Прикладная и математическая лингвистика | Филологический аспект №08 (76) Август 2021

УДК 81'42

Дата публикации 31.08.2021

Особенности репрезентации концепта «Одежда Средневековья» (на материале произведения Элизабет Чедвик «Сокровища Короля»)

Суслова Вера Глебовна
магистрант кафедры иностранных языков, Белгородский государственный национальный исследовательский институт, РФ, г. Белгород, verale98@gmail.com

Аннотация: В данной статье рассматривается номинативное поле художественного текста как совокупность нескольких художественных концептов. Был произведен когнитивно-герменевтический анализ архитектоники концепта «Одежда Средневековья», представленного в текстовом мире романа Элизабет Чедвик «Сокровища Короля». Обнаружено большое количество лингвокультурем в номинативном поле данного концепта. Среди них были выявлены многосоставные и односоставные представители концепта «Одежда Средневековья». В результате исследования мы установили, что среди односоставных и двусоставных номинантов в основном фигурируют номинанты с ядром, который выражен именем существительным и атрибутивами, которые, в свою очередь, характеризуют материал ткани, что эксплицирует социальный статус хозяев данной одежды.
Ключевые слова: текст, художественный текст, художественный концепт, текстовый мир, концептосфера, номинативное поле, лингвокультурема

Specificity of the concept representation “Medieval Clothes” (based on the novel “The Marsh King`s Daughter” by Elizabeth Chadwick)

Suslova Vera Glebovna
student of foreign languages department, Belgorod National Research University, Russia, Belgorod

Abstract: This article considers the nominative field of a literary text as a set of several artistic concepts. A cognitive-hermeneutic analysis of the architectonics of the concept of "Medieval Clothing", presented in the text world of Elizabeth Chadwick's novel "The Marsh King`s Daughter ", was performed. A large number of linguistic culturemes were found in the nominative field of this concept. Among them, multi-component and single-component representatives of the concept of "Medieval Clothes" were identified. As a result of the research, we set up, that there were a lot of nominees with a core among the one-and two-part nominees, which were expressed by a noun and attributes, which characterize the material explicating the social status of the clothes` owners.
Keywords: text, literary text, literary concept, text word, concept-sphere, nominative field, linguo-cultureme

Правильная ссылка на статью
Суслова В.Г. Особенности репрезентации концепта «Одежда Средневековья» (на материале произведения Элизабет Чедвик «Сокровища Короля») // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 08 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/osobennosti-reprezentatsii-kontsepta-odezhda-srednevekovya-na-materiale-proizvedeniya-elizabet-chedvik-sokrovishha-korolya.html (Дата обращения: 31.08.2021)

Все чаще в современном мире перед научным сообществом встает вопрос когнитивного анализа текста. Таким образом, текст становится предметом изучения множества наук, таких, как: филология, стилистика, философия, история, лингвистика, культурология, психология и др.

Е.С. Кубрякова считает, что текст – это «то, из чего люди, обладающие некими усредненными сведениями о языке и о мире, делают достаточно разумные умозаключения» [4]. Под понятием текст мы подразумеваем структурированное сообщение, нацеленное на адресата. По своей стилевой принадлежности выделяются публицистический, разговорный, научный, официально-деловой и художественный виды текста. В данной статье в качестве объекта исследования берется концептосфера художественного текста. Е.А. Огнева дает следующее определение художественному тексту: «конгломерат глубинных этносмыслов народа в преломлённой проекции мировидения писателя, как креативный лингвоконструкт реальности, как репрезентационный символ синергии прошлого, настоящего и будущего, синергии, вербализованной посредством языковых знаков, формирующих таким образом художественный мир, модель которого находится в центре лингвокогнитивных, лингвокультурологических и иных исследований» [7]. Мы рассмотрим произведение в форме концептосферы. По Д.С. Лихачеву «концептосфера» ̶ это «совокупность основных элементов культуры данного этноса, отраженная в его языке» [5]. По мнению Е.А. Огневой и Ю.А. Кузьминых, концептосфера представляет собой «совокупность художественных концептов, каждый из которых является частью индивидуально-авторских концептов, диапазон репрезентации которых обусловлен сюжетным контуром произведения» [8]. Поскольку концептосфера, согласно вышеупомянутым авторам, является совокупностью концептов, художественный концепт — это не что иное, как «единица сознания поэта или писателя, которая получает свою репрезентацию в художественном произведении или совокупности произведений и выражает индивидуально-авторское осмысление сущности предметов и явлений» [1]. Мы знаем, что художественный концепт располагает номинативным полем. З.Д. Попова и И.А. Стернин дают следующее определение номинативному полю концепта: «совокупность языковых средств, объективирующих (вербализующих, репрезентирующих, описывающих внешность) концепт в определенный период развития общества» [9]. Языковые средства, которые составляют номинативное поле концепта, могут быть нейтральными, культурологически окрашенными и коннотативно окрашенными. В ходе данного исследования мы рассматриваем структуру лингвокультурем, являющихся культорологически окрашенными номинантами художественного концепта. Л.Г. Веденина подразумевает под понятием «лингвокультурема» «названия предметов, названий, концептов одной лингвокультурной общности, не встречающихся или встречающихся в другом виде у представителей другой лингвокультуры» [2]. Понятие «лингвокультурема», согласно мнению В.В. Воробьева, характеризуется как «совокупность формы языкового знака, его содержания и культурного смысла, сопровождающего этот знак» [3]. Лингвокультуремы могут быть как односоставными, так и двусоставными. Основываясь на исследованиях Е.А. Огневой, мы можем полагать, что односоставные номинанты представляют собой языковую структуру, которая состоит из одного ядра, а также нескольких зависимых слов, дающих определение какому-либо параметру исследуемой области. Многосоставные номинанты, в отличие от односоставных, имеют несколько компонентов. Они характеризуют два параметра и более. Это может быть качество, количество, продолжительность, эмоциональный окрас и т.д. В данной статье мы рассматриваем номинативное поле художественного концепта «одежда Средневековья» на основе романа Элизабет Чедвик «Сокровища Короля» (The Marsh King`s Daughter). В данном тексте мы выявили определенное количество лингвокультурем, когнитивно-герменевтический анализ которых представлен ниже.

Пример 1. The gown made of the finest English wool [10, c. 14] – платье, сшитое из тончайшей английской шерсти (Пер.). Данный номинант является односоставным. Ядро лингвокультуремы ̶ имя существительное gown, атрибутивом является имя прилагательное в превосходной степени сравнения finest и имя существительное wool, отражающие ткань и ее качество. Мы можем сделать вывод, что элементы одежды, выполненные из таких высококлассных материалов, могли позволить носить только представители привилегированного общества.

Пример 2. Linen braies [10, c. 40] – холщовые штаны-брэ (Пер.). Данное словосочетание является односоставным. Ядром данной лингвокультуремы служит имя существительное braies. Атрибутивом выступает имя прилагательное linen, характеризующее качество материала. Как известно, подобный элемент одежды использовался исключительно мужчинами в качестве нижнего белья. Они имели вид широких штанов и носились вместе с рубашкой, а материал ткани, использованный для их изготовления, говорит нам о социальном статусе их хозяина. Проведенный нами когнитивно-герменевтический анализ показал, что среди односоставных номинантов преобладают номинанты с атрибутивами, характеризующими качество. Теперь перейдем к двусоставным номинантам.

Пример 3. Several exquisite linen shirts [10, c. 62] – несколько нарядных льняных рубашек (Пер.). Ядром данной культуремы является имя существительное shirts. Атрибутивами являются слова: several (вербализует количество, показывая тем самым, что человек, кому принадлежит данная одежда, не испытывает нужды), exquisite вербализует цель применения данной одежды, а также linen, характеризующее качество. Вышеупомянутые атрибутивы дают нам понять, какой у владельца достаток и какой образ жизни он ведет.

Пример 4. Fur-lined cloaks and jewel-bright colours [10, c. 57] – ослепительно яркие плащи с меховой опушкой (Пер.). В данной лингвокультуреме ядром служит имя существительное cloaks, а атрибутивами являются прилагательное fur-lined, описывающее составные части данного элемента одежды, и словосочетание jewel-bright colours, определяющее степень яркости ткани, а значит ее качества. Насколько нам известно, одежду с меховой отделкой могли носить только представители высших сословий общества, поэтому мы можем предположить, что данная одежда принадлежала знатным особам, возможно, представителям власти.

Пример 5. The tunic was fashioned of soft, tawny wool that had been both fulled and napped [10, c. 87] – широкая, в сборку, она была пошита из мягкой ворсистой шерсти (Пер.). Данная лингвокультурема состоит из ядра – the tunic, а атрибутивами выступают имя прилагательное fashioned, вербализующее актуальность времени, словосочетание soft tawny wool, характеризующее качество, и имена прилагательные fulled and napped, определяющие форму и вид. Нет необходимости изучать культуру английского средневековья, чтобы без труда догадаться, что данный элемент одежды является частью гардероба человека из высшего общества, так как современные и комфортные, из приятной к телу ткани, вещи могли носить только королевские особи.

Наше исследование показало, что в двусоставных лингвокультуремах преобладают лингвокультуремы с атрибутивами, вербализующими качество. В заключение следует отметить, что анализ художественного текста Элизабет Чедвик «Сокровища Короля», в частности, номинативного поля концепта «одежда Средневековья» выявило большое количество лингвокультурем, среди которых обнаружены как односоставные, так и двусоставные номинанты. Ядром во всех примерах выступают имена существительные. Часто встречаются имена прилагательные, определяющие качество и свидетельствующие о благосостоянии владельца одежды, а также о его социальном положении.


Список литературы

1. Беспалова О.В. Концептосфера поэзии Н.С. Гумилева в ее лексическом представлении. Автореферат дисс. канд.филол.наук, 2002. 24 с.
2. Веденина Л.Г. Теория межкультурной коммуникации и значение слова // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5. – С.72-76.
3. Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. – М.: Изд-во РУДН, 1997. – 331 с.
4. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика. – Т. 1. – М.: Наука, 2001. – С. 72-81.
5. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка// Изв. АН. Сер. лит. и яз. – Т. 52. – 1993. – № 1.
6. Огнева Е.А. Когнитивно-дискурсивное пространство текста при переводе // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки методика их преподавания. – 2012. – № 1. – С. 88-95.
7. Огнева Е.А. Текстовая пейзажная модель как когнитивный формат знания (на материале произведения А. Ирасека «Псоглавцы») // Когнитивно-дискурсивные стратегии развития языка: сборник научных трудов по итогам Междунар. науч. конф. – 2016. – С. 382- 389.
8. Огнева Е.А., Кузьминых Ю.А. Типологизация и структурирование когнитивной сцены художественного текста // Современные проблемы науки и языка. – 2012. – № 6. – С. 484.
9. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. – Воронеж: Истоки, 2007. – 250 с.
10. Chadwick E. The Marsh King`s daughter. New York, St. Martin`s Press, 2000. – 408 p

Расскажите о нас своим друзьям: