих, однако, собственную специфику, не позволяющую полностью отождествить эти два понятия. К сожалению, несмотря на высокий уровень востребованности специалистов по пластическому гриму, этот термин пока не зафиксирован в справочной литературе, не используется в профессиональных стандартах и  системе оценки качества работы художника-гримера.


Список литературы

1. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А. Терминологическая компетентность специалиста: проявление и уровни развития // Человек и образование. №3(48). 2016
2. Художник-гример/Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД)
3. Барсукова Н.И., Райков Д.Е. Специфика моделирования пластического грима в киноискусстве //Мат.3-й Всерос. научн. конф. «Концепции в современном дизайне»/ М: РГУ им. Косыгина, 2021.
4. Сыромятникова И.С. Искусство грима и макияжа. М.: РИПОЛ классик, 2005. 272 с.
5. Раугул Р. Д. Грим в театре. М.: Художественная литература. 1935. 138 с.
6. Debreceni, Todd. Special make-up effects for stage & screen: making and applying prosthetics / by Todd Debreceni. Printed in China, 2009
7. Prosthetics Magazine. vol.13. Printed in the UK by Stephens & George Print Group, 2008
8.Симулятор ранений // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zr-safety.ru/catalog/simulyaczionnoe-oborudovanie/simulyator-ranenij/ (Дата обращения: 01.03.2022).
9. Печкурова, Л. С. Грим. Практикум : учебник и практикум для вузов / Л. С. Печкурова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. 62 с.
10. Landis John. Monsters in the Movies: 100 Years of Cinematic Nightmares. New York, Penguin, 2011. 320 p.
11. Бейган Ли. Грим для театра кино и телевидения. М.: Искусство. 1997.

Расскажите о нас своим друзьям: