Журналистика | Филологический аспект №09 (89) Сентябрь 2022

Дата публикации 19.09.2022

Особенности применения метода журналистского расследования в телевизионных ток-шоу (на материале программы «Андрей Малахов. Прямой эфир»)

Неренц Дарья Валерьевна
канд. филол. наук, доцент кафедры журналистики, Российский государственный гуманитарный университет, РФ, г. Москва, ya.newlevel@yandex.ru

Аннотация: Метод журналистского расследования на телевидении по-прежнему является актуальным, а программы под заголовком «Расследование» неизменно привлекают внимание широкой аудитории. В статье анализируется новый тренд – применение метода журналистского расследования в телевизионных ток-шоу. В частности, рассмотрены характерные особенности расследования как метода, типология и методы сбора информации при проведении журналистского расследования, специфика расследований в ток-шоу на примере проекта «Андрей Малахов. Прямой эфир». Основными методами исследования послужили метод описания, сравнения и обобщения. Хронологические рамки исследования: 2021-2022 гг.
Ключевые слова: журналистское расследование, ток-шоу, метод журналистской деятельности, криминальные расследования, телевидение

Features of the application of the method of investigation journalism in talk show on TV (based on the program "Andrey Malakhov. Live")

Nerents Daria Valer’evna
Cand. Sci. (Philology), assistant professor of Department of journalism, Russian State University for the Humanities, Russia, Moscow

Abstract: The method of investigative journalism on television is still relevant and programs with the heading «Investigation» attract the attention of a wide audience. The article analyzes a new trend – the use of the method of investigative journalism in television talk shows. In particular, the characteristic features of the investigation as a method, the typology and methods of collecting information in the conduct of investigative journalism, the specifics of investigations in a talk show on the example of the project «Andrey Malakhov. Live». The main research methods were the method of description, comparison and generalization. Timeline of the study: 2021-2022.
Keywords: investigative journalism, talk show, method of journalism, criminal investigations, television

Правильная ссылка на статью
Неренц Д.В. Особенности применения метода журналистского расследования в телевизионных ток-шоу (на материале программы «Андрей Малахов. Прямой эфир») // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/osobennosti-primeneniya-metoda-zhurnalistskogo-rassledovaniya-v-televizionnykh-tok-shou-na-materiale-programmy-andrej-malakhov-pryamoj-efir.html (Дата обращения: 19.09.2022 г.)

Журналистское расследование с момента своего появления является узкой специализацией, в которой работает довольно небольшое количество журналистов. В первую очередь это связано с большими временными затратами на изучение темы и сбор информации, а также финансовыми издержками (особенно при необходимости командировок). Однако важную роль играет и поддержка главного редактора и коллег, что случается далеко не всегда, а также способность журналиста к поиску скрытой информации и выявлению причинно-следственных связей, то есть долговременной планомерной работе, требующей аналитического мышления.

В то же время итог журналистского расследования может быть весьма привлекателен для журналистов, поскольку это возможность повысить уровень своей репутации, получить общественное признание, помочь аудитории и обратить внимание властей на важную проблему, получить финансовые выгоды (при появлении общественного резонанса). Стремление к повышению рейтингов и коммерческой эффективности как никогда актуально для телевизионных СМИ, которые ежегодно теряют свою аудиторию, проигрывая интернет-изданиям и социальным медиа. В связи с этим можно наблюдать трансформации в уже привычных аудитории телепроектах касательно подходов к освещению тем, как раз в силу желания сохранить и приумножить аудиторию. Одна из таких трансформаций – появление метода расследования в ток-шоу, в которых еще пять лет назад все действие происходило в студии и ограничивалось озвучиванием целого набора версий происходящих событий, а теперь эти обсуждения основаны на собственных расследованиях, которые проводит редакторская группа ток-шоу.

Журналистское расследование как метод имеет ряд особенностей, которые позволяют отличить его от других методов журналистской деятельности. Прежде всего, это наличие скрытой ранее информации, которую кто-то хотел бы оставить в тайне, детальное всестороннее исследование общественно значимой важной темы, стремление найти решение какой-то серьезной проблемы.

Д.В. Неренц указывает, что расследователи неоднократно способствовали раскрытию случаев коррупции, наркоторговли, эксплуатации трудящихся и других нарушений правовых и этических норм. Журналистское расследование как метод выполняет ряд важнейших социальных функций, отражая, по сути, интересы и настроения общества [1, c. 78].

Е.С. Зубаркина понимает под журналистским расследованием детальное исследование социальных явлений, несмотря на их многочисленное многообразие [2, c. 367]. Н.В. Бергер, в свою очередь, отмечает примат факта над мнением как важнейшую черту журналистского расследования [3, c. 3]. Подобный подход к работе позволяет продемонстрировать происходящие в обществе изменения, саму суть общества. Осуществляемая расследователями социальная диагностика выявляет наиболее болезненные сферы и активизирует читательский интерес, тем самым стимулируя поиск решения острой проблемы.

А.А. Тертычный и А.Д. Константинов выделяют несколько разновидностей расследовательских публикаций в зависимости от тематики: политические, экономические (коррупционные), исторические, экологические, криминальные (социально-бытовые преступления) [4, c. 214-226; 5, c. 176-199]. В свою очередь, Д.В. Неренц предлагает классификацию расследований в зависимости от масштабности исследуемой проблемы [6, c. 24-25]: местные или городские (расследования в рамках городской проблемы), региональные, федеральные (характерно для столичной прессы и крупных еженедельных изданий), межстрановые (предполагает сотрудничество журналистов нескольких стран для решения общей проблемы), трансконтинентальные (расследования, затрагивающие несколько континентов) и международные (глобальная проблема, касающаяся всего мира).

Несмотря на совершенно новые возможности, которые открыл для журналистов-расследователей Интернет с появлением Bid Data, баз данных, социальных медиа, искусственного интеллекта и т.д., сложно выделить существенные трансформационные процессы в способах создания телевизионного журналистского расследования.

Безусловно, аккаунты в социальных сетях, статистика с официальных сайтов государственных учреждений, анализ баз данных могут становиться источниками информации, но главенствующими по-прежнему остаются «традиционные» интервью, опрос, эксперимент, включенное или невключенное наблюдение, криминолого-следственные методы [4, c. 217]. Именно этот набор позволяет создать визуально привлекательный видеопроект, который будет интересен массовому телезрителю.

Наиболее часто используемым методом является интервью или беседа. А.А. Тертычный указывает, что ответы на волнующие вопросы автор всегда может получить с помощью различных специалистов (политиков, чиновников, государственных служащих и т.п.), используя метод интервью или беседы. Однако, отмечает исследователь, если человек захочет что-то скрыть, то никакие манипулятивные приемы, особенно лесть или заигрывания, не будут работать. Между тем журналист в любом случае сможет получить определенное представление об отношении человека к проблеме или о его настроении [4, c. 219].

Нередко при проведении расследования используется метод наблюдения. М.Н. Ким при этом указывает на ряд факторов, при которых наблюдение становится по-настоящему важным источником информации. В частности, довольно полезным может оказаться наблюдение за динамикой развития события, за привычками и поведением людей, за деталями, которые сложно увидеть без личного присутствия. Благодаря подобному наблюдению повествование отличается живостью и образностью, а также объективностью, поскольку нет необходимости узнавать у кого-то постороннего о произошедшем. Кроме того, личное наблюдение дает журналисту возможность сразу отделить главные факты от второстепенных, исследовать причинно-следственные связи [7, c. 128].

Метод эксперимента характерен для расследований на криминальную тематику и применяется если необходимо воссоздать происходящее, создать «реконструкцию» или, например, определить реакцию аудитории на какое-то совершаемое действие, а также проверить достоверность историй героев истории.

Для телевизионных расследований характерен метод съемки скрытой камерой, поскольку именно этот способ позволяет зафиксировать и впоследствии подтвердить факт разговора и информацию, которые они получают от источника.

В телевизионной практике нередко встречаются метод работы с документами (поиск документальных свидетельств, их анализ), работа с интернет-ресурсами (например, поиск свидетелей в социальных сетях и пр.), поиск архивных видеозаписей или фотоизображений, изучение предыстории события/проблемы.

Применение того или иного метода полностью зависит от цели автора и формата телепрограммы. В расследовательских программах («Честный детектив», «Человек и закон», «ЧП. Расследование») делается акцент на поиске информации журналистом, и цель такого материала – не только раскрыть преступную схему, но и способствовать разрешению проблемы путем привлечения внимания. В ток-шоу, как правило, событие, которое становится темой расследования, уже привлекло к себе внимание и широко обсуждаемо, поэтому цель журналистов – найти эксклюзивную информацию, шокирующие подробности, чтобы после материала обсудить в студии все возможные версии события. При этом отсутствуют выводы и какие-то пути решения проблемы, нередко выпуски с расследованиями редакторской группы имеют «открытый финал».

Ток-шоу по своей природе является диалогичным жанром, в основе которого – изучение проблемы или явления посредством коллективного обсуждения в студии. Собравшиеся гости, эксперты и зрители в зале активно высказывают свои версии события, дают прогнозы и предлагают пути решения. Довольно часто несовпадающие точки зрения могут стать началом острой дискуссии, переходящей во взаимные оскорбления или физическое воздействие. Однако сегодня в основе выпусков не только эта «классическая» композиция повествования. Все чаще можно увидеть репортажи и сюжеты, снятые корреспондентами или редакторами ток-шоу, которые являются ключевым источником информации и занимают центральное место в программе. Некоторые из этих материалов являются журналистскими расследованиями. К такому методу прибегают редакторские группы разных проектов на федеральных телеканалах («На самом деле», «Пусть говорят», «Андрей Малахов. Прямой эфир» и пр.).

В проекте «Андрей Малахов. Прямой эфир» [8] в последние 3 года наблюдается устойчивая тенденция к проведению собственных расследований. Из просмотренных 242 выпусков программы «Андрей Малахов. Прямой эфир» за период январь 2021 – январь 2022 гг. 19 выпусков посвящены собственным расследованиям редакторской группы. Как правило, за месяц в ток-шоу может выходить от одного до трех расследований, все они относятся к криминальному типу. В частности, 7 выпусков были посвящены разным видам мошенничества (телефонные мошенники, некачественные медицинские услуги, сайты знакомств, «черные» риелторы), другие пять – расследованиям убийства параллельно с правоохранительными органами, 5 расследований были посвящены попыткам поиска пропавших людей, одно расследование раскрывает преступные схемы в похоронном бизнесе, еще одно – об ограблении банка.

Представляется, что выбираемые для расследований в ток-шоу темы должны быть не только резонансными, то есть привлекательными для массового зрителя, но и не требующими конкретных результатов. Как правило, расследования, которые проводит редакторская группа, идут параллельно с официальными проверками или расследованиями правоохранительных органов. Однако есть выпуски с эксклюзивной информацией: новыми открывшимися обстоятельствами, появлением новых свидетелей, которых не опрашивали следственные органы. Например, в выпуске от 02.12.2021 г. «В логове телефонных мошенников: мы узнали их имена!» корреспондентам программы удалось раскрыть личности членов преступной группировки, которая занималась телефонным мошенничеством, а в выпуске от 10.02.2021 г. «Как разводят на деньги на сайтах знакомств» подробно описать преступную схему мошенника, который знакомился со своими жертвами на сайтах для того, чтобы впоследствии их ограбить.  

При этом есть темы, которые изначально имеют перспективы неоднократного обсуждения. Некоторые расследования переходят в серию, состоящую из 2 или 3 выпусков (выпуски от 13 января и 28 января 2021 г. о косметологах-самоучках; выпуски от 21 сентября и 04 октября 2021 г. об исчезнувшей девушке; выпуски от 19 марта и 06 апреля 2021 г. о таксисте, который был убит, выпуски от 29 июня, 10 ноября и 02 декабря 2021 г. о телефонных мошенниках). Продолжение истории появляется если: предыдущий выпуск был рейтинговым и набрал большое количество просмотров на YouTube-странице проекта, появились эксклюзивные сведения, которые есть в распоряжении только редакторской группы ток-шоу, история пришла к неожиданной (шокирующей) развязке, которую необходимо обсудить в студии, редакторская группа продолжает проводить собственное расследование с целью привлечь внимание правоохранительных органов к этому делу.

География расследований ограничена территорией РФ: расследования проводились в разных регионах России, начиная от крупных мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург) и заканчивая малонаселенными пунктами (станица Ахтанизовская Кубанской области).

По масштабам проблем расследования в ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир» можно отнести к региональным (расследования о пропаже людей или убийстве) и к федеральным (расследования о телефонных мошенниках, брачных аферистах, похоронной мафии). Несмотря на то, что подобные происшествия не могут привлечь международное сообщество и не рассчитаны на это, все же внутри страны являются резонансными и привлекают внимание массовой аудитории.

Довольно разнообразными представляются методы сбора информации, которые используют редакторы программы по время своих расследований. Анализ выпусков показал, что наиболее распространенными является съемка скрытой камерой (в зависимости от темы это может быть интервью или диалог с обвиняемым/свидетелем или съемка внутри офисов мошенников, нелегально работающих медицинских учреждений, жилых помещений). Например, в выпуске от 10.11.2021 г. «В логове телефонных мошенников» производилась съемка скрытой камерой в офисе телефонных мошенников.

Во всех расследованиях в ток-шоу использованы криминолого-следственные методы сбора информации. В частности, встречаются метод невключенного наблюдения, редакторская группа отправляется на место происшествия, зачастую самостоятельно проходя весь маршрут жертвы или потерпевшего в день совершения преступления. На месте события корреспондент всегда опрашивает соседей и проживавших с жертвой. По итогу во время эфира нередко представлена инфографика: карта с отметками геолокаций или маршрута жертвы, преступная схема, поэтапный разбор события и т.п.

Одним из «традиционных» методов сбора информации в истории расследовательской журналистики является метод «смены профессии», когда журналист под видом желания трудоустройства или под видом клиента проникает в офисы, компании, государственные учреждения, чтобы увидеть и описать преступную деятельность «изнутри», своими глазами. Сюда же можно отнести попытку редакторов программы исследовать деятельность салона красота под видом клиентов (выпуск от 13.01.2021 г. «Как самоучки уродуют женщин в салонах красоты»).

Во всех выпусках интервью и опрос являлись центральными, основными методами сбора информации, поскольку зачастую именно родственники, потерпевшие, друзья или знакомые становились инициаторами начала расследования.

Если еще пять лет назад выпуск под громким заголовком «Расследование» в ток-шоу представлял собой традиционное обсуждение в студии всех возможных версий произошедшего события и, возможно, реконструкцию произошедшего, то теперь это трансформировалось в полноценную попытку провести собственное расследование, используя методы съемки «скрытой камерой», метод «смены профессии», метод невключенного наблюдения и реконструкции, метод опроса и интервью со свидетелями и родственниками. 

Таким образом, с одной стороны, появление журналистских расследований в ток-шоу – показатель дальнейших тенденций развития журналистики в целом, когда происходит смешение жанров и форматов, превращая любую программу во что-то неопределенное, фрагментарное и, зачастую, нечеткое с точки зрения определения сверхзадачи телепроекта.  

С другой стороны, подобные расследования могут быть более результативными, поскольку привлекают внимание и широкой общественности, и экспертного сообщества, а, значит, и властей. Подобное внимание в большей степени способно положительно повлиять на разрешение сложной и актуальной проблемы.


Список литературы

1. Неренц Д.В. Активизация использования визуальных элементов с целью максимизации аудитории в расследовательской журналистике // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 1 (27). С. 77-86.
2. Зубаркина Е.С. Журналистское расследование: история и технология создания сюжетов // Преподаватель XXI век. 2009. № 2. С. 366-370.
3. Бергер Н.В. Расследование как метод журналистской деятельности: дис. … д. филол. наук. СПб., 2006. 423 с.
4. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: учеб. пособие. М. : Аспект Пресс, 2002. 352 с.
5. Журналистское расследование : История метода и соврем. Практика. 2-е изд., доп. / под ред. А.Д. Константинова. СПб. : Изд. Дом «Нева»; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 476 с.
6. Неренц Д.В. Журналистские расследования в современных СМИ США и России: учеб. пособие. М. : РГГУ, 2019. 141 с.
7. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2001. 320 с.
8. Андрей Малахов. Прямой эфир. Эфиры январь 2021 – январь 2022 гг. // Смотрим. Режим доступа: https://smotrim.ru/brand/62142 (Дата обращения: 04.09.2022).

Расскажите о нас своим друзьям: